СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №21-22 Морфологические нормы. Употребление имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить знания о понятии  «морфологические  нормы» речи; выявить нарушения  морфологических норм и отработать навыки  правильного образования и употребления грамматических форм имен существительных;
  2. развивать  коммуникативные  и лингвистические компетенции обучающихся;
  3. повышать  уровень   речевой культуры и воспитывать  любовь к  русскому языку; развивать  языковое чутьё. 

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №21-22 Морфологические нормы. Имя существительное»

10 класс


Урок №21-22

Морфологические нормы. Употребление имен существительных

Цели:

  1. углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи; выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм имен существительных;

  2. развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

  3. повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку; развивать языковое чутьё.

Прогнозируемые результаты:

определяют понятие «морфологические нормы», выявляют нарушение морфологических норм; правильно образуют и употребляют грамматические формы имен существительных

Оборудование:

раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы; интернет - ресурсы - сайт «Культура письменной речи»

http://www.gramma.ru/RUS/?id=2.27&PHPSESSID=25eef71611f4c4848d718f923e57ea3f

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Эпиграф:

«Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачев)


Приветствуют учителя.

Читают эпиграф урока, определяют его смысл

  1. Этап постановки учебной проблемы. Целеполагание.

  1. Постановка учебной проблемы.

Работа с текстом. Работа в группах.

Карточка №1. Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа слова трактор. Слово было заимствована в начале ХХ века из английского языка.

Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940 г. Литературной нормой признается только тра΄кторы, а окончание – а ( трактора΄) считается просторечным, т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора) даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее».

  • Об изменении каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения).


  1. Введение в тему. Формулировка темы урока.

- Почему предметом речи стали именно морфологические нормы языка?

На уроке будем говорить о морфологических нормах русского языка.

- Что мы имеем в виду под морфологическими нормами? Какие трудности вызывает выполнение заданий, связанных с морфологическими нормами?

Предлагает учащимся рассмотреть словосочетания и определить нарушение морфологических норм:

Маэстро отменило концерт. Солнечное Баку ждет гостей. У обоих девушек зазвонили телефоны. Прозрачная тюль украсила комнату. Он более умнее. Вкусные торта. Умные докторы. Более худшие привычки. Без комментарий. Шесть помидор. К пятому октябрю. Я к ей с душой. В полуторах километрах. Черное кофе без сахара. Червивый яблок. Несколько басней.

Морфологические нормы - это нормы, связанные с правильным формообразованием и употреблением грамматических форм разных частей речи:

  • формообразования имен существительных и прилагательных;

  • формообразования глагольных форм;

  • склонения и особенности сочетаемости имен числительных;

  • правильного определения рода несклоняемых существительных

Читают и обсуждают в группах текст, определяют разновидность нормы, обосновывают свой ответ





















Учащиеся высказывают свои суждения, записывают тему урока.







Групповая работа.

Определяют на данных примерах нарушение морфологических норм, формулируют понятие.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Составление опорных записей.

  2. Упражнения

1. Распределите существительные (по родам) на четыре группы:

1)  женского рода

2)  мужского рода

3)  среднего рода

4)  общего рода

бра, иваси, Гаити, жадина, виски, кольраби, Осло, протеже, барокко, кутюрье, амплуа, какаду, недотрога, эмбарго, тюль, меню, кашне, гризли, салями, пенальти, хинди, Сочи, ябеда, Килиманджаро, резюме, боа, невежда, конферансье, фламинго, Зимбабве, какао, визави, мозоль, крупье, портмоне, Миссисипи, толь, табу, коллега, забияка, кенгуру, фойе, кашпо, атташе, секретарь, жабо.

2. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.

1. ООН принял… к рассмотрению документ. 2. Летом мы ездили на живописн… Капри. 3. Настоящ… "Боржоми" производится только в Грузии. 4. ПГУПС праздновал… юбилей. 5. Эта женщина – известн… кутюрье. 6. Перед нами расстилал..сь знаменит… Лимпопо. 7. ФРГ не принимал… участия в саммите. 8. Килиманджаро всегда привлекал… туристов. 9. Мы вышли на широк… авеню. 10. На даме был… накинут… пушист… боа. 11. Эта девушка – мо… протеже. 12. В нашей группе учатся студенты, приехавшие из далек… Марокко. 13. Он надел шерстян… кашне. 14. Маленьк… пони бегал по кругу. 15. СНГ образован… после распада СССР. 16. Попробуйте эт… французск… бренди. 17. По утрам я пью черн… кофе. 18. Сергей – мо… коллега. 19. Между нами был… заключен… пари. 20. По озеру плавал… белоснежн… лебедь. 21. Я отдал за этот сувенир последн… евро.

3. Выберите нужную форму прилагательного или глагола.

1. Музей-квартира открыт… до 6 часов вечера. 2. Мы купили нов… кресло-кровать. 3. Гостям подали традиционн… хлеб-соль. 4. Плащ-палатка уже упакован… в рюкзак. 5. Недалеко от нашего дома открыт… новый луна-парк. 6. Нов… школа-интернат был… построен… совсем недавно. 7. Женщина-посол сделал… заявление. 8. Царь-пушка перевезен… в музей. 9. Нов… платье-костюм висел… в шкафу. 10. На столе отца стоит старинн… пресс-папье.

4. Распределите существительные по трем группам:

1) имеющие в именительном падеже множественного числа окончание –ы (-и);

2) имеющие в именительном падеже множественного числа окончание –а (-я);

3) допускающие наличие вариантов в окончании

доктор, якорь, договор, бухгалтер, инспектор, купол, сторож, слесарь, крем, почерк, прожектор, лектор, ректор, профессор, тренер, месяц, слог, веер, повар, катер, год, паспорт, директор, инженер, шофер, порт, хутор, вексель, редактор, ордер, торт, полюс, сторож, возраст, выговор, офицер, диспетчер, принтер, госпиталь, цех.

5. Поставьте существительные в скобках в форму множественного числа.

1. Для проведения докладов были приглашены опытные (лектор). 2. На вакантные места требуются (бухгалтер) с большим стажем работы. 3. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер). 4. На полях уже взошли (хлеб). 5. В этом ресторане работают первоклассные (повар). 6. Какие только (крем) не используют женщины в борьбе со старостью! 7. Университету требуются новые (корпус). 8. При входе в университет проверяют (пропуск). 9. Туристические (лагерь) обычно располагают вблизи озера. 10. На совещании были подписаны важные (договор). 11. (Ректор) многих ведущих вузов приняли участие в этой конференции. 12. (Диспетчер) аэропорта несут огромную ответственность за безопасность полета. 13. Складу требуются на постоянную работу (сторож). 14. (Орден) и медали на груди ветеранов напоминали нам о тяжелейшей победе в минувшей войне. 15. Свирель может издавать очень высокие и чистые (тон). 16. В кондитерском отделе этого магазина вы можете купить самые разнообразные (торт). 17. Самые опытные (тренер) были приглашены для работы с нашей сборной. 18. Кожаные ремни и различные (пояс) продаются в галантерейном отделе универмага. 19. (Ордер) на новые квартиры будут выдаваться со следующей недели. 20. Когда-то считалось, что наши (учитель) – Маркс, Энгельс и Ленин.


  1. Тестовые задания

1. Отметьте существительные женского рода:

1) тюль 2) иваси 3) цунами 4) бра 5) Марокко 6) плащ-палатка 7) сирота 8) шампунь 9) кресло-кровать 10) ООН 11) путассу 12) ФСБ.

2. Отметьте существительные мужского рода:

1) Чикаго 2) молодец 3) шимпанзе 4) сулугуни 5) виски 6) мозоль 7) СНГ 8) кофе 9) платье-халат 10) эсперанто 11) КГБ 12) кутюрье.

3. Отметьте существительные среднего рода:

1) Килиманджаро 2) пенальти 3) жюри 4) евро 5) боа 6) салями 7) эмбарго 8) барокко 9) МИД 10) бренди 11) Эри 12) ПТУ.

4. Отметьте существительные общего рода:

1) секретарь 2) крупье 3) протеже 4) маэстро 5) коллега 6) визави 7) фламинго 8) атташе 9) умница 10) соня.

5. Отметьте существительные, которые в форме единственного числа относятся к женскому роду:

1) туфли 2) рельсы 3) тапки 4) лебеди 5) бакенбарды 6) банкноты 7) плацкарты 8) бандероли 9) рояли 10) шампуни.

6. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –ы (-и):

1) порт 2) катер 3) профессор 4) крем 5) договор 6) лектор 7) вексель 8) слог 9) тренер 10) сторож.

7.  Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –а (-я):

1) паспорт 2) инженер 3) госпиталь 4) ордер 5) бухгалтер 6) шофер 7) директор 8) офицер 9) кучер 10) слесарь.

8. Отметьте существительные, форма именительного падежа множественного числа которых образована неправильно:

1) докторы 2) якори 3) инспектора 4) выговоры 5) редактора 6) военные лагери 7) прожектора 8) диспетчера 9) географические пояса 10) конструкторы.


Изучают теоретический материал, делают опорные записи.

Интернет – ресурсы: (ссылки)

http://gramma.ru/

  • Употребление форм рода и числа

  • Род имён существительных

  • Род несклоняемых существительных

  • Род сложных существительных

  • Обозначение лиц по профессии, должности, учёному или воинскому званию

  • Употребление падежных форм

  • Окончания именительного падежа множественного числа

  • Форма именительного падежа множественного числа существительных-омонимов

  • Нестандартные окончания у имен существительных при их склонении



Выполняют предложенные упражнения в группе.

Взаимопроверка – прием «Посол» (учащийся комментирует выполнение упражнения, отвечает на вопросы группы)

Самопроверка – сверяют с эталоном.





































Выполняют тестовые задания (индивидуально-в паре-в группе).


Код ответов:

1. 2, 5, 6, 10, 11, 12.

2. 1, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12.

3. 3, 5, 7, 8, 11, 12.

4. 3, 5, 6, 9, 10.

5. 1, 3, 5, 7, 8.

6. 1,4, 5, 6, 8, 9.

7. 1,4, 7, 9.

8. 1,5, 6, 8, 9.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов.

- Разрешите прочитать небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо».

Я надеюсь, что информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам успешно владеть своей речью.

  1. Рефлексия «3-минутное эссе»

- Что дал вам этот урок? Каковы ваши впечатления? Какие пожелания вы хотели бы сказать мне, своим одноклассникам?

В течение трех минут рассуждают по предложенным вопросам (несколько работ можно озвучить в классе)

Домашнее задание

Как часто мы допускаем нарушения морфологических норм? Понаблюдайте за речью окружающих, запишите примеры.




Просмотр содержимого документа
«ПР»

Морфологические нормы


Эпиграф:

Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки

в области мысли и потом в практике жизни.
Д.И. Писарев

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.

Трудные случаи употребления имен существительных

Род имен существительных

1. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом:

а) подавляющее большинство несклоняемых неодушевленных существительных относится к среднему роду (шерстяное кашне, позолоченное пенсне, строгое жюри).

Исключением являются существительные, род которых определяется родом близких по значению русских слов: салями – ж. р. (колбаса), сулугуни – м. р. (сыр), эсперанто – м. р. (язык), авеню – ж. р. (улица), бренди – м. р. (напиток), пенальти – м. р. (штрафной удар) и некоторые другие;

б) существительные, обозначающие животных, птиц, относятся к мужскому роду (маленький пони, австралийский кенгуру);

в) род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, а также зарубежные печатные издания, определяется по родовому наименованию – река, город, страна, газета и т. п. (далекая Чили – страна, современный Хельсинки – город, солнечный Капри – остров, полноводная Миссисипи – река, "Таймс" напечатал… – журнал, "Фигаро" опубликовала… – газета).

2. Нередко вызывает затруднение и определение рода некоторых склоняемых существительных. Запомните слова:


мужского рода женского рода

тюль мозоль

шампунь туфля

банкнот тапка

рельс плацкарта

толь бакенбарда

лебедь прорубь

3. Род аббревиатур определяется по ведущему слову составного наименования: МГУ (университет) объявил прием, Братская ГЭС (станция), зарубежные СМИ (средства)

Исключения: МИД, ТАСС, вуз – слова мужского рода.

4. Существительные, обозначающие лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию, являются словами мужского рода, даже обозначая лиц женского пола (наш депутат Иванова, опытный врач Соколова, главный менеджер Ирина Петровна). Однако, всегда согласуясь с прилагательными в форме мужского рода, эти слова могут согласоваться с глаголами в форме женского рода: дежурный врач делала обход больных.

5. В русском языке около 200 существительных общего рода: неряха, молодец, сирота, коллега, визави, протеже и т. п. Если эти существительные обозначают лиц мужского пола, то они согласуются с прилагательными, глаголами и местоимениями в форме мужского рода (он остался круглым сиротой, мой визави был в строгом костюме), если женского пола, то соответственно они согласуются с этими частями речи в форме женского рода (она осталась круглой сиротой, моя визави была в вечернем платье).

6. Род сложно-составных терминов (кафе-столовая, фирма-партнер) определяется следующим образом: если склоняются обе части сложного слова (мы были в музее-квартире Пушкина), род определяется по первому слову (музей-квартира открыт); если первая часть сложного слова не склоняется (мы подошли к царь-пушке), род определяется по второму слову (царь-пушка стояла на площади).

Формы именительного падежа множественного числа существительных

Нормативные

формы на

-а (-я)

Нормативные

формы на

-ы (-и)

Равноправные

формы


1

2

3

веера

вензеля

директора

доктора

катера

кителя

купола

кучера

округа

ордера

паруса

паспорта

повара

погреба

профессора

сорта

сторожа

тенора

тома

фельдшера

флюгера

хутора

штемпеля


бухгалтеры

возрасты

выговоры

гербы

госпитали

диспетчеры

договоры

инженеры

контейнеры

конструкторы

кремы

лекторы

месяцы

офицеры

порты

почерки

принтеры

редакторы

ректоры

слесари

слоги

торты

тренеры

шоферы

вороха–ворохи

года–годы

бункера-бункеры

инспектора–инспекторы

крейсера–крейсеры

плинтуса–плинтусы

полюса–полюсы

прожектора–прожекторы

свитера–свитеры

цеха – цехи

штабеля – штабели

шторма – штормы

якоря – якори







Различная форма именительного падежа множественного числа существительных может быть связана с разными значениями слов:

адреса (почтовые)

коренья (овощи)

корпуса (здания, войсковые соединения)

лагеря (военные, туристические)

образа (иконы)

пояса (части одежды)

провода (электрические)

пропуска (документы)

сыновья (у родителей)

тона (переливы цвета)

тормоза (приборы)

учителя (преподаватели)

хлеба (на корню в поле)

ордена (знаки отличия)


адресы (поздравительные)

корни (у растений)

корпусы (туловища)

лагери (общественно-политические группировки)

образы (литературно-художественные)

поясы (географические)

проводы (при отъезде)

пропуски (занятий)

сыны (родины)

тоны (звуковые)

тормозы (препятствия)

учители (идейные руководители)

хлебы (печеные)

ордены (рыцарские и монашеские общества)


Упражнения

1. Распределите существительные (по родам) на четыре группы:

1)  женского рода

2)  мужского рода

3)  среднего рода

4)  общего рода

бра, иваси, Гаити, жадина, виски, кольраби, Осло, протеже, барокко, кутюрье, амплуа, какаду, недотрога, эмбарго, тюль, меню, кашне, гризли, салями, пенальти, хинди, Сочи, ябеда, Килиманджаро, резюме, боа, невежда, конферансье, фламинго, Зимбабве, какао, визави, мозоль, крупье, портмоне, Миссисипи, толь, табу, коллега, забияка, кенгуру, фойе, кашпо, атташе, секретарь, жабо.

2. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.

1. ООН принял… к рассмотрению документ. 2. Летом мы ездили на живописн… Капри. 3. Настоящ… "Боржоми" производится только в Грузии. 4. ПГУПС праздновал… юбилей. 5. Эта женщина – известн… кутюрье. 6. Перед нами расстилал..сь знаменит… Лимпопо. 7. ФРГ не принимал… участия в саммите. 8. Килиманджаро всегда привлекал… туристов. 9. Мы вышли на широк… авеню. 10. На даме был… накинут… пушист… боа. 11. Эта девушка – мо… протеже. 12. В нашей группе учатся студенты, приехавшие из далек… Марокко. 13. Он надел шерстян… кашне. 14. Маленьк… пони бегал по кругу. 15. СНГ образован… после распада СССР. 16. Попробуйте эт… французск… бренди. 17. По утрам я пью черн… кофе. 18. Сергей – мо… коллега. 19. Между нами был… заключен… пари. 20. По озеру плавал… белоснежн… лебедь. 21. Я отдал за этот сувенир последн… евро.

3. Выберите нужную форму прилагательного или глагола.

1. Музей-квартира открыт… до 6 часов вечера. 2. Мы купили нов… кресло-кровать. 3. Гостям подали традиционн… хлеб-соль. 4. Плащ-палатка уже упакован… в рюкзак. 5. Недалеко от нашего дома открыт… новый луна-парк. 6. Нов… школа-интернат был… построен… совсем недавно. 7. Женщина-посол сделал… заявление. 8. Царь-пушка перевезен… в музей. 9. Нов… платье-костюм висел… в шкафу. 10. На столе отца стоит старинн… пресс-папье.

4. Распределите существительные по трем группам:

1) имеющие в именительном падеже множественного числа окончание –ы (-и);

2) имеющие в именительном падеже множественного числа окончание –а (-я);

3) допускающие наличие вариантов в окончании

доктор, якорь, договор, бухгалтер, инспектор, купол, сторож, слесарь, крем, почерк, прожектор, лектор, ректор, профессор, тренер, месяц, слог, веер, повар, катер, год, паспорт, директор, инженер, шофер, порт, хутор, вексель, редактор, ордер, торт, полюс, сторож, возраст, выговор, офицер, диспетчер, принтер, госпиталь, цех.

5. Поставьте существительные в скобках в форму множественного числа.

1. Для проведения докладов были приглашены опытные (лектор). 2. На вакантные места требуются (бухгалтер) с большим стажем работы. 3. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер). 4. На полях уже взошли (хлеб). 5. В этом ресторане работают первоклассные (повар). 6. Какие только (крем) не используют женщины в борьбе со старостью! 7. Университету требуются новые (корпус). 8. При входе в университет проверяют (пропуск). 9. Туристические (лагерь) обычно располагают вблизи озера. 10. На совещании были подписаны важные (договор). 11. (Ректор) многих ведущих вузов приняли участие в этой конференции. 12. (Диспетчер) аэропорта несут огромную ответственность за безопасность полета. 13. Складу требуются на постоянную работу (сторож). 14. (Орден) и медали на груди ветеранов напоминали нам о тяжелейшей победе в минувшей войне. 15. Свирель может издавать очень высокие и чистые (тон). 16. В кондитерском отделе этого магазина вы можете купить самые разнообразные (торт). 17. Самые опытные (тренер) были приглашены для работы с нашей сборной. 18. Кожаные ремни и различные (пояс) продаются в галантерейном отделе универмага. 19. (Ордер) на новые квартиры будут выдаваться со следующей недели. 20. Когда-то считалось, что наши (учитель) – Маркс, Энгельс и Ленин.

Тестовые задания

1. Отметьте существительные женского рода:

1) тюль 2) иваси 3) цунами 4) бра 5) Марокко 6) плащ-палатка 7) сирота 8) шампунь 9) кресло-кровать 10) ООН 11) путассу 12) ФСБ.

2. Отметьте существительные мужского рода:

1) Чикаго 2) молодец 3) шимпанзе 4) сулугуни 5) виски 6) мозоль 7) СНГ 8) кофе 9) платье-халат 10) эсперанто 11) КГБ 12) кутюрье.

3. Отметьте существительные среднего рода:

1) Килиманджаро 2) пенальти 3) жюри 4) евро 5) боа 6) салями 7) эмбарго 8) барокко 9) МИД 10) бренди 11) Эри 12) ПТУ.

4. Отметьте существительные общего рода:

1) секретарь 2) крупье 3) протеже 4) маэстро 5) коллега 6) визави 7) фламинго 8) атташе 9) умница 10) соня.

5. Отметьте существительные, которые в форме единственного числа относятся к женскому роду:

1) туфли 2) рельсы 3) тапки 4) лебеди 5) бакенбарды 6) банкноты 7) плацкарты 8) бандероли 9) рояли 10) шампуни.

6. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –ы (-и):

1) порт 2) катер 3) профессор 4) крем 5) договор 6) лектор 7) вексель 8) слог 9) тренер 10) сторож.

7.  Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –а (-я):

1) паспорт 2) инженер 3) госпиталь 4) ордер 5) бухгалтер 6) шофер 7) директор 8) офицер 9) кучер 10) слесарь.

8. Отметьте существительные, форма именительного падежа множественного числа которых образована неправильно:

1) докторы 2) якори 3) инспектора 4) выговоры 5) редактора 6) военные лагери 7) прожектора 8) диспетчера 9) географические пояса 10) конструкторы.


























Морфологические нормы

Упражнения

1. 

1) иваси, кольраби, салями, Килиманджаро, Зимбабве, мозоль, Миссисипи; 2) Гаити, виски, Осло, кутюрье, какаду, тюль, гризли, пенальти, хинди, Сочи, конферансье, фламинго, крупье, толь, кенгуру, атташе, секретарь; 3) бра, барокко, амплуа, эмбарго, меню, кашне, резюме, боа, какао, портмоне, табу, фойе, кашпо, жабо; 4) жадина, протеже, недотрога, ябеда, невежда, визави, коллега, забияка.

2.

1. ООН приняла к рассмотрению документ. 2. Летом мы ездили на живописный Капри. 3. Настоящая "Боржоми" производится только в Грузии. 4. ПГУПС праздновал юбилей. 5. Эта женщина – известный кутюрье. 6. Перед нами расстилалась знаменитая Лимпопо. 7. ФРГ не принимала участия в саммите. 8. Килиманджаро всегда привлекала туристов. 9. Мы вышли на широкую авеню. 10. На даме было накинуто пушистое боа. 11. Эта девушка – моя протеже. 12. В нашей группе учатся студенты, приехавшие из далекой Марокко. 13. Он надел шерстяное кашне. 14. Маленький пони бегал по кругу. 15. СНГ образовано после распада СССР. 16. Попробуйте этот французский бренди. 17. По утрам я пью черный кофе. 18. Сергей – мой коллега. 19. Между нами было заключено пари. 20. По озеру плавал белоснежный лебедь. 21. Я отдал за этот сувенир последний евро.

3.

1. Музей-квартира открыт до 6 часов вечера. 2. Мы купили новое кресло-кровать. 3. Гостям подали традиционный хлеб-соль. 4. Плащ-палатка уже упакована в рюкзак. 5. Недалеко от нашего дома открыт новый луна-парк. 6. Новая школа-интернат была построена совсем недавно. 7. Женщина-посол сделала заявление. 8. Царь-пушка перевезена в музей. 9. Новое платье-костюм висело в шкафу. 10. На столе отца стоит старинное пресс-папье.

4.

1) договор, бухгалтер, слесарь, крем, почерк, лектор, ректор, тренер, месяц, слог, инженер, шофер, порт, редактор, торт, возраст, выговор, офицер, диспетчер, принтер, госпиталь;

2) доктор, купол, сторож, профессор, веер, повар, катер, паспорт, директор, хутор, вексель, ордер;

3) якорь, инспектор, прожектор, год, полюс, цех.

5.

1. Для проведения докладов были приглашены опытные лекторы. 2. На вакантные места требуются бухгалтеры с большим стажем работы. 3. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шоферы. 4. На полях уже взошли хлеба. 5. В этом ресторане работают первоклассные повара. 6. Какие только кремы не используют женщины в борьбе со старостью! 7. Университету требуются новые корпуса. 8. При входе в университет проверяют пропуска. 9. Туристические лагеря обычно располагают вблизи озера. 10. На совещании были подписаны важные договоры. 11. Ректоры многих ведущих вузов приняли участие в этой конференции. 12. Диспетчеры аэропорта несут огромную ответственность за безопасность полета. 13. Складу требуются на постоянную работу сторожа. 14. Ордена и медали на груди ветеранов напоминали нам о тяжелейшей победе в минувшей войне. 15. Свирель может издавать очень высокие и чистые тоны. 16. В кондитерском отделе этого магазина вы можете купить самые разнообразные торты. 17. Самые опытные тренеры были приглашены для работы с нашей сборной. 18. Кожаные ремни и различные пояса продаются в галантерейном отделе универмага. 19. Ордера на новые квартиры будут выдаваться со следующей недели. 20. Когда-то считалось, что наши учители – Маркс, Энгельс и Ленин.







Тестовые задания

1. Отметьте существительные женского рода:

2, 5, 6, 10, 11, 12.

2. Отметьте существительные мужского рода:

1, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12.

3. Отметьте существительные среднего рода:

3, 5, 7, 8, 11, 12.

4. Отметьте существительные общего рода:

3, 5, 6, 9, 10.

5. Отметьте существительные, которые в форме единственного числа относятся к женскому роду:

1, 3, 5, 7, 8.

6. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –ы (-и):

1,4, 5, 6, 8, 9.

7. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –а (-я):

1,4, 7, 9.

8. Отметьте существительные, форма именительного падежа множественного числа которых образована неправильно:

1,5, 6, 8, 9.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!