АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по итогам государственной итоговой аттестации выпускников средней школы 2014-2015 учебного года.
Цель: содержательный анализ результатов единого государственного экзамена, полученных выпускниками МБОУ СОШ №6 в 2015 г. Для администрации и педагогов школы итоги ЕГЭ становятся важным аналитическим источником информации об уровне общеобразовательной подготовки выпускников. Использование сведений о результатах ЕГЭ дает основания для принятия управленческих решений администрации школы по совершенствованию системы контроля качества образования и подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.
Положением о государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в 2014-2015 учебном году в школе был разработан план мероприятий, направленный на подготовку к ЕГЭ. По плану работы школы были проведены родительские собрание в 11 «А» классе, а так же собрания учащихся с обсуждением и разъяснением нормативных документов. В течение учебного года вопросы подготовки и проведения экзаменов обсуждались на заседаниях методических объединений. Проводилась проверка документации по прохождению программ и выполнению практической части курсов. В школе и классах были оформлены стенды « ЕГЭ - 2015». Предварительный контроль готовности к итоговой аттестации выпускников школы проводился в виде тренировочных и диагностических работ по русскому языку, математике, обществознанию, истории, физики, химии и биологии. По русскому языку и математике пробный экзамен был организован с участием издательства «Легион»
Анализ результатов итоговой аттестации 2014-2015 учебного года.
Число выпускников, допущенных до экзаменов | Число выпускников, проходивших ГИА | Число выпускников, сдавших ЕГЭ | Число выпускников, окончивших школу на «4» и «5» | Число выпускников, окончивших школу со справкой | Число медалистов |
13 | 13 | 13 | 8 | - | «золото» | «серебро» |
4 | - |
В основной период при сдаче ЕГЭ по русскому языку все учащиеся 11 «А» класса преодолели минимальный порог и успешно сдали экзамены. При сдаче ЕГЭ по математике базового уровня все преодолели минимальный порог, при сдаче математики профильного уровня двое учащихся не набрали нужное число баллов.
В 11 «А» классе в формате ЕГЭ были выбраны выпускниками по 7 различным дисциплинам учебного плана, требующим высокого уровня самостоятельности, широты обобщения, эрудиции. Разнообразие выбора экзаменов позволило выпускникам продемонстрировать их индивидуальные предпочтения, склонности и способности, будущие профессиональные намерения.
На экзаменах по выбору (обществознание)не преодолели минимальный порог 3 обучающихся. В целом, баллы, полученные выпускниками за экзаменационные работы, соответствуют их годовым отметкам.
Распределение результатов итоговой аттестации по предметам и баллам.
Средний балл по результатам ЕГЭ- 2015.
Предмет | Минимальный балл | Количество сдавших ЕГЭ | Средний балл по предмету | Средний балл по предмету по району |
Русский язык | 24 | 13 | 63,3 | 66 |
Все выпускники успешно преодолели минимальный порог - 24 балла, набрав 46 и более баллов. Лучшие результаты: 90 баллов – Зубкова Ольга, 84 балла – Решетников Вячеслав, 73 балла – Кузнецова Ксения. Практически все выпускники подтвердили свои годовые отметки при сдаче ЕГЭ. Средний балл по предмету в этом году составил 63,3 балла. Это на 5 баллов выше, чем в прошлом учебном году. Результаты ЕГЭ позволяют достаточно эффективно определять уровень подготовки выпускников по русскому языку, выявлять недостатки в усвоении отдельных частей школьной программы, обозначить направления по совершенствованию изучения предмета в школе. Анализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку в 2015г. позволяет дать рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка в 2015-2016 учебном году. Особенность обучения языку состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта при помощи соответствующих понятий. Поэтому в 2014-2015 уч. г. стоит особое внимание уделить методики преподавания русского языка с точки зрения развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Ориентация на речевую деятельность в учебном процессе соответствует главному требованию коммуникативной лингвистики, согласно которому язык всегда следует рассматривать и исследовать в конкретной ситуации общения. Одним из главных требований к организации учебной деятельности по усвоению языка в 2015-2016 уч. г. следует организовать по отношению к различным языковым значениям (лексическому, грамматическому, словообразовательному и др.). На уроках русского языка целесообразно использовать разнообразные виды деятельности, направленные на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение. Анализ результатов сочинений-рассуждений выпускников показал, что необходимо повышать общекультурный уровень учащихся, совершенствовать уровень культуры полемики, культуры высказывания своей точки зрения. Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2015 г. убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, соблюдения единых норм проверки ученических работ. В связи с этим, в следующем учебном году учителям рекомендовано активнее использовать средства ИКТ для решения указанных задач, осваивать новые формы оценивания.
Математика
| Минимальный балл | Количество сдавших ЕГЭ | Средний балл по предмету | Средний балл по предмету по району |
Базовый уровень | 7 заданий | 13 | 4 | 4 |
Профильный уровень | 27 | 10 | 37,9 | 47 |
13 обучающихся успешно преодолели минимальный порог при сдаче экзамена базового уровня: 8 обучающихся получили «5», трое – «4», двое – «3» . При сдаче математики профильного уровня из 12 сдававших экзамен двое учащихся не набрали нужное число баллов – Дармина Валерия и Волчанская Юлия.
Лучший результат в ЕГЭ по математике профильного уровня показали: Решетников Владислав – 68 баллов, Зубкова Ольга и Полковникова Анастасия - 50 баллов, Низкий уровень (27 б.) выполнения тестовых заданий показала 1 выпускница (8%), удовлетворительный уровень (39-45 б.) - 6 выпускников (50%),). Средний балл по предмету в 2015 году составил 37,9 . По сравнению с прошлым учебным годом, в этом году средний балл повысился на 1.3 балла. Приведенные данные показывают, что выпускники с повышенным уровнем подготовки освоили все базовые задачи, проверяемые заданиями с кратким ответом, и их ошибки при выполнении заданий имели случайный характер. Процент выполнения заданий базового уровня показывает, что вычислительные навыки у выпускников в основном сформированы. Итоги экзамена показали, что выпускники владеют математикой на удовлетворительном уровне, потенциально готовы к продолжению образования в вузах, предъявляющих невысокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов.
Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ, как и любого серьезного экзамена по математике, по-прежнему является целостное и качественное прохождение курса математики. Итоговое повторение и завершающий этап подготовки к экзамену способствуют выявлению и ликвидации проблемных зон в знаниях учащихся, закреплению имеющихся умений и навыков в решении задач, снижению вероятности ошибок.
Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня. Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников (умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования, действия с основными функциями и т.д.). Для организации непосредственной подготовки к ЕГЭ учителю и самому будущему участнику ЕГЭ рекомендуется, прежде всего, точнее определить целевые установки, уровень знаний и проблемные зоны, в соответствии с этим выработать стратегию подготовки. Еще раз следует подчеркнуть, что подготовка к ЕГЭ не может заменить регулярное и постепенное изучение курса математики старшей школы в соответствии с утвержденным тематическим и поурочным планированием. Подготовка к ЕГЭ в течение учебного года уместна в качестве закрепления пройденного материала, педагогической диагностики и контроля и должна сопровождать, а не подменять полноценное преподавание курса средней школы.
Результаты ЕГЭ обязательных для сдачи предметов математики и русского языка как внешней независимой экспертизы показывают, что все ученики овладели государственным стандартом. Сдали экзамен по русскому языку на продвинутом уровне 100 % выпускников, набрав 46 и более баллов. Экзамен по математике сдан на уровне ниже среднего, средний балл составляет 37,9.
Средний балл ЕГЭ-2015 по предметам по выбору
Предмет | Минимальный балл- | Количество сдавших ЕГЭ | Средний балл по предмету | Средний балл по предмету по району |
обществознание | 42 | 11 | 49 | 58 |
физика | 36 | 6 | 48 | 49 |
химия | 36 | 2 | 58,5 | 61 |
биология | 36 | 1 | 76 | 58 |
история | 32 | 1 | 42 | 52 |
география | 37 | 1 | 42 | 52 |
Количество полученных баллов выпускниками по каждому предмету.
Анализ результатов ЕГЭ по физике, биологии, химии, , географии и истории в 2015 году показал, что все выпускники МБОУ СОШ №6 преодолели минимальный порог баллов по этим предметам, по математике профильного уровня и обществознанию не преодолели порог двое и трое учащихся соответственно. Лучшие результаты показали: Кузнецова Ксения – 76 баллов (биология), 67 баллов (химия); Нутина Марина - 68 баллов (обществознание); Чикова Валентина – 62 балла (обществознание).
С экзаменом по выбору некоторые выпускники не справились: Сатишев Азамат– по обществознанию (29 баллов); Дармина Валерия и Молочков Денис– по обществознанию (36 баллов).
Показатели уровня учебных достижений обучающихся 11 класса
в сравнении за три года (предметы по выбору).
Выводы и рекомендации
1. Продолжить планомерную работу школы в подготовке учащихся к ЕГЭ.
2. Совершенствовать систему текущего контроля успеваемости, обеспечить объективность оценивания уровня подготовки учащихся.
3. Рассмотреть подробный анализ работ учащихся по русскому языку, математике, обществознанию, истории, биологии, физике, химии, географии на заседаниях методических объединений. Изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче экзаменов. На заседаниях школьных методических объединений регулярно обсуждать результаты проводимых контрольных, диагностических работ и намечать пути по ликвидации возникающих у учащихся затруднений.
4. Усилить эффективность подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации:
в период подготовки к итоговой аттестации 2015-2016 учебного года рекомендуется каждому учителю отразить в календарно-тематическом плане работу по подготовке к ЕГЭ;
организовывать учебный процесс с использованием активных форм обучения;
систематически использовать в работе с учащимися такого рода задания, которые требуют умений решать проблемные задачи, анализировать и интерпретировать оригинальные тексты, выражать и аргументировать собственные оценки и суждения, конкретизировать теоретические положения учебного курса, применять контекстные знания;
планомерно осуществлять мониторинг учебных достижений учащихся;
для улучшения успеваемости и качества обучения организовать индивидуальную работу со слабоуспевающими и сильными учащимися (предусмотренную учебным планом);
всем учителям рекомендовано проводить дополнительные занятия с учащимися «группы риска».
проводить с учащимися выпускных классов и их родителями работу по профилактике стрессового состояния.
оптимально сочетать изучение нового материала с повторением основных разделов, создавать ситуации «погружения» в предмет, при этом организуя системное повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы;
тщательно планировать итоговое повторение в конце полугодия и года с учетом содержания КИМ ЕГЭ предшествующих лет;
серьезно анализировать нормативную документацию по проведению ЕГЭ: «Спецификации экзаменационных работ», «Кодификаторы», «Планы экзаменационных работ», «Демонстрационные варианты ЕГЭ».
вести работу с учащимися по правильности заполнения экзаменационных бланков.
5. Отметить хороший уровень подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку, по биологии, по химии..
6. Учителям истории, обществознания и физики необходимо проанализировать содержание заданий группы «С», спланировать проведение консультативных мероприятий с учащимися.
Зам.директора по УВР А.Г.Острикова