1. Семантизация морфем и словообразовательный повтор. 1) Фронтальная работа. – Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: добавьте приставки к глаголу бегать. (Добегаться (доведение действия до отрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).) – Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем? 2) Работа со стихотворением М. Цветаевой «Расстояние: версты, мили...». Стихотворение посвящено Б. Пастернаку, близкому другу М. Цветаевой. С отношениями, которые связывали двух великих поэтов, вы будете знакомиться в курсе литературы 11 класса. Чтение стихотворения (учитель). – Ваше впечатление от стихотворения? (Ощущение неимоверного горя, в то же время сдержанность и мужество в проявлении чувств при разлуке.) – Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав. – Каково же значение приставки раз(с)-? (Значение потери, утраты.) Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем – это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова. – Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: .) Словообразовательный повтор – повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели. – Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки. – Найдите глаголы, в которых приставка рас- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»). – Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя? (Аллитерация – [р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», «сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.) 3) Работа с раздаточным материалом. – Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели (ся). Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия.) Отсеребрилась, отзвучала... И вот из-за домов, пьяна, В пустую комнату стучала Ненужно ранняя весна. А. Блок Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. С. Есенин Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора. 2. Приём ложной этимологизации слов. Демонстрация задания на слайде. 1) Творческая работа. – Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон». (Окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин.) Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить – «баранка» – овца, «волнушка» – мама абитуриента и т. д. Этимологизация (ложная) – намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно. Например. Учитель. Как ты понимаешь выражение «троянский конь»? Ученик. Это когда в телегу запряжено трое коней. 2) Работа с раздаточным материалом. – Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова? «– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец. – Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов. – Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец. – А что ты под этим понимаешь? – Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек. – Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно». (И. Грекова.) (Ложная этимология как средство речевой характеристики, автор иронизирует над своим героем, который не знает значения слова «проходимец» – мошенник, негодяй.) 3. Окказионализмы. – Мы начали работу по словообразовательным средствам русского языка со знакомого приёма – «слова с суффиксами оценки» и заканчиваем урок тоже знакомым нам приёмом. Творческая работа в группах. Задание № 1 для 1-2 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках. Космодром | Поэтодром | Ракетодром | Собакодром | Лунодром | Змеедром | Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого распространения). Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели. Задание № 2 для 1-2 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы. Задание № 1 для 3-4 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках. Принцесса | Критикесса | Баронесса | Аспирантесса | Поэтесса | Гидесса | Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы. Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели. Задание № 2 для 3-4 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы. Взаимооценка. Группы оценивают результаты работы друг друга. Работа с раздаточным материалом. – Прочитайте подбор примеров, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения? (Они образованы по хорошо известным словообразовательным моделям.) Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев.) Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин.) Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин.) – По каким словообразовательным моделям образованы индивидуально-авторские слова? (Хитр/инк/а, со/бесед/ниц/а, вы/смотр/е/л.) Доктор выслушал младенца, А потом и говорит: «Инфлюэнца, Симуленца, притворенца, лодырит». С. Маршак – С какой целью автор использует окказионализмы? (Окказионализмы используются для создания комического эффекта.) – Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений. Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность. |