СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №19-20 Выразительные словообразовательные средства русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оснвные задачи урока: 

  1. развивать умения и навыки нахождения в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования русского языка;
  2. развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;
  3. воспитывать культуру речи, богатство и выразительность речи;  потребность в дальнейшем самообразовании

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №19-20»

10 класс


Урок №19-20

Выразительные словообразовательные средства русского языка

Цели:

познакомить с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; формировать навыки культуры речи; закрепить навыки правописания.

Задачи:

  1. развивать умения и навыки нахождения в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования русского языка;

  2. развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;

  3. воспитывать культуру речи, богатство и выразительность речи; потребность в дальнейшем самообразовании

Прогнозируемые результаты:

учащиеся находят в тексте основные выразительные средства морфемики и словообразования русского языка, определяют значение и стилистическую принадлежность морфем, их стилистические возможности

Оборудование:

РМ для индивидуальной работы и работы в парах, группах, словари

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

- Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, то есть 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.

Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1) Осложнённое списывание.

Демонстрация текста на слайде.

[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

Задание к тексту.

Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)

Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста на слайде.

«– Вот я тебя как высеку…

Как милости вашей будет угодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»

Объяснить вставленные орфограммы.

Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское «высечь» на своё «посечь».)

2) Работа со словарями.

Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка по- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка вы- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь.)

3) Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.

Работа с раздаточным материалом.

Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

а) Фамусов – Скалозубу. «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее». (Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.)

Молчалин. «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». (Заискивание.)

Чацкий. «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». (Сатирическая направленность, отрицательная оценка.)

Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?

б) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) (Насмешливо-ироническое отношение автора к герою.)

Работа на доске. Отработка навыка употребления слов с суффиксами оценки.

Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ? (Кот|ик, кот׀ичек, кот|ок, кот|очек (ласковое), кот|яр|а, кот|ищ|е (увеличительно-неодобртельное), кот|ишк|а (ласково-ироничное, снисходительное).)

Вывод: суффиксы оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.

Списывают текст, оформляя в виде диалога, комментируют орфограммы и пунктограммы.


Определяют разницу в значении слов «высечь» и «посечь» (можно воспользоваться словарями)























Работают с раздаточным материалом, определяя роль суффиксов оценки в характеристике литературных героев.











Подбирают суффиксы оценки к существительному КОТ


Делают вывод о роли суффиксов оценки

  1. Операционно-деятельный этап

1. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.

1) Фронтальная работа.

Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: добавьте приставки к глаголу бегать. (Добегаться (доведение действия до отрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).)

Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?


2) Работа со стихотворением М. Цветаевой «Расстояние: версты, мили...».

Стихотворение посвящено Б. Пастернаку, близкому другу М. Цветаевой. С отношениями, которые связывали двух великих поэтов, вы будете знакомиться в курсе литературы 11 класса.

Чтение стихотворения (учитель).

Ваше впечатление от стихотворения? (Ощущение неимоверного горя, в то же время сдержанность и мужество в проявлении чувств при разлуке.)

Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав.

Каково же значение приставки раз(с)-? (Значение потери, утраты.)

Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем – это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.

Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: .)

Словообразовательный повтор – повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.

Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки.

Найдите глаголы, в которых приставка рас- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»).

Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя? (Аллитерация – [р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», «сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.)


3) Работа с раздаточным материалом.

Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели (ся). Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия.)

Отсеребрилась, отзвучала...

И вот из-за домов, пьяна,

В пустую комнату стучала

Ненужно ранняя весна.

А. Блок

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

С. Есенин

Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.


2. Приём ложной этимологизации слов.

Демонстрация задания на слайде.

1) Творческая работа.

Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон». (Окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин.) Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить – «баранка» – овца, «волнушка» – мама абитуриента и т. д.

Этимологизация (ложная) – намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно.

Например. Учитель. Как ты понимаешь выражение «троянский конь»? Ученик. Это когда в телегу запряжено трое коней.


2) Работа с раздаточным материалом.

Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?

«– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.

Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.

Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.

А что ты под этим понимаешь?

Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.

Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно». (И. Грекова.)

(Ложная этимология как средство речевой характеристики, автор иронизирует над своим героем, который не знает значения слова «проходимец» – мошенник, негодяй.)


3. Окказионализмы.

Мы начали работу по словообразовательным средствам русского языка со знакомого приёма – «слова с суффиксами оценки» и заканчиваем урок тоже знакомым нам приёмом.

  1. Творческая работа в группах.

Задание № 1 для 1-2 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.

Космодром

Поэтодром

Ракетодром

Собакодром

Лунодром

Змеедром


Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого распространения). Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.

Задание № 2 для 1-2 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Задание № 1 для 3-4 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.

Принцесса

Критикесса

Баронесса

Аспирантесса

Поэтесса

Гидесса


Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы. Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.

Задание № 2 для 3-4 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Взаимооценка. Группы оценивают результаты работы друг друга.


  1. Работа с раздаточным материалом.

Прочитайте подбор примеров, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения? (Они образованы по хорошо известным словообразовательным моделям.)

  • Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев.)

  • Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин.)

  • Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин.)

По каким словообразовательным моделям образованы индивидуально-авторские слова? (Хитр/инк/а, со/бесед/ниц/а, вы/смотр/е/л.)

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит: «Инфлюэнца,

Симуленца, притворенца, лодырит».

С. Маршак

С какой целью автор использует окказионализмы? (Окказионализмы используются для создания комического эффекта.)

Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.

Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность.


Учащиеся знакомятся с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, выполняя практические упражнения фронтально, индивидуально, в парах и группах с использованием раздаточного материала.

Взаимопроверка.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «Свободный микрофон»

Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?

– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка?

Запишите выводы в тетрадь.

  1. Тест «Выразительные средства словообразования»

Делают выводы по теме урока.




Выполняют предложенный тест. Взаимопроверка

  1. Этап информации о домашнем задании.

1) Попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка, изверг, заморыш, гастрит, известняк (по выбору);

2) если вы подберёте по 5–6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо – значит, вы неплохо владеете русским языком.

Задание для почитателей русского языка.

Выразительно прочитайте стихотворение, объясните его название.

Какова роль повтора слов одной модели в этом тексте? Выпишите эти слова. Какие из них являются авторскими образованиями? Что обозначают эти слова и для чего, по-вашему, их создал поэт?

БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаённой печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, –

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

Во всём утомленье, глухое, немое.

К. Бальмонт


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.


Просмотр содержимого документа
«РМ - Выразительные словообразовательные средства русского языка»

Выразительные словообразовательные средства русского языка

Этап актуализации субъектного опыта.

1) Осложнённое списывание.

[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

Задание к тексту.

Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.

Объяснить вставленные орфограммы.

Какая разница в значении слов высечь и посечь?

2) Работа со словарями.

Благодаря чему изменилось значение слова?

3) Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.

Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

а) Фамусов – Скалозубу. «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».

Молчалин. «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка».

Чацкий. «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком».

Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?

б) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.)

Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ?

Вывод: ?

Операционно-деятельный этап

1. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.

1) Фронтальная работа.

Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: добавьте приставки к глаголу бегать.

Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?


2) Работа со стихотворением М. Цветаевой «Расстояние: версты, мили...».

Ваше впечатление от стихотворения?

Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав.

Каково же значение приставки раз(с)-?

Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод.

Какова роль повтора в тексте?

Найдите глаголы, в которых приставка рас- имеет значение действия, доведённого до конца

Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя?


3) Работа с раздаточным материалом.

Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели (ся). Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах?

Отсеребрилась, отзвучала...

И вот из-за домов, пьяна,

В пустую комнату стучала

Ненужно ранняя весна.

А. Блок

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

С. Есенин


Вывод: ?


2. Приём ложной этимологизации слов.

1) Творческая работа.

Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон».

2) Работа с раздаточным материалом.

Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?

«– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.

Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.

Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.

А что ты под этим понимаешь?

Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.

Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно». (И. Грекова.)

3. Окказионализмы.

  1. Творческая работа в группах.

Задание № 1 для 1-2 групп. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках. По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Космодром

Поэтодром

Ракетодром

Собакодром

Лунодром

Змеедром


Задание № 1 для 3-4 групп. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках. По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Принцесса

Критикесса

Баронесса

Аспирантесса

Поэтесса

Гидесса


  1. Работа с раздаточным материалом.

Прочитайте подбор примеров, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения?

  • Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев.)

  • Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин.)

  • Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин.)

По каким словообразовательным моделям образованы индивидуально-авторские слова?

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит: «Инфлюэнца,

Симуленца, притворенца, лодырит».

С. Маршак

С какой целью автор использует окказионализмы?

Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.

Вывод: ?

Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «Свободный микрофон»

Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?

– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка?

Запишите выводы в тетрадь.

  1. Тест «Выразительные средства словообразования»




Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ ПО ТЕМЕ»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»


1. В какой строке суффиксы придают словам разговорную окраску?

1) скульптура, архитектура

2) столовка, спецовка

3) гладильня, коптильня

4) вклейка, верстка

2. В какой строке суффиксы придают словам шутливую окраску?

1) бумаженция, книженция, старушенция;

2) солдатня, матросня, пацаньё

3) спанье, суетня, кислятина

4) скулеж, скукота, смехота

3. В какой строке суффиксы придают словам разговорно-просторечный характер?

1) активничать, дипломатничать

2) подзаработать, прихватить

3) тормознуть, спекульнуть

4) добегаться, забегаться

4. В каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одно и то же значение?

1) боец, мудрец, характерец;

2) испанец, немец, иностранец;

3) старец, хлебец, братец;

4) морозец, хитрец, борец.

5. В каком ряду во всех словах суффикс -ИЩ имеет положительную оценку?

1) От вашего табачища

2) Вон какая квартирища

3) Важнецкий диванище

4) Распустили язычищи

6. В каком ряду обращение к формам субъективной оценки стилистически не мотивировано и сказываются черты «речевого мещанства»?

1) Дай маме ручку;

2) Выпишем пустырничек, валерьяночку

3) Машенька, возьми куколку

4) В понедельничек позвоните

7. В каких предложениях используются окказионализмы?

1) И, как судьба меня ни хлопай, Я устремлен душою всей К тебе, о синий Енисей! (И. Северянин)

2) Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. (Ф. М. Достоевский)

3) По морям, играя, носится С миноносцем миноносица. Льнет, как будто к меду осочка, К миноносцу миноносица. (В.Маяковский).

4) За ужином объелся я Да Яков запер дверь оплошно И стало мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно. (А.С.Пушкин)


1. 2)
2. 1)
3. 3)
4. 2)
5. 3)
6. 4)
7. 3), 4)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!