СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. Информатика. Алгоритм, как модель деятельности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Алгоритм, как модель деятельности" составлена учащейся 11 класса Дарьей Гребченко и соответствует курсу информатики 10-11 класс по учебнику Семакина и др.

В презентации даны определения понятий: "Алгоритм","Система команд исполнителя", обозначены этапы постановки задачи от определения цели до получения результата, разобраны примеры создания алгоритмической модели с использованием блок-схемы,  перечислены виды структур построения алгоритмов (следование, ветвление, цикл).

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«11 класс. Информатика. Алгоритм, как модель деятельности»

АЛГОРИТМ КАК МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гребченко Дарья. 11 класс.

АЛГОРИТМ КАК МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гребченко Дарья. 11 класс.

Что такое алгоритмическая модель Алгоритм-  это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последовательность действий, приводящую к поставленной цели. Этапы деятельности от определения цели(постановки задачи) до получения результата такие: 1)Определение цели 2) Планирование работы исполнителя 3 )Работа исполнителя 4 )Получение результата Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя . Такую модель будем называть алгоритмической .

Что такое алгоритмическая модель

Алгоритм- это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последовательность действий, приводящую к поставленной цели.

Этапы деятельности от определения цели(постановки задачи) до получения результата такие:

1)Определение цели

2) Планирование работы исполнителя

3 )Работа исполнителя

4 )Получение результата

Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя . Такую модель будем называть алгоритмической .

Этапы движения от цели к результату Построение плана - алгоритма Работа исполнителя Определение цели(постановка задачи) Получение результата Модель работы исполнителя

Этапы движения от цели к результату

Построение плана - алгоритма

Работа исполнителя

Определение цели(постановка задачи)

Получение результата

Модель работы исполнителя

Система команд исполнителя Чтобы построить реальный план – алгоритм, который окажется выполнимым, нужно точно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются системой команд исполнителя (СКИ). Составляя алгоритм, нельзя выходить за рамки СКИ. В этом состоит свойство понятности алгоритма. Для автомата СКИ – это строго определенный конечный набор команд, заложенный в него конструкторами. Поэтому алгоритм представляет собой точное описание его работы, и автомат выполняет работу, формально следуя указаниям алгоритма. Для управления автоматом или компьютером не трудно придумать формализованный язык описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования , а алгоритм, представленный на языке программирования, называется программой .

Система команд исполнителя

Чтобы построить реальный план – алгоритм, который окажется выполнимым, нужно точно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются системой команд исполнителя (СКИ). Составляя алгоритм, нельзя выходить за рамки СКИ. В этом состоит свойство понятности алгоритма.

Для автомата СКИ – это строго определенный конечный набор команд, заложенный в него конструкторами. Поэтому алгоритм представляет собой точное описание его работы, и автомат выполняет работу, формально следуя указаниям алгоритма. Для управления автоматом или компьютером не трудно придумать формализованный язык описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования , а алгоритм, представленный на языке программирования, называется программой .

Пример алгоритмической модели Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел, например от 1 до 100. Второй должен угадать это число за наименьшее количество вопросов. Алгоритм угадывания числа методом половинного деления, ориентированный на исполнителя-человека. Алгоритм Угадывание числа Дано : диапазон чисел от А до В Надо : угадать число X, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления Начало Задать вопрос: Х меньше среднего значения между А и В? Если ответ «ДА», то принять за значение В целую часть среднего значения. Если ответ «НЕТ», то принять за значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее. Если значения А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х. Если значения А и В не равны, то вернуться к выполнению пункта 1. Конец Данный алгоритм ориентирован на исполнителя-человека, а не на компьютер.

Пример алгоритмической модели

Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел, например от 1 до 100. Второй должен угадать это число за наименьшее количество вопросов.

Алгоритм угадывания числа методом половинного деления, ориентированный на исполнителя-человека.

Алгоритм Угадывание числа

Дано : диапазон чисел от А до В

Надо : угадать число X, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления

Начало

  • Задать вопрос: Х меньше среднего значения между А и В?
  • Если ответ «ДА», то принять за значение В целую часть среднего значения.
  • Если ответ «НЕТ», то принять за значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее.
  • Если значения А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х.
  • Если значения А и В не равны, то вернуться к выполнению пункта 1.

Конец

Данный алгоритм ориентирован на исполнителя-человека, а не на компьютер.

Алгоритм «Половинное деление» Алг Половинное деление Цел А, В, Х Начало  Ввод А, В, Х Пока А ≠ В, повторять Нц  Если Х≤(А+В)/2  То В:= Цел((А+В)/2)  Иначе А:=Цел ((А+В)/2)+1  Кв  Кц Вывод А Конец  Н ачало Ввод А, В, Х нет А≠В да нет да Х≤(А+В)/2 А:=ЦЕЛ ((А+В)/2)+1 В:=ЦЕЛ ((А+В)/2) Вывод А Конец

Алгоритм «Половинное деление»

Алг Половинное деление

Цел А, В, Х

Начало

Ввод А, В, Х

Пока А ≠ В, повторять

Нц

Если Х≤(А+В)/2

То В:= Цел((А+В)/2)

Иначе А:=Цел ((А+В)/2)+1

Кв

Кц

Вывод А

Конец

Н ачало

Ввод А, В, Х

нет

А≠В

да

нет

да

Х≤(А+В)/2

А:=ЦЕЛ ((А+В)/2)+1

В:=ЦЕЛ ((А+В)/2)

Вывод А

Конец

Блок-схема Блок-схема – это ориентированный граф, указывающий порядок исполнения команд алгоритма исполнителем. Блоки - вершины этого графа – обозначают отдельные команды, которые отдаются исполнителю, а дуги указывают на последовательность переходов от одной команды к другой. В прямоугольниках на блок-схемах записываются команды – действия, в ромбах – условия, определяющие направление дальнейшего исполнения команд; в параллелограммах – команды ввода или вывода информации; в овалах – начало или конец исполнения алгоритма. Здесь можно говорить о пути прохождения графа в ходе выполнения алгоритма. Любой путь начинается от вершины «Начало» и заканчивается выходом на вершину «Конец».Внутри же путь может быть разным в зависимости от исходных данных и от результатов проверки условий. Блок-схема – графическая форма, алгоритмический язык - две разные формы представления алгоритмической модели.

Блок-схема

Блок-схема – это ориентированный граф, указывающий порядок исполнения команд алгоритма исполнителем. Блоки - вершины этого графа – обозначают отдельные команды, которые отдаются исполнителю, а дуги указывают на последовательность переходов от одной команды к другой.

В прямоугольниках на блок-схемах записываются команды – действия, в ромбах – условия, определяющие направление дальнейшего исполнения команд; в параллелограммах – команды ввода или вывода информации; в овалах – начало или конец исполнения алгоритма. Здесь можно говорить о пути прохождения графа в ходе выполнения алгоритма. Любой путь начинается от вершины «Начало» и заканчивается выходом на вершину «Конец».Внутри же путь может быть разным в зависимости от исходных данных и от результатов проверки условий.

Блок-схема – графическая форма, алгоритмический язык - две разные формы представления алгоритмической модели.

Структурное программирование Структура построенного алгоритма - цикл с вложенным ветвлением . Любой алгоритм можно построить из сочетания трех основных алгоритмических структур: следования, ветвления и цикла . Это утверждение - основа методики, которая называется структурным программированием . Современные языки программирования позволяют легко переходить от описания алгоритма к программе, если алгоритм построен структурно. Поэтому наиболее рациональной моделью деятельности исполнителя является структурная алгоритмическая модель.

Структурное программирование

Структура построенного алгоритма - цикл с вложенным ветвлением . Любой алгоритм можно построить из сочетания трех основных алгоритмических структур: следования, ветвления и цикла . Это утверждение - основа методики, которая называется структурным программированием . Современные языки программирования позволяют легко переходить от описания алгоритма к программе, если алгоритм построен структурно. Поэтому наиболее рациональной моделью деятельности исполнителя является структурная алгоритмическая модель.

Трассировка алгоритма - модель работы процессора Для того чтобы проверить правильность алгоритма совсем не обязательно переводить его на язык программирования и выполнять тесты на компьютере. Протестировать алгоритм может и человек – путем трассировки. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора , исполняя каждую команду алгоритма и занося результаты выполнения команд в трассировочную таблицу. Она является моделью работы процессора при выполнении программы. Программа выполняется по шагам (первый столбец таблицы). В столбце «Команда алгоритма» отображается содержимое регистра команд процессора . Куда помещается очередная команда. В столбце «Переменные» отображается содержимое ячеек памяти компьютера(или регистров памяти процессора), отведенных под переменные величины. В графе «Выполняемые действие» отражаются действия, выполняемые арифметико-логическим устройством процессора.

Трассировка алгоритма - модель работы процессора

Для того чтобы проверить правильность алгоритма совсем не обязательно переводить его на язык программирования и выполнять тесты на компьютере. Протестировать алгоритм может и человек – путем трассировки. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора , исполняя каждую команду алгоритма и занося результаты выполнения команд в трассировочную таблицу. Она является моделью работы процессора при выполнении программы. Программа выполняется по шагам (первый столбец таблицы). В столбце «Команда алгоритма» отображается содержимое регистра команд процессора . Куда помещается очередная команда. В столбце «Переменные» отображается содержимое ячеек памяти компьютера(или регистров памяти процессора), отведенных под переменные величины. В графе «Выполняемые действие» отражаются действия, выполняемые арифметико-логическим устройством процессора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!