11 класс. Русский язык Повторение. Морфология и правописание причастий, деепричастий
Цель урока:
- обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии, сопоставление грамматических, морфологических и синтаксических свойств этих частей речи;
-.закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастных и деепричастных оборотов;
-.развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
Ход урока:
1.Орг.этап
2.Объявление темы урока, формулирование учащимися задач урока
3. Лексико-орфографическая работа (практикум к ЕГЭ). Работа со словарем.
Задание: объясните значение слов; составьте с ними словосочетания, запишите их.
Водный- водяной – водянистый; одеть – надеть; абонент – абонемент.
4. Орфоэпическая разминка
Закупорить, августовский, дремота, вогнутый, плесневеть, позвонишь.
5.Заполнение таблицы: отличительные признаки причастия и деепричастия.
Отличительные признаки причастия и деепричастия
| Причастие | Деепричастие |
| Грамматические признаки |
1. На какой вопрос отвечает? | Какой? Какая? Какое? | Что делая? Что сделав? |
2. Что обозначает? | Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек | Добавочное действие: смотрел, восхищаясь |
3. К какому слову в предложении относится? | К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе | К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь |
4. Как изменяется? | По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. | Не изменяется |
5. Какие признаки глагола имеет? | Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся | Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись |
6. Как образуется (суффиксы)? | ащ-ящ (смотрящий); ущ-ющ (тающий); вш, ш (строивший, несший) ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый); енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый) | а, я (глядя, слыша) в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши) |
7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? | Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. | Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. |
8. Когда выделяется на письме знаками препинания? | Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. | Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи. |
6. Образовать от глаголов причастия, деепричастия
Соединить- соединивший,соединяющий,соединенный :соединив,соединяя.
Принадлежаь- принадлежащий,принадлежавший; принадлежа, принадлежав.
Говорить- говоривший, говорящий; говоря, говорив.
утверждать- утверждавший, утверждающий, утвержденный;утверждая, утверждав
изменить- изменённый, изменивший; изменяя, изменив
7.Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.Образовать от глаголов причастия и деепричастия.
Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным исследователем оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.
Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.
8. Запишите словосочетания, объясните написание суффиксов, укажите разряд причастий.
Зре..щая пшеница, глад..щий белье, встреча..мый друзьями, полза..щие черепахи,
охраняя..мый сторожем, подозрева..мый в преступлении, грохоч..щий самолет, стар..щие
морщины, невид..мый в темноте.
9. Выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.
1. Ускольза…щий, разбива…щий, поко…щий.
2. Отбира…мые, разрабатыва…мые, муч…мые (жаждой).
3. Ненавид…щие, повеству…щая, увлека…мый
10.Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-).
1)Ре..щий, кол..щий, стел..щий.
2)Стро..щий, гон..щий, мол..щий.
11.Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или –им-.
1)Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.
2)Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.
12. Редактирование предложений с деепричастным оборотом.
Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году.
Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку.
Читая статью, чувствуется сила каждого слова.
13.Итоги урока, выставление отметок.
14.Домашнее задание.
11 класс.Русский язык № 49 приложение.
1. Образовать от глаголов причастия, деепричастия
Соединить- Принадлежать- Говорить- утверждать- изменить-
2.Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.Образовать от глаголов причастия и деепричастия.
Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным исследователем оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.
Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.
3. Запишите словосочетания, объясните написание суффиксов, укажите разряд причастий.
Зре..щая пшеница, глад..щий белье, встреча..мый друзьями, полза..щие черепахи,
охраняя..мый сторожем, подозрева..мый в преступлении, грохоч..щий самолет, стар..щие
морщины, невид..мый в темноте.
4. Выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.
1. Ускольза…щий, разбива…щий, поко…щий.
2. Отбира…мые, разрабатыва…мые, муч…мые (жаждой).
3. Ненавид…щие, повеству…щая, увлека…мый
5. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-).
1)Ре..щий, кол..щий, стел..щий.
2)Стро..щий, гон..щий, мол..щий.
6. .Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или –им-.
1)Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.
2)Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.
7. Редактирование предложений с деепричастным оборотом.
Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году.
Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку.
Читая статью, чувствуется сила каждого слова.
11 класс.Русский язык № 49 приложение.
1. Образовать от глаголов причастия, деепричастия
Соединить- Принадлежать- Говорить- утверждать- изменить-
2.Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.Образовать от глаголов причастия и деепричастия.
Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным исследователем оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.
Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.
3. Запишите словосочетания, объясните написание суффиксов, укажите разряд причастий.
Зре..щая пшеница, глад..щий белье, встреча..мый друзьями, полза..щие черепахи,
охраняя..мый сторожем, подозрева..мый в преступлении, грохоч..щий самолет, стар..щие
морщины, невид..мый в темноте.
4. Выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.
1. Ускольза…щий, разбива…щий, поко…щий.
2. Отбира…мые, разрабатыва…мые, муч…мые (жаждой).
3. Ненавид…щие, повеству…щая, увлека…мый
5. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-).
1)Ре..щий, кол..щий, стел..щий.
2)Стро..щий, гон..щий, мол..щий.
6. .Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или –им-.
1)Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.
2)Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.
7. Редактирование предложений с деепричастным оборотом.
Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году.
Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку.
Читая статью, чувствуется сила каждого слова.