Жизнь и творчество Бальзака
Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в г.Тур. Его дед был земледельцем и носил фамилию Бальса, которое на диалекте Лангедока означает «прямовиста скала». Отец писателя, Бернар-Франсуа Бальса, став чиновником, предоставил фамилии аристократического звучания - Бальзак и понемногу пытался добавить к нему частицу «де». Мать, Анна-Лаура Саламбье, дочь местного Бурже-суконщика, была моложе мужа на тридцать два года. Первая их ребенок умер не прожив и месяца, второй был сын Оноре, будущий прославленный писатель.
Семья почти не занималась воспитанием Оноре. С 1807 по 1813 мальчик учился в Вандомском колледже, учебном заведении монахов ораторианцев, что его С. Цвейг в книге о Бальзака называл «духовной тюрьмой». Здесь царили строгие нравы и дисциплина, учеников даже не отпускали домой на каникулы, все письма перечитывались цензорами, воспитатели прибегали даже к телесным наказаниям. Юный Бальзак чувствовал себя в колледже покинутым и подавленным, поскольку учился он средне и среди воспитателей имел устойчивую репутацию несобранного и малоодаренного ученика. Хотя эти годы писатель вспоминал как лучшие в своей жизни, именно здесь впервые в полной мере проявилась его любовь к чтению, волшебного мира книг.
Когда семья 1814 переехала в Париж, он продолжил обучение в частных заведениях. С 1816-го изучал право как свободный слушатель юридического факультета, его закончил через три года, получив диплом бакалавра. В то же время посещал лекции профессоров Сорбонского университета. Мечты родителей о юридической карьере сына не оправдались: он решил посвятить себя литературе. Родители согласились дать ему для испытания два года, в течение которых он должен был засвидетельствовать свое литературное дарование.
Поселившись в мансарде, юноша работал над исторической трагедией в стихах «Кромвель», но первая попытка оказалась неудачной. И тогда он решил обратиться к жанру, который бы быстро помог найти издателя и покупателя. Бальзак понял, что таким жанром является роман.
Литературному труду писатель посвятил всю свою жизнь. Стефан Цвейг метко сравнивал его с Наполеоном. Многие из юношей тогда был одержимым наполеоновским желанию завоевать мир. Но когда писатель достиг совершеннолетия, это уже нельзя было сделать с помощью оружия. «Оставалось искусство, - отмечает Цвейг. - Бальзак начал писать. Подобно Наполеону, он заставляет весь мир двигаться по орбите Франции, центром которой является Париж ». Первый его роман «Шуаны» вышел в 1829 году. Большинство следующих произведений писатель объединил в многотомную эпопею «Человеческая комедия», которая принесла автору мировую славу. Он изобразил в ней картину жизни современного ему французского общества, выделив разные слои.
Однако материальное положение писателя было затруднительным. Чтобы выпутаться из долгов, ему приходилось днями сидеть за письменным столом. «Работать, - писал он в одном из писем, - это значит вставать всегда в полночь, писать до 8 часов утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и завтра все начать сначала» . «Пишу все время, - сообщал он в другом письме, - когда не сижу над рукописью, обдумываю план, а когда не думаю над планом, то исправляю гранки. Вот моя жизнь ». Он писал по 12-14 часов в сутки.
Между тем Бальзак любил аристократический мир, любил посещать салоны, любоваться красотой женщин, общаться с известными писателями, среди которых были Виктор Гюго, Жорж Санд, Генрих Гейне и др. Желанием принадлежать к этому миру объясняется, возможно, и печальная история его женитьбы.
В 1832 году Бальзак получил письмо из Одессы с подписью «Иностранка» и ответил на него. Впоследствии он узнал, что его автор - очень родовитая и богатая женщина Эвелина Ганская, польская графиня, российская подданная, которая жила в Верховне, недалеко от Киева. Переписка и одиночные встречи с ней продолжались 18 лет.
В марте 1850 смертельно больной писатель обвенчался с немолодой уже Эвелиной Ганской. Долгое путешествие с Верховне в Париж обострила его болезни и была последней в жизни. В. Гюго, посетив Бальзака незадолго до его смерти, сообщил друзьям: «Европа теряет в эти дни великого человека».
18 августа писателя не стало, он был похоронен на кладбище Пер-Лашез. В речи, которую произнес Виктор Гюго над телом покойного, он признал Бальзака «первым среди великих», «лучшим среди избранных». Уже тогда было понятно, что художник занял одно из ведущих мест среди классиков французской и мировой литературы.
Творческий путь писателя, как правило, делятся на два неравномерных периоды. Первый - 20-е годы XIX века, когда он писал приключенческие произведения в духе В. Скотта и Ф. Купера, а также бульварные и готические романы, которые позже так и не решился признать своими и не включал в собственных собраний.
Второй период - 30-е-40-е годы, в течение которых он создал знаменитую «Человеческую комедию», несколько драм. Настоящий Бальзак - это, конечно, Бальзак второго периода творчества. Хотя первый сыграл значительную роль в писательском становлении, в поисках собственного пути в искусстве.
Среди наиболее известных произведений Бальзака - «Человеческая комедия», замысел которой формировался постепенно, начиная с 1829 года, а окончательно утвердился в 1841-м. Это произведение перекликается не только с названием «Божественной комедии» Данте, но и с грандиозностью замысла и важности проблем, затронутых обеими писателями. Бальзак, как и Данте, хотел изобразить весь мир во всей его полноте. Но Данте изобразил мир потусторонний, Бальзак же стал летописцем современного ему мира во всех его проявлениях. Отметим, что подход к изображению мира был у Бальзака критическим.
«Человеческая комедия» состоит из трех больших частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». В предисловии к своему произведению Бальзак подчеркивал, что первая часть ( «Этюды о нравах») - только «основа, полна образов, трагедий и комедий, над которой будут возвышаться" Философские этюды ", назначение которых заключается уже не в изображении жизненных явлений, а в объяснении их движущих сил ». В «Аналитические этюды» автор исследует начала, основы вещей. Среди произведений, вошедших в «Человеческой комедии», следует назвать следующие: «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина», «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Эжени Гранде», «Великолепие и нищета куртизанок», «Утраченные иллюзии» тому подобное. Французскому писателю Э. Золя «Человеческая комедия» напоминала «недостроенную Вавилонскую башню», которую строитель, к сожалению, не успел завершить.
Восемнадцать лет писал Бальзак свою «Человеческую комедию». Это была действительно титанический труд. Впоследствии Э. Золя отмечал, что эта «скала раздавила бы любого, только не его».
Бальзак был не просто «историком французского общества», но и тонким психологом, создателем ярких типов социальной жизни, глубоким философом, который пытался приблизить искусство к жизни. По его мнению, писатель должен быть учителем людей. Он считал, что роль писателя подобна роли государственного деятеля, «а может, даже выше нее». Искусство должно не только отражать природу, но и передавать ее душу и смысл.
Французский писатель А. Моруа в художественной биографии «Прометей, или Жизнь Бальзака» так писал о художнике: «... с того дня, как Оноре де Бальзак сумел показать миру пристальный и тяжелый взгляд своей матери, свои горести, свое чтение книг Вандомском колледже, впервые почувствовал "аромат женщины", позорные спекуляции ростовщиков, свои "потерянные иллюзии" и увлечения творчеством, его мозг выкормил весь мир. И этот мир поглотил его жизни - он умер еще молодым. Однако кто бы не хотел быть Бальзаком? »