Александр Николаевич Островский
«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, с гордостью можем сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театром Островского»
А.Гончаров
Русская литература Драматургия
В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатлённый точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни.
В.Я.Лакшин
А.Н. Островский. Художник В. Перов. 1871
Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – всё: и академия, и меценат, и защита. А.Н.Островский «Автобиографическая записка» 1884 г.
«Колумб Замоскворечья»…
Дом на Малой Ордынке
Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9).
В этом доме Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова.
Музей-усадьба А. Н. Островского в Москве
Музей драматурга основан 4 марта 1984 года.
«… в Москве все русское становится понятнее и дороже…
Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…»
А.Островский
- «… в Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…» А.Островский
- «… в Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…» А.Островский
- «… в Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…» А.Островский
- «… в Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…» А.Островский
Деревянная постройка.
Памятник культуры начала 20-х годов
XIX века.
Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья.
Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А. Н. Островского на сцене русского театра — в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи.
Самая большая и светлая комната в доме – столовая. Ее середину занимает большой овальный стол, покрытый белой скатертью, вокруг – мебель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа -"молния" с белым абажуром.
В небольшой, но очень уютной гостиной, любимой всей семьей Островских, стоит фортепиано. Вторая жена Островского, актриса Малого театра Мария Васильевна Бахметьева, была большой любительницей пения, по просьбам гостей охотно исполняла цыганские романсы и русские народные песни.
Памятник на могиле А.Н. Островского в Щелыкове
С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.
Спальная в доме-музее А.Н. Островского.
Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Мастерил он небольшие
вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям – рамки, полочки, шкатулки и даже мебель.
Письменный стол, сделанный самим драматургом, стоит в его кабинете. Именно за этим столом утром 2 июня 1886 Александр Николаевич работал над перево-дом трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра", а в последний свой час просматривал только что доставленный свежий номер журнала "Русская мысль".
Библиотека в доме-музее А.Н. Островского.
Московская гимназия
1840г. Московский университет
Первое здание Московского Университета
«Колумб Замоскворечья»…
1847 г. «Московский городской листок»
- «Несостоятельный должник»
(сцены из комедии)
- «Картины семейного счастья»
- «Записки замоскворецкого жителя»
1849г.
«Банкрот» «Свои люди - сочтёмся»
Я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание.
А.Н.Островский
Читал ли ты комедию
или лучше трагедию Островского «Свои люди сочтемся», которой настоящее название «Банкрот»? Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер
четвёртый.
В.Ф.Одоевский
творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)
1847 – 1851 годы – А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
1852 – 1855 годы – А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)
1856 – 1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза».
1861 – 1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».
- Учебник (страница 393): записать основные периоды творчества
«Не в свои сани не садись»
«Бедность - не порок»
С 1856 г. печатает свои пьесы преимущественно в журналах «Современник» и «Отечественные записки»
Группа сотрудников журнала "Современник" Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
« Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром!... Давши театру 25 оригинальных пьес, я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь плохого переводчика. По крайней мере я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения. »
Из письма Ф.Бурдину
А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин, А. Островский,
К. Полтавцев, И. Горбунов, Л. Никулина-Косицкая, А. Нильский. Фото 1863
1859 г. – «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным»
1865 г. – «Артистический кружок»
1874 г. – «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов»
1886 г. – назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
ДОМ ОСТРОВСКОГО
С 1853 года вся жизнь А.Н.Островского была связана с Малым театром.
ДРАМА
- Жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами.
- Произведения без авторской речи .
Виды (жанры) драматургических произведений:
- трагедия,
- драма,
- комедия,
- водевиль.
Пьеса «Бедность не порок»
«Бедность - не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.
«Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, а даже мечты мои»
Н.А.Некрасов
Действующие лица
Гордей Карпыч Торцов – богатый купец
Пелагея Егоровна – его жена
Любовь Гордеевна – их дочь
Любим Карпыч Торцов – его брат, промотавшийся
Африкан Савич Коршунов - фабрикант
Митя - приказчик
Яша Гуслин – племянник Торцова
Гриша Разлюляев – молодой, богатый купчик
Анна Ивановна – молодая вдова и др.
Особенности стиля А.Н.Островского
- Говорящие фамилии;
- Авторские ремарки;
- Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
- Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- Фольклорные моменты;
- Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- Значимость первой реплики героя;
- "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- Своеобразие речевой характеристики героев.