СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. Повторение. Морфология и правописание причастий, деепричастий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предствляет собой теоретические сведения и практические задания по теме "Повторение .Морфология и правописание причастий и деепричастий"

Просмотр содержимого документа
«11 класс. Повторение. Морфология и правописание причастий, деепричастий»

11 класс. Русский язык Повторение. Морфология и правописание причастий, деепричастий

Цель урока:

- обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии, сопоставление грамматических, морфологических и синтаксических свойств этих частей речи;

-.закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастных и деепричастных оборотов;

-.развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;


Ход урока:

1.Орг.этап

2.Объявление темы урока, формулирование учащимися задач урока

3. Лексико-орфографическая работа (практикум к ЕГЭ). Работа со словарем.

Задание: объясните значение слов; составьте с ними словосочетания, запишите их.

Водный- водяной – водянистый; одеть – надеть; абонент – абонемент.

4. Орфоэпическая разминка

Закупорить, августовский, дремота, вогнутый, плесневеть, позвонишь.

5.Заполнение таблицы: отличительные признаки причастия и деепричастия.

Отличительные признаки причастия и деепричастия


Причастие

Деепричастие


Грамматические признаки

1. На какой вопрос отвечает?

Какой? Какая? Какое?

Что делая? Что сделав?

2. Что обозначает?

Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек

Добавочное действие: смотрел, восхищаясь

3. К какому слову в предложении относится?

К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе

К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь

4. Как изменяется?


По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д.

Не изменяется


5. Какие признаки глагола имеет?

Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся

Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись

6. Как образуется (суффиксы)?

ащ-ящ (смотрящий);

ущ-ющ (тающий);

вш, ш (строивший, несший)

ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);

енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый)

а, я (глядя, слыша)

в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши)


7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?

Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев.

Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

8. Когда выделяется на письме знаками препинания?

Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом.

Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи.



6. Образовать от глаголов причастия, деепричастия

Соединить- соединивший,соединяющий,соединенный :соединив,соединяя.

Принадлежаь- принадлежащий,принадлежавший; принадлежа, принадлежав.

Говорить- говоривший, говорящий; говоря, говорив.

утверждать- утверждавший, утверждающий, утвержденный;утверждая, утверждав

изменить- изменённый, изменивший; изменяя, изменив



7.Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.Образовать от глаголов причастия и деепричастия.

Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным исследователем оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.

Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.



8. Запишите словосочетания, объясните написание суффиксов, укажите разряд причастий.

Зре..щая пшеница, глад..щий белье, встреча..мый друзьями, полза..щие черепахи,

охраняя..мый сторожем, подозрева..мый в преступлении, грохоч..щий самолет, стар..щие

морщины, невид..мый в темноте.

9. Выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.

1. Ускольза…щий, разбива…щий, поко…щий.

2. Отбира…мые, разрабатыва…мые, муч…мые (жаждой).

3. Ненавид…щие, повеству…щая, увлека…мый


10.Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-).

1)Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2)Стро..щий, гон..щий, мол..щий.


11.Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или –им-.

1)Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2)Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.


12. Редактирование предложений с деепричастным оборотом.

Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году.

Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку.

Читая статью, чувствуется сила каждого слова.



13.Итоги урока, выставление отметок.

14.Домашнее задание.
















11 класс.Русский язык № 49 приложение.

1. Образовать от глаголов причастия, деепричастия

Соединить- Принадлежать- Говорить- утверждать- изменить-

2.Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.Образовать от глаголов причастия и деепричастия.

Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным исследователем оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.

Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.

3. Запишите словосочетания, объясните написание суффиксов, укажите разряд причастий.

Зре..щая пшеница, глад..щий белье, встреча..мый друзьями, полза..щие черепахи,

охраняя..мый сторожем, подозрева..мый в преступлении, грохоч..щий самолет, стар..щие

морщины, невид..мый в темноте.

4. Выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.

1. Ускольза…щий, разбива…щий, поко…щий.

2. Отбира…мые, разрабатыва…мые, муч…мые (жаждой).

3. Ненавид…щие, повеству…щая, увлека…мый

5. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-).

1)Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2)Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

6. .Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или –им-.

1)Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2)Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

7. Редактирование предложений с деепричастным оборотом.

Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году.

Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку.

Читая статью, чувствуется сила каждого слова.





11 класс.Русский язык № 49 приложение.

1. Образовать от глаголов причастия, деепричастия

Соединить- Принадлежать- Говорить- утверждать- изменить-

2.Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.Образовать от глаголов причастия и деепричастия.

Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным исследователем оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.

Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.

3. Запишите словосочетания, объясните написание суффиксов, укажите разряд причастий.

Зре..щая пшеница, глад..щий белье, встреча..мый друзьями, полза..щие черепахи,

охраняя..мый сторожем, подозрева..мый в преступлении, грохоч..щий самолет, стар..щие

морщины, невид..мый в темноте.

4. Выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.

1. Ускольза…щий, разбива…щий, поко…щий.

2. Отбира…мые, разрабатыва…мые, муч…мые (жаждой).

3. Ненавид…щие, повеству…щая, увлека…мый

5. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-).

1)Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2)Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

6. .Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или –им-.

1)Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2)Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

7. Редактирование предложений с деепричастным оборотом.

Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году.

Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку.

Читая статью, чувствуется сила каждого слова.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!