СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок 38-39 А.Т. Твардовский. Драматизм биографии. Основные мотивы лирики и ее своеобразие (анализ стихотворения "Я убит подо Ржевом...")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Просмотр содержимого документа
«Приложение история создания стихотворения»



Приложение.


История стихотворения «Я убит подо Ржевом»


В журнале "Молодая Гвардия", №№5-6 2000 года я прочитал статью Олега Демченко "Я убит подо Ржевом" - о том, как было написано Твардовским это знаменитое

стихотворение, вошедшее в золотой фонд русской литературы.

Я убит подо Ржевом, \В безымянном болоте,\ В пятой роте на левом,\При жестоком налете…
Завещаю в той жизни\ Вам счастливыми быть\ И родимой Отчизне\ С честью дальше служить.
Стихотворение написано на реальной основе. Его герой - Владимир Петрович Бросалов. Он лежал в госпитале имени Н.Н. Бурденко после тяжелого пулевого ранения в голову. Навестить раненых пришел Александр Твардовский. В тот же день к раненому сыну пришла мать. Она показала Александру Трифоновичу похоронку. В ней говорилось, что Владимир убит в боях за город Ржев: "Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области". Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев, и слово свое сдержал: вскоре "Я убит подо Ржевом" прозвучало на всю страну.

Ржев - важнейший железнодорожный узел, открывавший путь к Москве; за город шли ожесточенные бои. Полку, в котором служил Бросалов, было приказано любой ценой взять высоту. Приказ был выполнен ценой огромных потерь - от полка осталось полтора десятка бойцов. Не сумев выбить наших солдат с ходу, фашисты бросили на подмогу "юнкерсы". Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов приметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и бросился туда. Но в это мгновение внезапный разрыв оборвал сознание.

Я не слышал разрыва,\ Я не видел той вспышки, -\Точно в пропасть с обрыва -\ И ни дна, ни покрышки.\ И во всем этом мире,\ До конца его дней,\ Ни петлички, ни лычки\С гимнастерки моей…

Боец был завален глиной, погребен заживо, но подошло подкрепление, а на него отправлена похоронка…

Я - где корни слепые\Ищут корма во тьме;\ Я - где облачком пыли\ Ходит рожь на холме\.
Где травинку к травинк\Речка травы прядет…\ Там, куда на поминки\ Даже мать не придет.
Фронт горел, не стихая,\ Как на теле рубец.\ Я убит и не знаю:\ Наш ли Ржев наконец?

Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем. Несомненно, поэт выслушал и записал рассказ бойца. Вскоре появилось и само стихотворение.


Комментарий: Александра Ракова

Источник:  http://piter.orthodoxy.ru/ 


Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №38-39»

11 класс

Урок 38-39 А.Т. Твардовский. Драматизм биографии. Основные мотивы лирики и ее своеобразие

Цели: рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход уроков

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.

С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961

Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.

В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

А. Т. Твардовский

I. Биографические истоки творчества Твардовского.

Быть  читателем  поэзии  –  дело  достаточно  тонкое  и  эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.

В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?

Возможно сообщение подготовленного ученика на тему «Основные этапы жизни и творчества А. Т. Твардовского».

II. Основные темы и идеи лирики Твардовского.

1. Прочитав текст, запишите его в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.

Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это (вспомнить особенности поэзии Некрасова)?

Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

Столбы, селенья, перекрестки,

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

В  военных  и  послевоенных  сборниках  «Стихи  из  записной  книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества,

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

                                                               1966

– Что дало право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.

В произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:

Спасибо, моя родная

Земля, мой отчий дом,

За все, что о жизни знаю,

Что в сердце ношу своем.

Твардовский  –  тонкий  лирик-пейзажист.  Природа  в  его  стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.

И, сонная, талая,                                             И с ветром нежно-зеленая

Земля обвянет едва,                                      Ольховая пыльца,

Листву прошивая старую,                  Из детских лет донесенная,

Пойдет строчить трава.                      Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была, да канула,

А есть и будет с тобой.

                «Снега потемнеют синие», 1955

– «Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.

…За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу;

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.

2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с. 258–260), дополните материалом свой план.

3. Проверка и обсуждение получившихся планов лекции.

III. Практическая работа.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом». (Класс заранее разбит на группы. Вопросы предварительно распределены.)

Карточки с заданиями

1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961

– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?

2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?

3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».

Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?

4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981

Подтвердите  эту  мысль  критика  примерами  из  художественного текста.


IV. Итог уроков.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?

Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –

Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.


Домашнее задание.

Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

1. Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

2. Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

3. Напишите вступительное слово к этому сборнику.

Работа может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется художнику, составителю сборника, редактору.

Просмотр содержимого документа
«Александр Трифонович Твардовский Я убит подо Ржевом»

Александр Трифонович Твардовский.

Я убит подо Ржевом

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,--

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я -- где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я -- где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я -- где крик петушиный

На заре по росе;

Я -- где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, --

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.


Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю,

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?..

Этот месяц был страшен,

Было все на кону.

Неужели до осени

Был за ним уже Дон

И хотя бы колесами

К Волге вырвался он?

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет! А иначе

Даже мертвому -- как?

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она -- спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам -- все это, живые.

Нам -- отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, --

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье --

Эта кара страшна.

Это грозное право

Нам навеки дано, --

И за нами оно --

Это горькое право.

Летом, в сорок втором,

Я зарыт без могилы.

Всем, что было потом,

Смерть меня обделила.

Всем, что, может, давно

Вам привычно и ясно,

Но да будет оно

С нашей верой согласно.


Братья, может быть, вы

И не Дон потеряли,

И в тылу у Москвы

За нее умирали.

И в заволжской дали

Спешно рыли окопы,

И с боями дошли

До предела Европы.

Нам достаточно знать,

Что была, несомненно,

Та последняя пядь

На дороге военной.

Та последняя пядь,

Что уж если оставить,

То шагнувшую вспять

Ногу некуда ставить.

Та черта глубины,

За которой вставало

Из-за вашей спины

Пламя кузниц Урала.

И врага обратили

Вы на запад, назад.

Может быть, побратимы,

И Смоленск уже взят?

И врага вы громите

На ином рубеже,

Может быть, вы к границе

Подступили уже!

Может быть... Да исполнится

Слово клятвы святой! --

Ведь Берлин, если помните,

Назван был под Москвой.

Братья, ныне поправшие

Крепость вражьей земли,

Если б мертвые, павшие

Хоть бы плакать могли!

Если б залпы победные

Нас, немых и глухих,

Нас, что вечности преданы,

Воскрешали на миг, --

О, товарищи верные,

Лишь тогда б на воине

Ваше счастье безмерное

Вы постигли вполне.

В нем, том счастье, бесспорная

Наша кровная часть,

Наша, смертью оборванная,

Вера, ненависть, страсть.

Наше все! Не слукавили

Мы в суровой борьбе,

Все отдав, не оставили

Ничего при себе.


Все на вас перечислено

Навсегда, не на срок.

И живым не в упрек

Этот голос ваш мыслимый.

Братья, в этой войне

Мы различья не знали:

Те, что живы, что пали, --

Были мы наравне.

И никто перед нами

Из живых не в долгу,

Кто из рук наших знамя

Подхватил на бегу,

Чтоб за дело святое,

За Советскую власть

Так же, может быть, точно

Шагом дальше упасть.

Я убит подо Ржевом,

Тот еще под Москвой.

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?

В городах миллионных,

В селах, дома в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?

Ах, своя ли. чужая,

Вся в цветах иль в снегу...

Я вам жизнь завещаю, --

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать -- горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать -- не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое --

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа»

II. Практическая работа.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом».

Карточки с заданиями

1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961

– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?


2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?


3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты,


II. Практическая работа.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом».

Карточки с заданиями

1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961

– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?


2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?


3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».

Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?


4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981

Подтвердите  эту  мысль  критика  примерами  из  художественного текста.

III. Итог уроков.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?


Домашнее задание.

Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

1. Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

2. Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

3. Напишите вступительное слово к этому сборнику.


человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».

Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?


4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981

Подтвердите  эту  мысль  критика  примерами  из  художественного текста.

III. Итог уроков.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?


Домашнее задание.

Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

1. Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

2. Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

3. Напишите вступительное слово к этому сборнику.


Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом»

А.Т. Твардовский. Драматизм биографии. Основные мотивы лирики и ее своеобразие

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.

С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961

Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.

В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

А. Т. Твардовский

I. Основные темы и идеи лирики Твардовского.

1. Прочитав текст, запишите его в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.

Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это (вспомнить особенности поэзии Некрасова)?

Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

Столбы, селенья, перекрестки,

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

В  военных  и  послевоенных  сборниках  «Стихи  из  записной  книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества,

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

                                                               1966

– Что дало право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.

В произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:

Спасибо, моя родная

Земля, мой отчий дом,

За все, что о жизни знаю,

Что в сердце ношу своем.

Твардовский  –  тонкий  лирик-пейзажист.  Природа  в  его  стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.

И, сонная, талая,                                             И с ветром нежно-зеленая

Земля обвянет едва,                                       Ольховая пыльца,

Листву прошивая старую,                  Из детских лет донесенная,

Пойдет строчить трава.                      Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была, да канула,

А есть и будет с тобой.

                «Снега потемнеют синие», 1955

– «Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.

…За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу;

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.

2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с. 258–260), дополните материалом свой план.



Просмотр содержимого презентации
«А.Т.Твардовский Жизнь и творчество»

Александр Трифонович Твардовский   Жизнь и Творчество А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности…  К.Куликов

Александр Трифонович Твардовский Жизнь и Творчество

А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью,

до последнего дыхания преданный поэзии,

человек большого гражданского мужества и честности…

К.Куликов

Детство писателя А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Детство писателя

А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе

Загорье Смоленской области в семье

деревенского кузнеца Трифона Гордеевича

Твардовского. Мать же Твардовского, Мария

Митрофановна, действительно происходила из

однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком

начитанным — и по вечерам в их доме часто читали

вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму»

Стихи Александр начал

сочинять рано, ещё будучи

неграмотным, и не будучи в

состоянии их записать. В 14 лет

Твардовский стал писать маленькие

заметки в смоленские газеты, а

затем, собрав несколько

стихотворений, принёс их Михаилу

Исаковскому, работавшему в

редакции газеты «Рабочий путь».

Исаковский встретил поэта

приветливо, став другом и

наставником молодого Твардовского.

В 1931 была опубликована его

первая поэма «Путь к социализму»

Первые поэтические опыты Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях., которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения.    «Отрываясь от книг и учебы,— вспоминает Твардовский, — я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».

Первые поэтические опыты

Уже живя в родном хуторе Загорье на

Смоленщине, Твардовский становится

селькором. С 1924 года начинает посылать

заметки в редакции смоленских газет. Он писал

в них о комсомольских делах, о разных

злоупотреблениях., которые допускали местные

власти, что создавало ему в глазах местных

жителей ореол защитника. В газете «Смоленская

деревня» публикуются первые его

стихотворения.

«Отрываясь от книг и учебы,—

вспоминает Твардовский, — я ездил в колхозы в

качестве корреспондента областных газет,

писал статьи, вел всякие записи. За каждой

поездкой отмечая для себя то новое, что

открылось мне в сложном и величественном

процессе колхозной жизни».

Предвоенное творчество

Предвоенное творчество

" Именно этим годам я обязан своим

поэтическим рождением", — сказал

впоследствии Твардовский. В это время он

поступил в педагогический институт, но с

третьего курса ушел и доучивался уже в

Московском институте истории, философии и

литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью

1936.

Произведения Твардовского

печатались в 1931 — 1933, но сам он считал,

что только с поэмы о коллективизации

"Страна Муравия" (1936) он начался как

литератор. Поэма имела успех у читателей и

критики. Выход этой книги изменил жизнь

поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил

МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская

хроника".

Автограф стихотворения

«Кружились белые березки», 1936 г.

Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года. Новая изба. Пахнет свежей сосновой смолою. Желтоватые стены блестят. Хорошо заживем мы семьею Здесь на новый советский лад! А в углу мы «богов» не повесим, И не будет лампадка тлеть. Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть .    Александр Твардовский

Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года.

Новая изба.

Пахнет свежей сосновой смолою.

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживем мы семьею

Здесь на новый советский лад!

А в углу мы «богов» не повесим,

И не будет лампадка тлеть.

Вместо этой дедовской плесени

Из угла будет Ленин глядеть .

Александр Твардовский

Военные тропы То была печаль большая, Как брели мы на восток. Шли худые, шли босые В неизвестные края, Что там, где она, Россия, По какой рубеж своя?  1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Так родился литературный герой – боец Вася Теркин.

Военные тропы

То была печаль большая,

Как брели мы на восток.

Шли худые, шли босые

В неизвестные края,

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?

1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский

принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже

Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со

стихами и картинками. Так родился литературный герой –

боец Вася Теркин.

1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии. Обложка книги

1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин»,

«книга про бойца без начала и конца» -

самое известное произведение

Твардовского. Поэма стала одним из

атрибутов фронтовой жизни — в

результате чего Твардовский сделался

культовым автором военного

поколения. Помимо прочего, «Василий

Теркин» выделяется среди других

произведений того времени полным

отсутствием идеологической

пропаганды, упоминаний о

Сталине и партии.

Обложка книги

Послевоенная лирика Твардовского Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом. “ Я убит подо Ржевом” — стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия,, стремление жить и увидеть мирное время:  Я – где корни слепые  Ищут корма во тьме.  Я – где с облачком пыли  Ходит рожь на холме.

Послевоенная лирика Твардовского

  • Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше.
  • Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом.
  • Я убит подо Ржевом” — стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия,, стремление жить и увидеть мирное время:

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме.

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме.

«Новый мир»  1950-1954 и1958-1970гг. главный редактор журнала «Новый мир». Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.

«Новый мир»

1950-1954 и1958-1970гг. главный редактор журнала

«Новый мир». Своей организационно-редакторской

деятельностью, примером собственного творчества

Твардовский достойно продолжал лучшие традиции

русской советской литературы. Его помощь и поддержка

ощутимо сказались в творчестве многих

писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.

Твардовский и власть  В этот период начинается работа над поэмой за «Далью даль», которая была закончена спустя 10 лет. В 1954 году его увольняют с поста главного редактора «Нового мира» за «демократические тенденции», появившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. Однако на этом связь с «Новым миром» не разрывается. В 1958 году Твардовский возвращается в «Новый мир» на ту же должность. Он собирает коллектив своих единомышленников. В 1961 году им удается даже опубликовать в журнале повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». После этого Твардовский становится «неофициальным оппозиционером».

Твардовский и власть

В этот период начинается работа над

поэмой за «Далью даль», которая была

закончена спустя 10 лет. В 1954 году его

увольняют с поста главного редактора

«Нового мира» за «демократические

тенденции», появившиеся в журнале сразу

после смерти Сталина. Однако на этом связь с

«Новым миром» не разрывается. В 1958 году

Твардовский возвращается в «Новый мир» на ту

же должность. Он собирает коллектив своих

единомышленников. В 1961 году им удается

даже опубликовать в журнале

повесть Александра Солженицына «Один день Ивана

Денисовича». После этого Твардовский становится

«неофициальным оппозиционером».

Твардовский и власть 1967 – 1969 годах идет работа над поэмой «По праву памяти», в которой поэт описывает ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно «тот свет» в изображении Твардовского напоминает советскую действительность. В 1970 году правительство снова лишает поэта должности в «Новом мире».

Твардовский и власть

1967 – 1969 годах идет работа над поэмой «По

праву памяти», в которой поэт описывает ужасы

коллективизации на примере, в том числе,

собственного отца. При жизни автора произведение

не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том

свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно

«тот свет» в изображении Твардовского напоминает

советскую действительность. В 1970 году

правительство снова лишает поэта должности в

«Новом мире».

Произведения о войне В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Твардовский получил Государственную премию за«Василия Теркина». В этом же году написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил Государственную премию Иллюстрация к поэме «Дом у дороги»

Произведения о войне

В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается

и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Твардовский

получил Государственную премию за«Василия Теркина». В этом же году

написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки

зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы

великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого

основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил

Государственную премию

Иллюстрация к поэме «Дом у дороги»

Поэма «За далью даль»(1960г.)  Крупнейшим послевоенным произведением советского поэта Александра Твардовского является поэма “За далью - даль”. Эпический  замысел поэта был продиктован необходимостью осмыслить итоги Великой Отечественной войны. В поэме тема исторических судеб народа, Родины предстает в широком, эпохальном освещении. Здесь изображаются не только современность, но и историческое прошлое.  Поэма является исповедью современника, прошедшего вместе с народом путь испытаний и побед Иллюстрация к поэме «За далью -даль».

Поэма «За далью даль»(1960г.)

Крупнейшим послевоенным произведением

советского поэта Александра Твардовского

является поэма “За далью - даль”. Эпический  замысел поэта был продиктован

необходимостью осмыслить итоги Великой

Отечественной войны. В поэме тема

исторических судеб народа, Родины предстает в

широком, эпохальном освещении. Здесь

изображаются не только современность, но и

историческое прошлое.

Поэма является исповедью современника,

прошедшего вместе с народом путь испытаний и

побед

Иллюстрация к поэме

«За далью -даль».

Твардовский прожил жизнь  согласно принятому им принципу:   С тропы своей ни за что не ступая  Не отступая - быть самим собой Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел раком лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы.

Твардовский прожил жизнь согласно принятому им принципу: С тропы своей ни за что не ступая Не отступая - быть самим собой

Вскоре после разгрома его

журнала Твардовский заболел

раком лёгких. Умер писатель

18 декабря 1971 года в дачном

посёлке Красная Пахра

Московской области.

Похоронен в Москве на

Новодевичьем кладбище. В

Смоленске, Воронеже,

Новосибирске и

Москве его именем

названы улицы.

Открытие памятного камня в 1985 году, на месте ,  где родился в 1910 году  А.Т.Твардовский

Открытие памятного камня в 1985 году, на месте , где родился в 1910 году А.Т.Твардовский

Музей-усадьба

Музей-усадьба "А.Т.Твардовский на хуторе Загорье"

В 1988 году открыт для посетителей

возрожденный хутор Загорье, место, где

родился и жил до восемнадцатилетнего

возраста А. Т. Твардовский – выдающийся

советский поэт. По макету брата поэта Ивана

Трифоновича были заново возведены: дом,

сарай, баня, кузница и другие надворные

постройки, разбит сад и огород.

Представленная в интерьере дома мебель тоже

выполнена руками брата поэта - мастера –

краснодеревщика. Большую помощь в

оформлении дома, хозяйственных помещений,

кузницы оказали жители деревень, передавшие

музею предметы - быта, характерные для того

времени. Неброская русская природа и

обстановка, окружавшая мальчика, позволяют

проникнуться атмосферой, в которой

зарождался талант будущего поэта. Ежегодно,

в день рождения поэта, на хуторе Загорье

проводятся литературные праздники.

Хутор Загорье,

музей А.Т.Твардовского

Заслуги перед государством Боевые награды: три ордена Ленина орден Трудового Красного Знамени орден Отечественной войны I степени орден Отечественной войны II степени орден Красной Звезды Сталинская премия второй степени (1941); за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946); за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945) Сталинская премия второй степени (1947); за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961); за поэму «За далью — даль» (1953—1960) Государственная премия СССР (1971); за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967»  (1967)

Заслуги перед государством

Боевые награды:

три ордена Ленина

орден Трудового Красного Знамени

орден Отечественной войны I степени

орден Отечественной войны II степени

орден Красной Звезды

Сталинская премия второй степени (1941); за поэму «Страна Муравия» (1936)

Сталинская премия первой степени (1946); за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945)

Сталинская премия второй степени (1947); за поэму «Дом у дороги» (1946)

Ленинская премия (1961); за поэму «За далью — даль» (1953—1960)

Государственная премия СССР (1971); за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967»

(1967)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!