КЛАССНЫЙ ЧАС
по теме
«100 лет Омской пожарной каланче».
Цель:
• формирование и закрепление навыков грамотного поведения в условиях пожара и других чрезвычайных ситуациях;
• воспитание и формирование гражданской ответственности, осуществление противопожарной пропаганды и привлечение учащихся в Дружины юных пожарных;
• формирование культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.
Задачи:
• развивать у учащихся знания о правилах пожарной безопасности и мер по защите от огня, привлечение их к предупреждению и тушению пожаров, обучение действиям в условиях пожара и других чрезвычайных ситуациях;
• активизация и поддержка творческой инициативы обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность в области пожарной безопасности;
• развитие художественного самодеятельного мастерства и создание условий для творческой самореализации;
• профессиональная ориентация подростков, привитие интереса к профессии пожарного и спасателя;
• усиление противопожарной пропаганды и профилактика правонарушений несовершеннолетних в области пожарной безопасности.
Ход занятия.
Ведущий.
-Здравствуйте, ребята!
Ведущий.
-Здравствуйте уважаемые гости и учителя!
Ведущий.
Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы отметить юбилей одной из достопримечательностей нашего города.
-Отгадайте загадку:
Вдаль смотрел пожарный с вышки
И пожары примечал,
Эту вышку - не малышку
Называют. (КАЛАНЧА).
-Совершенно верно. Что такое каланча? (Высокая башня). В этом году в августе месяце Омской пожарной каланче исполнится 100 лет.
Ведущий.
С Днём рожденья, Каланча!
Ты сто лет уж как стоишь...
Время мчится не спеша,
Только ты одна молчишь...
Ты сравнима с Купиной-
От огней спасала град...
И тебе я, Каланча,
Как своей подруге рад...
Украшаешь город ты-
Своим временем, собой...
Вот тебя бы всю в цветы-
Огирляндить под луной!
В звёзды яркие одеть,-
Чтоб неоном грелась ты...
А сто лет тому назад,
Предвещала ты огни...
Омск был меньше чем сейчас-
Виден словно на ладонь...
И кричали с Каланчи-
-Далеко видать огонь!!!
И стояли на посту,
В даль глядели на тебе-
Чтобы не пройти огню,
Ты для всех жила в судьбе...
Но стекали времена,
Как воды в огонь поток...
И стоишь ты, Каланча,
Для тебя не виден срок...
Ты как памятник теперь,
Под охраной у страны...
Ведь все почести тебе
Всем величием даны!!!
Ведущий.
-Ребята, а что вы можете сказать о пожарной каланче?
(Предположительные ответы детей:
-Каланча находится возле торгового комплекса «Омский».
-Она сделана из кирпича.
-На вышке стоит макет пожарного.)
Ведущий.
-Правильно, ребята. Раньше с высоты этой каланчи был виден почти весь город, потому что это было самое высокое здание в Омске. Высота его 33 метра.
Построена она была в 1915 году по проекту инженера архитектора Илиодора Хворинова.
Подобных вышек в России было меньше десятка, из них сохранилась только омская.
Ведущий.
С площадки этой башни пожарные круглосуточно наблюдали за городом. Большинство строений в начале 20 века в городе были сделаны из дерева. Под крышей башни висел колокол, в который звонил пожарный, едва завидя дым. Этот колокол оповещал всех жителей города, так как при пожаре в опасности могли оказаться практически все (город был деревянный).
Перед входом в каланчу всегда стояла наготове запряженная двойка лошадей. Только в 1936 году конную тягу заменил автомобиль.
Каланча использовалась по назначению до 1940-х годов.
Позже, несколько раз была под угрозой сноса, но потом была признана историческим памятником, и отреставрирована. А 21 марта в 2002 году на смотровой площадке появился «дозорный» - дядя Кузьма (Кузьмич). Это манекен, одетый в каску и боевую одежду пожарного.
Ведущий.
-Ребята, а как поздравляют именинников?
(Ответы детей: дарят подарки, открытки)
Ведущий.
Мы предлагаем вам сделать подарок для нашей юбилейной Каланчи в виде открытки на которой вы нарисуете необычную пожарную каланчу будущего.
Помогать оценивать вашу работу нам помогут наши гости.
Ведущий.
-Перед выполнением работы вы должны представить свою команду и вспомнить несколько правил противопожарной безопасности.
Ведущий.
-Команда номер 1.Представление команд и девиза.
«Искорки»
Девиз: «При пожаре как один набираем 01».
Ведущий.
-Команда номер 2.Представление команд и девиза.
«Огоньки»
Девиз: «Дым увидел не зевай и пожарных вызывай!»
Ведущий.
1.Задание.
-Назовите средства пожаротушения.
1 команда: Мобильные средства: пожарные автомобили; пожарные самолеты, вертолеты ; пожарные поезда; пожарные суда.
2 команда: Вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок.
Ведущий.
2. Задание.
-Назовите причины возникновения пожара.
1 команда.
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
Утечка бытового газа;
Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями ( хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)
Ведущий.
-Назовите правила пожарной безопасности в городской квартире.
2 команда.
Не баловаться дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
Не оставлять без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
Не забывать выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
Не сушить белье над плитой. Оно может загореться.
Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигать подальше от елки, лучше вообще вне дома.
Ведущий.
-Ну, а сейчас физминутка.
(Ведущие задают вопросы, если это относится к детям, то они хлопают в ладоши, если сказанное не про них – топают.)
Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт свой дом и школу от огня? (дети хлопают)
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
Что сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (дети топают)
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (дети хлопают)
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол –
Еле сам живой ушёл. (дети топают)
Кто, услышав запах гари
Сообщает о пожаре? (дети хлопают)
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар, горим!» (дети хлопают)
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером иль днём? (дети топают)
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по 04? (дети хлопают)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает? (дети хлопают)
Ведущий.
И так творческое задание. Двум командам предлагаем нарисовать пожарную каланчу будущего. После того как вы нарисуете вы должны будете рассказать о своей работе.
Ведущий.
-А пока работают команды, наши болельщики помогут набрать своим командам дополнительные баллы. Болельщики каждой команды должны угадать загадку. За правильные ответы получаете жетоны.
Игра со зрителями «Загадки»
В доме печку затопили,
А заслонку не открыли.
Не пошёл он по трубе,
А столбом стоит в избе.
(Дым.)
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.
(Огонь.)
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь
Искусает всю ладонь.
(Огонь.)
Висит – молчит,
А перевернешь, шипит,
И пена летит.
(Огнетушитель.)
В рубашке в ярко-красной,
В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5
Обязан школьник каждый знать!
(Огнетушитель.)
Лезет в пламя напролом
Инвентарь пожарный...
(Лом.)
На колесах, а не воз.
С водой, а не паровоз.
Бока в поясах,
Всегда на часах.
(Пожарная бочка.)
Красная макушка,
Два ушка, два дужка,
Пусто так бренчит,
А наполнишь - молчит.
(Пожарное ведро.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(Спички.)
С собою спички не носи,
Увидел пламя - погаси.
От игры с огнём - беда:
Дом сгорает без следа.
(Пожар.)
Ведущий.
- А теперь игра «Доскажи словечко».
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар …. (в квартире)
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил … (утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над … (газом)?
Столб огня чердак объял
Кто там спички ….(зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег … (костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег …(траву)?
Кто бросал в огонь при этом
Всевозможные…(предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)
Дым увидел - не зевай
И пожарных… (вызывай)!
Жжется печь – ее не тронь,
Потому что в ней… (огонь)
Ростом невеличка
Маленькая спичка
Только трогать спички
Не имей … (привычки)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой).
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять).
Ведущий.
Команды готовы? Пожалуйста 1 команда представляет и защищает свою работу.
(Выступление 1-ой команды).
Ведущий.
2 команда вам слово.
(Выступление 2-ой команды).
Ведущий.
Молодцы команды! Ребята поаплодируйте командам за их труд.
Ведущий.
А теперь для подведения итога предоставляем слово нашим гостям.
(Выступают члены жюри. Награждение)
Ведущий.
Спасибо всем участникам нашей встречи. И пожелаем нашей Пожарной каланче «ни огня, ни дыма». До свидание!