Этап актуализации опорных знаний | Прием «Логическая цепочка». 1. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём. 2.Всё кругом быстро чернело и утихало. 3. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. 4. Побледневшее небо стало опять синеть. 5. Одни перепела изредка кричали. 6. Она почти наткнулась на меня в темноте и пугливо нырнула в сторону. 7. Поле неясно белело вокруг. 8. Небольшая ночная птица неслышно и низко мчалась на своих мягких крыльях. 9. Выйдя на опушку кустов, я побрёл по полю межой. 10. Отдельные предметы различались с трудом. 11. За ним громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Определите тип и стиль текста. С какой целью автор мог его написать? Какие языковые средства помогают автору выполнить поставленную задачу? Какому жанру соответствует текст? Отметьте признаки данного жанра. Словарная работа. Установите соответствие термина и понятия: 1.Эпитет. | А сопоставление предмета, явления | 2. Гипербола | Б красочное определение | 3. Метафора | В преувеличение | 4. Сравнение | Г обозначение целого через его часть | 5. Метонимия | Д преуменьшение | 6. Литота | Е замена однословного названия описательным выражением | 7. Олицетворение | Ж замена слов на основании смежности | 8. Перифраза | З перенос свойств человека на неодушевлённые предметы | 9. Синекдоха | И сходство предмета по какому-либо признаку | Допишите начатую фразу. Повторение слова или группы слов в начале смежных стихов или строф называется… Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это… Противопоставление понятий, явлений, образов называется… Создание новых понятий при помощи соединения контрастных по значению слов – это… Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется… Нарушение привычного порядка слов в предложении – это… Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется… Приведённые откуда- либо цитаты – это… Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется… Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося – это… | Работа в группе. Восстанавливают текст, определяют его тип и стиль; на основе кумулятивной беседы вспоминают особенности художественного стиля. Код: 2, 5, 8, 6, 9, 10, 7, 11, 3, 4, 1 Работа в группе. Выполняют предложенные задания. Взаимопроверка между группами (1-3, 2-4) Ключ: (пишется на обратной стороне карточки) 1Б, 2В, 3И, 4А, 5Ж, 6Д, 7З, 8Е, 9Г Ключ к ответу: (записан на обратной стороне карточки) Анафора Градация Антитеза Оксюморон Риторический вопрос Инверсия Синтаксический параллелизм Цитация Эпифора Эллипсис |
Операционно-деятельный этап | Практическая работа. Задание 1. Перед вами текст стихотворения С. Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами. Самостоятельно – «вместо поэта» – подберите наиболее соответствующие тексту слова, найдите синонимы. Обоснуйте выбор того или иного слова. Звезды Звездочки …, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу … ? Частые звездочки, звездочки … ! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания … ? И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце … , Звезды небесные, звезды … ? Подберите синоним к слову «светлые». Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять. Подберите синоним к слову «частые». Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие. Задание 2. Переделайте текст разговорного стиля в стиль художественной литературы. Заранее продумайте, какие средства на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне будете использовать при оформлении текста. А) Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны! Б) Боровое здорово покалечили за войну. Добрую половину изб сожгли. Скотины почти никакой не осталось. Сады повырубали. А какие сады были! Любо-дорого поглядеть! Обезлюдело село. Как наши пришли, так, может, шестая часть колхозников в селе оставалась, а может, и меньше. Кто сам ушел – на восток подался, кто – в партизаны, а кого фрицы в Германию угнали. Ой, худо было! Правда, в Боровом немец еще не так лютовал, как в соседних селах, а все-таки… Да что и говорить – разорил село. А теперь не узнать Борового… Задание 3. «Краткость – сестра таланта», – сказал некогда А.П. Чехов. И это тут же доказали на практике многие писатели. Прочитайте рассказы, которые входят в число самых коротких рассказов в мире. Определите все особенности художественного стиля, присущие данным текстам. Выделите в каждом тексте основную мысль. Решающий миг Она почти слышала, как двери ее тюрьмы захлопываются. Свобода ушла навсегда, теперь ее судьба в чужих руках, и никогда ей не увидеть воли. В голове ее замелькали безумные мысли о том, как хорошо бы сейчас улететь далеко-далеко. Но она знала, что скрыться невозможно. Она с улыбкой повернулась к жениху и повторила: «Да, я согласна». (Тина Милберн) Невезение Я проснулся от жестокой боли во всем теле. Я открыл глаза и увидел медсестру, стоящую у моей койки. – Мистер Фуджима, – сказала она, – вам повезло, вам удалось выжить после бомбардировки Хиросимы два дня назад. Но теперь вы в госпитале, вам больше ничего не угрожает. Чуть живой от слабости, я спросил: – Где я? – В Нагасаки, – ответила она. (Алан Е. Майер) Задание 4. Ниже будут предложены ситуации, руководствуясь которыми нужно составить короткий рассказ так, чтобы он обладал всеми признаками художественного стиля. Задача – стать автором художественного текста, опираясь на ситуацию. А) Пошел дождь, а я вышел из дома без зонта. Б) Прошел дождь, и на небе появилась радуга. В) Рассвет я сегодня встретил в сосновом лесу.
Отметьте, какими языковыми особенностями обладает написанный вами текст. Какие слова были использованы для создания картины в голове у читателя? Легко ли воздействовать на чувства и мысли читателя с позиции автора текста? Подумайте, какую тему вы хотели бы раскрыть в своем художественном произведении. | Работа в группах. Подбирают соответствующие тексту слова, обосновывают свой выбор, сверяют с эталоном. Взаимопроверка. Прием «Посол». ФО: «В яблочко»  Группы ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше им удалось справиться с заданием. Индивидуально-групповая работа. Выполняют предложенные задания индивидуально, зачитывают свой вариант работы в группе. Группа выбирает лучшую работу. Презентация работы – «Авторский стул». ФО: «Коллекция стикеров» Работа в группе. Выполняют предложенные задания (в группе разбирается один текст). Взаимопроверка между группами (1-3, 2-4) ФО: «Пять П» Выставляют балл (за отсутствие одного из критериев балл снимается). Правильно Полно Пояснение Примеры Пять Индивидуальная работа. Создают текст художественного стиля, выбирая одну из предложенных ситуаций. Презентуют результаты работы (желающие или по одному человеку от группы) ФО: «Две звезды – одно желание» |