"В мире, расколотом надвое". Изображение Гражданской войны
в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Цель:
показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия.
Эпиграф к уроку:
“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.
Борис Васильев
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Как можно определить жанр «Тихого Дона»?
Какой период времени охватывают события в романе?
Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?
Кто главный герой романа-эпопеи?
Б. Васильев говорил, что в романе «на одной судьбе показан весь излом общества». Согласны ли вы с этим мнением?
Вопрос домашнего задания: Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? Текст 2-4-4 цена крестов!
Чтение учителем слов Васильева.
“Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”
2. Введение в тему. В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “Тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Как же Шолохов рисует, людской мир, разворошенный революцией?
Один из излюбленных приёмов автора: рассказ – предварение.
Предварение – сделать что-то раньше, забегая вперед.
Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “До января на хуторе Татарском…” (читается отрывок) том 2 стр. 174
ГОРШИЕ БЕДЫ
Они-то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная, потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:
Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)
И Шолохова волнует их судьба.
Обратимся к тексту романа, к его эпизодам
Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста - том 3 стр. 125)
Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста том 3 стр. 108-109)
Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста том 3 стр. 155)
“Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим” Об этом говорит Шолохов!
Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста том 3 стр. 21)
Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста том 3 стр. 131)
Вот что скажет Шолохов о людях:
“Набычился народ, осатанел” т.е. стал злым, жестоким озверел
Обратите внимание, какие верные слова выбирает Шолохов!
И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ
- Казнь Подтёлкова и его отряда - казнь Лихачёва -как убивали 25 коммунистов | ч.5.гл.30 (чтение отрывка текста) – повесили том 2 стр. 348-349 ч.6.гл.31(чтение отрывка текста том 3 стр. 175-176) – зверски зарубили ч.6.гл.54 (чтение отрывка текста) – зверски истязал том 3 стр.298-299 |
Убийства насильственное прерывание жизни, право, на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем! Поэтому Шолохов никого не оправдывает и не винит.
А как он относится к насильственной смерти? Отвергает!
Что же он противопоставил жестокости? Гармонию мира, торжество жизни!
чтение отрывка текста – концовка 2 тома 5 части - стр. 351
И что же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни? Бессловесная природа! Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ
Так о чём же напоминает скорбный лик божьей матери? В чём суть этой надписи?
Какую главную мысль отстаивает? Итак, природа выбирает жизнь.
А люди? Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.
Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?
В ломке человека! В его непостоянстве - колебания, метания - это рождает злобу, вражду, месть и озверение.
Поэтому-то и мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны. Том 3 стр. 139 внутренне он стремится к миру, а в окружающей жизни – война.
Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?
Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим “Тихим Доном” писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Если судить по нынешнему времени, одним из актуальных вопросов в наше время является межнациональный конфликт. (Чечня, Нагорный Карабах) Искать же выход надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.
Рефлексия. Чтение стихотворения М.Волошина «Гражданская война».
…И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда с нами!»
А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других…
Домашнее задание: Вторая книга «Тихого Дона» неожиданно заканчивается пейзажем. В чем его смысл, символичность?
3