СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 урок МХК в 10 классе Архитектура Древнего Рима

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 урок МХК в 10 классе  Архитектура Древнего Рима 

Просмотр содержимого документа
«10 урок МХК в 10 классе Архитектура Древнего Рима»

Урок 10 Архитектура Древнего Рима

Ход урока:

Ребята, сейчас мы с вами вспомним выдающихся скульпторов Древней Греции. Вы получаете таблицы для заполнения


1

2

3

4

5

Мирон






Поликлет






Фидий






Пракситель






Скопас







  1. Древнегреческий скульптор создавший статую Менады – нимфы воспитавшей юного бога Диониса.

  2. Древнегреческий скульптор, который задавался целью, точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте человека

  3. Скульптор, воплощавший в своих творениях греческий идеал силы и красоты человека, автор знаменитой скульптуры «Дискобол».

  4. Древнегреческий скульптор, который воздвигнул статую Афины-Девы, покровительницы города Афины.

  5. Древнегреческий скульптор, вошедший в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты.

На этом наша проверка знания древнегреческих скульпторов закончена, обменяйтесь таблицами и сделайте взаимопроверку.


1

2

3

4

5

Мирон



+



Поликлет


+




Фидий




+


Пракситель





+

Скопас

+






Ребята, у кого нет ошибок, получают 5, одна ошибка – оценка 4, две ошибки – оценка 3.

Изучение нового материала.

Итак, ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима»
Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

(ответы учащихся).

Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

Вступительное слово учителя.

Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В тетради: В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3. Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры.

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам, жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум.(стр.87)

Римский форум считается самым важным форумом в Древнем Риме, расположенном на низкой земле между Палатином и Капитолийскими холмами. Он был известным местом общественных собраний, эпицентром древнего мира. Во время имперского режима форум считался центром религиозной и светской жизни, рядом находились многие из самых известных величественных городских храмов и памятников.

К сожалению постройки первого периода, не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землетрясениями, стихиями природы или просто временем

От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики, как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обожженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме.

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры.

– Ребята, вспомните, какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.

Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.

Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков.

Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка.(стр.91) Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора).

В середине 1 века до н. э. в Риме появляются первые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.

Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон. (стр.89) Самое древнее здание Пантеона - храма всех богов - было возведено в 27 году до нашей эры Марком Агриппой. Между 118-128 годами храм был основательно перестроен при императоре Адриане и приобрел те формы, которые он хранит и по сей день.

Надпись, сделанная на архитраве, гласит: "Марк Агриппа, сын Луция, Консул Третий, сделал". Ее оставил Адриан, который не ставил своего имени ни на одном из памятников. Реконструкция, проведенная по проекту Аполлодора Дамасского, значительно видоизменила первоначальный облик здания. Сохранился обширный портик, образованный восемью колоннами из серого гранита. По две колонны из красного гранита стоят позади первой, третьей, шестой и восьмой колонной, образуя три прохода. Тимпан был когда-то украшен бронзовым орлом с короной. Потолок портика был также украшен бронзой, снятой по указанию папы Урбана VIII Барберини, откуда и пошло ставшее знаменитым выражение: "Что не сделали варвары, то сделали Барберини". Купол, венчающий здание, - истинный шедевр инженерного искусства - был создан целиком на деревянном опалубке и является самым широким из всех когда-либо построенных куполов.

Внутри здания по сторонам расположено шесть ниш, каждая из которых обрамлена двумя колоннами. Купол украшен пятью рядами уменьшающихся вверх кессонов, за исключением последнего ряда вокруг круглого отверстия, так называемого "глаза Пантеона", диаметром 9 метров, сквозь которое льется внутрь поток света.

Сейчас Пантеон является национальным мавзолеем. Первым свое желание быть здесь похороненным высказал художник Рафаэль. Позже здесь хоронили других знаменитых личностей, в том числе и представителей Савойской королевской династии.

В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (стр.88).

 Считается, что она возведена во II веке и изображает события двух войн Траяна с даками. Как мы теперь понимаем, такая датировка ошибочна. Поскольку, согласно нашей реконструкции, здесь показаны эпизоды знаменитой Троянской войны XIII века, то есть Крестовых Походов (а точнее двух Походов), следовательно, колонну возвели не ранее середины XIII века, а вероятнее всего, существенно позже.

Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 38 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.

Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VI веке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта — либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.

Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни. (стр.93)

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (стр.92-93) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.

В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей. (стр.90). Колизей — самый большой амфитеатр старины — был построен в Риме (Италия). Он считается архитектурным и техническим совершенством, и является доказательством великолепия и жестокости римского мира.

Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей.

Официальное название этого гигантского сооружения — «амфитеатр Флавиев», в честь Тита Флавия — сына императора Веспасиана. Начавшееся в 72 году н. э. и растянувшееся на много лет строительство Колизея проходило при трех императорах из рода Флавиев: Веспасиане, Тите и Домициане. До этого на месте постройки находилось искусственное озеро. Рядом с озером возвышался «Золотой Дворец», роскошная резиденция Нерона, печально известного тирана.

С Нероном непосредственно связано и само название Колизея. Перед амфитеатром есть площадка на которой когда-то возвышалась тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, именовавшаяся как «Колосс». Считается, что название Колизей — огромный, колоссальный, связано именно с колоссом Нерона. Более чем 100000 кубических метров камня (45000 только для внешней стены), использовалось для строительства здания. Для подвоза камня была построена специальная дорога.

В честь открытия амфитеатра в 80 году н. э. были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда по преданиям на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных — лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.

На своем веку Колизей успел побывать и крепостью, когда влиятельные римские семьи деи Фраджипане и дельи Аннибальди фактически превратили амфитеатр в своеобразную семейную крепость.

Ущерб нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями был усугублен самими римлянами, когда глыбы травертина со стен Колизея вывозились для использования при строительстве других римских дворцов, таких как Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа, и даже собора Св. Петра.

К истории Колизея была причастна даже римская католическая церковь. В 1750 году папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала церковь, амфитеатр был местом гибели «за Христа» многих мучеников языческого Рима.

Каждый арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из этих входов были пронумерованы. Над арками и сегодня можно видеть римские цифры нумерации входов. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: для императора и его окружения, для весталок, судей и для почетных гостей. У каждого зрителя имелась табличка с указанием ряда, сектора и места.

Четырехярусный, облицованный травертином амфитеатр имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной — 156 метров и высотой — 48,5 м.

Три нижних яруса выполнены в виде арочных пролетов, разрезанных полуколоннами в строго выдержанной строителями Колизея канонической последовательности: на первом ярусе — дорические полуколонны, на втором — ионические, а на третьем — коринфские. Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки тента над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от солнечных лучей и дождя. Тент держался на 240 деревянных балках.

В средние века Колизей сильно пострадал от того, что травертин, ценный строительный материал, использовался при строительстве римских дворцов и базилик. Кроме того, прочность амфитеатра пострадала из-за того, что металлические скрепы, соединявшие между собой блоки травертина, были сняты, оставив зияющие и по сей день отверстия.

Колизей мог вместить от 50 до 70 тысяч зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу. Места сенаторов (часть первых рядов, выложенных из белого мрамора) предназначалась для римских сенаторов. На месте каждого сенатора было высечено его имя.

Широкие проходы позволяли зрителям быстро заполнять многотысячные трибуны Колизея. В случае необходимости, все зрители могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут.

В то время Колизей являлся уникальным сооружением не только по своим размерам, но и по своей функциональности. На огромной арене Колизея проходили не только гладиаторские бои и конные состязания, но и морские битвы — «навмахии». Арена могла меняться под разные сценарии битв.

Арена Колизея имела размеры 76х44 м. Пол арены был покрыт деревянными досками и засыпан желтым песком, взятым с холма Монт Марио.

Между ареной и зрителями находился некий ров. Есть много версий его предназначения: возможно, в нем размещались стрелки, которые защищали зрителей от диких животных или в нем были уборные, а возможно в нем была вода, как дополнительная защите от животных.

Под ареной находился лабиринт помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея.

Беседа по вопросам.

1. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?

2. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?

3. Какое было главное зрелище в Колизее?

4. Каковы размеры Колизея?

Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

Домашнее задание параграф 9, стр. учебника 86-94, прочитать, ответить на вопросы, подготовить сообщения о римском театре.