СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс ОГН Урок № 50 "В мире, расколотом надвое". Изображение Гражданской войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель:

показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия.

Просмотр содержимого документа
«Изображение Гражданской войны в романе М»

"В мире, расколотом надвое". Изображение Гражданской войны

в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Цель:

показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия.

Эпиграф к уроку:

“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.

Борис Васильев


Ход урока

1. Актуализация знаний.

  • Как можно определить жанр «Тихого Дона»?

  • Какой период времени охватывают события в романе?

  • Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?

  • Кто главный герой романа-эпопеи?

  • Б. Васильев говорил, что в романе «на одной судьбе показан весь излом общества». Согласны ли вы с этим мнением?

  • Вопрос домашнего задания: Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? Текст 2-4-4 цена крестов!

Чтение учителем слов Васильева.

Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”

2. Введение в тему. В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “Тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Как же Шолохов рисует, людской мир, разворошенный революцией?

Один из излюбленных приёмов автора: рассказ – предварение.

  • Что такое предварение?

Предварение – сделать что-то раньше, забегая вперед.

Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “До января на хуторе Татарском…” (читается отрывок) том 2 стр. 174

  • Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым?

ГОРШИЕ БЕДЫ

  • Какие беды? (революция и Гражданская война)

Они-то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная, потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:

Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)

И Шолохова волнует их судьба.

  • Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Сам Шолохов называет это явление гражданской войны называет расказачиванием казачества

  • Чем оно сопровождалось? (массовым террором).

Обратимся к тексту романа, к его эпизодам

Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста - том 3 стр. 125)

Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста том 3 стр. 108-109)

Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста том 3 стр. 155)

  • Как Шолохов изображает это время?

  • Как рисует будущее?

Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим” Об этом говорит Шолохов!

  • А как казаки воспринимают это время?

Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста том 3 стр. 21)

Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста том 3 стр. 131)

Вот что скажет Шолохов о людях:

Набычился народ, осатанел” т.е. стал злым, жестоким озверел

Обратите внимание, какие верные слова выбирает Шолохов!

И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ

- Казнь Подтёлкова и его отряда

- казнь Лихачёва

-как убивали 25 коммунистов

ч.5.гл.30 (чтение отрывка текста) – повесили том 2 стр. 348-349

ч.6.гл.31(чтение отрывка текста том 3 стр. 175-176) – зверски зарубили

ч.6.гл.54 (чтение отрывка текста) – зверски истязал том 3 стр.298-299

  • Что же происходит в мире расколотом надвое?

Убийства насильственное прерывание жизни, право, на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем! Поэтому Шолохов никого не оправдывает и не винит.

  • А как он относится к насильственной смерти? Отвергает!

  • Что же он противопоставил жестокости? Гармонию мира, торжество жизни!

чтение отрывка текста – концовка 2 тома 5 части - стр. 351

  • И что же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни? Бессловесная природа! Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ

  • Так о чём же напоминает скорбный лик божьей матери? В чём суть этой надписи?

  • Какую главную мысль отстаивает? Итак, природа выбирает жизнь.

  • А люди? Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.

  • Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?

В ломке человека! В его непостоянстве - колебания, метания - это рождает злобу, вражду, месть и озверение.

Поэтому-то и мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны. Том 3 стр. 139 внутренне он стремится к миру, а в окружающей жизнивойна.

Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?

Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим “Тихим Доном” писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Если судить по нынешнему времени, одним из актуальных вопросов в наше время является межнациональный конфликт. (Чечня, Нагорный Карабах) Искать же выход надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Рефлексия. Чтение стихотворения М.Волошина «Гражданская война».

…И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда с нами!»

А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других…

Домашнее задание: Вторая книга «Тихого Дона» неожиданно заканчивается пейзажем. В чем его смысл, символичность?


3