КОУ ВО «ЦЛПДО»
Разработка уроков-консультаций по геометрии в 10 классе "Свойства прямоугольного параллелепипеда".
Подготовила Л.И.Гоптарь.
-Воронеж-
2020 г.
Цели урока:
1. Проверить уровень усвоения теоретических знаний по свойствам прямоугольного параллелепипеда.
2. Формировать у обучающихся навык применения изученных свойств при решении задач.
3. Развивать у учащихся пространственное мышление, самостоятельность.
4. Воспитывать коммуникативные умения и навыки, адекватную самооценку.
Формы работы на уроке:
фронтальный опрос;
индивидуальная самостоятельная работа.
Дидактические материалы:
листы для самоконтроля;
карточки с заданиями;
карточка с самостоятельной работой.
Учебник. Геометрия: учебник для 10-11 классов средней школы, авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф, Бутузов, С. Б. Кадомцев.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Изложение плана урока.
2. Разминка (блиц-опрос).
-Сформулируйте определение прямоугольного параллелепипеда.
-Сформулируйте свойства прямоугольного параллелепипеда.
-Сколько двугранных углов имеет параллелепипед?
-Какой прямоугольный параллелепипед называется кубом?
-Как найти длину диагонали прямоугольного параллелепипеда?
-Как найти сумму длин всех его ребер?
-Как найти полную поверхность прямоугольного параллелепипеда?
3. Работа в тетрадях:
Учимся на чужих ошибках.
Приложение 1 (рисунок №3, №4).
Решаем задачи №1, 2 с объяснением, дополнительно устные задачи №3, 4.
Задача №5. Ученик собирает макет и отвечает на поставленный вопрос, все в тетрадях выполняют чертеж и записывают вывод.
4. Работа в парах.
Приложение 1 (карточки №5-№9).
5. Физкультминутка:
Кабинет, в котором мы занимаемся имеет форму параллелепипеда. Покажите боковые грани, основания, диагонали.
6. Самостоятельная работа.
Дополнительная задача. Из сборника ЕГЭ 3000 задач, под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. №5
7. Подведение итогов. Оценки.
8. Дополнительное задание: № 192, 194, глава 2, параграф 22-24.
Приложение 2.
Вставить пропущенные символы, знаки, закончить предложение, чтобы получилось верное утверждение.
Задание№6 .
Дана пирамида SABCD,
ABCD - квадрат, SA ┴ (ABC)
1. SD … CD
2. SB … BC
3. (SAD) … (ABC)
4. (SAB) … (ABC)
5. ∆SAD … ∆SAB
6. ∆SBC … ∆SDC
Задание№7 .
Дан тетраэдр SABC, ABC – прямоугольный треугольник (0), SA=SB=SC… гипотенузы AB - основание высоты тетраэдра (точка О).
Точка О является ... около треугольника ABC.
3. Проекциями боковых ребер на плоскость основания являются отрезки …
4. Плоскости ASB и ABC …
5. Треугольники SAO, SBO, SCO …
Задание№8 .
Основанием прямоугольного параллелепипеда является квадрат со стороной, равной 5 см. Расстояние от бокового ребра до скрещивающейся с ним диагонали параллелепипеда равно …
Задание№9 .
Три измерения прямоугольного параллелепипеда равны 1 см, 2 см, 3 см.
Сумма длин всех ребер равна …
Сумма площадей всех его граней равна …
Длины его диагоналей равны …
Задание№10 .
ABCDA1 B1C1D1 - прямоугольный параллелепипед.
Треугольник AB1D …
... угол между диагональю B1D и плоскостью основания.
Содержимое разработки.
OC 4 двугранных угла 10 двугранных углов AC II α AB ┴ α , CD ┴ α , B €, D € α, AB=CD AO ┴ α, AC и AB – наклонные, AC=AB Тетраэдр имеет –
Параллелепипед имеет –
BO=OC 6 12 " width="640"
AC ∩ α
BOOC
4 двугранных угла
10 двугранных углов
AC II α
AB ┴ α , CD ┴ α , B €, D € α, AB=CD
AO ┴ α, AC и AB – наклонные, AC=AB
Тетраэдр имеет –
Параллелепипед имеет –
BO=OC
6
12
SCB
ABCD – квадрат, SB ┴ (ABC)
Угол SCD - линейный угол двугранного угла SDCB
0
S
90 0
C
B
A
D
Задача 1
┴
Дана пирамида SABCD,
ABCD - квадрат, SA ┴ (ABC)
-
SD CD
-
SB BC
-
(SAD) (ABC)
-
(SAB) (ABC)
-
∆ SAD ∆SAB
-
∆ SBC ∆SDC
┴
S
┴
┴
B
A
=
=
C
D
Задача 2
Середина
-
1 . гипотенузы AB - основание высоты тетраэдра.
-
Точка О является около треугольника ABC.
-
Проекциями боковых ребер на плоскость основания являются отрезки
-
Плоскости ASB и ABC
-
Треугольники SAO, SBO, SCO
Дан тетраэдр SABC,
ABC – прямоугольный треугольник
( C=90 0 ), SA=SB=SC
центром
окружности, описанной
S
OB, OC, OA
.
B
O
взаимно перпендикулярны
A
C
равны
Задача 3
Основанием прямоугольного параллелепипеда является квадрат со стороной, равной 5 см. Расстояние от бокового ребра до скрещивающейся с ним диагонали параллелепипеда равно
C 1
B 1
5 √2 /2 см
О
D 1
A 1
C
B
D
A
Задача 4
Три измерения прямоугольного параллелепипеда равны 1 см, 2 см, 3 см.
B 1
C 1
-
Сумма длин всех ребер равна
-
Сумма площадей всех его граней равна
-
Длины его диагоналей равны
24 см
A 1
D 1
22 см 2
B
C
√ 14 см
D
A
Задача 5
ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 - прямоугольный параллелепипед
C 1
B 1
2. - угол между диагональю B 1 D и плоскостью основания
прямоугольный
A 1
D 1
Угол BDB 1
C
B
D
A
Вариант 1
Вариант 2
В прямоугольном параллелепипеде измерения равны 6 см, 8 см, 10 см.
Найдите диагональ параллелепипеда и синус угла между диагональю параллелепипеда и плоскостью его основания
В прямоугольном параллелепипеде измерения равны 5 см, 7 см, √ 47 см.
Найдите диагональ параллелепипеда и синус угла между диагональю параллелепипеда и плоскостью его основания
Спасибо за урок.