Урок №16-17 | Художественное своеобразие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита |
Цель: | ознакомить учащихся с творческой историей романа «Мастер и Маргарита»; определить особенности композиции и жанра произведения, проблематику романа; выявить влияние жанрового и композиционного своеобразия на систему образов в романе; показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся. |
Прогнозируемые результаты: | учащиеся знают содержание романа; отмечают особенности его композиции; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к библейской сюжетной линии; анализируют текст, в котором художественно представлена эпоха гигантского социального эксперимента 1920–1930-х гг., раскрывают значение фантастических и сатирических приёмов изображения (участвуют в диалоге); делают выводы о философском смысле произведения, о нравственных уроках романа. |
Оборудование: | портрет М. А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману. |
Форма проведения: | урок-исследование. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой | Приветствуют учителя. Просматривают слайд-шоу |
Мотивация учебной деятельности Постановка цели и задач урока. | - Древняя Иудея. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. О чём они беседуют? Как изменяется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? Как меняется отношение палача к жертве? Этот разговор состоялся более 2 тыс. лет назад. Но почему мы с неослабевающим волнением и неподдельным интересом следим за диалогом двух людей, прах которых давно смешался с землёй? Да потому, что они говорят о вечных проблемах человечества, поднимают вневременные вопросы. Недаром Понтий Пилат 2 тыс. лет томится в одиночестве, наказанный памятью человечества. 12 тыс. лун он мечтает договорить с Иешуа, пленником и бродячим философом. За 12 тыс. месяцев он так и не нашёл ответа на вопрос, который мучает его: что такое истина? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос, «приоткрыв дверь» в роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». | Формулируют цели и задачи урока |
Операционно-деятельный этап | Вступительное слово учителя — Роман «Мастер и Маргарита» не был напечатан при жизни автора. Современники вспоминают, что во время чтения романа М. А. Булгаков высказывал желание подать его на рассмотрение, однако в ту пору всем окружавшим писателя его намерение казалось фантастичным и даже опасным, да и сам разговор об этом мог быть просто проверкой реакции знакомых и близких людей. 23 сентября 1937 г. Е. С. Булгакова в дневнике отмечает «мучительные поиски выхода» из «безвыходного положения», в котором оказался М. А. Булгаков к концу 1930-х гг.: прозаик, не напечатавший с 1927 г. ни одной строки, и драматург, у которого сняты с репертуара или не допущены к постановке все пьесы, за исключением «Дней Турбиных». Е. С. Булгакова очертила жизненно важные вопросы так: «… Письмо ли наверх? Бросить ли театр? Откорректировать роман и представить…» Но уже 28 февраля 1938 г. приходит понимание того, что «надежды на его напечатание — нет». В 1929 г. Булгаков решился под псевдонимом К. Тугай представить фрагмент романа в альманах «Недра», где ранее были опубликованы повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», но ответа не получил. Перед самой смертью писатель почти потерял речь, понимали его лишь самые близкие люди. Однажды, когда он был особенно неспокоен, Елена Сергеевна наугад спросила: «“Мастер и Маргарита?”» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали». Именно тогда Е. С. Булгакова поклялась мужу издать роман. В её дневнике с 6 на 7 марта записано: «Я сказала ему наугад… — Я даю тебе честное слово, что перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать…» Своё обещание она выполнила: роман был перепечатан ею на машинке с учётом предсмертной правки в том же 1940-м — в год смерти Булгакова. Итак, 1930-е гг. — время массовых репрессий, эпоха, когда любое проявление свободы мысли и слова жестоко каралось. Но именно тогда М. А. Булгаков начал работать над главным произведением своей жизни. Какова же история создания этого романа? Об этом вы узнаете из рассказа ваших одноклассников. Слушание сообщений учащихся об истории создания романа «Мастер и Маргарита» Лекционный материал учителя Проблематика романа. В основе романа — осмысление устоев общества 1930-х гг., попытка разобраться в противоречивом времени: человек и истина; человек и власть; художник и общество. Особенности жанра и композиции. М. А. Булгаков определил жанр как фантастический роман. В нём 4 сюжетных линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри); любовная (Мастер и Маргарита); мистическая (Воланд и его свита); сатирическая (Москва и москвичи). Композиция: «роман в романе»; в рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. переплетаются 2 пласта времени — библейский (1 век н. э.) и современный М. А. Булгакову (1930-гг.),— связаны образом Воланда. Действие происходит в двух временных пространствах, разделённых почти двумя тысячелетиями: в Москве 30-х годов XX века и в Ершалаиме 30 –х годов I века н. э. Имеется ещё и третий мир – вечный, потусторонний. События происходят в реальном и нереальном измерении. В романе действуют реальные люди и свита Сатаны. Отсюда   Три основных плана произведения Исторический Реальный Фантастический   Ершалаимский мир Московский мир Потусторонний мир Царство Тьмы Царство Света Область покоя 1) Герои - двойники. Почти все персонажи московского сюжета имеют «двойников» в ершалаимском мире. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Иван Бездомный похож на Левия Матвея, Алоизий – на Иуду, Понтий Пилат – на Воланда. 2) Календарные переклички. (4 дня в Москве 30-х годов XX века и 1 день в Ершалаиме происходят на Страстной неделе перед Пасхой.) 3) Параллель Москва - Ершалаим. | Задача — прослушать сообщения, выделить главное и записать тезисы в тетрадь. Записи в тетрадях |
| Творческие работы. Реализация домашнего задания. «Ершалаимский мир в романе» — Итак, мы выяснили, что в романе сложно переплетаются несколько сюжетных линий: события в Ершалаиме двухтысячелетней давности, история Мастера и Маргариты и картины московского быта 30-х годов. Но стержнем, на котором держится всё произведение, являются ершалаимские главы. Современники писателя вспоминали слова М. А. Булгакова о том, что его, Булгакова, «давно мучит тайна Евангельской трагедии». И в процессе нашей дальнейшей работы мы должны выяснить, почему же в эпоху 1930-х гг., эпоху воинствующего атеизма и репрессий, Булгаков обращается к Евангельской истории об Иисусе Христе? Может быть, в этом отразилось его религиозное сознание? В чём смысл Евангельской трагедии по Булгакову? Выступление группы. Коллаж «Ершалаимский мир» Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником: в чём смысл булгаковской интерпретации. - Определите, в чём Булгаков отступил от библейского сюжета. Библия. | Роман “Мастер и Маргарита” | Сын Божий, 33 года, родился в Вифлееме. | Иешуа – Га-Ноцри 27 лет, родился в г. Гамала. | Мать-Мария, Отец – плотник Иосиф. | Иешуа не помнит своих родителей, ему говорили, что отец его был сириец; Иешуа — не Бог, царь, сын Божий, а нищий, бродячий философ; | Имеет 12 учеников - апостолов. | отсутствие у Иешуа учеников — Левий Матвей неточно и невнятно записывает некоторые мысли учителя | Популярен в народе; Нагорная проповедь. Иисуса встречали восторженно, так как он совершил уже главное своё чудо — воскресил Лазаря; | В городе его никто не знает. Осла нет. | Распят на кресте, погребение и воскрешение на 3-й день. | Распят на столбе, умер, тело Иешуа похитил Левий Матвей. | Иуда повесился. | Иуда убит по приказу Понтия Пилата. | Чудеса Божественного происхождения. | Врач, философ избавляет Понтия Пилата от головной боли земным словом. | Обобщающая беседа. - В Евангелии главным героем является Иисус. Можно ли назвать Иешуа богочеловеком, а, следовательно, и главным героем в романе Мастера? Нет, Иешуа – земной человек без всякого божественного предопределения. - Кто же тогда главный? Понтий Пилат – главный герой романа Мастера. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?” И что слышит в ответ? “Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера. И писателя интересует прежде всего поведение этого человека, его поступки, их нравственный смысл. - В чём же смысл Евангельской трагедии по Булгакову? (Один человек предаёт другого, потому что струсил, не захотел лишиться власти; Иешуа казнён; Понтий Пилат обречён на муки совести.) | Выслушивают защиту творческой работы. ФО: «Две звезды – одно желание» Правый столбец таблицы ученики составляют сами |
| «Реальный московский мир в романе» - Какие художественные средства использовал М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» для более яркого и убедительного показа реальной жизни 1930-х гг. XX в.? Выступление группы. Коллаж «Московский мир» Заполнение концептуальной таблицы - Особенность романа - в соединении повествования о двух мирах. И один мир отражается в мире другом, как в зеркале. Найдите возможные параллели между мирами и объясните, почему эти эпизоды параллельны. «Два мира. Параллели и отражения» Мир Москвы 30-х гг. 20 в. | Мир Ершалаима нач. нашей эры. | 1. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия). | 1. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, - Понтий Пилат. Все шепчут про него, что он жестокое чудовище). | 2. В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе. | 2. В центре – судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность. | 3. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т.д. | 3. Наказание Иуды, наказание Пилата и т.д. | Выводы. В ярких колоритных эпизодах М.А.Булгаков рассказывает о жизни москвичей в 30-е годы, для которой характерны такие явления, как «квартирный вопрос», шпиономания, тотальные проверки документов, секретные наблюдения за гражданами, магазины для "богатых", буфеты с несвежими продуктами и т.д. Москвичи любят деньги, они легкомысленны, жадны, погрязли в мелочных заботах, берут взятки. Основными приметами нравственной жизни москвичей 30-х годов становятся атеизм, доходящий до абсурда, доносительство, подозрительность, слепое следование лозунгам и призывам. Это общество основано на материальных, классовых, политических интересах. Потерян самый главный стержень - совесть, поэтому “ все прогрессы бесчеловечны, если рушится сам человек”. | Выслушивают защиту творческой работы. ФО: «Две звезды – одно желание» Заполняют таблицу, определяя параллели между двумя мирами. |
| «Фантастический мир романа» - Какова же роль Воланда и его свиты в романе? Выступление группы. Коллаж «Фантастический мир романа» Похождения свиты. Вспомним эпизоды. 1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту. 2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай. 3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу и попадает в психиатрическую клинику. 4) Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов. 5) Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает. 6) Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира. 7) Жорж Бенгальский остался на какое-то время без головы. 8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой "говорящий костюм". 9) Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в Киев. 10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм. 11) Представление в Варьете. 12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают) 13) Разгром в магазине, который устраивает Бегемот. 14) Сжигают квартиру №50 по улице Садовой №302 бис. Цифровой диктант Чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся знают эти эпизоды, проводится цифровой диктант. Воланд при встрече с Берлиозом и Бездомным заявил, что он полиглот и знает очень большое количество языков. Бегемот прокатился на трамвае. Гелла была всегда одета в черное платье. Бегемот, чтобы пройти в ресторан Дома Грибоедова, представился Чеховым. Коровьев отличался красноречием, именно он сообщил в милицию, что Н. И. Босой хранит доллары в своей квартире. Крик совы помешал Гелле в преследовании Римского. Азазелло передает Маргарите крем, чтобы она смогла летать. Воланд играл с Бегемотом в шахматы. На балу Бегемот купался в бассейне с коньяком. Коровьев всегда ходил с тростью. Прием «Прокомментируй высказывание» 1) Роман Булгакова считают, особенно священнослужители, кощунственным, направленным против Бога. Иерей Георгий Белодуров говорит: "Это утонченная апология сатанизма! Глядя на Мастера и Маргариту, кое-кто может решить, что сговор с Сатаной вполне допустим". Другой священник Михаил Дунаев говорит: "И Сатана у Булгакова уже не выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, он может показаться этаким поборником справедливости". 2) Воланд - лишь побочное звено, двигатель сюжета, а главное в романе - это люди, с пороками и страстями, на фоне действий которых меркнет даже зловещая фигура Сатаны. Еще М. Волошин сказал: "В каждом человеке Дьявол с Богом борется, а поле битвы их - сердца человеческие". 3) Стремления Воланда направлены лишь на то, чтобы люди могли видеть и осознавать истинную картину мира. Воланд несет знание о добродетели и грехах. Ведь Сократ сказал, что поступать хорошо может только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло. 4) Природа же истинно художественного произведения такова, что в нем нет лишнего, случайного - важно все. "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Дьявол (Воланд) хочет зла, но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, только служит орудием Божественного промысла - невольно совершает благо. 5) Воланд - мудрый, величественный, поэтому привлекает сердца и губит поверивших ему смертных. Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Воланд - обманщик и плут. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бенгальского, Лиходеева, Бездомного вовсе не потому, что этого хотел Воланд: просто они раскаялись, и дьявол более над ними не властен. Сила Тьмы всегда подчиняется воле Добра. Выводы по проблемному вопросу: 1. Образ Воланда заставляет задуматься над вечными проблемами соотношения в мире добра и зла, насилия и милосердия. 2. Воланд и его свита позволяют Булгакову показать, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах. 3. Можно предположить, что Воланд олицетворяет собой идеальную власть. |
Прослушивают защиту творческой работы. ФО: «Две звезды – одно желание» На доске записаны имена героев романа, учащиеся называют эпизод, связанный с этим персонажем.
За утвердительный ответ выставляется 1, а за отрицательный -2 Ответ: 1,1,2,2,1,2,1,1,1,2 Учащимся предлагается обсудить и прокомментировать несколько высказываний.
|
Рефлексивный этап урока. | Прием «Свободный микрофон» – Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад? В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы». – Перечислите их: 1. Что такое истина? 2. Человек и власть. 3. Внутренняя свобода и несвобода человека. 4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. 5. Верность и предательство. 6. Милосердие и всепрощение. - В сцене уничтожения Берлиоза Булгаков в уста Воланда вкладывает фразу, почти дословно повторяющую слова Христа, приведенные евангелистом Матфеем: «По вере вашей да будет вам». Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они не антагонисты, они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету. Назовите эту фразу. - «Каждому будет дано по его вере». Эту фразу можно назвать нравственным и философским кредо автора. Как вы её понимаете? Булгаков был уверен, что жизнь на земле основана на высших, Духовных законах. И дело писателя как раз в том и состоит, чтобы доказывать существование этих высших законов, постоянно напоминать людям, что жить по духовным законам – смысл и цель человеческой жизни. Человек ответствен за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и преступлению. Делая свой собственный выбор, помните об этом. | Обсуждают предложенные вопросы учителя, делают выводы по материалу урока |
Домашнее задание | Проследите по тексту тему творчества и судьбы художника в романе М.А.Булгакова Подготовьтесь к мини-дискуссии: «Кто же главный герой романа М. А. Булгакова: Мастер, создавший роман-откровение о Пилате Понтийском, прокураторе Иудеи, судившем Иисуса и утвердившем смертный приговор, вынесенный Синедрионом? Мастер, угадавший своим романом, что величайшие из всех преступлений на земле — это трусость и предательство? Маргарита, его возлюбленная, ради любви отрёкшаяся от материального благополучия? Воланд — Князь тьмы, который явился в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге?… | Записывают домашнее задание, прослушивают комментарий учителя. |