СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №27-28 Морфологические нормы глагола, причастия, деепричастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: изучить особенности употребления в речи морфологической формы слова (глагола, причастия, деепричастия)

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №27-28»

10 класс


Урок №27-28

Морфологические нормы глагола, причастия, деепричастия

Цели:

изучить особенности употребления в речи морфологической формы слова (глагола, причастия, деепричастия).

Задачи:

  1. Закрепить понятие «языковая норма».

  2. Выработка умений находить и различать грамматические ошибки.

  3. Формировать навыки использования нормированной речи.

Прогнозируемые результаты:

знать: о трудных случаях образования морфологической формы глагола, причастия, деепричастия;

уметь: образовывать и/или выбирать из возможных вариантов нормативную морфологическую форму глагола, причастия или деепричастия; находить грамматические ошибки в тексте;

обладать: умением грамотно употреблять морфологическую форму глагола, причастия и деепричастия, необходимую в зависимости от стиля и формы речи.

Тип урока:

обобщение и систематизация знаний

Оборудование:

раздаточный материал, опорные таблицы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Работа с высказываниями о русском языке:

«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

- Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

  1. Совместное целеполагание.

  • Актуализировать…

  • Формировать…

  • Совершенствовать…

  • Воспитывать…


Приветствуют учителя.



Афишируют понимание высказываний.





Приводят примеры из речевой практики.




Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Анализ языкового материала: типология морфологических ошибок. Работа по заполнению таблиц.

Задание 1: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)


Типы морфологических ошибок

Примеры

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

1. Существительного


Опытные бухгалтера (бухгалтеры)

вкусные торта (торты)

пара ботинков (ботинок)

пара сапогов (сапог)

рота солдатов (солдат)

несколько абзацей (абзацев)

юных плясуньев (плясуний)

2. Прилагательного

самый красивейший (самый красивый)

длиньше ногтя (длиннее)

слаже (слаще)

3. Числительного

с пятистами рублями (с пятьюстами)

в двухсот метрах (в двухстах)

4. Местоимения

ихнюю вещь (их вещь)

5. Глагола

Едь вперёд (поезжай)

ляжьте на коврик (лягте)

выбежи (выбеги)

попробывает (попробует)


Задание 2: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


Вариант 1.

Вариант 2.

№1 а) без вишен

б) более труднее

в) около двух тысяч человек

г) испеки пирог

№2 а) килограмм вафель

б) семьюдесятью процентами

в) ехай в Подмосковье

г) более резкое движение

№3 а) килограмм яблок

б) будущие выборы

в) до двух тысяч второго года

г) ошиблась

№4 а) более нужнее

б) несколько гектаров

в) с четырьмястами рублями

г) поезжай домой

№5 а) в две тысячи десятом году

б) не машите руками

в) у грузинов

г) небольшие транзисторы

№1 а) с двадцатью пятью рублями

б) нет претензий

в) хужее всего

г) не кладите сюда тетради

№2 а) в пятистах шагах

б) пять килограммов

в) более красивее

г) лягте на коврик

№3 а) в обеих сумках

б) беги

в) без комментариев

г) положь

№4 а) эмалированные вёдра

б) худший вариант

в) семисот шестидесяти птиц

г) килограмм вафлей

№5 а) большие очереди

б) в снегу

в) промокли

г) пятидесятью пятью годами



Работа коллективная.

Вспоминают морфологические нормы, связанные с образование форм различных частей речи, исправляют допущенные ошибки, комментируют их.






















Самостоятельная работа.

Решают тест, комментируют выбор правильного ответа при взаимопроверке.





Комментарий к заданию №2:

Вариант -1:

№1- б (труднее; более трудный); №2 - в (поезжай); №3 - в (до две тысячи второго года — в составном порядковом числительном изменяется только последняя часть); №4 - а (нужнее; более нужный); №5 - в (у грузин).

Вариант -2:

№1 - в (хуже всего); №2 - в (красивее; более красивый); №3 - г (положи); №4 - г (вафель); №5 - г (пятьюдесятью пятью рублями).



  1. Операционно-деятельный этап

  1. Изучение информационной справки.

  2. Практикум по теме урока.

Задание 1.

Какой из двух глаголов вы бы выбрали? В данном случае выбор можно сделать, обратившись к инфинитиву. Неправильный вариант зачеркните.

Инфинитив

1 . Дети скоро выздоровят (выздоровеют).

выздороветь

2. С потолка каплет (капает вода).

капать

3. Капли дождя брызгают (брызжут) на переднее стекло автомобиля.

брызгать

4. Его друзья чтят (чтут) его память.

чтить

5. Он ездит (ездиет) на своей машине.

ездить


Задание 2.

Объясните, почему некоторые глагольные формы с - СЯ употреблены правильно, а некоторые — нет.

Правильно:

Неправильно:

1. Она умылась и причесалась.

2. Ученики ознакомились с расписанием.

3. Мальчишки валяются в снегу.


4. Уже поздно, а ребенок еще играется на улице.

5. Извиняюсь, я немного опоздал.

6. Мы уже прибрались в квартире.



Задание 3.

Проверьте себя, знаете ли вы, что нужно выбрать в данных предложениях. Ненужное зачеркните.

    1. Он до сих пор колебается (колеблется), ехать ли ему в Москву.

    2. Он пахает (пашет) старательно землю.

    3. Поезд уже ушел, а я все махаю (машу) ему вслед.

    4. Взвесьте (свешайте) мне, пожалуйста, этот арбуз.

    5. Она встала (стала) на колени и начала молиться.

    6. Мы уже заслушали (прослушали) эту передачу.

    7. Куда ты обычно лежишь (кладешь) тетради?

    8. Спасибо, я уже покушал (поел) больше не хочу.

    9. Мальчик надел (одел) куртку и выбежал на улицу.

    10. Он бреется (броется) два раза в день.

    11. Мама постелила (постлала) постели.


Задание 4.

Что не так в данных предложениях? Исправьте, запишите правильно.

  1. Ему нужно подстричься.

  2. Он явно над ней надсмехается.

  3. Она подскользнулась и упала.

  4. Писатель играет большое значение в жизни страны.

  5. Роман имеет огромную роль в общественной жизни


Задание 5. Образуйте формы повелительного наклонения глаголов:

  1. бежать — ___________________________ -

  2. лечь — _____________________________________ -

  3. не испортить — _____________________________-

  4. не морщить лоб______________________________ -

  5. выкинуть — ________________________________ -


Задание 6.

Образуйте от данных глаголов и запишите формы 2-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. наст. времени.

Инфинитив.

Дышать______________________________________________________

Бороться_____________________________________________________

Задержаться __________________________________________________

Строить ______________________________________________________

Ненавидеть ___________________________________________________

Смотреть _____________________________________________________

Двинуться ____________________________________________________

Носить _______________________________________________________

Проверять ____________________________________________________

Проверить ____________________________________________________

Кричать_______________________________________________________

Молчать_______________________________________________________


Задание 7.

Вспомните образование форм причастий (РМ - опорная таблица), заполните таблицу.


Начальная форма глагола

Вид

Действительное

причастие

Страдательное

причастие

Деепричастие

настоящего времени

прошедшего времени

настоящего вр.

прошедшего времени

I переходные глаголы

Класть

Положить

несов.

сов.

кладущий

––

клавший

положивший

––

––

––

положенный (ен-, -ена, -ено, -ены)

кладя,

положив

Ловить

Поймать







Говорить

Сказать







II непереходные глаголы

соображать


сообразить

несов.


сов.

соображающий

––

соображавший

сообразивший

––

––

––

––

соображая


сообразив

Помогать

Помочь







Ехать

Ездить

Идти








Изучают информативную справку о морфологических нормах образования и употребления глаголов, глагольных форм.

Прием «Доска вопросов» - задают вопросы по материалу, который вызвал затруднение и требует пояснения.


Практикум проводится в группах, заполняется рабочая карта урока.

Взаимопроверка между группами – приемы «Карусель», «Посол», «Научи другого»

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

  • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

  • Мясорубка – информацию переработаю.

  • Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Делают выбор, прикрепляют стикер к определенному рисунку. некоторых учащихся можно попросить прокомментировать свой выбор.

Домашнее задание

  1. Повторить морфологические нормы употребления и образования разных частей речи – итоговое тестирование (опорные записи в тетради)

  2. Составить карточки:

  • рассказ с нарушением морфологических норм;

  • карточка-эталон для проверки

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.









Просмотр содержимого документа
«Морфологические нормы глаголов и глагольных форм»

Морфологические нормы глаголов и глагольных форм

  1. Глаголы, оканчивающиеся на –ся, нельзя использовать в речи, если в тексте не разводятся четко два значения: а) страдательное, указывающее, что кто-то испытывает на себе чужое воздействие; б) возвратное, свидетельствующее о том, что кто-то направляет действие сам на себя. Совпадение этих значений в речи создает иногда неясность смысла: Я вчера стиралась – сама себя стирала? Ребята кидались шишками – сами в себя кидали? В этих случаях необходимо заменить форму с –ся другим глаголом. 
    В подобной правке не нуждаются только научные тексты, в которых необходимо подчеркнуть значение самого действия или процесса, а не его производителя, а также если требуется обратить внимание на объект действия, а не на субъект: В книге изучаются …., Факты являются… и т.д. 


  1. У так называемых недостаточных глаголов (победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить) форма 1-ого лица единственного числа будущего времени имеет составной характер (смогу / сумею / должен победить), или использовать описательный оборот (я одержу победу). 


  1. В русском языке при образовании глаголов несовершенного вида (что делать?) с помощью суффиксов -ыва- , -ива- от глаголов совершенного вида (что сделать?) наблюдается чередование корневых гласных О / А. 

Например: затронуть – затрагивать, освоить – осваивать, оспорить– оспаривать, усвоить – усваивать, удвоить – удваивать, удостоить – удостаивать и др. На сегодняшний день в глаголах несовершенного вида норма признает приоритетный корневой А. 

Список исключений: опозоривать, обусловливать (идоп. обуславливать), подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, уполномочивать, озабочивать, обеспокоивать, опошливать, приохочивать, разрознивать, сморщивать, обезболивать, ускоривать, отсрочивать, сосредоточивать (и доп. сосредотачивать). 


  1. У так называемых изобилующих глаголов есть две формы настоящего времени со стилистическим или смысловым различием. Например: машет –махает (книжный и разговорный вариант), двигает (перемещает) – движет (руководит, побуждает).

Рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет– формы разговорные и просторечные). 


  1. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, закупорь, лакомься, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.


  1. Необходимо правильно образовывать действительное причастие настоящего времени (суффиксы –ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-), чтобы не допускать появления таких слов, как искающих. Для предупреждения ошибок необходимо последовательно показать образование причастия: искать – они ищ-ут – ищ-ущ-ий (окончание глагола –ут заменяется суффиксом причастия –ущ). 


  1. Неправильны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида со значением будущего времени, которое у них по норме отсутствует (неверно: сделать – сделающий, вздумать – вздумывающий и т.д.). Также ошибочны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в условном наклонении причастий не образуют (неверно: общение, зависевшее бы от ситуации). 


  1. Правильно образовывайте от глаголов с суффиксом -ну- следующие причастия:

  • сохраняйте суффикс -ну- в причастиях, образованных от глаголов без приставок (мокнувший, слепнувший);

  • устраняйте суффикс в причастиях, образованных от глаголов с приставками (промокший, прилипший, ослепший).



  1. Соблюдайте временную соотнесенность у глаголов и причастий с другими членами предложения (Неправильно: Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову. Правильно: Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приезжает к пациенту по вызову). 



  1. Соблюдайте видовую соотнесенность у глаголов и деепричастий с другими членами предложения (т.е. все глаголы должны отвечать на вопрос что делать? или что сделать?) (Неправильно: Надо помогать молодежи (что делать?) расти и (что сделать?) проявить свои способности. Правильно: Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности). 



  1. Существуют деепричастия с суффиксом –в и –вши. Современная норма требует употребления формы с суффиксом –в (написав, закрыв, нагнув). Формы с –вши просторечные и разговорные.

  2.  В современном русском языке нет форм ложит,  есть только  кладёт,  НО положит.



  1. Литературные формы: жжет, течет, печет, просторечные: жгет, текет, пекет.



  1. В парах видеть - видать, слышать - слыхать, мучить - мучать, лазить - лазать первые глаголы - книжные, а вторые - разговорные.



  1. Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).



  1. Глаголы выздороветь, опротиветь, обессилеть спрягаются по 1 спр.: выздоровеют, опротивеют, обессилеют.



Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие»

Практическое занятие №10

Тема: Грамматические нормы русского языка. Употребление форм глагола


1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.

2. Особенности образования и употребления форм причастий.

3. Особенности образования и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

2.Выполните практические задания:

1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно. Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.

2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними. Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.

3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.

1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.

5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глагольными формами, учитывая их стилистическую окраску.

Припевая – припеваючи, играя – играючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи.

7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях

Бежать высуня язык; сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце; бежать сломя голову; работать спустя рукава; слушать разиня рот; работать засучив рукава.

8. Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.

1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 9. Легкий морозец приятно щиплет лицо и руки. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.

3. Орфо- пунктуационный практикум

1.Повторите тему «Гласные в суффиксах причастий».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Стро…щийся, та…щий снег, завис…щий от обстоятельств, дыш…щий, обвеш…нные продавцом покупатели, насто…нный чай, стрел…ный воробей, кол…щий, обессил…вший от болезни, держ…щий, хлопоч…щий, выкач… нная из подвала бочка, мол…щиеся прихожане, замеш…нный в преступлении, обид…вший, ла…щая собака, выкач…нная из подвала вода, незыбл… мый, пристрел…нное ружье, бор…щийся, раскле…вший, наде…щийся, клевещ…щий.


Литература

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

Просмотр содержимого документа
«Проверочный тест»

Проверочный тест

«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»



  1. Укажите глагол, у которого отсутствует форма первого лица единственного числа:

  1. Махать.

  2. Затмить.

  3. Защитить.

  4. Разобрать.


  1. Укажите правильную форму глагола:

  1. Ложи.

  2. Езжай.

  3. Поклади.   

  4. Поезжай.


  1. Укажите ошибку в образовании причастия:

  1. Глохший.        

  2. Липнувший.

  3. Оглохший.                    

  4. Прилипший.


  1. Укажите глагол, у которого отсутствует форма первого лица единственного числа:

  1. Побудить.

  2. Писать.

  3. Мурлыкать.

  4. Рисовать.


  1. Укажите неправильную форму глагола:

  1. Выправь.

  2. Доезжай.

  3. Положь.

  4. Не езди.


  1. Найдите предложение с ошибкой в образовании причастия.

  1. Бойцы, сражающиеся на улицах города, держались до последнего.

  2. Мы увидели гнездо чайки, разорившееся хищником.

  3. Видневшиеся вдалеке дома казались маленькими.

  4. Перед нами березка, колеблемая ветром.




  1. Правильно образовано причастие в предложении:

  1. Ученик, прочитающий книгу, передал ее содержание.

  2. Ученики, интересующиеся этим вопросом, найдут ответ в справочнике.

  3. Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

  4. А вот и купола собора, сверкающиеся в лучах солнца.


  1. Нет грамматической ошибки в предложении:

  1. В законе отсутствуют механизмы, обеспечивающие бы его исполнение.

  2. Я вообще соскучилась.

  3. В команду включат спортсменов, сумеющих победить.

  4. Запрещен митинг, вызвавший бы беспорядки.


  1. Нет грамматической ошибки в предложении:

  1. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

  2. После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

  3. Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно заносился на Доску почета.

  4. Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с ее фондами и персоналом.


  1. Нет грамматической ошибки в предложении:

  1. Теперь наш участок занялся жильем.

  2. Я победю все трудности.

  3. Циклон грозился наводнением.

  4. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым бескорыстно помогал.


Просмотр содержимого документа
«РМ»

Морфологические нормы глагола, причастия, деепричастия

  1. Мотивация учебной деятельности.

«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

- Как вы думаете, что объединяет эти высказывания?

  1. Совместное целеполагание.

  • Актуализировать…

  • Формировать…

  • Совершенствовать…

  • Воспитывать…

  1. Анализ языкового материала: типология морфологических ошибок.

Задание 1: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)


Типы морфологических ошибок

Примеры

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый

Ошибочное образование формы:

1. Существительного


Опытные бухгалтера

вкусные торта

пара ботинков

пара сапогов

рота солдатов

несколько абзацей

юных плясуньев

2. Прилагательного

самый красивейший

длиньше ногтя

слаже

3. Числительного

с пятистами рублями

в двухсот метрах

4. Местоимения

ихнюю вещь

5. Глагола

Едь вперёд

ляжьте на коврик

выбежи

попробывает


Задание 2: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (самостоятельная работа)

Вариант 1.

Вариант 2.

№1 а) без вишен

б) более труднее

в) около двух тысяч человек

г) испеки пирог

№2 а) килограмм вафель

б) семьюдесятью процентами

в) ехай в Подмосковье

г) более резкое движение

№3 а) килограмм яблок

б) будущие выборы

в) до двух тысяч второго года

г) ошиблась

№4 а) более нужнее

б) несколько гектаров

в) с четырьмястами рублями

г) поезжай домой

№5 а) в две тысячи десятом году

б) не машите руками

в) у грузинов

г) небольшие транзисторы

№1 а) с двадцатью пятью рублями

б) нет претензий

в) хужее всего

г) не кладите сюда тетради

№2 а) в пятистах шагах

б) пять килограммов

в) более красивее

г) лягте на коврик

№3 а) в обеих сумках

б) беги

в) без комментариев

г) положь

№4 а) эмалированные вёдра

б) худший вариант

в) семисот шестидесяти птиц

г) килограмм вафлей

№5 а) большие очереди

б) в снегу

в) промокли

г) пятидесятью пятью годами


  1. Изучение информационной справки.

  2. Практикум по теме урока.

Задание 1.

Какой из двух глаголов вы бы выбрали? В данном случае выбор можно сделать, обратившись к инфинитиву. Неправильный вариант зачеркните.

Инфинитив

1 . Дети скоро выздоровят (выздоровеют).

выздороветь

2. С потолка каплет (капает вода).

капать

3. Капли дождя брызгают (брызжут) на переднее стекло автомобиля.

брызгать

4. Его друзья чтят (чтут) его память.

чтить

5. Он ездит (ездиет) на своей машине.

ездить


Задание 2.

Объясните, почему некоторые глагольные формы с - СЯ употреблены правильно, а некоторые — нет.

Правильно:

Неправильно:

1. Она умылась и причесалась.

2. Ученики ознакомились с расписанием.

3. Мальчишки валяются в снегу.

4. Уже поздно, а ребенок еще играется на улице.

5. Извиняюсь, я немного опоздал.

6. Мы уже прибрались в квартире.


Задание 3.

Проверьте себя, знаете ли вы, что нужно выбрать в данных предложениях. Ненужное зачеркните.

    1. Он до сих пор колебается (колеблется), ехать ли ему в Москву.

    2. Он пахает (пашет) старательно землю.

    3. Поезд уже ушел, а я все махаю (машу) ему вслед.

    4. Взвесьте (свешайте) мне, пожалуйста, этот арбуз.

    5. Она встала (стала) на колени и начала молиться.

    6. Мы уже заслушали (прослушали) эту передачу.

    7. Куда ты обычно лежишь (кладешь) тетради?

    8. Спасибо, я уже покушал (поел) больше не хочу.

    9. Мальчик надел (одел) куртку и выбежал на улицу.

    10. Он бреется (броется) два раза в день.

    11. Мама постелила (постлала) постели.


Задание 4.

Что не так в данных предложениях? Исправьте, запишите правильно.

  1. Ему нужно подстричься.

  2. Он явно над ней надсмехается.

  3. Она подскользнулась и упала.

  4. Писатель играет большое значение в жизни страны.

  5. Роман имеет огромную роль в общественной жизни


Задание 5. Образуйте формы повелительного наклонения глаголов:

  1. бежать — ___________________________ -

  2. лечь — _____________________________________ -

  3. не испортить — _____________________________-

  4. не морщить лоб______________________________ -

  5. выкинуть — ________________________________ -


Задание 6.

Образуйте от данных глаголов и запишите формы 2-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. наст. времени.

  1. Дышать______________________________________________________

  2. Бороться_____________________________________________________

  3. Задержаться __________________________________________________

  4. Строить ______________________________________________________

  5. Ненавидеть ___________________________________________________

  6. Смотреть _____________________________________________________

  7. Двинуться ____________________________________________________

  8. Носить _______________________________________________________

  9. Проверять ____________________________________________________

  10. Проверить ____________________________________________________

  11. Кричать_______________________________________________________

  12. Молчать_______________________________________________________


Задание 7.

Вспомните образование форм причастий (РМ - опорная таблица), заполните таблицу.


Начальная форма глагола

Вид

Действительное

причастие

Страдательное

причастие

Деепричастие

настоящего времени

прошедшего времени

настоящего вр.

прошедшего времени


I переходные глаголы

Класть

Положить

несов.

сов.

кладущий

––

клавший

положивший

––

––

––

положенный (ен-, -ена, -ено, -ены)

кладя,

положив

Ловить

Поймать







Говорить

Сказать







II непереходные глаголы

соображать


сообразить

несов.


сов.

соображающий

––

соображавший

сообразивший

––

––

––

––

соображая


сообразив

Помогать

Помочь







Ехать

Ездить

Идти









  1. Лови ошибку!

Найдите и исправьте морфологические ошибки в употреблении глагола и его форм.

  1. Выздоровлю – буду жить с Никитой Егорычем.

  2. Вот, глядите, всю свечу сжег и дом сожгёт.

  3. «Вы уложили вещи?» - «Нет, ещё улаживаем».

  4. Вы не хочете почитать мне стихи.

  5. А когда в саду деревья колебает ветер, тени в комнате движутся.

  6. Марина всё время попадается в какие-то двусмысленные ситуации.

  7. В нашем лесу заблудить очень просто.

  8. «Скажите, как можно попасть в Курасовщину?» - «Едьте на 40-м автобусе». – «А когда нужно сходить?» - «Вылазьте на конечной».

  9. Даже думать не моги о плохом.

  10. Не трожь меня! Уйди!

  11. Внучок! Ляжь, лапуся на бочок!..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!