Этап актуализации опорных знаний | Работа с эпиграфом. Создание образной схемы. Эпиграф: Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы. Д.С. Мережковский. - Ребята, обратите внимание на эпиграф (учитель зачитывает эпиграф, и учащиеся записывают его в тетрадь). - Как вы думаете, о чем эти слова? Примерный ответ: О борьбе добра и зла в наших мыслях и в нашей душе, о тех «демонах» и «ангелах», которые нам позволяют поступать по совести или против нее; о том, что мы никогда не можем до конца определить, кто из этих двух сторон нашей же сущности прав, а кто – нет. - А каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Иоанн Лествичник, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него: “На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”. - Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова? - Что выступает в виде беса? - Попробуйте выстроить цепочку движения человека к Богу падение человека в ад. - Нарисуйте лестницу, на ней расположите следующие слова: а) любовь, вера, сочувствие, сострадание, жертвенность; б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в любовь, своеволие. Справка. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 — ок. 649), византийский религиозный писатель. Аскетико-дидактический трактат «Лестница, возводящая к небесам» был распространен в восточно-христианских странах. Творческое задание «Монолог героя». - От имени главного героя расскажите о нем самом, его жизни в Петербурге. Вариант. Дать письменный развернутый ответ на вопрос: Как вы понимаете слова Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку» (реализация домашнего задания) | Записывают и обсуждают эпиграф, создают образную схему – выстраивают логические цепочки: движения человека к Богу падение человека в ад. Реализация домашнего задания. ФО: «Две звезды – одно желание» |
Операционно-деятельный этап | Выполнение задач поисково-исследовательского характера Определение «двойников» главного героя и его «антиподов» Распределение героев романа по теории Раскольникова на людей «обычных» и «необычных» «Обычные» люди | «Необыкновенные» люди | Разумихин - нашел свое место в современном мире, не нарушает закон, соблюдает законы здравого смысла, ума, отсюда и его фамилия. Пульхерия Александровна, Дуня, Соня, Лизавета, Екатерина Ивановна - живут реальной жизнью, часто жертвуют собой ради других. Мармеладов - теряет человеческий облик, деградирует, ломается из-за трудностей жизни. Порфирий Петрович - стоит на страже законов, пытается разобраться в человеческой душе и помочь | Лужин - хищник «нового времени», капиталистического. Не останавливается ни перед чем ради богатства и власти. Деньги - его бог и совесть. Перспективный предприниматель, из провинции переносит свое «дело» в столицу. Алена Ивановна - хищница «дня прошлого», всю жизнь обогащалась за счет других, пользуясь их затруднением. Свидригайлов - аморальный и преступный, не знает угрызений совести, играя жизнью и людьми ради своего удовольствия. Сам Раскольников определяет себя как «необычного» человека, но сомневается, проверяет себя, совершив преступление - двойное убийство | Коллективная работа (или работа в группах) - Охарактеризуйте героев по цитатам из произведения (можно сначала узнать их). Мармеладов. «Надо, чтобы у каждого человека было место, где ее пожалели»; «Бедность не порок. Убожество является пороком»; «Я тварь»; «Для того и пью, что в пьянстве седьмую участие и чувство ищу». Разумихин. «Это был очень веселый и компанейский парень, добрый к простоте. Однако за этой простотой прятались и глубина, и достоинство. Был он умен, хотя и действительно порой очень простоват. ... Иногда он буянил и слыл силача. ... Никакие неудачи его никогда не смущали, и никакие плохие обстоятельства, казалось, не могли подавить его. Он был очень беден и самостоятельно удерживал себя, добывая деньги разной работой. Он знал множество источников, где мог почерпнуть хоть какой-никакой заработок »; «Вместе с тем он ясно осознавал, что мечта, которая загорелась в его мыслях, совсем невыполнима, - такая несбыточная, что ему даже стыдно стало ее, и он быстрее перешел к другим, более насущных забот и сомнений» Лужин. «Возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано» (вспомните Гобсека!); «... выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать»; «Если мне, например, до сих пор говорили: «Возлюби», и я возлюбил, то что из этого получалось? ...получалось то, что я разрывал жупан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голыми по российской пословице": «погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь» ». Свидригайлов. «В разврате есть нечто постоянное, основанное на природе ...»; «... я ничьей мыслью особенно не интересуюсь ...»; «Кто я такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге ошивался, потом женился на Марфой Петровной и жил в деревне. Вот моя биография! » « Мы одного поля ягоды » Порфирий Петрович. «Получилось же подло, но вы все же не безнадежный негодяй»; «Но вот что скажите: как же отличить тех необычных от обычных? Ба, согласитесь, когда возникнет путаница и кто-то из одного разряда начнет думать, что он относится ко второму разряду, и начнет «устранять все препятствия», то уже ... »; «Страдания, великая вещь. В страдании есть идея?» Работа с диаграммами (варианты Диаграмма Венна, диаграмма «Близнецы», диаграмма «ИНЬ-ЯНЬ») 1 группа – Лужин 2 группа – Свидригайлов 3 группа – Порфирий Петрович 4 группа – Соня Мармеладова Проблемный вопрос - Кто из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», кроме главного героя, показался вам неоднозначным, сложным по характеру? Почему? (Противоречивые размышления героев, неоднозначность их суждений, отношение к миру. Свидригайлов, Порфирий Петрович и др.) Мини-диспут - «Прав Достоевский, утверждая: «Мир необходимо изменить, начнем с себя ... Я считаю, что мир нужно изменить, но ... первый шаг в том, чтобы начать именно с себя»?» - Почему в эпилоге романа Раскольников пришел к вере и Богу? * Комментарий учителя. В эпилоге романа Достоевский выразил свое понимание жизни. Он считал, что мир погибает, охваченный жадностью, тщеславием, ложью и другими грехами. Мир может спасти только вера. В одной из записных книжек писателя к роману «Преступление и наказание» он отметил: «Нет счастья в комфорте, заслуживается счастье страданием. Человек не рождается для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием ». Раскольников измученный пустотой одиночества, отсутствием мира и любви в своей душе и в окружающих. Его спасает Соня, посоветовав выйти на перекресток и покаяться публично. Только после такого поступка у него появляется ощущение полноты жизни. Но довольно долго принять христианскую правду Сони Раскольникову мешает его теория. И только освободившись от нее, он склоняется перед человеческими страданиями в лице Сони Мармеладовой и принимает ее «правду», которая заключается в вере в Бога. В связи с этим значительную роль в романе играют христианские мотивы, связанные с притчей о воскресении Лазаря. Эта притча упоминается в произведении трижды (символическое число в христианской символике!). Впервые ее упоминает Порфирий Петрович, спрашивая у Родиона, верит ли он в воскресение, второй раз ее читает Соня, третий - Раскольников в эпилоге). Символично, что Соня читает притчу в четвертой части четвертой главы, ведь именно через четыре дня произошло воскрешение Лазаря. Через страдания и муки придя к Библии, воскресает и измученная душа Раскольникова. | Составляют кластер. ФО: словесная оценка учителя. Работа в группе. Заполняют таблицу, обосновывают выбор героев. Взаимопроверка «Карусель». ФО: «Жесты рукой». Работа в группе. Определяют героев по предложенным цитатам, дают краткую характеристику. ФО: словесная оценка учителя. Работа в группе. Выбирают диаграмму для реализации своего проекта. Презентуют работу. ФО: «Пять П» Полнота Правильность Примеры из текста Пояснения Послесловие (выводы) Коллективная работа. Обсуждают предложенные вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют ее. |