СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Элективный курс Урок №6 Истинная красота … (по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи: 

  1. помочь ученикам раскрыть образ главного героя, его идейно-художественные особенности, специфику воплощения;
  2. развивать навыки характеризовать героев, анализировать философские и морально-этические идеи, воплощенные в них, умение вести дискуссии;
  3. воспитывать любовь к литературе, эстетические вкусы.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №6 Истинная красота (по роману портрет Дориана Грея)»

Просмотр содержимого документа
«Работа над характеристикой образа Бэзила Голуорд»

Просмотр содержимого документа
«Работа над характеристикой образа лорда Генри»

Просмотр содержимого презентации
«Портрет Дориана Грея»

Прекрасное — это сила морального добра.  Д. Голсуорси

Прекрасное — это сила морального добра.

Д. Голсуорси

Можно не доверять афоризмам, но выражение А.Э. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтверждено всей жизнью Оскара Уайльда.  Родительский дом в Дублине был открыт для европейских знаменитостей и отмечался свободными для того времени порядками. Так же и добрый мальчик Оскар был не такой, как его ровесники - и в школе, и в Оксфорде. Таким он был почти до конца своей жизни. И только Редингская тюрьма исправила положение: она сломала своего невольника.  Уайльд обожествлял красоту. В мастерской Безила Ворда, увидев прекрасного натурщика, Оскар воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» Безил ответил, что был бы готов переписывать портрет каждый год, только бы перенесенные на него изменения лица возвращали модели ее красоту. Так начался «Портрет Дориана Грея».
  • Можно не доверять афоризмам, но выражение А.Э. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтверждено всей жизнью Оскара Уайльда.
  • Родительский дом в Дублине был открыт для европейских знаменитостей и отмечался свободными для того времени порядками. Так же и добрый мальчик Оскар был не такой, как его ровесники - и в школе, и в Оксфорде. Таким он был почти до конца своей жизни. И только Редингская тюрьма исправила положение: она сломала своего невольника.
  • Уайльд обожествлял красоту. В мастерской Безила Ворда, увидев прекрасного натурщика, Оскар воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» Безил ответил, что был бы готов переписывать портрет каждый год, только бы перенесенные на него изменения лица возвращали модели ее красоту. Так начался «Портрет Дориана Грея».
«Как это грустно! - пробормотал вдруг Дориан Грей, который все еще не отводил глаз от своего портрета. - Как грустно! Я постарею, став отвратительным уродом. А мой портрет будет вечно молодой. Он никогда не станет старше, этого июньского дня… Ох, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда оставался молодым! За это… я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это». Казалось, пустые человеческие слова, тем не менее, это оказывается программой жизни.
  • «Как это грустно! - пробормотал вдруг Дориан Грей, который все еще не отводил глаз от своего портрета. - Как грустно! Я постарею, став отвратительным уродом. А мой портрет будет вечно молодой. Он никогда не станет старше, этого июньского дня… Ох, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда оставался молодым! За это… я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это».
  • Казалось, пустые человеческие слова, тем не менее, это оказывается программой жизни.
Дориан не хочет любить просто девушку: она должна быть великой актрисой, т.е. иметь «эстетичную ценность», а не жизненную. И впервые на портрете Дориана Грея появилась жесткая морщина. И наибольшее переживание у любителя красоты вызвала не смерть девушки, а неэстетичные детали действий следователей в газете. И когда Дориан убивает творца волшебного портрета, его больше всего беспокоит снова неэстетичный вид мертвого тела при дневном освещении.  Но убийство остается убийством так же, как вина перед Сибилой - виной. Подменить реальную жизнь мечтой, какой бы красивой она не была, не выйдет. И приходит то самое время, когда главный герой решил избавиться от портрета и начать новую жизнь. Искусство не было зеркалом, оно стало отражением становления человека как личности и как члена общества. Итак, делаем вывод: красота не может существовать вне морали.   Уайльд утверждает, что «нет ни моральных, ни неморальных книг. Есть книги, хорошо написанные, и есть книги, плохо написанные. Всего то».
  • Дориан не хочет любить просто девушку: она должна быть великой актрисой, т.е. иметь «эстетичную ценность», а не жизненную. И впервые на портрете Дориана Грея появилась жесткая морщина. И наибольшее переживание у любителя красоты вызвала не смерть девушки, а неэстетичные детали действий следователей в газете. И когда Дориан убивает творца волшебного портрета, его больше всего беспокоит снова неэстетичный вид мертвого тела при дневном освещении.
  • Но убийство остается убийством так же, как вина перед Сибилой - виной. Подменить реальную жизнь мечтой, какой бы красивой она не была, не выйдет. И приходит то самое время, когда главный герой решил избавиться от портрета и начать новую жизнь. Искусство не было зеркалом, оно стало отражением становления человека как личности и как члена общества. Итак, делаем вывод: красота не может существовать вне морали.

 

  • Уайльд утверждает, что «нет ни моральных, ни неморальных книг. Есть книги, хорошо написанные, и есть книги, плохо написанные. Всего то».
Писатель считает, что и высокая мораль не поразит читателя, если произведение не стоит ничего с художественной точки зрения. Но настоящее искусство не может быть аморальным. Поэтому в романе, на первый взгляд, нет прямого морализирования, но выводы относительно моральных основ общественной жизни и жизни главных героев очевидны.  Мысль о том, что красота и мораль не имеют ничего общего, - ведущая в истории Дориана Грея. По мнению лорда Генри, мораль сковывает человека, делает невозможным наслаждение жизнью. Так же и для Дориана Грея красота и наслаждение становятся жизненным девизом, и именно это приводит к разрушению личности. Духовная пустота приводит к тому, что Грей теряет чувство красоты, и как следствие - гибель.
  • Писатель считает, что и высокая мораль не поразит читателя, если произведение не стоит ничего с художественной точки зрения. Но настоящее искусство не может быть аморальным. Поэтому в романе, на первый взгляд, нет прямого морализирования, но выводы относительно моральных основ общественной жизни и жизни главных героев очевидны.
  • Мысль о том, что красота и мораль не имеют ничего общего, - ведущая в истории Дориана Грея. По мнению лорда Генри, мораль сковывает человека, делает невозможным наслаждение жизнью. Так же и для Дориана Грея красота и наслаждение становятся жизненным девизом, и именно это приводит к разрушению личности.
  • Духовная пустота приводит к тому, что Грей теряет чувство красоты, и как следствие - гибель.
Образы романа несут определенную символическую нагрузку. В частности история Дориана Грея демонстрирует, что в реальном человеке истину не увидишь, показать, открыть ее может только искусство. Для Уайльда это иллюстрация его принципа, что искусство реальнее жизни, что жизнь подражает искусству. Кроме того, образ-символ всегда несет в себе загадку, а так, это открывает возможности для многочисленного количества догадок, разъяснений. Да и сам Уайльд переживает разногласия, присущие декадентским временам, которое состоит в «разрыве сознания». Уайльд противоречит не только общепринятым истинам, но и себе.
  • Образы романа несут определенную символическую нагрузку. В частности история Дориана Грея демонстрирует, что в реальном человеке истину не увидишь, показать, открыть ее может только искусство. Для Уайльда это иллюстрация его принципа, что искусство реальнее жизни, что жизнь подражает искусству. Кроме того, образ-символ всегда несет в себе загадку, а так, это открывает возможности для многочисленного количества догадок, разъяснений. Да и сам Уайльд переживает разногласия, присущие декадентским временам, которое состоит в «разрыве сознания». Уайльд противоречит не только общепринятым истинам, но и себе.
Она талантливая актриса, играющая шекспировских героинь. Сибила крайне убедительно изображает страсть на сцене и тем чарует Дориана; он влюбляется в Сибилу, она отвечает ему взаимностью. Но как только актриса ощущает в себе истинное чувство любви, она теряет способность имитировать его. «Я могла изобразить на сцене любовь, которой не знала, но не могу делать это теперь, когда любовь сжигает меня как огонь», - сокрушается Сибила Вэйн.
  • Она талантливая актриса, играющая шекспировских героинь. Сибила крайне убедительно изображает страсть на сцене и тем чарует Дориана; он влюбляется в Сибилу, она отвечает ему взаимностью. Но как только актриса ощущает в себе истинное чувство любви, она теряет способность имитировать его. «Я могла изобразить на сцене любовь, которой не знала, но не могу делать это теперь, когда любовь сжигает меня как огонь», - сокрушается Сибила Вэйн.
Можно было бы сомневаться в том, что устами лорда Генри, Уайльд излагает свои мысли. Персонаж художественного произведения далеко не всегда выражает взгляды своего создателя. Но как мы теперь видим, и несчастная актриса солидарна с изысканным аристократом: действительность убивает искусство, искусство опустошает жизнь. Дориан Грей любил актрису, ее мастерство и талант, как только Сибила утратила их, Дориан стал к ней совершенно равнодушен. Он, как истый эстет, поклоняется прекрасному, и это прекрасное не жизненно, а искусственно. Эстет всю жизнь склонен уподоблять спектаклю, а себя - зрителю.
  • Можно было бы сомневаться в том, что устами лорда Генри, Уайльд излагает свои мысли. Персонаж художественного произведения далеко не всегда выражает взгляды своего создателя. Но как мы теперь видим, и несчастная актриса солидарна с изысканным аристократом: действительность убивает искусство, искусство опустошает жизнь.
  • Дориан Грей любил актрису, ее мастерство и талант, как только Сибила утратила их, Дориан стал к ней совершенно равнодушен. Он, как истый эстет, поклоняется прекрасному, и это прекрасное не жизненно, а искусственно. Эстет всю жизнь склонен уподоблять спектаклю, а себя - зрителю.
  • У всех основных действующих лиц один прототип, все они - Генри Уоттон, Бэзил Холлуорд и Дориан Грей - в своих устремлениях ипостаси одной личности - Оскара Уайльда, выражают противоречивое единство его драматического сознания.
  • Самая яркая и завершенная фигура, своего рода демон-искуситель, - лорд Генри Уоттон.
  • Уайльдовский Мефистофель лишен атрибутов дьявола, он действует в облике светского человека из высшего общества. Его речь - вереница блестящих парадоксов, так называемых, “общих мест навыворот”, которые, по мнению большинства критиков, даже утомляют своим блеском. Речи этого “махрового” эстета коварны, они способны одурманить и одурманивают молодое воображение кого бы то ни было. Проявить во всей полноте свою сущность для лорда Генри - значит “дать волю каждому чувству” и каждой мысли с единственной целью наслаждения.
  • Если на пути к наслаждению встанут мораль и совесть, их надо преодолеть и отбросить : по мнению лорда Генри основа морали и совести - лишь страх и трусость.
  • “ Совесть - официальное название трусости” - вот кредо его концепции эстетского гедонизма, его теории наслаждения.
  • Этой концепции противостоит и словесно ее оспаривает друг лорда Генри - Бэзил Холлуорд.
  • Он утверждает, что и сам проповедник теории наслаждения чужд ее, он лишь прикидывается циником, так как “стыдится своей добродетели”. По его словам, лорд Генри никогда не говорит ничего нравственного, но и никогда не делает ничего безнравственного.
  • Однако, с точки зрения автора, с последним довольно сложно безоговорочно согласиться, ведь оправдание не только порока, но и преступления, потому что “порок - единственный красочный элемент, сохранившийся в современной жизни”, ставит под сомнение большинство морально-нравственных принципов.
  • Лишь столь ярый гедонист, как лорд Генри, мог себе позволить заявить подобное. Этому человеку недостаточно положения ведущего беседу и покоряющего внимание слушателей, ему мало всеобщего признания его блестящего остроумия. Он хочет постоянно “мешать жизнь, чтобы она не закисла”.
  • Особенный интерес для него представляет нетронутая человеческая душа, ведь начиная словесную игру с Дорианом Греем, он хочет не только очаровать и поразить его, но покорить его душу, хочет испытать наслаждение духовной властью. Дориан для него лишь экспериментальная лаборатория, его действующий двойник, который приводит в движение все намерения.
По выражению художника Безила Холлуорда, в истории человечества есть только два важных момента. Первый - это появление в искусстве новых средств изображения формы, второй - появление в нем нового образа. Безил Холлуорд создал портрет Дориана Грея, завершенное произведение искусства. С этих пор портрет и натурщик станут нераздельными.
  • По выражению художника Безила Холлуорда, в истории человечества есть только два важных момента. Первый - это появление в искусстве новых средств изображения формы, второй - появление в нем нового образа. Безил Холлуорд создал портрет Дориана Грея, завершенное произведение искусства. С этих пор портрет и натурщик станут нераздельными.
Бэзил Холлуорд выступает против влияния лорда Генри на Дориана Грея, потому что справедливо считает это влияние дурным. Пытаясь спасти своего юного друга, он сам становится жертвой Дориана, который уже довел до самоубийства беззаветно любившую его девушку и заставит сделать то же своего давнишнего знакомого. И все же, при всей очевидной приверженности нравственному началу и искреннему желанию спасти Дориана Грея от духовного опустошения, Бэзил Холлуорд в борьбе за дорогую ему человеческую душу преследует и личный интерес, заботясь о том, чтобы только для себя сохранить его дружбу и любовь. И главное, именно Бэзил Холлуорд первым воздействует на Дориана, последствия чего оказываются роковыми для них обоих. Ведь суждение об этом “художнике-святоше” будет не объективным, если не учесть того влияния, которое созданный им портрет оказал на живую модель.
  • Бэзил Холлуорд выступает против влияния лорда Генри на Дориана Грея, потому что справедливо считает это влияние дурным.
  • Пытаясь спасти своего юного друга, он сам становится жертвой Дориана, который уже довел до самоубийства беззаветно любившую его девушку и заставит сделать то же своего давнишнего знакомого. И все же, при всей очевидной приверженности нравственному началу и искреннему желанию спасти Дориана Грея от духовного опустошения, Бэзил Холлуорд в борьбе за дорогую ему человеческую душу преследует и личный интерес, заботясь о том, чтобы только для себя сохранить его дружбу и любовь.
  • И главное, именно Бэзил Холлуорд первым воздействует на Дориана, последствия чего оказываются роковыми для них обоих. Ведь суждение об этом “художнике-святоше” будет не объективным, если не учесть того влияния, которое созданный им портрет оказал на живую модель.
Образ Дориана Грея в романе проходит определенные этапы развития. Сначала натурщик находится под влиянием идей Лорда Генри, но делает попытки им противостоять. Переломным моментом в развитии образа становится смерть Сибили Вэйн, которая, по мнениюДориана Грея, единственная могла противостоять искусительным разговорам лорда. После ее смерти Дориан Грей становится сознательным проводником идеи лорда Генри, реализацией его философии. Он распространяет эти идеи на окружающих, отравляя определенную часть молодежи, и на его стороне весомое доказательство - его красота. Никто не верит, что он ведет аморальный образ жизни, ему доверяют, так как лицо его чистое и спокойное, а глаза излучают кроткий блеск. Отравляя идеями лорда Генри окружающих, Дориан Грей калечит жизнь многим.
  • Образ Дориана Грея в романе проходит определенные этапы развития.
  • Сначала натурщик находится под влиянием идей Лорда Генри, но делает попытки им противостоять.
  • Переломным моментом в развитии образа становится смерть Сибили Вэйн, которая, по мнениюДориана Грея, единственная могла противостоять искусительным разговорам лорда. После ее смерти Дориан Грей становится сознательным проводником идеи лорда Генри, реализацией его философии. Он распространяет эти идеи на окружающих, отравляя определенную часть молодежи, и на его стороне весомое доказательство - его красота.
  • Никто не верит, что он ведет аморальный образ жизни, ему доверяют, так как лицо его чистое и спокойное, а глаза излучают кроткий блеск. Отравляя идеями лорда Генри окружающих, Дориан Грей калечит жизнь многим.
Портрет Дориана Грея, как только он обрел магическое свойство, стал воплощением совести этого молодого человека. Он становится зрителем собственной жизни, все с большим интересом наблюдая за разложением своей души. Иногда он все же думает о ее гибели, но предельный эгоизм, развращенность и отупелость чувств делают несбыточными его надежды и попытки вернуть былую чистоту души. Совесть остается единственной помехой, время от времени напоминая о себе и отравляя меланхолией даже его страсть. Не в силах больше смотреться в это “зеркало” и противостоять разоблачающей силе портрета, он решает устранить эту помеху, но, убивая совесть, он убивает самого себя.
  • Портрет Дориана Грея, как только он обрел магическое свойство, стал воплощением совести этого молодого человека. Он становится зрителем собственной жизни, все с большим интересом наблюдая за разложением своей души. Иногда он все же думает о ее гибели, но предельный эгоизм, развращенность и отупелость чувств делают несбыточными его надежды и попытки вернуть былую чистоту души. Совесть остается единственной помехой, время от времени напоминая о себе и отравляя меланхолией даже его страсть. Не в силах больше смотреться в это “зеркало” и противостоять разоблачающей силе портрета, он решает устранить эту помеху, но, убивая совесть, он убивает самого себя.
Роман экранизировался более 25 раз. Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе «Дориан» (Dorian, 1992) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа — 80-е годы XX века. Среди неологизмов, введённых Дугласом Коуплендом в романе «Поколение X», есть и такой:   Дориан-грейство: желание скрывать признаки старения тела. Этот роман был написан всего лишь за три недели Ни один из пороков Дориана Грея чётко в романе не назван, кроме его злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки:  «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам». Из письма О. Уайльда редактору
  • Роман экранизировался более 25 раз.
  • Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе «Дориан» (Dorian, 1992) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа — 80-е годы XX века.
  • Среди неологизмов, введённых Дугласом Коуплендом в романе «Поколение X», есть и такой:  
  • Дориан-грейство: желание скрывать признаки старения тела.
  • Этот роман был написан всего лишь за три недели
  • Ни один из пороков Дориана Грея чётко в романе не назван, кроме его злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки: 
  • «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам». Из письма О. Уайльда редактору "Скотс обсервер", 1890 г.
Существует болезнь «синдром Дориана Грея» — культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. У писателя Рэя Брэдбери есть рассказ на эту тему под названием «Слава в вышних Дориану!», главный герой которого попадает в общество таких «Дорианов», которые предлагают ему вечную молодость, но он в последний момент отказывается. В Токийском Диснейленде в Доме с привидениями (Haunted Mansion) можно увидеть на стене портрет Эдварда Грейси, прототипом которого являлся Дориан Грей, который как и Дориан из молодого, приятной наружности юноши превращается в отвратительного, порочного старика. В компьютерной игре Unreal II: The Awakening космический крейсер-флагман флота TCA носит название Dorian Grey. У французской dark-metal команды Ad Vitam Aeternam есть песня
  • Существует болезнь «синдром Дориана Грея» — культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением.
  • У писателя Рэя Брэдбери есть рассказ на эту тему под названием «Слава в вышних Дориану!», главный герой которого попадает в общество таких «Дорианов», которые предлагают ему вечную молодость, но он в последний момент отказывается.
  • В Токийском Диснейленде в Доме с привидениями (Haunted Mansion) можно увидеть на стене портрет Эдварда Грейси, прототипом которого являлся Дориан Грей, который как и Дориан из молодого, приятной наружности юноши превращается в отвратительного, порочного старика.
  • В компьютерной игре Unreal II: The Awakening космический крейсер-флагман флота TCA носит название Dorian Grey.
  • У французской dark-metal команды Ad Vitam Aeternam есть песня "Picture of Dorian Gray"
Роман неоднократно инсценировался, создавались и ставились мюзиклы по его мотивам. В театральном сезоне 2010 г. в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея», являющегося русской версией спектакля «Dorian the Remarkable Mister Gray: A Portrait in Music» американского композитора и режиссера Рэнди Баузера (англ. Randy Bowser) Режиссер русской версии мюзикла — Роман Михеенков.
  • Роман неоднократно инсценировался, создавались и ставились мюзиклы по его мотивам. В театральном сезоне 2010 г. в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея», являющегося русской версией спектакля «Dorian the Remarkable Mister Gray: A Portrait in Music» американского композитора и режиссера Рэнди Баузера (англ. Randy Bowser) Режиссер русской версии мюзикла — Роман Михеенков.
Новый персонаж

Новый персонаж