СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 ноября 2024 г. Разговоры о важном. Твой вклад в общее дело. Сценарий. 5-7 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/112/

Просмотр содержимого документа
«11 ноября 2024 г. Разговоры о важном. Твой вклад в общее дело. Сценарий. 5-7 классы.»

Сценарий  занятия Единство  народов  России Твой  вклад В  ОБЩЕЕ  ДЕЛО 5-7  класс Взаимопомощь  и  уважение Гражданственность 1 11  ноября  2024  г.

Сценарий занятия

Единство народов России

Твой вклад

В ОБЩЕЕ ДЕЛО

5-7 класс

Взаимопомощь и уважение

Гражданственность

1

11 ноября 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«Твой вклад в общее дело»

Цель занятия: расширение представлений о важности вклада каждого человека в развитие общества и государства; осознание личной ответственности за общее благополучие; формирование знаний о значимости коллективных усилий в достижении общих целей; воспитание уважительного отношения к труду и гражданским обязанностям.

Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России.

Основные смыслы: своим небольшим вкладом мы создаем будущее страны и способствуем процветанию России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? Совместным трудом мы создаем государство, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: интерактивная игра с элементами групповой работы, обсуждение. Занятие включает в себя просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий
  • методические рекомендации
  • видеоматериалы
  • презентация
  • комплект раздаточных материалов
  • QR-коды

Сценарий занятия

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Виталии Корниенко.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия звучит так: «Твой вклад в общее дело». Как думаете, о чем именно мы будем сегодня говорить?

Ответы обучающихся

Учитель. А как вы думаете, может ли каждый из вас влиять на окружающий мир? Как каждый человек может внести вклад в общее дело семьи, класса, школы, города? Приведите примеры.

Ответы обучающихся

(Организация школьного концерта, совместная подготовка к семейной встрече Нового года, уборка и озеленение городских дворов вместе со всеми жильцами дома и пр.)

Учитель . Молодцы, ребята! Вы привели много разных примеров общих дел, которые можно делать как с классом и семьей, так и со всем городом. Еще есть то, что можно делать со всей страной сообща. Можете привести примеры общих дел, результаты которых вызывают чувство гордости за наш народ, за нашу страну?

Ответы обучающихся

Учитель. Да! Это, например, строительство Байкало-Амурской магистрали, о которой мы говорили на одном из прошлых занятий. Подготовка и проведение торжеств, посвященных национальным праздникам, например, Дню Победы; организация помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий; помощь военнослужащим в зоне СВО; волонтерское движение; защита животных и еще много других полезных дел. Это также уплата налогов, благодаря которым появляются общественные блага. Об этом мы говорили в прошлом году.

Но  свой  вклад в  важные дела  мы  можем  вносить  каждый  день, совершая, казалось бы, совершенно обычные действия. Давайте попробуем  разобраться, как  это  происходит. Учитель. Ребята, прежде чем мы пойдем дальше, давайте посмотрим  небольшое видео, которые поможет нам еще глубже разобраться в теме и  порассуждать. Демонстрация  выступления  федерального  спикера Учитель . Видите, насколько важно объединять усилия и думать о том,  какой вклад  я могу сделать.  Как  думаете, вы  можете сделать такой  вклад? Ответы  обучающихся Слайд  1 Учитель  организует  совместное  обсуждение и  решение кейса . Учитель . Ребята, посмотрите на экран. Давайте представим, что мы  все жители  этого  дома и  каждый привык  начинать  новый  день  по-своему.  Но  сегодня  утром нас всех  застал  врасплох  один  неприятный  инцидент. Слайд  2

Но свой вклад в важные дела мы можем вносить каждый день, совершая, казалось бы, совершенно обычные действия. Давайте попробуем разобраться, как это происходит.

Учитель. Ребята, прежде чем мы пойдем дальше, давайте посмотрим небольшое видео, которые поможет нам еще глубже разобраться в теме и порассуждать.

Демонстрация выступления федерального спикера

Учитель . Видите, насколько важно объединять усилия и думать о том, какой вклад я могу сделать. Как думаете, вы можете сделать такой вклад?

Ответы обучающихся

Слайд 1

Учитель организует совместное обсуждение и решение кейса .

Учитель . Ребята, посмотрите на экран. Давайте представим, что мы все жители этого дома и каждый привык начинать новый день по-своему. Но сегодня утром нас всех застал врасплох один неприятный инцидент.

Слайд 2

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на картинку на слайде. Опишите ее. Скажите, как виновники этого происшествия повлияли на других? А какой вред причинили себе?

Ответы обучающихся

Методический комментарий: обучающиеся рассматривают изображение и предполагают, какие последствия могут повлечь за собой необдуманные поступки одного человека. Например:

а) Кто-то не выбросил пакет с мусором в мусорный бак, как полагается, а оставил возле подъезда. Рано утром прилетели вороны и растащили его по всему двору. Каждый может ощутить дискомфорт от этого поступка негативный результат виден на любой из общественных зон возле нашего дома: на парковке, детской и спортивной площадках. Само собой, дворники уберут мусор, но постоянная чистота и возможны лишь тогда, когда мы контролируем сами себя и думаем не только о своем удобстве, но и о том, что наши действия могут привести к последствиям вокруг станет грязно, и неприятно от этого будет в первую очередь нам самим.

б) Школьники столкнулись друг с другом на самокатах и могли получить травмы, но такого можно было бы избежать, если бы ребята не превышали скорость.

Учитель. Какие действия может предпринять каждый из вас, чтобы не допустить негативных последствий в каждой из рассмотренных ситуаций?

Ответы обучающихся

Методический комментарий: ребята предлагают свои варианты действий. Например, можно было донести мусор до мусорного бака, соблюсти ограничения скорости при движении на самокате.

Учитель. Молодцы! Именно такие действия и становятся нашим вкладом в общее дело. А можете ли вы поделиться вашим опытом участия в общих делах? Про какие из них вы хотели бы рассказать? Какие считаете особо важными и нужными, почему?

Ответы обучающихся

Помните, совсем недавно на занятии по теме «Что значит быть взрослым» мы говорили о том, что быть взрослым — значит осознавать ответственность за свои поступки. Кроме того, в процессе взросления мы учимся заботиться не только о себе и близких, но и об окружающем мире и своей стране. Именно забота о родине и участие в общих делах и становится источником позитивных изменений. Нужно думать о том, что наши действия и поступки отражаются на том, что мы оставим после себя, на нашем будущем, том, чем будем гордиться мы и наши дети. Созидая, мы меняем не только мир вокруг себя, но и меняемся сами – становимся добрее и сильнее духом.

И еще очень важно, чтобы большие и маленькие добрые дела мы совершали ВСЕ ВМЕСТЕ. Ведь если каждый будет осознавать ответственность за благополучие своей страны, то эффект будет намного больше.

Часть 2. Основная

Слайд 3

Игра «Парк»

Учитель. Представьте, что жители одного из городов решили построить парк, где были бы детские площадки, прогулочные дорожки, скамейки, фонтан, красивые фонари. Администрация города поддержала идею и дала проектной группе задание составить план строительства.

Для дальнейшего выполнения задания предлагаю вам разделиться на 4 группы. Наша игра будет проходить в два этапа. Первый этап — составление плана строительства парка, второй — поиск решения одной из проблем, которые могут возникнуть, когда парк начнет работать.

1 этап

6

Учитель ставит  задачу  и  раздает  карточки. Учитель.  Ваша  задача  сейчас  —  расставить  этапы  строительства  парка  в нужном порядке. Для этого у каждой команды есть по 2 карточки, которые содержат описание этапов строительства парка. В течение двух минут вам  нужно  изучить  содержание  карточек и,  скооперировавшись,  расставить действия  в  правильном  порядке, а после  огласить итоговый вариант  плана. Обучающиеся должны понять, что у каждой команды есть только  несколько  пунктов  плана  строительства  парка, а  недостающие  пункты находятся у других команд. После этого все команды выстраивают единый  план  строительства. Через  две  минуты  учитель  завершает  обсуждение,  просит  ребят  представить  план, получившийся  по  итогам их  совместной  работы, и  демонстрирует  правильный  порядок  строительства  парка на слайде. Слайд  4 «План  строительства  парка» Утверждение  проекта строительства Расчистка территории  (от  сорняков  и  пр.) Выравнивание  грунта Укладка  трубопроводов,  проведение  электричества Установка  фонтанов Укладка  плитки

Учитель ставит задачу и раздает карточки.

Учитель. Ваша задача сейчас — расставить этапы строительства парка в нужном порядке. Для этого у каждой команды есть по 2 карточки, которые содержат описание этапов строительства парка. В течение двух минут вам нужно изучить содержание карточек и, скооперировавшись, расставить действия в правильном порядке, а после огласить итоговый вариант плана.

Обучающиеся должны понять, что у каждой команды есть только несколько пунктов плана строительства парка, а недостающие пункты находятся у других команд. После этого все команды выстраивают единый план строительства.

Через две минуты учитель завершает обсуждение, просит ребят представить план, получившийся по итогам их совместной работы, и демонстрирует правильный порядок строительства парка на слайде.

Слайд 4

«План строительства парка»

  • Утверждение проекта строительства
  • Расчистка территории (от сорняков и пр.)
  • Выравнивание грунта
  • Укладка трубопроводов, проведение электричества
  • Установка фонтанов
  • Укладка плитки

  • Озеленение (высадка деревьев, кустарников, укладка газона и пр.) и установка систем полива
  • Установка лавочек, мусорных урн, фонарей

Учитель (подводит итоги первого этапа игры). Ребята, вы довольно быстро пришли к правильному решению, потому что каждый из вас высказал свои мысли по поводу порядка строительства, то есть внес свою лепту в общее дело. Затем вы поняли, что каких-то пунктов плана у вашей команды нет, и, скооперировавшись с другими ребятами, смогли сделать общее дело — составить план строительства парка.

Слайд 5

Теперь переходим ко второму этапу игры.

2 этап

Учитель. На любом объекте общего пользования возникают ситуации, когда что-то выходит из строя, ломается, а иногда и портится умышленно.

Сейчас вам как проектной группе надо будет найти решение проблемы, которая может возникнуть при эксплуатации парка. У вас будет 3 минуты на обсуждение, затем каждая группа по очереди назовет по одному решению. Если оно уже было названо другой командой, то вы повторно его не озвучиваете, поэтому необходимо очень внимательно слушать других, чтобы не повторяться. Засчитываются только неповторяющиеся решения.

Если все команды озвучили по одному решению, но они нашли еще и другие, то команды начинают называть их по второму кругу. Таких кругов может быть несколько в зависимости от того, сколько решений будет у

команд. Если у команды закончились варианты, то в круге они участие не принимают.

Текст кейсового задания учитель демонстрирует на экране.

Содержание кейса: через несколько недель после открытия парка вы обнаружили, что не все посетители соблюдали правила нахождения на его территории. Были люди, которые выбрасывали мусор мимо урн, кто-то разрисовал фонтан и сломал несколько скамеек. Это привело к жалобам со стороны посетителей.

Вместе с командой разработайте варианты решения сложившейся ситуации.

Учитель. Время пошло. У вас три минуты есть на обсуждение.

Обучающиеся работают в командах.

Учитель. Ребята, заканчивайте обсуждение. Прошу команды по очереди представить по одному варианту решения. Помните, что вы не должны повторяться.

Команды представляют свои варианты решения проблем. Учитель организует обсуждение предлагаемых решений.

Методический комментарий: при обсуждении вариантов решения кейса учителю важно подчеркнуть, что для поддержания парка в хорошем состоянии важно, чтобы его администрация своевременно решала проблемы. Необходимо также сделать акцент на том, что посетители тоже должны вносить свой вклад в его сохранение: не мусорить, бережно относиться к имуществу, не срывать высаженные цветы, то есть соблюдать правила посещения парка (культура поведения самого человека в первую очередь влияет на его личный комфорт, а также на комфорт других людей).

Учитель (подводит итоги игры). Мы разобрали пример строительства парка и вариант его последующей эксплуатации. Почему это можно назвать общим делом?

Ответы обучающихся

Учитель. Кто участвовал в этом общем деле?

Ответы  обучающихся Учитель. Да, вы правы! В строительстве парка были задействованы  специалисты многих профессий, а в том, чтобы поддерживать его в хорошем  состоянии, может принять  участие каждый из нас. Для  выработки  плана  строительства  вы  скооперировались, и  вам  удалось его успешно составить. Иными словами, коллективно общее дело  совершается  быстрее. Для  решения  проблем,  возникших после  открытия парка, все вместе вы  предложили гораздо больше  вариантов, чем работая только  одной командой. Так происходит и в жизни. Когда мы объединяем усилия, то эффект от  действий  каждого  становится  больше. Часть  3.  Заключительная Слайд  6 Учитель. Самое первое наше занятие в рамках «Разговоров о важном»  было  посвящено  образу  будущего — мы  говорили о  том,  как  действия в  настоящем могут  повлиять  на наше будущее. Предлагаю вам сейчас  подумать и ответить на два  вопроса: Как  я могу  сделать  вклад в  общее  дело  уже сейчас? Какое  значимое  дело  я  могу  сделать  в  будущем  для  развития  своей  страны? Ответы  обучающихся

Ответы обучающихся

Учитель. Да, вы правы! В строительстве парка были задействованы специалисты многих профессий, а в том, чтобы поддерживать его в хорошем состоянии, может принять участие каждый из нас.

Для выработки плана строительства вы скооперировались, и вам удалось его успешно составить. Иными словами, коллективно общее дело совершается быстрее. Для решения проблем, возникших после открытия парка, все вместе вы предложили гораздо больше вариантов, чем работая только одной командой.

Так происходит и в жизни. Когда мы объединяем усилия, то эффект от действий каждого становится больше.

Часть 3. Заключительная

Слайд 6

Учитель. Самое первое наше занятие в рамках «Разговоров о важном» было посвящено образу будущего — мы говорили о том, как действия в настоящем могут повлиять на наше будущее.

Предлагаю вам сейчас подумать и ответить на два вопроса:

  • Как я могу сделать вклад в общее дело уже сейчас?
  • Какое значимое дело я могу сделать в будущем для развития своей страны?

Ответы обучающихся

Слайд  7 Учитель.  Ребята,  л юбой  успех  человека  —  это,  безусловно,  его  заслуга.  Но он был бы невозможен без работы множества людей, которые помогают и  создают условия для его развития. Человек как гражданин своего государства  может  совершать  осознанные  поступки,  которые  позволяют делать  окружающий нас мир и общество лучше, а также усердно учиться, достигать успехов  в  профессиональной  сфере, участвовать  в  добровольческой  деятельности, стремиться к сохранению семейных и национальных традиций.  Все  это и есть  «Твой  вклад в  общее дело». Если есть  возможность, то  попросите  учащихся после  занятия  пройти  опрос с  помощью QR-кода.  QR-коды  расположены в  папке с  материалами к  занятию. После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды  также расположены в папке с материалами к  занятию). ПОСТРАЗГОВОР Написание  эссе  на  тему  «Я  и  мир:  что  полезного  я  могу  сделать  сейчас».  С о з д а н ие  с о циа л ь н о й  р ек л а м ы  о  в аж н о с т и  о з е л е не н ия, раздельного  сбора мусора  и т.д. ИНТЕГРАЦИЯ  С  УЧЕБНЫМИ  ПРЕДМЕТАМИ

Слайд 7

Учитель. Ребята, л юбой успех человека — это, безусловно, его заслуга. Но он был бы невозможен без работы множества людей, которые помогают и создают условия для его развития. Человек как гражданин своего государства может совершать осознанные поступки, которые позволяют делать окружающий нас мир и общество лучше, а также усердно учиться, достигать успехов в профессиональной сфере, участвовать в добровольческой деятельности, стремиться к сохранению семейных и национальных традиций. Все это и есть «Твой вклад в общее дело».

Если есть возможность, то попросите учащихся после занятия пройти опрос с помощью QR-кода. QR-коды расположены в папке с материалами к занятию.

После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).

ПОСТРАЗГОВОР

  • Написание эссе на тему «Я и мир: что полезного я могу сделать сейчас».
  • С о з д а н ие с о циа л ь н о й р ек л а м ы о в аж н о с т и о з е л е не н ия, раздельного сбора мусора и т.д.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский  язык .  Публицистический  стиль  речи.  Особенности  жанров  (интервью,  репортаж, заметка). Литература.  М.Ю.  Лермонтов.  Стихотворение  «Бородино;  А.П.  Чехов.  Рассказ  «Мальчики» ;  М.  Твен  «Приключения  Тома  Сойера;  И.С.  Тургенев. Рассказ  «Бежин  луг». Обществознание.  Наша  страна  в  XXI  веке.  Экономика  –  основа  жизни  об щ ес тв а.  О б щ ес т в ен н ые  ц е н н о с т и.  Нр а в с тв е н ны й  з ак о н  в н у т р и  нас. Правовая  культура  и  правомерное  поведение  (налоговое  поведение). ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ Просмотр  фильма  «Стеша»  культурно-гуманитарного  Будущем»:  https://kinouroki.org/stesha п р о ек т а  « О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ  ЛИНИИ Бл аг о д а рн о с т ь  о к р у жа ющ и м  лю д я м ,  п р е д с т а в и т е л я м  р а з н ы х профессий  за их  труд и  вклад в  благополучие страны и  общества.

Русский язык . Публицистический стиль речи. Особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).

Литература. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино; А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики» ; М. Твен «Приключения Тома Сойера; И.С. Тургенев.

Рассказ «Бежин луг».

Обществознание. Наша страна в XXI веке. Экономика – основа жизни об щ ес тв а. О б щ ес т в ен н ые ц е н н о с т и. Нр а в с тв е н ны й з ак о н в н у т р и нас.

Правовая культура и правомерное поведение (налоговое поведение).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Просмотр фильма «Стеша» культурно-гуманитарного Будущем»: https://kinouroki.org/stesha

п р о ек т а « О

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Бл аг о д а рн о с т ь о к р у жа ющ и м лю д я м , п р е д с т а в и т е л я м р а з н ы х профессий за их труд и вклад в благополучие страны и общества.