СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №1 «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!». Введение. Понятие о границах классического периода русской литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: 

  1. выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;
  2. дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов XIX века; выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики; познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX века; показать значение русской литературы XIX в. в развитии русского и мирового литературного процесса;
  3. формировать гуманистические ценности в духовном развитии учащихся; воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию.

Просмотр содержимого документа
«РМ - Структурная карта урока»

Структурная карта урока

«Своеобразие русской литературы 2-й половины XIX века. Понятие «русская классическая литература». Ее основные черты».

1. Теоретический материал.

Выполните групповые задания после прочтения текста.

XIX век- «золотой век» русской литературы, особенно поэзии, эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия”   и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма. Классическая литература (русская) – это широкое понятие, и каждый вкладывает в него свой смысл. Если спросить читателей, какие ассоциации она у них вызывает, то ответы будут разными. Для кого-то это основа библиотечного фонда, кто-то скажет, что произведения классической русской литературы – это некий образец, обладающий высоким художественным достоинством. Для школьников это все то, что изучают в школе. И все они будут по-своему абсолютно правы. Так что же это такое - классическая литература? Существует общепринятая периодизация становления и развития отечественной литературы. Ее история делится на следующие временные отрезки: Долитературный период. В это время, до XI века, еще не было письменных текстов, и произведения передавались в устной форме. С XI века по XIV существовала древнерусская литература. Большое влияние на ее развитие оказало принятие на Руси христианства. Появляются переводные греческие книги, развиваются новые жанры: жития святых, летописи, хождения, евангелия. Следующий период – средневековая литература. Она существовала с XV по XVII век. XVIII век – эпоха русского просвещения. Это время связано с теми писателями, которые заложили основы русской классической литературы. К ним относятся: Карамзин, Фонвизин, Ломоносов, Жуковский, Сумароков, Радищев, Крылов. XIX век – время, когда жили и творили те писатели и поэты, которых в наше время называют классиками литературы. «Золотой век» - такое название дали этому периоду. Лучшая русская классическая литература была создана именно тогда. XX век называют по аналогии с предыдущим столетием «Серебряным веком», поскольку в какой-то мере он явился его логическим продолжением. Многие читатели уверены, что классическая литература (русская) – это Пушкин, Достоевский, Толстой – то есть произведения тех писателей, которые жили в XIX веке. Это совсем не так. Классическим литературное произведение может быть и эпохи средневековья, и XX столетия. По каким канонам и принципам определить, является ли классикой роман или повесть? Во-первых, классическое произведение должно обладать высокой художественной ценностью, быть образцом для других. Во-вторых, у него должно быть всемирное признание, оно должно входить в фонд мировой культуры. И нужно уметь различать понятия классической и популярной литературы. Классика – это то, что проверено временем, а о популярном произведении могут достаточно быстро забыть. Если же актуальность его будет сохраняться не один десяток лет, возможно, оно со временем тоже перейдет в разряд классики. В конце XVIII века только сложившееся дворянство России раскололась на два противоборствующих лагеря: консерваторов и реформаторов. Такой раскол был обусловлен разным отношением к тем переменам, которые происходили в жизни: Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране. Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание. Большую роль в развитии культуры того времени сыграл рост национального сознания. Открывается все больше учебных заведений, усиливается общественное значение литературы, писатели много внимания начинают уделять родному языку. Восстание декабристов еще больше заставило задуматься о происходящем в стране. Николай Михайлович Карамзин, крупнейший русский историк, писатель и журналист, был самой влиятельной фигурой русской культуры XVIII-XIX вв. Его исторические повести и монументальная «История государства Российского» оказали огромное влияние на творчество последующих писателей и поэтов: Жуковского, Пушкина, Грибоедова. Он – один из великих реформаторов русского языка. Карамзин ввел в использование большое количество новых слов, без которых мы не можем представить сегодня современную речь. Выбрать и составить перечень лучших литературных произведений – задача сложная, поскольку у каждого читателя свои пристрастия и вкусы. Роман, который для одного будет являться шедевром, другому покажется скучным и неинтересным. Как же составить список классической русской литературы, который удовлетворял бы большинство читателей? Один из способов – проведение опросов. На их основе можно сделать выводы, какое произведение сами читатели считают лучшим из предложенных вариантов. Такие методы сбора информации проводятся регулярно, хотя данные могут незначительно меняться со временем. Список лучших творений русской классики, согласно версиям литературных журналов и интернет-порталов, выглядит так: лучшая русская классическая литература Михаил Булгаков с мистическим романом «Мастер и Маргарита». Лев Толстой с эпическим произведением «Война и мир». Федор Достоевский с тремя романами: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот». Великий русский мыслитель точно и безжалостно описывал самые темные стороны человеческой сущности. Фридрих Ницше как-то сказал, что Достоевский – это единственный психолог, у которого он мог чему-нибудь научиться. Николай Гоголь – «Мертвые души». Один из самых загадочных русских писателей умел создавать необыкновенно яркие, живые образы своих персонажей. Повесть «Вий» и сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки» тоже очень любимы читателями. Александр Пушкин с романом «Евгений Онегин». Согласно опросам, самым любимым писателем школьников является именно Пушкин, а Онегин – самый узнаваемый литературный герой. Антон Чехов и его рассказы. Михаил Лермонтов – «Герой нашего времени». Илья Ильф и Евгений Петров - классики XX века, люди с великолепным чувством юмора. Их роман «Двенадцать стульев» давно стал любимой книгой многих читателей. Иван Тургенев и его произведение «Отцы и дети». Александр Грибоедов с комедией «Горе от ума». Написав за всю свою жизнь всего одно произведение, но созданное на таком высочайшем уровне, он навсегда остался в числе лучших авторов русской классической литературы. Ни в коем случае не стоит считать данный список эталонным. В некоторых рейтингах и опросах на первом месте может стоять не Булгаков, а Лев Толстой или Александр Пушкин, а кого-то из перечисленных писателей может и вообще не быть. Рейтинги – вещь крайне субъективная. Лучше самому составить для себя список любимых классиков и ориентироваться на него. Творцы русской классики всегда обладали большой общественной ответственностью. Они никогда не выступали морализаторами, не давали готовых ответов в своих произведениях. Писатели ставили перед читателем сложную задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.


2. Групповые задания.

1. Выявите в тексте следующие проблемы:

1 группаПериодизация истории русской литературы

2 группаОсновные тенденции «золотого века» русской литературы

3 группаКритерии и список лучших произведений

4 группаЗначение русской классической литературы

5 группаКакие произведения называют классическими?

6 группаИстоки русской классической литературы


2. Представьте работу группы в форме выступления-тезиса (2-3 минуты).

3. Основные положения выступления предложите для записи в тетради другим группам.


3. Домашнее задание: подготовить сообщения по теме (1-2 минуты), разработать тезисы для записи в тетради другим группам.

1-2 группыЖанровые особенности поэзии середины XIX века.

3-4 группыНаправления поэзии середины XIX века.

5-6 группыСтили поэзии середины XIX века.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №1»

10 класс


Урок 1.


«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!».

Введение. Понятие о границах классического периода русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Цели:


  1. выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;

  2. дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов XIX века; выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики; познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX века; показать значение русской литературы XIX в. в развитии русского и мирового литературного процесса;

  3. формировать гуманистические ценности в духовном развитии учащихся; воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся участвуют в беседе, используя знания, приобретённые в 9-м классе; анализируют, классифицируют ключевые события и проблемы мировой культуры II половины XIX в.; отмечают характерные черты произведений русского реализма.

Оборудование:

учебник, РМ *, презентация, выставка книг с произведениями, изучаемыми в 10-м классе.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап


  1. Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Из всех учебных предметов мы, взрослея, постепенно «вырастаем», если они не становятся нашей специальностью. Но есть особенный предмет, который «впору» нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Название ему — жизнь. Самые разные ответы на вопрос «Как жить на земле?» мы найдём в тех произведениях, которые будем изучать на протяжении года. М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Дума» утверждает: «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» Как вы понимаете эти строки? (Ответы учащихся.) Мы будем размышлять над явлением случайной ненависти и случайной любви, знакомясь с программными произведениями мировой литературы второй половины XIX века. Знакомство с явлениями культуры XIX в. поможет осознать взаимосвязь развития духовной и материальной сфер жизни общества, выявить социальные преобразования, обусловившие необходимость создания новой художественной картины мира; позволит проследить смену творческих направлений в искусстве, уяснить причины, подтолкнувшие творцов искусства к художественным исканиям.

Приветствуют учителя, делятся на группы по стратегии «Выбор команды»


  1. Актуализация опорных знаний


  1. Вводно-ориентировочная беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

  • На уроках истории вы изучали культуру разных стран и народов различных эпох в истории человечества. Что входит в понятие «культура»? Каковы её основные виды?

  • Вспомните и назовите изученные в 9-м классе наиболее значимые произведения XVIII в. и первой половины XIX в.

  • Назовите имена писателей XIX в. и их произведения, не вошедшие в школьную программу, которые вы читали дома.

  • Творчество каких писателей, включённых в программу, стало вам близко? почему?

  • Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?

  • Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

Участвуют в беседе.

ФО: «Смайлик» (каждый участник группы, выступивший по какому-либо вопросу, получает отличительный знак; группа, набравшая наибольшее количество баллов, имеет право выбрать задание для творческой работы)


  1. Работа над темой урока



  1. Творческая работа (в группах)

Используя материалы презентации и опорной таблицы, выполните задания по группам.

Задания для групп

«Историки». Расскажите о ключевых событиях второй половины XIX в.

«Социологи». Раскройте круг проблем в обществе того времени.

«Журналисты». Сделайте презентацию представления популярных журналов того периода, их редакторов.

«Литераторы». К какому времени относится расцвет русского реализма? В произведениях каких авторов он отражён? Аргументируйте свой ответ.


  1. Презентация результатов творческой работы представителями групп

  2. Стратегия «Тур по галерее». Формативное оценивание


Изучают материалы мультимедийной презентации, опорной таблицы, раздаточного материала, ресурсы Интернета; делают выбор материала по предложенной проблеме; составляют «говорящий постер», презентуют результаты творческой работы.

Прием «Тур по галерее» (оставляют свои комментарии к выполненной работе каждой группы на стикерах и прикрепляют к постерам)

ФО: «Коллекция стикеров» (взаимооценивание)

  1. Рефлексия. Подведение итогов уроков


  1. Проблемный вопрос

- Русский поэт А. А. Блок в одном из произведений так охарактеризовал новую эпоху: «Век XIX, железный, воистину жестокий век!..» Как вы полагаете, что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?

Комментарий-подсказка для учителя. В том случае, если классу не удаётся в ходе обсуждения дать обоснованный ответ на вопрос о «железном и жестоком веке», его можно рассмотреть как проблемное задание либо предложить учащимся подумать над ним дома (возможно, письменно).

  1. Заключительное слово учителя

— Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству, поражает исключительной многогранностью. Их произведения учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве; любить Родину, осмыслять и ценить её историю; помогают формировать гармоничную личность. Вторая половина XIX в. — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно — в архитектуре. В живописи «русская тема» отразилась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзажах «просёлочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур. Таким образом, эстетическое наследие второй половины XIX в. и поныне сохраняет свою актуальность и значительность.


Обсуждение проблемного вопроса, выдвижение гипотез и их аргументация.

Стратегия «ПОПС - формула»

Домашнее задание


1. Постройте свою программу изучения русской литературы в 10-м классе по предложенному алгоритму.

Алгоритм

  • Автор и название произведения для обязательного изучения.

  • Автор и название произведения для обсуждения.

  • Автор и название произведения для самостоятельного чтения.

2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-миниатюру (10–12 предложений) на одну из тем: «Как я представляю себе судьбу героя 50–60-х гг. XIX в.», «Эпоха отчаяния (80-е гг.) и надежд (90-е гг.) в русском искусстве XIX в.».

3. Индивидуальное опережающее задание. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве Тютчева, Фета, Некрасова


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Получают конспекты с опорной таблицей для вклейки в рабочую тетрадь.



















Опорная таблица.

Периодизация

русской литературы

XIX века

Общая характеристика периода

Развитие основных

литературных жанров


I четверть (1801—1825)

Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм

Баллада, лироэпическая поэма,

психологическая повесть, элегия

II.

Литература 30-х годов (1826—1842)


Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».


Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике

III.

Литература 40—50-х

годов (1842—1855)


Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе

Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально - психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно - эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков


IV.

Литература 60-х годов (1855—1868)


Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов - романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.)

Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-

романтиков


V.

Литература 70-х годов (1869—1881)


Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова

Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ


VI.

Литература 80-х годов (1882—1895)


Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого

Рассказ, повесть, роман.

Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров- народовольцев


VII.

Литература 90-х годов (1895—1904)


Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова

Рассказ, повесть, роман.

Публицистические жанры.

Жанры в традициях революционной поэзии.

Драматические жанры



2


Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в., сменяя романтизм в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и изобразительном искусстве — это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Во второй половине XIX в. критический реализм становится основным господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, пороков нового буржуазного общества было основным направлением прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами жизни. Показателем развития просвещения в России было увеличение количества изданных книг, журналов и газет. Помимо государственных типографий, появились и частные. Число периодических изданий за половину века увеличилось в 3,5 раза. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки». Росло число общественно-культурных заведений (библиотеки, выставки, музеи). Первой публичной библиотекой стала Петербургская (1814).

Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно-политическим подъёмом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60–70-х гг., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.

Искусство критического реализма — основного художественного направления того времени — было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.). Целую эпоху в истории России отразил Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»). Ф. М. Достоевский поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», социальных контрастов самодержавной России (романы «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. (романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»). Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова. М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра. На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Ф. М. Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением мимолётных настроений человеческой души.

Особенности развития культуры

  • Во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры.

  • Неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды-истины, её вера в особую миссию русского народа.

Основные темы русской литературы 19 века

  • 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

  • 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»

И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»

  • 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»

Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»

Основные проблемы в литературе 19 века

  • добро и зло;

  • вина и наказание;

  • мир и война;

  • энергия человека и его бездействие;

  • мудрость и легкомыслие;

  • любовь и отчуждение;

  • деспотизм и рабство;

  • труд и праздность;

  • тело и душа;

  • вера и скепсис.

  • Русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала огромный интерес во всём мире.

Просмотр содержимого документа
«РМ Опорная таблица»

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА.

Периодизация

русской литературы

XIX века

Общая характеристика периода

Развитие основных

литературных жанров


I четверть (1801—1825)


Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм


Баллада, лироэпическая поэма,

психологическая повесть, элегия


II.

Литература 30-х годов (1826—1842)


Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».


Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике


III.

Литература 40—50-х

годов (1842—1855)


Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе


Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально - психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно - эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков



ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА.


Периодизация

русской литературы

XIX века

Общая характеристика периода

Развитие основных

литературных жанров


I четверть (1801—1825)


Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм


Баллада, лироэпическая поэма,

психологическая повесть, элегия


II.

Литература 30-х годов (1826—1842)


Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».


Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике


III.

Литература 40—50-х

годов (1842—1855)


Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе


Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально - психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно - эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков



IV.

Литература 60-х годов (1855—1868)


Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов - романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.)

Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-

романтиков


V.

Литература 70-х годов (1869—1881)


Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова

Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ


VI.

Литература 80-х годов (1882—1895)


Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого

Рассказ, повесть, роман.

Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров- народовольцев


VII.

Литература 90-х годов (1895—1904)


Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова

Рассказ, повесть, роман.

Публицистические жанры.

Жанры в традициях революционной поэзии.

Драматические жанры


IV.

Литература 60-х годов (1855—1868)


Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов - романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.)

Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-

романтиков


V.

Литература 70-х годов (1869—1881)


Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова

Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ


VI.

Литература 80-х годов (1882—1895)


Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого

Рассказ, повесть, роман.

Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров- народовольцев


VII.

Литература 90-х годов (1895—1904)


Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова

Рассказ, повесть, роман.

Публицистические жанры.

Жанры в традициях революционной поэзии.

Драматические жанры




Просмотр содержимого презентации
«10 класс Урок №1 (звуковое сопровождение)»

Основные этапы исторического развития России 19 века и её отражение в литературе Урок 1

Основные этапы исторического развития России 19 века и её отражение в литературе

Урок 1

Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век!  А. Блок

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

А. Блок

Основные события 19 века  1801  1812   Убийство  1825  Павла I  Отечественная  война  Восстание  декабристов  Правление  Николая I  Правление Александра I С 1825 года – 30 лет молчания (до 1855 года)

Основные события 19 века

1801

1812

Убийство

1825

Павла I

Отечественная

война

Восстание

декабристов

Правление

Николая I

Правление Александра I

С 1825 года – 30 лет молчания (до 1855 года)

Основные события 19 века 1853-1856 1861  Крымская война 1881  Отмена крепостного права   Правление  Николая I 1894  Гибель Александра  II   Правление  Александра  II  Начало правления Николая  II   Правление Александра  III   «Глухие»  80-е

Основные события 19 века

1853-1856

1861

Крымская война

1881

Отмена крепостного права

Правление

Николая I

1894

Гибель Александра

II

Правление Александра

II

Начало правления Николая

II

Правление Александра

III

«Глухие»

80-е

До безумной радости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией 19 века, но и поражающее разнообразие их.  М. Горький

До безумной радости волнует

не только обилие талантов,

рождённых Россией 19 века,

но и поражающее разнообразие их.

М. Горький

П ери одизация русской литературы XIX века  1801 – 1825 Борьба классицизма, сентиментализма, романтизма, раннего реализма 1826 – 1842 Баллада, поэма, повесть, элегия Расцвет романтизма, переход от романтизма к реализму и социальной сатире 1842 – 1855 Повесть, роман Идейная борьба славянофилов и западников, расцвет «натуральной школы», противостояние гоголевской школы и поэтов - лириков Физиологический очерк, социальная повесть, психологический роман, поэма

П ери одизация русской литературы

XIX века

1801 –

1825

Борьба классицизма,

сентиментализма,

романтизма, раннего реализма

1826 –

1842

Баллада, поэма,

повесть, элегия

Расцвет романтизма, переход от романтизма к реализму и социальной сатире

1842 –

1855

Повесть, роман

Идейная борьба славянофилов и западников, расцвет «натуральной школы», противостояние гоголевской школы и поэтов - лириков

Физиологический очерк, социальная повесть, психологический роман, поэма

П ери одизация русской литературы XIX века  1855 – 1868 Противоборство либералов и демократов, расцвет демократической журналистики, новые темы, проблемы и герои в литературе 1869 – 1881 Демократическая повесть, роман, литературная критика Развитие капитализма, активизация тайных революционных организаций, идеализация крестьянской жизни, развитие реализма Повесть, роман, очерк, рассказ, сказ

П ери одизация русской литературы

XIX века

1855 –

1868

Противоборство либералов и демократов, расцвет демократической журналистики,

новые темы, проблемы и герои в литературе

1869 –

1881

Демократическая повесть, роман, литературная критика

Развитие капитализма, активизация тайных революционных организаций, идеализация крестьянской жизни, развитие реализма

Повесть, роман,

очерк, рассказ, сказ

П ери одизация русской литературы XIX века  1882 – 1895 Усиление реакционной политики царизма, рост пролетариата, пропаганда идей марксизма, обновление тематики в литературе (изображение «среднего человека», интеллигента) 1895 – 1904 Рассказ, повесть, роман Развитие капитализма, противостояние реалистической и декадентской литературы, зарождение пролетарской литературы Повесть, роман,  рассказ, публицистические жанры

П ери одизация русской литературы

XIX века

1882 –

1895

Усиление реакционной политики царизма, рост пролетариата, пропаганда идей марксизма, обновление тематики в литературе (изображение «среднего человека», интеллигента)

1895 –

1904

Рассказ, повесть, роман

Развитие капитализма, противостояние реалистической и декадентской литературы, зарождение пролетарской литературы

Повесть, роман,

рассказ, публицистические жанры

Основные темы русской литературы 19 века 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»  А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души» 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»  И. С. Тургенев «Записки охотника», И. А. Гончаров «Обломов», М. Е .Салтыков-Щедрин «Губернские очерки» 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»  Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир»

Основные темы русской литературы 19 века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»

И. С. Тургенев «Записки охотника», И. А. Гончаров «Обломов», М. Е .Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»

1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»

Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир»

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Выступали против самодержавия и крепостничества;  мечтали о  необходимости ломки старых  устоев в интересах народа

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Выступали против

самодержавия и крепостничества;

мечтали о

необходимости ломки старых

устоев в интересах народа

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Выступали против любых общественных перемен;  сопротивлялись  всему новому;  хотели сохранить  крепостнические порядки

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Выступали против

любых общественных перемен;

сопротивлялись

всему новому;

хотели сохранить

крепостнические порядки

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Почвенники Народники Религиозные философы Считали, что «русское общество должно соединиться с народною почвой» Развивали идеи крестьянской революции Призвание человека в достижении богоподобного могущества

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Почвенники

Народники

Религиозные

философы

Считали, что

«русское общество должно соединиться с народною почвой»

Развивали

идеи крестьянской революции

Призвание человека в достижении богоподобного могущества

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века страх перед народной революцией Западники Славянофилы Радикалы- просветители Стремились: Отстаивали: к освобождению крестьян;  к введению республики; к европейскому образу жизни верность принципам самодержавия;  русские традиции Выступали:

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

страх перед народной революцией

Западники

Славянофилы

Радикалы-

просветители

Стремились:

Отстаивали:

  • к освобождению крестьян;
  • к введению республики;
  • к европейскому образу жизни
  • верность принципам самодержавия;
  • русские традиции

Выступали:

  • против крепостного права;
  • против самодержавия
Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях»   Как их проводить?     Либералы Революционеры - демократы Либералы Революционеры - демократы Спасение России только в революции России необходимы реформы сверху, без революции

Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?

Либералы

Революционеры - демократы

Либералы

Революционеры - демократы

Спасение России только в революции

России необходимы реформы сверху, без революции

Социально-политическая борьба в литературе Критический реализм, «натуральная школ а» «Чистое искусство» «Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»

Социально-политическая борьба в литературе

Критический реализм,

«натуральная школ а»

«Чистое искусство»

«Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой)

Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья»

Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»

Представители критического реализма  Группа сотрудников журнала

Представители критического реализма

Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо:

И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.

Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.

Представители «чистого искусства» А. А. Фет Ф. И. Тютчев А. К. Толстой

Представители «чистого искусства»

А. А. Фет

Ф. И. Тютчев

А. К. Толстой

Основные проблемы в литературе 19 века  добро и зло;  вина и наказание;  мир и война;  энергия человека и его бездействие;  мудрость и легкомыслие;  любовь и отчуждение;  деспотизм и рабство;  труд и праздность;  тело и душа;  вера и скепсис.

Основные проблемы в литературе 19 века

  • добро и зло;
  • вина и наказание;
  • мир и война;
  • энергия человека и его бездействие;
  • мудрость и легкомыслие;
  • любовь и отчуждение;
  • деспотизм и рабство;
  • труд и праздность;
  • тело и душа;
  • вера и скепсис.

Просмотр содержимого презентации
«Литература второй половины 19 века»

Русская литература второй половины XIX века.  «ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

Русская литература второй половины XIX века. «ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

Историческая ситуация.  РЕФОРМЫ 60-70-ых годов: крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г.  Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса.  Способствовали развитию капитализма.

Историческая ситуация. РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:

  • крестьянская реформа 1861 г
  • земская реформа 1864 г.
  • судебная реформа 1864г.
  • цензурная реформа 1865г.
  • городская реформа 1870г.
  • военные реформы 1860-70-х гг.
  • морские реформы 1850-60-х гг.
  • финансовые реформы 1860-х гг.
  • университетская реформа 1863г.

Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса.

Способствовали развитию капитализма.

Историческая ситуация.  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

Историческая ситуация. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

  • абсолютное падение производства
  • недогрузка производственных мощностей
  • рост безработицы
  • нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах
КРЫМСКАЯ ВОЙНА

КРЫМСКАЯ ВОЙНА

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг  (Восточная война)    Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов.   Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение.   Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война)

Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов.

Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение.

Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

Историческая ситуация в стране Во второй половине 19 века Россия претерпевает ряд перемен:

Историческая ситуация в стране

Во второй половине 19 века Россия претерпевает ряд перемен:

  • отмена крепостного права;
  • процесс капитализации;
  • экономический кризис 1891-92 гг.
  • поражение в Крымской войне (1853-56 гг.)
Историческая ситуация.  ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:  Основная цель:  споры о путях развития России.

Историческая ситуация. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:

Основная цель:

споры о путях развития России.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: Славянофилы Западники Нигилисты Почвенники Народники Толстовцы

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:

Славянофилы

Западники

Нигилисты

Почвенники

Народники

Толстовцы

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:  ЗАПАДНИКИ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ЗАПАДНИКИ

  • Сторонники развития страны по западноевропейскому пути.
  • Критиковали самодержавие и крепостничество.
  • Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей.
  • Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.
  • Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:  СЛАВЯНОФИЛЫ  Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве;   Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати.  Главные представители:  И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др.   Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев,  Ф. И. Тютчев и др.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: СЛАВЯНОФИЛЫ

Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве;

Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати.

Главные представители:

И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др.

Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:  НАРОДНИКИ  Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: НАРОДНИКИ

Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

  • Сохранение и преобразование коллективных начал сельской общины;
  • Призывали к восстанию 3 главных врагов: частной собственности, государства и церкви;
  • Пропаганда идей социализма и террор .
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:  НИГИЛИСТЫ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: НИГИЛИСТЫ

  • Человек –продукт жизненных обстоятельств
  • Искусство должно служить идеям общества
  • Освобождение женщин от семейных и бытовых условностей
  • Увлечение наукой
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:  ПОЧВЕННИКИ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ПОЧВЕННИКИ

  • Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.
  • Противники крепостного права, бюрократии, сторонники развития промышленности.
  • Принимали идеи Запада, в то же время критикуя его за бездуховность.
  • Отвергали революционные идеи .
  • Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:  ТОЛСТОВЦЫ  Проповедовали на основе учения  Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ТОЛСТОВЦЫ

Проповедовали на основе учения

Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

Философия Западной Европы  ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — достигается в состоянии, близком буддийской нирване.  НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих

Философия Западной Европы

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур

  • немецкий философ-иррационалист.
  • В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — достигается в состоянии, близком буддийской нирване.

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих

  • немецкий философ, представитель философии жизни.
  • В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».
Литературно – художественные  направления Вторая половина XIX века:  РЕАЛИЗМ

Литературно – художественные направления

Вторая половина XIX века:

РЕАЛИЗМ

  • Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
  • Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
  • Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Литературно – художественные  направления Конец века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс; -интерес к подсознательному; НАТУРАЛИЗМ 1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. 2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. ИМПРЕССИОНИЗМ Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.  

Литературно – художественные направления

Конец века:

- кризис позитивистского миропонимания;

-утрата веры в общественный прогресс;

-интерес к подсознательному;

НАТУРАЛИЗМ

1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному.

2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.

ИМПРЕССИОНИЗМ

Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

 

ПРОЗА  Ведущие жанры:  Вторая половина XIX века РОМАН  Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка.  Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров    И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский    Л.Н.Толстой

ПРОЗА

Ведущие жанры:

Вторая половина XIX века РОМАН

Художественные достоинства русского романа:

  • глубокий психологизм;
  • гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем;
  • высокий уровень литературного языка.

Ведущие мастера жанра:

И.А.Гончаров И.С.Тургенев

Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой

ПРОЗА  Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ  Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.  Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко    В.М.Гаршин А.П.Чехов

ПРОЗА

Ведущие жанры:

Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ

Причины возникновения малых жанров:

  • Утрата обобщающего взгляда на жизнь;
  • Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.

Ведущие мастера жанра:

В.Г.Короленко В.М.Гаршин

А.П.Чехов

Жанры и направления драматургии.  Вторая половина 19 века: - сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин - историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой - водевили –  В.А.Крылов - психологическая драма - народная комедия   - А.Н.Островский - стихотворная драма  Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов   ДРАМАТУРГИЯ

Жанры и направления драматургии.

Вторая половина 19 века:

- сатирическая комедияА.В.Сухово-Кобылин

- историческая драмаЛ.А.Мей, А.К.Толстой

- водевили – В.А.Крылов

- психологическая драма

- народная комедия - А.Н.Островский

- стихотворная драма

Конец 19 века:

- «новая драма» - А.П.Чехов

ДРАМАТУРГИЯ

ПОЭЗИЯ  Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское»    «гоголевское» («чистое искусство»)   (реалистическое)     проблемы   философские  социальные А.А.Фет     Н.А.Некрасов А.К.Толстой    Н.А.Добролюбов

ПОЭЗИЯ

Основные направления

Вторая половина XIX века

«пушкинское» «гоголевское»

(«чистое искусство») (реалистическое)

проблемы

философские социальные

А.А.Фет Н.А.Некрасов

А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

ПОЭЗИЯ    Основные направления:  Конец XIX века:  импрессионизм  символизм «… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».  Д.С.Мережковский

ПОЭЗИЯ

Основные направления:

Конец XIX века:

импрессионизм символизм

«… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».

Д.С.Мережковский

Просмотр содержимого презентации
«Литературный процесс второй половины XIX века»

Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика.  План: 1. Историческая ситуация. 2. Общественные течения, журнальная и  издательская деятельность. 3. Литературно-художественные  направления. 4. Проза. 5. Драматургия. 6. Поэзия. Солодченкова Ю.К

Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика.

План:

1. Историческая ситуация.

2. Общественные течения, журнальная и

издательская деятельность.

3. Литературно-художественные

направления.

4. Проза.

5. Драматургия.

6. Поэзия.

Солодченкова Ю.К

В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при нали-чии ужаснейших условий прекрасную литературу, уди-вительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок.  М. Горький

В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при нали-чии ужаснейших условий прекрасную литературу, уди-вительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок.

М. Горький

1. Историческая ситуация. 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости. Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г. Солодченкова Ю.К

1. Историческая ситуация.

19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.

Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.

Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

Солодченкова Ю.К

Крестьян «освобождали» в России сами по-мещики, помещичье правительство самодержав-ного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же поме-щикам и их ставленникам.

Крестьян «освобождали» в России сами по-мещики, помещичье правительство самодержав-ного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же поме-щикам и их ставленникам.

2. Общественные течения, журнальная  и издательская деятельность.   « У нас все чего-то ждут . Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разби-вается, и даже не на кучки, а уж на единицы ».  Ф.М. Достоевский, 1876 год Солодченкова Ю.К

2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность.

« У нас все чего-то ждут . Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разби-вается, и даже не на кучки, а уж на единицы ».

Ф.М. Достоевский, 1876 год

Солодченкова Ю.К

Общественные течения Россия должна пойти по западноевропейскому пу-ти развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества. Решительное отрицание господствующей идео-логии, морали, норм жизненного поведения. Нигилизм Западничество Выступали с обоснова-нием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского. Россия должна идти по соци-алистическому пути развития, минуя капитализм через сохра-нение, использование и преоб-разование коллективистских начал сельской общины. Славянофильство Народничество  Солодченкова Ю.К

Общественные течения

Россия должна пойти по западноевропейскому пу-ти развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества.

Решительное отрицание господствующей идео-логии, морали, норм жизненного поведения.

Нигилизм

Западничество

Выступали с обоснова-нием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского.

Россия должна идти по соци-алистическому пути развития, минуя капитализм через сохра-нение, использование и преоб-разование коллективистских начал сельской общины.

Славянофильство

Народничество

Солодченкова Ю.К

Журналы Русскую литературу называют «журнальной».  Солодченкова Ю.К

Журналы

Русскую литературу называют «журнальной».

Солодченкова Ю.К

3. Литературно-художественные направления. Реализм  направление, стремящееся к изображению  действительности. Натурализм - точное, беспрестрастное научное  воссоздание действительности. Импрессионизм - воссоздает не саму действитель-  ность, а впечатление, которое она  производит на человека. Символизм - все видимое и сущее тайными знаками и  шифрами вечных идей, которые человек  может постигать интуитивно с помощью  искусства. Солодченкова Ю.К

3. Литературно-художественные направления.

Реализм

  • направление, стремящееся к изображению

действительности.

Натурализм

- точное, беспрестрастное научное

воссоздание действительности.

Импрессионизм

- воссоздает не саму действитель-

ность, а впечатление, которое она

производит на человека.

Символизм

- все видимое и сущее тайными знаками и

шифрами вечных идей, которые человек

может постигать интуитивно с помощью

искусства.

Солодченкова Ю.К

4. Проза. Ведущий жанр – Р О М А Н . глубокий психологизм,  гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем,   высокий уровень литературного языка. Солодченкова Ю.К

4. Проза.

Ведущий жанр – Р О М А Н .

  • глубокий психологизм,

  • гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем,

  • высокий уровень литературного языка.

Солодченкова Ю.К

5. Драматургия. А.В.Сухово- Кобылин А.Н.Островский А.К.Толстой А.П.Чехов

5. Драматургия.

А.В.Сухово-

Кобылин

А.Н.Островский

А.К.Толстой

А.П.Чехов

6. Поэзия. реалистическое демократическое искусство «чистое» искусство Солодченкова Ю.К

6. Поэзия.

реалистическое

демократическое искусство

«чистое» искусство

Солодченкова Ю.К

Литературная борьба «Современник» «Библиотека для чтения» «Русское слово» «Русский вестник» «Отечественные записки» Солодченкова Ю.К

Литературная борьба

«Современник»

«Библиотека для чтения»

«Русское слово»

«Русский вестник»

«Отечественные записки»

Солодченкова Ю.К

«Современник» 1836 г. – основан А.С. Пушкиным 1838 г. – переходит в руки П.А. Плетнева. Солодченкова Ю.К

«Современник»

1836 г.

основан А.С. Пушкиным

1838 г.

переходит в руки П.А. Плетнева.

Солодченкова Ю.К

«Современник» В 1847 году журнал взяли в аренду    И.И.Панаев и Н.А Некрасов .  Солодченкова Ю.К

«Современник»

В 1847 году журнал взяли в аренду

И.И.Панаев

и Н.А Некрасов .

Солодченкова Ю.К

«Современник» В.Г. Белинский – руководитель критического отдела А.И. Герцен Д.В. Григорович И.С.Тургенев Н.П. Огарев 1811 - 1848 А.А. Фет Ф.М. Достоевский Солодченкова Ю.К Л.Н. Толстой

«Современник»

В.Г. Белинский – руководитель критического отдела

А.И. Герцен

Д.В. Григорович

И.С.Тургенев

Н.П. Огарев

1811 - 1848

А.А. Фет

Ф.М. Достоевский

Солодченкова Ю.К

Л.Н. Толстой

«Современник»  Журнал наш идёт отлично… Думаю, что много в этом «Совре-менник» обязан Черны-шевскому.  Н.А.Некрасов Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов Солодченкова Ю.К

«Современник»

Журнал наш идёт отлично… Думаю, что много в этом «Совре-менник» обязан Черны-шевскому.

Н.А.Некрасов

Н.Г. Чернышевский

Н.А. Добролюбов

Солодченкова Ю.К

«Современник» 1860 г. – раскол в редакции «Современник» 1860 г. - статья «Когда же придет настоящий день?» Н.А. Добролюбова о романе И.С.Тургенева «Накануне» Группа сотрудников журнала

«Современник»

1860 г. – раскол в редакции «Современник»

1860 г. - статья «Когда же придет настоящий день?» Н.А. Добролюбова о романе И.С.Тургенева «Накануне»

Группа сотрудников журнала "Современник".

Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев,

А.В. Дружинин, А.Н. Островский.

Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.

Фото 1856

«Современник» 15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев. Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких сотрудников, как Добролюбов и Чернышевский, и всей их шайки.  Начальник корпуса жандармов Тимашев Чернышевского с братьями и «Современником» уничтожьте. Это враг опасный, опаснее Герцена.  Анонимный доносчик В июле 1862 был арестован и разме-щён под стражей в Петропавловской крепости по обвинению в составле-нии прокламаций «Барским крестья-нам от доброжелателей поклон» 1836-1861 Солодченкова Ю.К

«Современник»

15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев.

Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких сотрудников, как Добролюбов и Чернышевский, и всей их шайки.

Начальник корпуса жандармов Тимашев

Чернышевского с братьями и «Современником» уничтожьте. Это враг опасный, опаснее Герцена.

Анонимный доносчик

В июле 1862 был арестован и разме-щён под стражей в Петропавловской крепости по обвинению в составле-нии прокламаций «Барским крестья-нам от доброжелателей поклон»

1836-1861

Солодченкова Ю.К

«Современник» 1863 г. – «Что делать?» Н.Г. Чернышевского 1866 г. – «Железная дорога» Н.А. Некрасова М.Е. Салтыков - Щедрин Солодченкова Ю.К

«Современник»

1863 г. – «Что делать?»

Н.Г. Чернышевского

1866 г. – «Железная дорога» Н.А. Некрасова

М.Е. Салтыков - Щедрин

Солодченкова Ю.К

«Современник» 1866 г. – закрытие «Современника»  Тот, кто не жил тогда в Петербурге и не принадлежал к литературным кругам… не может представить той паники, которая здесь происходила. Всякий литератор, не принадлежавший к направлению Каткова ٭ … считал себя обречённою жертвою и был уверен, что его не-пременно, потому только, что он литератор, аресту-ют… Сотрудники «Современника», на который Катков смотрел как на очаг и притон всяких зловредных уче-ний, тем более были уверены в неизбежности такой участи для себя.  Г.З. Елисеев ٭  М.Н. Катков – реакционный журналист. Солодченкова Ю.К

«Современник»

1866 г. – закрытие «Современника»

Тот, кто не жил тогда в Петербурге и не принадлежал к литературным кругам… не может представить той паники, которая здесь происходила. Всякий литератор, не принадлежавший к направлению Каткова ٭ считал себя обречённою жертвою и был уверен, что его не-пременно, потому только, что он литератор, аресту-ют… Сотрудники «Современника», на который Катков смотрел как на очаг и притон всяких зловредных уче-ний, тем более были уверены в неизбежности такой участи для себя.

Г.З. Елисеев

٭ М.Н. Катков – реакционный журналист.

Солодченкова Ю.К

«Русское слово»

1859 - 1866

Ежемесячный журнал, издававшийся в 1859—66 в Петербурге.

Основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Вначале — малопопулярный «литера-турно-учёный журнал» умеренно либерального направления. Во 2-й половине 1860 образовалась новая редакция во главе с Г. Е. Благосветловым; ведущими сотруд-никами стали Д. И. Писарев, В. А. Зайцев, Н. В. Шелгунов, Д. Д. Минаев, А. К. Шеллер-Михайлов, Н. В. Соколов. Направление обновленного ««Русское слово» (журнал)» определяли преимущественно его литературная критика и публицистика, прежде всего — деятельность Д.И. Писарева.

По важнейшим общеполитическим вопросам журнал разделял революционно-демократическую линию «Современника» (обличе-

ние самодержавия, крепостничества и капиталистических порядков, проповедь идеи утопического крестьянского социализма). Критика ««Русское слово» (журнал)» вы-ступала за реалистическое, «неподкрашенное» изображение народной жизни, верно оценивала талант И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, В. А. Слепцо-ва. Однако при анализе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. журнал допускал ошибки, вызванные утилитарным взглядом на искусство. Журнал подвер-гался преследованиям правительства; дважды его издание приостанавливалось, затем он был запрещен.

Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки» 1818 - 1884  Журнал был основан исто-риком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнял-ся статьями на темы исто-рии, географии, быта и нра-вов России. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Сви-ньиным и с января 1839 пере-дан А. А. Краевскому. Краевс-кий преобразовал «Отечест-венные записки» в ежемесяч-ный журнал учёно-литерату-рный и политический боль-шого объёма (до 40 печатных листов). 1830 1845 А.А. Краевский Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки»

1818 - 1884

Журнал был основан исто-риком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнял-ся статьями на темы исто-рии, географии, быта и нра-вов России. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Сви-ньиным и с января 1839 пере-дан А. А. Краевскому. Краевс-кий преобразовал «Отечест-венные записки» в ежемесяч-ный журнал учёно-литерату-рный и политический боль-шого объёма (до 40 печатных листов).

1830

1845

А.А. Краевский

Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки» С 1868 фактическим руководителем журнала стал Н. А. Некрасов , Краевский же оставался официальным редактором журнала и со-хранял некоторые имущественные права. К руководству журна-лом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика).  Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки»

С 1868 фактическим руководителем журнала стал Н. А. Некрасов ,

Краевский же оставался официальным редактором журнала и со-хранял некоторые имущественные права. К руководству журна-лом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика)

и Г. З. Елисеева (публицистика).

Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки»  После смерти Некрасова руководителем «Отечественных запи-сок» стал Салтыков-Щедрин , соредактором — Н. К. Михайловский . Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую ли-нию «Современника», носил народнический характер. В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.  Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки»

После смерти Некрасова руководителем «Отечественных запи-сок» стал Салтыков-Щедрин , соредактором — Н. К. Михайловский . Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую ли-нию «Современника», носил народнический характер. В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.

Солодченкова Ю.К

«Русский  вестник» и «Библиотека  для чтения» В Москве (1856—1887) и Санкт-Петербурге (1887—1906). 1834-1865 А.В. Дружинин М.Н. Катков Солодченкова Ю.К

«Русский

вестник»

и

«Библиотека для чтения»

В Москве (1856—1887) и

Санкт-Петербурге (1887—1906).

1834-1865

А.В. Дружинин

М.Н. Катков

Солодченкова Ю.К

Сатирическая журналистика «Свисток» «Искра» Не льстивый бард, не громкий лирик, Не оды сладеньких певцов, А вдохновенный злой сатирик – Поток правдивых горьких слов Нужны России…  Н.А.Добролюбов В.С.Курочкин Солодченкова Ю.К

Сатирическая журналистика

«Свисток» «Искра»

Не льстивый бард, не громкий лирик,

Не оды сладеньких певцов,

А вдохновенный злой сатирик –

Поток правдивых горьких слов

Нужны России…

Н.А.Добролюбов

В.С.Курочкин

Солодченкова Ю.К

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к опорной таблице»

Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!  Введение

Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! 

Введение

Периодизация русской литературы 19 века

Периодизация русской литературы 19 века

  • 1 период – литература 1-й четверти (1801—1825)
  • 2 период – литература 30-х годов (1826—1842)
  • 3 период – литература 40—50-х годов (1842—1855)
  • 4 период – Литература 60-х годов (1855—1868)
  • 5 период – Литература 70-х годов (1869—1881)
  • 6 период – Литература 80-х годов (1882—1895)
  • 7 период – Литература 90-х годов (1895—1904)
Общая характеристика 1 периода

Общая характеристика 1 периода

  • Развитие идей дворянской революционности. Декабризм.
  • Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм.
  • Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма.
  • Ведущий художественный метод — романтизм
Общая характеристика 2 периода

Общая характеристика 2 периода

  • Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция.
  • Верность идеям декабризма в творчестве  Пушкина.
  • Расцвет революционного романтизма  Лермонтова.
  • Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя.
  • Усиление демократических тенденций.
  • Ведущее направление – реализм.
Общая характеристика 3 периода

Общая характеристика 3 периода

  • Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций.
  • Развитие идей революции и утопического социализма.
  • Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики.
  • Идейная борьба славянофилов и западников.
  • Расцвет «натуральной школы».
  • Развитие темы «маленького человека».
  • Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе
Общая характеристика 4 периода

Общая характеристика 4 периода

  • Подъем демократического движения.
  • Противоборство либералов и демократов.
  • Кризис самодержавия, пропаганда идей крестьянской революции.
  • Расцвет демократической журналистики.
  • Новые темы, проблемы в литературе: герои-рабочие, разночинцы, крестьянство.
  • «Почвенничество».
  • Реализм и правдивость в изображении жизни у Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова.
  • Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков ( А. Фет, Ф. Тютчев, А. Майков и другие)
Общая характеристика 5 периода

Общая характеристика 5 периода

  • Развитие капитализма в России.
  • Демократические идеи народничества, их утопический социализм.
  • Активизация тайных революционных организаций.
  • Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников.
  • Ведущая роль журнала «Отечественные записки».
  • Реалистические тенденции в творчестве Н. Лескова, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского.
Общая характеристика 6 периода

Общая характеристика 6 периода

  • Усиление реакционной политики царизма.
  • Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма.
  • Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики.
  • Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко.
  • Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента .
  • Обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.
Общая характеристика 7 периода

Общая характеристика 7 периода

  • Развитие капитализма в России.
  • Рост марксистских идей.
  • Противостояние реалистической и декадентской литературы.
  • Зарождение пролетарской литературы (М. Горький).
  • Развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова
Развитие основных литературных жанров

Развитие основных литературных жанров

  • 1 период – баллада, лироэпическая поэма, элегия, психологическая повесть.
  • 2 период – прозаические жанры: романтические повести, исторические романы, критические статьи; драматургия, лирика.
  • 3 период – основные жанры «натуральной школы»: поэма, физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман; пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика.
  • 4 период – демократическая повесть, роман. литературная критика, журналистика, лирические жанры.
Развитие основных литературных жанров 5 период – очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. 6 период – рассказ, повесть, роман; романтические жанры в поэзии; социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев.  7 период – рассказ, повесть, роман, публицистиче- ские жанры; жанры в традициях революционной поэзии; драматические жанры.

Развитие основных литературных жанров

  • 5 период – очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.
  • 6 период – рассказ, повесть, роман; романтические жанры в поэзии; социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев.
  • 7 период – рассказ, повесть, роман, публицистиче- ские жанры; жанры в традициях революционной поэзии; драматические жанры.

Вопросы для домашнего анкетирования:

Вопросы для домашнего анкетирования:

  • Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
  • Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
  • Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
Спасибо за работу на уроке.  Удачи!

Спасибо за работу

на уроке.

Удачи!