Целеполагание. | - Сегодня наш урок посвящен Виктору Гюго, классику французской литературы. Наша цель – познакомиться с личностью великого писателя и гражданина Франции, который свое назначение поэта и писателя видел в защите слабых, униженных и оскорбленных: Мне было ведомо, что я Боец суровый. Освобождая мысль, Освобождаю слово - Так писал Виктор Гюго в статье «Ответ на обвинение». Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить и его собственное высказывание: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых». Итак, перед вами ставится проблема – доказать справедливость сказанного Гюго на примере прочитанного произведения. Для сильной группы – на примере двух – трех произведений | Осуществляют совместное с учителем целеполагание. |
Изучение биографии писателя | Ввод в тему. Мотивация деятельности. - Образ В. Гюго - простой и сложный, возвышенный и земной. Творческий путь писателя полон триумфальных успехов, литературных побед и мировой славы. Им создано 17 поэтических сборников, 9 драматургических произведений, 7 крупных романов, эссе, дневники. Гюго был известным общественным деятелем. Он родился в 1802 году, когда, по его словам, «веку было два года», и покинул мир на закате столетия в 1885 году. В 15 лет Гюго получил известность как талантливый поэт, в 25 лет стал лидером целого литературного течения романтизма. Писателя признали «лидером романтизма». На 50-том году он бросил вызов самому президенту и к старости превратился в кумира Франции для миллионов читателей. Он написал так много, что полное собрание его сочинения насчитывает сегодня около 90 томов. М. Горький сказал о Гюго следующее: «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни всё, что есть прекрасного в душе человека». Изучение биографии писателя. Составление опорной схемы. Блиц-опрос Назовите годы жизни В.Гюго (1802 - 1885) Назовите этапы творчества В.Гюго. I. (1820-1850) II. Годы изгнания (1851-1870) III. После возвращения во Францию (1870-1885) Где был погребен В.Гюго? Адель Фуше Назовите основные особенности творчества В.Гюго. Главный для романтической поэтики Гюго принцип – изображение жизни в ее контрастах. Он считал, что определяющим фактором развития является борьба добра и зла, то есть вечная борьба доброго или божественного начала с началом злобным, демоническим. Злобное начало – власть имущие, короли, деспоты, тираны, высшие сановники церкви или неправедного государственного закона. Доброе начало – те, кто несут добро и милосердие. Восприятие мира во многих измерениях (не только в настоящем времени, но и в далеком прошлом). Стремление к правдивому и многостороннему отображению жизни. Контраст, гротеск, гипербола являются основными художественными приемами Гюго. | Записывают тему урока и эпиграф. Эпиграф урока. Трибун и поэт, он гремел Над миром подобно урагану, Возбуждая к жизни все, что Есть прекрасного в душе человека. Максим Горький. Изучают раздаточный материал, просматривают презентацию. На основе данного материала делают опорные записи о жизни и творчестве писателя. Отвечают на вопросы блиц-опроса (при обсуждении 4 вопроса сделать записи в тетрадь) |
Знакомство с архитектурным памятником и историей создания романа. | - Художественным манифестом романтиков во Франции стал роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Просмотр слайдовой презентации «История создания романа». Проблемный вопрос. Прогнозирование. «Триста сорок восемь лет, шесть месяцев и девятнадцать дней тому назад парижане проснулись под перезвон всех колоколов….» - именно так начинается произведение французского классика. В произведении мы видим большое количество героев, но роман назван в честь памятника архитектуры. Возникает вопрос: ПОЧЕМУ? - Собор в романе становится символом. Это символическое выражение талантливости народа, его души и его верований, его страхов и надежд. Собор в романе – место борьбы света и тьмы, справедливости и коварства. Более трехсот лет его строили безымянные народные мастера. «Здесь время – зодчий, а народ – каменщик», - скажет Гюго об удивительной архитектуре Собора. Именно это произведение, как считают исследователи средневековья, сделало столь популярным собор, который был изображён в романе без серьёзных исторических погрешностей, так как Гюго изучил немалый исторический материал. Давайте и мы с вами обратимся к исторической справке архитектурного памятника средневековья и выясним, чем пленил этот собор авторов многих произведений, чем поразил воображение Гюго. Знакомство с исторической справой об архитектурном памятнике. Собор строился на протяжении двух веков сотнями неизвестных авторов, наделённых истинно народной буйной фантазией. Здесь изображены и божественные создания и дьявольские. Особенно многочисленны 3-хметровые химеры – символы тёмных сил. В зависимости от того, какие общественные катаклизмы происходили в стране, собор то разрушался, то восстанавливался. Восхищает то, что эти дьявольские творения, но не всегда враждебные силы – химеры, уже около 700 лет хищно усмехаются под куполами католического Собора, как бы смеясь над тщетностью человеческого рода уничтожить Собор. Присутствие божественного и дьявольского в Соборе одновременно делает его загадочным, привлекательным. Вероятно, желание приблизиться к таинственной силе этого храма и привело Гюго к созданию столь же прекрасного и загадочного по силе воздействия произведения. - Какое образное определение получила данная сила в литературе? Как называется это художественное средство выразительности? УЖАСНАЯ КРАСОТА СТРАШНАЯ КРАСОТА ПУГАЮЩАЯ КРАСОТА ДЬЯВОЛЬСКАЯ КРАСОТА – оксюморон. - Давайте вспомним, кто из русских классиков уже создал подобные образы в своём творчестве, пытаясь решить морально-философские вопросы о добре и зле. М.Ю. Лермонтов создал образ Демона, соединив в нём доброе и злое начала. Российский живописец Врубель Михаил Александрович, мечтая создать прекрасное, также изобразил образ Демона в картинах «Демон» 1890 году и «Демон поверженный» 1902 году (демонстрация картин) | Просматривают слайдовую презентацию, делают записи в тетради. Делают предположение о названии романа. Прочитывают раздаточный материал, просматривают слайдовую презентацию, отмечают интересные факты в тетради. Отвечают на ранее поставленный вопрос «Чем привлек Собор В.Гюго?» |
Сопоставительный анализ стихотворений «NOTRE DAME» О. Мандельштама и В. Маяковского | - Образ Собора мы можем встретить у русских деятелей искусства. Одним из программных произведений Осипа Мандельштама в сборнике «Камень» является стихотворение «Notre Dame». Стихотворение с таким же названием есть и у Владимира Маяковского. Давайте послушаем их и сравним. Что общего в них и чем они отличаются? Каким предстаёт перед нами образ Собора Парижской Богоматери, созданный в этих произведениях. Чтение стихотворений (приложение № 1) Составление диаграммы Венна Собор Парижской Богоматери, по Мандельштаму, - это вызов, брошенный человеком небу, вечности (души готической рассудочна пропасть), и это он считает прекрасно, достойно величию человека. Поэтому он и сам мечтает «из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам», т.е. из слов, тяжёлых, как камень, создаст что-нибудь столь же великое и прекрасное, как Собор Парижской Богоматери. - Сравните содержание стихотворений Маяковского и Мандельштама. Что общего в них и чем они отличаются? В обоих стихотворениях признаётся великолепие и связь времён в Соборе. Но Собор Парижской Богоматери, по Мандельштаму, - это вызов, брошенный человеком небу, вечности (души готической рассудочна пропасть), и это, он считает, прекрасно, достойно величию человека. Поэтому он и сам мечтает «из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам», т.е. из слов, тяжёлых, как камень, создаст что-нибудь столь же великое и прекрасное, как Собор Парижской Богоматери. Маяковский оценивает с современной ему практической точки зрения. Активный строитель социализма, отрицая духовную ценность не только Собора Парижской Богоматери, но и вообще всех культовых зданий для богослужения, например, храм Василия Блаженного в Москве он называет Васькой Блаженным, Маяковский хочет отдать Собор под клуб, но для этого он темноват. А вот для рекламы – это просто красота. Между башнями пустить перетяжки, по которым бежали бы буквы, как мыши. А если химерам вместо глаз вставить ещё электрические лампочки, тогда сборы от рекламы увеличатся во много раз. - Каков язык произведений? У Мандельштама слова высокого стиля, соответствующие могуществу Собора, присутствуют церковнославянизмы: судия, крестовый свод, не сокрушила, твердыня, непостижимый. У Маяковского, наоборот, преобладают слова низкого стиля, просторечия, принижающие духовную ценность всех храмов, да и практической ценности в них маловато: переводчица-дура, бантиком-ротиком, Блаженный Васька; я не мастак; буквы, как мышь; реклама заорёт и т.д. - Тогда какова же идея произведения Маяковского? Какую мечту он воплощал в жизнь, создавая своё стихотворение? Не надо забывать, что Маяковский, кроме всего, ещё и яркий представитель футуризма, цель которого, прежде всего, привлечение к себе внимания через отрицание традиционной культуры и языковое экспериментирование. И стиль стихотворения, и его структура, и язык выдают в Маяковском прежде всего футуриста. А основная идея стихотворения, как бы между прочим и в связи с практической ценностью Собора, незаметно просвечивается в конце стихотворения: Да, надо быть бережливым тут, ядром чего не попортив. В особенности, если пойдут, громить префектуру напротив. Здесь проявляется ещё один подтекст: если Маяковского интересует только практическая сторона Собора, то зачем он интересовался его историей, которая прослеживается в этом стихе. Да и само стихотворение, посвящённое Собору, это уже последствие незабываемого от него впечатления. | Читают данные стихотворения, проводят сопоставительный анализ, заполняют диаграмму Венна |