11 вариант
Обязательная часть
1.(1балл). Определите, в каком слове букв столько же, сколько и звуков. Подчеркните это слово одной чертой.
барьер
окрестность
клеёнка
водевиль
2.(1балл). Определите, в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Подчеркните это слово одной чертой.
катАлог
намерЕние
премИровать
мастерскИ
3.(1балл). Вставьте пропущенные буквы Ы-И после Ц в словах:
пунутуац…я
ц…ферблат
Синиц…н
на ц…почках
4.(1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
источник человечност…
гулять в палисадник…
жить в роскош…
сочинение по иллюстраци…
5. (1 балл). Определите, в каких словах пишется приставка пре, а в каких – при; запишите слова в таблицу в зависимости от выбора приставки:
пр(е/и)цепной вагон, горький пр(е/и)вкус, пр(е/и)рывистый звук, явное пр(е/и)восходство, пр(е/и)усадебный участок, пр(е/и)сесть на корточки
с приставкой пре - | с приставкой при - |
| |
| |
| |
| |
6.(1 балл). Определите, какие слова пишутся с одним Н, какие – с двумя НН, запишите их в таблицу в зависимости от выбора:
среза(н/нн)ые цветы, приглашё(н/нн)ые гости, вяза(н/нн)ый свитер, назва(н/нн)ый брат, героиня взволнова(н/нн)а, отремонтирова(н/нн)ый состав, ветря(н/нн)ая мельница, бессо(н/нн)ая ночь
7.(1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки в образовании формы слова. Подчеркните их и напишите правильно.
у обеих сторон__________________________________________________
пара туфлей____________________________________________________
шестеро девушек_______________________________________________
морские порты__________________________________________________
8.(1балл). Определите, в каких словах допущены ошибки, связанные с неправильным определением рода имён существительных. Запишите правильный вариант.
ревнивое Отелло________________________________________________
мозаичное панно_________________________________________________
музыкальная попурри___________________________________________
рекламное резюме_______________________________________________
9.(1 балл). Определите, в каких словах пишется Ь, а в каких – нет. Заполните таблицу в зависимости от выбора.
Хронометраж…, дрож…, рассказываеш…, грач…, навзнич…, съеш…те
пишется с Ь | пишется без Ь |
| |
| |
| |
| |
10.(1 балл). Определите, в какой строке в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е. Отметьте эту строку знаком +.
- исследу…мый, отвлека…шься
- слыш…т, рекоменду…мый
- бор….тся, непобед…мый
- непроход…мый, крич…шь
11.(1 балл). Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Отметьте это предложение знаком +.
- Казалось,конца-краю (не)будет и этим деревьям, сугробам, и этой тишине.
- И волны и суша покорны тебе; завидует (не)друг столь дивной судьбе. (А. Пушкин)
- Егорушка быстро, (не)желая ни о чём думать, положил под голову узелок,
укрылся пальто. (А. Чехов)
- Первый луч ещё (не)взошедшего для нас солнца коснулся утёса. (И. Соколов-Микитов)
12.(1балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Определите, в каком предложении нужно поставить одну запятую.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятую.
- Нашу речку точно в сказке за ночь вымостил мороз. (С. Маршак)
-Ты скучаешь не находишь себе места а скука и праздность заразительны. (А. Чехов)
- Одуванчик дружит с солнцем не может без него жить и во всём ему
подчиняется. (В. Моложавенко)
- Тишину нарушали только колокольный звон да мычание стада. (К. Паустовский)
13.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Определите, в каком предложении нужно поставить две запятые.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятые.
- Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.(Л. Толстой)
- Берега наплывали медленно однообразно не радуя ни живописными
сёлами ни задумчивыми и плавными поворотами. (К. Паустовский)
- Между тем луна вошла в такую силу что свет её лился на дно оврага как
бы рассеивая туман. (В. Солоухин)
- Меня раздражает и солнца осеннего блеск и лист что с берёзы спадает и
поздних кузнечиков треск. (А. Майков)
14.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Определите, в каком предложении перед союзом И должна стоять запятая. Отметьте это предложение знаком +.
- Разумеется вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам хорошо известен.
- С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. (А. Чехов)
- Ласточка быстро пронеслась и вдруг словно что-то вспомнив взмахнула
крылышками издала мелодический звук крутым полукругом вильнула обратно.
- В январе у нас состоялись спортивные соревнования и в гости к нам
приезжали ребята из соседней школы.
15.(1 балл). Прочитайте предложение. Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
То (1) что говорил дежурный генерал (2) было ещё дельнее и умнее (3) но очевидно было (4) что Кутузов презирал знание и ум (5) и знал что-то другое (6) что должно было решить дело. (Л. Толстой)
16.(1 балл). Прочитайте. Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите его, исправив ошибку.
- При лунном освещении лес, окружающий нашу поляну, казался волшебным.
- Я спросил друга, что может ли он приехать ко мне вечером.
- Начало лета было не только холодным, но и дождливым.
- Используя специальные телескопы, астрономы фотографируют большие участки неба.
17.(1 балл). Прочитайте первую часть предложения, четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных вариантов грамматически правильное продолжение предложения и отметьте его знаком +.
Выслушав рассказ друзей,
- решено было поехать на Алтай.
- было принято решение поехать на Алтай.
- нами было принято решение поехать на Алтай .
- мы приняли решение поехать на Алтай.
18.(1балл). Прочитайте предложения и определите, в каком из них неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Лена долго стояла на высоком берегу, глядя, как пароход скрывается за поворотом реки.
2) Современные историки утверждают, что родиной деловитого этикета является Италия.
3) Победителям конкурса артистического мастерства были вручены ценные призы.
4) Всадник стал сильнее погонять лошадь и из-за густого тумана взял неправильное направление.
Прочитайте текст и выполните задания 19-23
(1)…(2)Днём солнечные лучи нагревают скалу – камни расширяются, ночью же, остывая, они вновь сжимаются, и камень не выдерживает и растрескивается. (3)После этого свою разрушительную работу начинает вода. (4)При замерзании она расширяется, и трещины растут. (5)В них проникают корни растений, высасывая вместе с влагой вещества, нужные им для питания. (6)Постепенно поверхность скалы разъедается.(7)Свою работу делают и бактерии, которые перерабатывают разрушенные породы и превращают их в почву. (8)Все эти процессы называются выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.
19.(1 балл). В тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком +.
-Процессы, вызванные разрушением гор, называются выветриванием.
- Растения и бактерии разрушают горную породу.
- В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы.
- Горы своим величием вызывают восхищение.
20.(1 балл). Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в седьмом предложении. Отметьте знаком + верную характеристику.
- Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-нибудь признаками от животных того же вида. Новые породы цветных норок.
- Род или вид деревьев, древесных растений. Хвойные, лиственныепороды.
- Переносное. Тип людей, отличающихся от других своим внутренним
складом, характером, обликом. Из породы оптимистов.
- Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре.
Вулканическая порода.
21.(1 балл). Укажите знаком +, какие слова являются грамматической основой в восьмом предложении текста.
- называются выветриванием; не принимает участия
- эти процессы называются; не принимает в них участия
- процессы называются; ветер не принимает
- все эти процессы называются; ветер не принимает участия
22.(1 балл). Отметьте знаком + верную характеристику пятого предложения.
- простое
- сложное бессоюзное
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
23.(1 балл). Отметьте знаком + правильную морфологическую характеристику слова ОСТЫВАЯ из второго предложения.
- наречие
- причастие
- глагол
- деепричастие
Дополнительная часть
24.(3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
1) в…нтиляция, ук…рять, ш…лковистый
2) л…чение, отв…чать, нав…днение
3) кв…лификация, с…рдечный, покл…ниться
4) отт…реть, п…рламент, ш…рстяной
25.(3 балла). Прочитайте предложение. Если нужно, поставьте запятую на место, обозначенное скобкой. Объясните постановку запятой или её отсутствие.
Зимой черепахи впадают в спячку ( ) и прячутся на дне прудов или в норах на земле.
26.(3 балла). Прочитайте предложение. Расставьте знаки препинания.
Константин Циолковский признавался Основной мотив моей жизни сделать что-нибудь полезное для людей не прожить даром жизнь продвинуть человечество хоть немного вперёд.
27.(3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать
выделенные слова. Заполните таблицу.
1) Дверь распахнулась (на)стежь, и я услышал шаги человека, спускавшегося (в)низ.
2) (На)исходе утра густой туман, дойдя до вершин гор, растянулся (в)виде скатерти .
3) Свернув (в)право, я понял, что такая густая трава растёт только по берегам озера, потому(что)здесь достаточно влаги.
4) Автор внёс (в)продолжение сценария изменения, (за)тем начались съёмки фильма.
28.(3 балла). Прочитайте предложение. Поставьте, где нужно, тире. Объясните постановку знака препинания.
Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (А. Грибоедов)
29.(3 балла). Прочитайте предложения, расставьте пропущенные знаки препинания, выпишите вводные слова.
Идея, вычитанная или услышанная и пожалуй понятая, но не проведённая через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности несомненно есть мёртвый капитал. (В. Белинский)
30.(3 балла). Прочитайте предложения. Отметьте знаком + то предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом. Запишите остальные предложения, преобразовав придаточную часть в причастный оборот
- Совесть – внутренний компас, который чутко реагирует на всякое отклонение от правильного курса жизни. (И. Шевелёв)
- Смола, которая стекала по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень. (К. Паустовский)
- Сокровища, которые дарованы нам Пушкиным, действительно велики и бесценны. (А. Островский)
- Оказывается, содержание металлов в океане намного выше того уровня, при котором на суше начинают разработку месторождения. (Н. Малютин)
Ответы на задания. 11 вариант.
Обязательная часть
1. барьер
2.мастерскИ
3. пунктуация циферблат Синицын на цыпочках
4. источник человечности гулять в палисаднике
жить в роскоши сочинение по иллюстрации
5.
с приставкой пре - | с приставкой при - |
прерывистый | прицепной |
превосходство | привкус |
| приусадебный |
| присесть |
6.
н | нн |
вязаный | срезанные |
названый | приглашённые |
ветряная | взволнованна |
| отремонтированный |
| бессонная |
7. пара туфель шесть девушек
8. ревнивый Отелло музыкальное попурри
9.
пишется с Ь | пишется без Ь |
дрожь | хронометраж |
рассказываешь | грач |
навзничь | |
съешьте | |
10. исследуемый, отвлекаешься
11. И волны и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.
12. Одуванчик дружит с солнцем, не может без него жить и во всём ему подчиняется. (В. Моложавенко)
13. Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин)
14. С востока надвигались тёмные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
15. 12346
16. Я спросил друга, может ли он приехать ко мне вечером.
17. мы приняли решение поехать на Алтай.
18.Ответ: делового
19. В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы.
20. Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре.
Вулканическая порода.
21. процессы называются; ветер не принимает 22. простое 23. деепричастие
Дополнительная часть
24. 1) вентиляция, укорять, шелковистый
2) лечение, отвечать, наводнение
3) квалификация, сердечный, поклониться
4) оттереть, парламент, шерстяной
25. Зимой черепахи впадают в спячку ( ) и прячутся на дне прудов или в норах на земле. -
Простое предложение с однородными сказуемыми. Запятая не ставится.
26. Константин Циолковский признавался: « Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд».
27.
слитно | раздельно |
настежь | на исходе |
вниз | в виде |
вправо | потому что |
затем | в продолжение |
| |
28. Чин следовал ему - он службу вдруг оставил. (А. Грибоедов) -
Вторая часть сложного бессоюзного предложения резко противопоставлена первой.
29. Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая, но не проведённая через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, несомненно, есть мёртвый капитал. (В. Белинский)
30.Совесть – внутренний компас, чутко реагирующий на всякое отклонение от правильного курса жизни. (И. Шевелёв)
Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень. (К. Паустовский)
Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и бесценны. (А. Островский)
+ Оказывается, содержание металлов в океане намного выше того уровня, при котором на суше начинают разработку месторождения. (Н. Малютин)