СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №9-10 Островский - "Колумб Замоскворечья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи: 

  1. познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве, своеобразие его стиля;
  2. формирование умения ориентироваться в историко-литературном пространстве;
  3. вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; воспитывать понятие нравственной безупречности на примере творческой биографии драматурга.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №9-10 Островский - колумб Замоскворечья»

10 класс


Урок №9-10

«Колумб Замоскворечья» (жизнь и творчество А.Н. Островского, своеобразие его драматургии)

Цели:

  1. познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве, своеобразие его стиля;

  2. формирование умения ориентироваться в историко-литературном пространстве;

  3. вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; воспитывать понятие нравственной безупречности на примере творческой биографии драматурга.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают о жизни и творчестве писателя, его связи с русским театром; определяют жанры, темы, новаторство драматургии Островского; рассуждают о современности его пьес, составляют тонкие и толстые вопросы по изученному материалу, резюмируют изученное в форме синквейна

Тип урока:

изучение нового материала

Оборудование:

учебник, раздаточный материал, портрет писателя, видеоролик, листы А-4, фломастеры, рефлексивный круг, анкета

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Психологический настрой.

  2. Составление ассоциативного ряда «Театр».





  1. Выход на тему урока. Целеполагание.

«Репертуар русской сцены необыкновенно беден», - писал Белинский в 1841 году. Русский театр ждал драматурга, который продолжил бы лучшие традиции реалистической драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и внёс бы новый вклад в дело создания русской национальной драматургии.

Такой замечательный драматург и явился у нас в середине XIX века в лице Александра Николаевича Островского. (Обращение к эпиграфам).

- Какое противоречие вы видите в названии темы? (ответы учащихся «Колумб Замоскворечья»)

- Сформулируйте цели урока:

  • Познакомиться с… (личностью драматурга, его деятельностью)

  • Выяснить, … (почему «Колумб Замоскворечья»?)

  • Раскрыть роль….(Островского в развитии русского национального театра)






  1. Прогнозирование по фотографии.

- Перед вами портрет Александра Николаевича Островского, написанный кистью художника Перова. Всмотритесь в него и сделайте предположение об этом человеке по его внешности, составьте психологический портрет писателя. Каким вы представляете А. Н. Островского?


*Комментарий учителя.

Портрет писателя работы Перова

Внешне некрасивое лицо, обрамлённое короткой рыжеватой бородой, кажется значительным и привлекательным благодаря умным, живым глазам и высокому «сократовскому» лбу, говорящему о большом интеллекте, о большом уме. Взгляд проницательный, в позе крепкой коренастой фигуры чувствуется неисчерпаемая энергия.

Никакими, казалось бы, примечательными событиями не отмечена история его жизни и смерти. Его не высылали из столицы за вольнодумство, как Пушкина, не приговаривали к каторге, как Достоевского. Он не участвовал ни в восстаниях, подобно князю Одоевскому, ни в сражениях, подобно графу Толстому. Он не был убит на дуэли, как Лермонтов и Пушкин. На склоне лет он выкупил у матери сельцо Щёлыково и умер там в кругу семьи шестидесяти лет от роду.

- Чем же примечательна была жизнь этого писателя?


Приветствуют учителя.

Ребята записывают 10 слов, которые ассоциируются со словом театр. Задание проводится на время. Кто первый запишет 10 слов, говорит "Стоп" (слова зачитываются).


На доске: запись даты, темы, эпиграфов.

"У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться "Театр Островского"". Из письма И.А. Гончарова А.Н. Островскому

"Моя задача - служить русскому драматическому театру". А.Н. Островский "Автобиографическая записка"

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу. А. Р. Кугель

Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (14 (26) августа 1864, Мозырь — 5 октября 1928, Ленинград) — русский и советский театральный критик, создатель театра «Кривое зеркало».

Учащиеся рассматривают репродукцию картины, прогнозируют психологический портрет писателя (слайд).

«У него был типичный московский облик - в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли  основные черты этого облика», - вспоминал художник А. Я. Головин.

«В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В.Я. Лакшин).


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Изучение очерка жизни и творчества писателя.

  1. Создание «шпаргалки»:

1. Детство и юность

2. Университетские годы. Годы службы в суде.

3. Этапы творческого пути А.Н. Островского.

4. Служба театру.

5. Последние годы жизни.

6. Значение Островского в истории русского театра.

  1. Прием «Тонкие и толстые вопросы». Составление вопросов по следующей структуре:

  • Кто (кого, кому, кем …) ___________________________?

  • Что (чего, чем, о чём…) ___________________________?

  • Где (куда, откуда) ________________________________?

  • Когда (как долго, с (до) каких пор) ___________________?

  • Зачем ___________________________________________?

  • Почему__________________________________________?


  1. Заполнение таблицы «Это интересно!»


Факты биографии

Литературная деятельность

Общественная деятельность





  1. Просмотр видеоролика. Обобщение «Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?»

- Итак, почему же «Колумб Замоскворечья»? А поможет ответить нам на вопрос видеофильм.


  1. Дискуссионные вопросы.

Учитель обращает внимание на слова А.Р.Кугеля (эпиграф)

- Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)?

- Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского?


  1. Составление синквейна «Островский».

- А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.


Групповая работа.

Прорабатывают материал учебника, раздаточный материал, Интернет-ресурсы. Делают «шпаргалку» (графическая схема, «говорящий постер» и т.д.). Составляют вопросы по предложенной структуре.

Презентуют работу классу, предлагают ответить на вопросы другим группам.

ФО: «Три звезды и одно желание».











По ходу выступления групп учащиеся класса заполняют таблицу «Это интересно!», отвечают на вопросы

ФО: «Смайлик»




Учащиеся просматривают видеоролик и отвечают на вопрос



Групповая работа.

Учащиеся высказывают свою точку зрения и аргументируют ее, используя ПОПС – формулу:

  1. позиция: «Я считаю, что…».

  2. обоснование: «Потому что …».

  3. пример: «Я могу доказать это на примере …».

  4. следствие, суждение, выводы: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».


Групповая работа.

Учащиеся составляют синквейн.

ФО: «Жесты рукой»

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов «Рефлексивное колесо»

Учитель может попросить учащихся подумать о том, чем они занимались на уроке, и чего им удалось достичь. Можно предложить ученикам на рабочих листах наклеить или нарисовать эмотиконы в каждый сектор круга, отвечая на вопросы и оценивая свое эмоциональное состояние на каждом этапе урока.





Выполняют саморефлексию, оценивая эмоциональное состояние на каждом этапе урока при помощи смайлов.

Домашнее задание

  1. Проанализировать теоретический материал. Составить план-конспект «Особенности пьес и стиля А.Н. Островского».

  2. Прочитать пьесу "Гроза" и письменно заполнить анкету (каждому раздаются вопросы анкеты).

Анкета

  1. Какое впечатление произвело на вас произведение "Гроза"?

  2. Какие проблемы в нем ставит автор?

  3. По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы ты хотел бы выступить на уроке?

  4. Что ты оцениваешь иначе, чем автор. Почему?

  5. Какие трудности встретились при чтении?

  6. Какие вопросы возникли в процессе чтения?

  7. Какие высказывания автора или его героев привлекли твое внимание? Обоснуй свой выбор высказывания.

  1. Групповая работа.

Группа 1. История создания пьесы.

Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза".

Группа 3. Система действующих лиц пьесы

Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев.


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы, получают листы анкеты



Просмотр содержимого документа
«Вопросы для проверки»

Вопросы для проверки

  1. Почему Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья»?

  2. Вспомните название 1-ой пьесы Островского. (“Картина семейного счастья”)

  3. В каких журналах печатался Островский? (“Москвитянин”, “Современник”, “Отечественные записки”)

  4. Какое первоначальное название имела пьеса “Свои люди – сочтёмся”? (“Банкрот”)

  5. За постановку какой пьесы Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? (За “Банкрот”)

  6. Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

  7. В чем состоит новаторство драматурга?

Прием «Тонкие и толстые вопросы».

  1. Где и в какой семье родился А. Островский?

  2. Куда поступил после окончания гимназии?

  3. Что дала служба в суде?

  4. Какие названия имела первая комедия Островского? (“Несостоятельный должник” – “Банкрот” - “Свои люди – сочтёмся”.)

  5. Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

  6. Сколько пьес отдал он театру?

  7. Какие проблемы ставит в своих пьесах драматург?

  8. За что Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”? (Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе “открыл” “замоскворецких жителей”, за что его и прозвали “Колумбом Замоскворечья”.)

  9. Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?

  10. Назовите жанры драматических произведений.

  11. Какова цель драматического произведения? (отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.



Экспресс-опрос.

  1. В каком году основан Малый театр? (1824 г.)

  2. Какое название закрепилось за Малым театром? ("Дом Островского")

  3. Как назвал пьесы Островского Н.А.Добролюбов? ("пьесы жизни")

  4. Назовите пьесу, премьера которой состоялась 14 января 1853 года? ("Не в свои сани не садись")

  5. Как называлась пьеса с которой Островский дебютировал в некрасовском журнале? ("На всякого мудреца довольно простоты")

  6. Назовите актеров, которые своим творческим рождением обязаны Островскому? (Мартынов, Косицына)

  7. Назовите пьесы Островского, которые вы запомнили?

  8. ("Лес", Бесприданница", "Доходное место", "Банкрот", "Бешеные деньги", "Горячее сердце", "На всякого мудреца довольно простоты", "Гроза", "Снегурочка")



Просмотр содержимого документа
«РМ - Александр Николаевич Островский»

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. На Слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию. Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.

Создание народного театра

В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Периодизация творчества

В творчестве А.Н. Островского можно выделить несколько периодов:

творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)

1847–1851 годы – А.Н. Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В. Гоголь признает в нем «решительный талант».

1852–1855 годы – А.Н. Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)

1856–1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н. Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза».

1861–1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н. Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».



Просмотр содержимого документа
«РМ - Жизнь и творчество А. Н. Островского»

Жизнь и творчество А. Н. Островского


Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского  университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

1. Этапы творческого пути А. Н. Островского

1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.

В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех. Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль»,  «Горе  от  ума»,  «Ревизор».  На  «Банкроте»  я  поставил  нумер четвертый».

1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.

1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».

1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов... Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.

Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.

Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».


2. А. Н. Островский в 70–80-е годы

Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал  запоминающиеся  фигуры  купцов,  крутых  нравом,  но  совестливых.

Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.

Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».

1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».

Высокую  оценку  драматургической  деятельности  Островского  дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».



Особенности стиля Островского

  1. Говорящие фамилии;

  2. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;

  3. Специфические авторские ремарки;

  4. Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия

  5. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);

  6. Фольклорные моменты;

  7. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;

  8. Значимость первой реплики героя;

  9.  "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

  10. Своеобразие речевой характеристики героев.



Просмотр содержимого документа
«РМ - Основные этапы творческого пути Островского»

Основные этапы творческого пути Островского


1) 1847 – 1851 годы – «ранний период»: проба сил, поиск своего пути в литературе (произведения не только драматические, но и лирические, и прозаические); высшее достижение – пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»);

2) 1852 – 1854 годы – «москвитянский период»: работа в славянофильском журнале «Москвитянин», создание комедий «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись»;

3) 1855 – 1860 годы – «предреформенный период»:окончательно определяется мировоззрение Островского, происходит его сближение с революционно-демократическим лагерем, создаются самые известные пьесы: «Гроза», «Доходное место»;

4) 1861 – 1886 годы – «пореформенный период»: меняется проблематика пьес, появляется образ интеллигента, углубляется конфликт и проблематика; в этот период Островский пишет в разных драматических жанрах; одно из лучших произведений – драма «Бесприданница».

1847-1851 гг. – ранний период

Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете “Московский городской листок” были напечатаны две сцены из комедии “Несостоятельный должник” – первого варианта комедии “Свои люди – сочтемся!”, – комедия “Картина семейного счастья” и очерк “Записки Замоскворецкого жителя”.

В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией “Свои люди – сочтемся!”.

В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву – богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.

В пьесе “Свои люди – сочтемся” уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из них – непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут “прирастать” новые черты.

Пьеса была опубликована в журнале “Москвитянин” и имела большой успех. Но постановка ее и повторные издания были запрещены цензурным комитетом.

Положение “неблагонадежного” писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря н необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.

1852-1855 гг. – «Москвитянский период»



Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были “Не в свои сани не садись” и “Бедность не порок”. Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и “театральность” жестов.

В 1850 году Островский становится членом так называемой “молодой редакции” славянофильского журнала “Москвитянин”.  Но отношения с главным редактором Погодиным складываются непросто. Несмотря на выполняемую огромную работу Островский все время оставался в долгу перед журналом. Погодин платил скупо.

 

1855-1860 гг. – предреформенный период



В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом “Современник” и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С.Тургеневым и Л.Н.Толстым, сотрудничавшими в “Современнике”.

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для “описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской  России”. Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.



1860-1886 гг. – пореформенный период



В 1862 г. Островский посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и  Англию.

В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О.Садовской, М.П.Садовского, П.А.Стрепетовой, М.И.Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. “Исписал всю русскую жизнь” – от доисторических, сказочных времен (“Снегурочка”), и событий прошлого (хроника “Козьма Захарьич Минин, Сухорук”) до злободневной действительности. Произведения Островского и в конце XX века остаются на сцене. Его драмы часто звучат так современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.

Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д. Его творчество охватывает огромный период: от 40-х гг. – поры крепостничества и до середины 80-х гг., отмеченных быстрым развитием капитализма и ростом рабочего движения.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию “Комик XVII столетия” о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – “Таланты и поклонники” (1881 г.) и “Без вины виноватые” (18983 г.). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актрисы.

В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывал глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное.

Иван Александрович Гончаров писал: “Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр”, Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”..


Всего Островский написал 47 пьес, но темы их различны:

1) жизнь купечества;

2) жизнь чиновников;

3) жизнь дворянства;

4) жизнь интеллигенции;

5) исторические события;

6) философско-символическая сказка «Снегурочка».


В историю русской литературы и, шире, культуры А.Н.Островский вошел как создатель национального общественного театра. Решению этой задачи была посвящена его общественная и литературная деятельность. Главная заслуга А.Н.Островского - драматурга состояла в том, что он срастил русский театр с национальной почвой: в качестве предмета изображения выбрал быт тех слоев, которые сохранили исконно русский культурный уклад (купечество, мещанство), включил в текст своих пьес богатый фольклорный материал, создал уникальные по своей форме жанровые разновидности драмы.

Еще при жизни А.Н.Островский был признан классиком национальной драматургии: «Вы одни достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, - писал ему в дни празднования 35-летия литературной деятельности И.А.Гончаров. – Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».


Просмотр содержимого документа
«РМ - Работа в группах»

Изучение очерка жизни и творчества писателя.


  1. Создание «шпаргалки»:

1. Детство и юность

2. Университетские годы. Годы службы в суде.

3. Этапы творческого пути А.Н. Островского.

4. Служба театру.

5. Последние годы жизни.

6. Значение Островского в истории русского театра.


  1. Прием «Тонкие и толстые вопросы». Составление вопросов по следующей структуре:

  • Кто (кого, кому, кем …) ___________________________?

  • Что (чего, чем, о чём…) ___________________________?

  • Где (куда, откуда) ________________________________?

  • Когда (как долго, с (до) каких пор) ___________________?

  • Зачем ___________________________________________?

  • Почему__________________________________________?


  1. Заполнение таблицы «Это интересно!»

Факты биографии

Литературная деятельность

Общественная деятельность






  1. Просмотр видеоролика. Обобщение «Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?»







Изучение очерка жизни и творчества писателя.


  1. Создание «шпаргалки»:

1. Детство и юность

2. Университетские годы. Годы службы в суде.

3. Этапы творческого пути А.Н. Островского.

4. Служба театру.

5. Последние годы жизни.

6. Значение Островского в истории русского театра.


  1. Прием «Тонкие и толстые вопросы». Составление вопросов по следующей структуре:

  • Кто (кого, кому, кем …) ___________________________?

  • Что (чего, чем, о чём…) ___________________________?

  • Где (куда, откуда) ________________________________?

  • Когда (как долго, с (до) каких пор) ___________________?

  • Зачем ___________________________________________?

  • Почему__________________________________________?


  1. Заполнение таблицы «Это интересно!»

Факты биографии

Литературная деятельность

Общественная деятельность






  1. Просмотр видеоролика. Обобщение «Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?»





Просмотр содержимого документа
«РМ - Рефлексивное колесо»

Рефлексивное колесо


Рефлексивное колесо


Рефлексивное колесо


Рефлексивное колесо


Рефлексивное колесо


Рефлексивное колесо


Рефлексивное колесо


Рефлексивное колесо




Просмотр содержимого документа
«РМ -Жизнь и творчество Островского»

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ОСТРОВСКОГО

(1823 – 1886). Колумб Замоскворечья


Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье – старом районе Москвы, где издавна селились купеческие семьи. Родители его происходили из семей духовенства. Отец Островского сам окончил духовную академию, но затем поступил на государственную службу и получил дворянский титул. Мать Александра Николаевича много занималась детьми, которых в семье было трое. Умерла она в 1831 году. Отец женился вторично. Это стало важным событием в жизни будущего драматурга - появление в доме мачехи, Мачеха Островского происходила из старинного дворянского рода обрусевших шведов; она преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем воспитании своих детей и пасынков, для чего семья имела необходимый достаток, так как у отца Островского была обширная юридическая практика. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.


В 1840 году Александр Николаевич Островский окончил 1-ю Московскую гимназию, бывшую тогда образцовым средним учебным заведением с гуманитарным уклоном, и поступил на юридическое отделение Московского университета. Ещё в гимназии он увлёкся литературным творчеством, а в студенческие годы сделался страстным театралом. На московской сцене в это время блистали великие актёры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин.


Как только занятия специальными юридическими дисциплинами стали мешать творческим устремлениям Островского, он покинул университет и по настоянию отца в 1843году поступил канцеляристом сначала в Московский совестный, а затем в Московский коммерческий суд. Здесь разбирались дела о наследствах, жалобы на родственников и опекунов, связанные с имущественными делами. Эта нелюбимая работа дала Островскому богатейший запас впечатлений: она существенно обогатила жизненный опыт драматурга, дала ему знание языка, быта и психологии мещанско-купеческой среды и чиновничества. В 1851 году Островский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.


Началом своей профессиональной литературной деятельности сам писатель считал пьесу «Семейная картина», которую 14 февраля 1847 года с успехом прочитал в доме университетского профессора и литератора С. П. Шевырёва. Следующая пьеса «Свои люди – сочтёмся!» (первоначальное название «Банкрот») появилась в 1849 году, однако на сцену допущена не была. За это произведение, сделавшее имя Островского известным всей читающей России, драматург был отдан под негласный надзор полиции.


С начала 50-х годов Островский становится активным сотрудником славяно-

фильского журнала «Москвитянин», который пропагандировал реалистическое искусство и стремился пробудить интерес к народному быту и фольклору. Эти годы (1852 – 1854) дали Островскому глубокое знание «живого» фольклора, речи и быта городского простонародья.


В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н.Островского в новый литературный круг – салон И.И.Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник».

Долгие годы А.Н.Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А.Некрасов).


Ещё в середине 40-х годов Островский вступил в гражданский брак с мещанкой Агафьей Ивановой, которая оставалась с ним до своей смерти в 1867 году. Будучи малообразованной, она обладала природным умом и тактом, прекрасно знала простонародный быт и замечательно пела.

В 1869 году Островский женился на актрисе Малого театра Марии Васильевне Васильевой, склонной к дворянским, «светским» формам жизни, поэтому писатель, даже став признанным главой русских драматургов, долгое время нуждался, добывая средства к жизни неустанным литературным трудом. Несмотря на это, он отличался гостеприимством и постоянной готовностью помочь любому нуждающемуся человеку, особенно начинающему литератору.


Большое значение имела для него жизнь в любимом костромском имении Щелыкове, которое отец писателя купил в 1847 году. Уже первая поездка туда в 1848 году (по пути драматург осматривал старинные русские города Переславль Залесский, Ярославль, Кострому) произвела огромное впечатление на Островского (об этом осталась восторженная запись в дневниках писателя). После смерти отца, в 1867 году, он вместе с братом Михаилом выкупил имение у мачехи.

В 1856 году Островский совершил поездку по Волге в составе экспедиции морского министерства. Свои впечатления он отразил в самом известном своём произведении – драме «Гроза» (1859).


14 ноября 1865 года А.Н.Островский вместе с композитором Н.Г.Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А.Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.


Создание народного театра

В 1882 году А.Н.Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н.Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н.Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.


Умер писатель за письменным столом в Щелыкове, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра». Похоронен Александр Николаевич Островский в родном имении.

Страстная сосредоточенность Островского на творчестве и театральных делах, сделала его жизнь бедной внешними событиями, но нерасторжимо сплела её с судьбой русского театра.

Просмотр содержимого презентации
«1»

Александр Николаевич Островский «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, с гордостью можем сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театром Островского»  А.Гончаров

Александр Николаевич Островский

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, с гордостью можем сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театром Островского»

А.Гончаров

Русская литература   Драматургия

Русская литература Драматургия

В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатлённый точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни.  В.Я.Лакшин А.Н. Островский. Художник В. Перов. 1871

В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатлённый точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни.

В.Я.Лакшин

А.Н. Островский. Художник В. Перов. 1871

Моя задача – служить русскому драматическому искусству.  Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов…  У русского драматического искусства  один только я. Я – всё: и академия, и меценат, и защита.   А.Н.Островский  «Автобиографическая записка» 1884 г. «Колумб Замоскворечья»…

Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – всё: и академия, и меценат, и защита. А.Н.Островский «Автобиографическая записка» 1884 г.

«Колумб Замоскворечья»…

Дом на Малой Ордынке

Дом на Малой Ордынке

Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова.

Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9).

В этом доме Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова.

Музей-усадьба А. Н. Островского в Москве  Музей драматурга основан 4 марта 1984 года.  «… в Москве все русское становится понятнее и дороже…  Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…»  А.Островский

Музей-усадьба А. Н. Островского в Москве

Музей драматурга основан 4 марта 1984 года.

«… в Москве все русское становится понятнее и дороже…

Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…»

А.Островский

  • «… в Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…» А.Островский
  • «… в Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…» А.Островский
  • «… в Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…» А.Островский
  • «… в Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…» А.Островский
Деревянная постройка.  Памятник культуры начала 20-х годов XIX века.

Деревянная постройка.

Памятник культуры начала 20-х годов

XIX века.

Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья. Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А. Н. Островского на сцене русского театра — в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи.

Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья.

Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А. Н. Островского на сцене русского театра — в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи.

Самая большая и светлая комната в доме – столовая. Ее середину занимает большой овальный стол, покрытый белой скатертью, вокруг – мебель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа -

Самая большая и светлая комната в доме – столовая. Ее середину занимает большой овальный стол, покрытый белой скатертью, вокруг – мебель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа -"молния" с белым абажуром.

В небольшой, но очень уютной гостиной, любимой всей семьей Островских, стоит фортепиано. Вторая жена Островского, актриса Малого театра Мария Васильевна Бахметьева, была большой любительницей пения, по просьбам гостей охотно исполняла цыганские романсы и русские народные песни.

Памятник на могиле А.Н. Островского в Щелыкове

Памятник на могиле А.Н. Островского в Щелыкове

С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.

С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.

Спальная в доме-музее А.Н. Островского.

Спальная в доме-музее А.Н. Островского.

Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Мастерил он небольшие вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям – рамки, полочки, шкатулки и даже  мебель. Письменный стол, сделанный самим драматургом, стоит в его кабинете. Именно за этим столом утром 2 июня 1886 Александр Николаевич работал над перево-дом трагедии Шекспира

Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Мастерил он небольшие

вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям – рамки, полочки, шкатулки и даже мебель.

Письменный стол, сделанный самим драматургом, стоит в его кабинете. Именно за этим столом утром 2 июня 1886 Александр Николаевич работал над перево-дом трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра", а в последний свой час просматривал только что доставленный свежий номер журнала "Русская мысль".

Библиотека в доме-музее А.Н. Островского.

Библиотека в доме-музее А.Н. Островского.

Московская  гимназия 1840г. Московский университет

Московская гимназия

1840г. Московский университет

Первое здание Московского Университета

Первое здание Московского Университета

«Колумб Замоскворечья»… 1847 г. «Московский городской листок» «Несостоятельный должник»  (сцены из комедии)  «Картины семейного счастья»  «Записки замоскворецкого жителя»  1849г.

«Колумб Замоскворечья»…

1847 г. «Московский городской листок»

  • «Несостоятельный должник»

(сцены из комедии)

  • «Картины семейного счастья»
  • «Записки замоскворецкого жителя»

1849г.

  • «Свои люди – сочтемся!»
«Банкрот»  «Свои люди - сочтёмся» Я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание. А.Н.Островский  Читал ли ты комедию  или лучше трагедию Островского «Свои люди сочтемся», которой настоящее название «Банкрот»? Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер  четвёртый.  В.Ф.Одоевский

«Банкрот» «Свои люди - сочтёмся»

Я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание.

А.Н.Островский

Читал ли ты комедию

или лучше трагедию Островского «Свои люди сочтемся», которой настоящее название «Банкрот»? Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер

четвёртый.

В.Ф.Одоевский

творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)  1847 – 1851 годы – А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».  1852 – 1855 годы – А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)  1856 – 1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза».  1861 – 1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».

творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)

1847 – 1851 годы – А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».

1852 – 1855 годы – А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)

1856 – 1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза».

1861 – 1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».

  • Учебник (страница 393): записать основные периоды творчества
«Не в свои сани не садись» «Бедность - не порок» С 1856 г. печатает свои пьесы преимущественно в журналах «Современник» и «Отечественные записки»

«Не в свои сани не садись»

«Бедность - не порок»

С 1856 г. печатает свои пьесы преимущественно в журналах «Современник» и «Отечественные записки»

Группа сотрудников журнала

Группа сотрудников журнала "Современник" Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.

« Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром!... Давши театру 25 оригинальных пьес, я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь плохого переводчика. По крайней мере я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения. »  Из письма Ф.Бурдину А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин, А. Островский, К. Полтавцев, И. Горбунов, Л. Никулина-Косицкая, А. Нильский. Фото 1863

« Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром!... Давши театру 25 оригинальных пьес, я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь плохого переводчика. По крайней мере я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения. »

Из письма Ф.Бурдину

А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин, А. Островский,

К. Полтавцев, И. Горбунов, Л. Никулина-Косицкая, А. Нильский. Фото 1863

1859 г. – «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным»  1865 г. – «Артистический кружок»  1874 г. – «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов»  1886 г. – назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

1859 г. – «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным»

1865 г. – «Артистический кружок»

1874 г. – «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов»

1886 г. – назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

ДОМ ОСТРОВСКОГО  С 1853 года вся жизнь А.Н.Островского была связана с Малым театром.

ДОМ ОСТРОВСКОГО

С 1853 года вся жизнь А.Н.Островского была связана с Малым театром.

ДРАМА  Жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами.  Произведения без авторской речи .  Виды (жанры) драматургических произведений:

ДРАМА

  • Жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами.
  • Произведения без авторской речи .

Виды (жанры) драматургических произведений:

  • трагедия,
  • драма,
  • комедия,
  • водевиль.
Пьеса «Бедность не порок»  «Бедность - не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.  «Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, а даже мечты мои» Н.А.Некрасов

Пьеса «Бедность не порок»

«Бедность - не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами. 

«Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, а даже мечты мои»

Н.А.Некрасов

Действующие лица Гордей Карпыч Торцов – богатый купец Пелагея Егоровна – его жена Любовь Гордеевна – их дочь Любим Карпыч Торцов – его брат, промотавшийся Африкан Савич Коршунов - фабрикант Митя - приказчик Яша Гуслин – племянник Торцова Гриша Разлюляев – молодой, богатый купчик Анна Ивановна – молодая вдова и др.

Действующие лица

Гордей Карпыч Торцов – богатый купец

Пелагея Егоровна – его жена

Любовь Гордеевна – их дочь

Любим Карпыч Торцов – его брат, промотавшийся

Африкан Савич Коршунов - фабрикант

Митя - приказчик

Яша Гуслин – племянник Торцова

Гриша Разлюляев – молодой, богатый купчик

Анна Ивановна – молодая вдова и др.

Особенности стиля А.Н.Островского

Особенности стиля А.Н.Островского

  • Говорящие фамилии;
  • Авторские ремарки;
  • Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
  • Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
  • Фольклорные моменты;
  • Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
  • Значимость первой реплики героя;
  •   "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
  • Своеобразие речевой характеристики героев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!