СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

14-15 уроки. Поэма А.С. Пушкина "Полтава". 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Посмотрите на облако слов. Какой исторический деятель зашифрован? Пётр I.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в России. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С. Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращался к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма "Полтава".

Сформулируйте тему урока: Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Задачи урока:

1.Узнать, каким император изображён в поэме «Полтава».

2.Выяснить, какова роль Петра I в Полтавском сражении.

3.Понять, как А.С. Пушкин относился к деятельности Петра I.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Именно ему посвятил Пушкин поэму «Полтава».

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С. Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращается к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма «Полтава».

 Что вы помните о правлении Петра I?

Став царем (1696) Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода).

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне (1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

Это событие и описано в поэме Пушкина «Полтава».

Перед чтением поэмы выясним значение некоторых устаревших слов.

Словарная работа:

1.Ретив (ретивый) - усердный, старательный, прилежный.

2.Гацевать - красуясь, искусно и молодцевато ехать верхом на скакуне.

3.Баловень - человек, которого балуют.

4.Взор – взгляд.

5.Сулить - обещать дать или сделать что-либо.

Обратимся к тексту поэмы. Поэт очень точно описал битву.

Прочитайте описание начала боя до слов «Тогда-то свыше…» и ответьте на вопросы:

1.В какое время суток происходит бой? Утром «горит восток зарею новой».

2.В каком месте происходило сражение? На равнине, по холмам.

3.Докажите текстом, что бой был трудный и опасный. «Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки».

4.Как автор подчёркивает непобедимость шведов? «сыны любимые победы».

5.Кто из шведских генералов ушёл и сдался? Розен и Шлипенбах.

6.Назовите все глаголы из текста. Сомкнули, рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

7.Для чего автор использует такое количество глаголов? Что это даёт? Таким образом поэт достигает живости, динамичности повествования. Глаголы подчёркивают быстроту.

8.Как поэт описывает поле боя? Оно роковое, гремит, пылает здесь и там.

По контрасту с «зарею новой» появляется метафора «темнеет слава их знамен». На востоке наступает новая эра для Российской империи, на западе темнеет, меркнет слава шведского королевства.

Кем является рассказчик? Рассказчик ведет повествование от первого лица. Он представляется непосредственным участником событий, патриотом, который осознает себя в единстве с родным государством.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Тогда-то свыше…» до «Уж близок полдень…» и ответьте на вопросы:

1.Кто появляется на поле боя? Пётр I.

2.Какой голос у императора? Звучный.

3.Докажите, что Петра I любят и почитают. «Толпой любимцев окружённый».

4.С чем сравнивает автор Петра I? С грозой.

5.Как ведёт себя конь императора? Он предчувствует сражение, дрожит, но мчится в бой. Даже конь у Пушкина гордится своим седоком.

6.При описании Петра I Пушкин использует антитезу. Найдите её.

Глаза сияют – лик ужасен.

Лик ужасен – он прекрасен.

7.Для чего использует эту антитезу Пушкин? Для русских солдат Пётр I является опорой, а для врагов – он «Божия гроза».

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Уж близок полдень…» до «И перед синими рядами…» и ответьте на вопросы:

1.Какой этап битвы описан? Наступает затишье перед боем. Появляется император.

2.С кем сравнивает автор битву? Солдаты готовятся к главному сражению, как пахарь, отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик.

3.Пушки «прервали свой голодный рев». С кем сравнивает автор пушки? Они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

4.Как полки реагируют на появление Петра I? Его восторженно приветствуют.

5.С чем сравнивает поэт императора? С боем.

6.Какое чувство у читателей вызывает образ Петра I? Он пугает, чувствуется решительность, смелость, стойкость и желание победить.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «И перед синими рядами…» до «И с ними царские дружины…» и ответьте на вопросы:

1.Почему Карла XII несут слуги? Он ранен.

2.Какими эпитета Карла XII наделяет автор? Бледен, недвижим.

3.Почему Карла XII бой приводил «в недоуменье»? Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Составьте цитатный портрет Петра I.

Портрет Петра I

«Раздался звучный глас Петра …».

«Глаза сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен

Он весь, как Божия гроза …».

«И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой …»

Как показывает портретная характеристика Петра его внутреннее состояние?

Звучный голос, движения стремительные, чувствуется решительность и стремление к победе. Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою? Он промчался на своём коне, крикнул: «За дело, с Богом!».

Составьте цитатный портрет Карла XII.

Портрет Карла XII

«Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился».

«Смущённый взор».

«Необычайное волненье».

«Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...»

«Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки».

Как показывает портретная характеристика Карла его внутреннее состояние?

Он слабый, болезненный, не уверен в исходе битвы, задумчивый.

Что удаётся передать Пушкину через портрет героя? Читатель чувствует его безнадёжность.

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою? Слабым манием руки на русских двинул он полки.

Для чего поэт сравнивает две исторические личности? Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра.

Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII? Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя; призыв к бою, автор использует сравнения, антитезу.

Вывод запишем в виде схемы.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «И с ними царские дружины…» до «Но близок…» и ответьте на вопросы:

1.Где был бой? На равнине.

2.С чем сравнивает поэт отряды конницы? С тяжкой тучей.

3.Какие звуки описывает автор? Звон сабель, «бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон».

4.Как поэт показывает большое количество жертв? «Бросая груды тел на груды».

5.Выпишите глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет

6.Какие цвета использует автор при описании боя? Красный, кровавый, огненный.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Но близок…» до «Пирует Пётр…» и ответьте на вопросы:

1.Какие чувства победы и как передает нам автор? Автор передаёт восторг, радость через междометия и восклицательные предложения.

2.Докажите, что бой был жестоким и кровавым. «Убийством тупятся мечи», вся степь покрыта телами убитых.

3.С кем сравнивает автор шведов? С роем чёрной саранчи.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Пирует Пётр…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Как поэт описывает Петра I на пире? «И горд, и ясен, и славы полон взор его».

2.Кого угощает Пётр в своём шатре? «своих вождей, вождей чужих».

3.Почему Пётр «славных пленников ласкает» и угощает чужих вождей?  Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

4.За каких учителей поднимает кубок Петр I? Почему? Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки.

Каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А.С. Пушкина? Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой. А.С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм, с уважением говорит о его участии в битве.

Уроки военной истории - это всегда очень горькие уроки, потому что за ними стоит смерть. И, тем не менее, Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая «в боренья силы напрягая, мужала с гением Петра». Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя.

Русский критик В.Г. Белинский сказал: «Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, «России определено было высокое предназначение».

Достигли ли вы тех целей, которые ставили себе в начале урока? Да.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Что нового вы узнали о Петре I?

2.Какие чувства вызывает у вас поэма «Полтава»?

3.Какое задание было для вас трудным?

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава».

Александр Сергеевич Пушкин

«Полтавский бой» (из поэмы «Полтава»)

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И Бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен

Он весь, как Божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая,

                                            1

Далече грянуло «ура»:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова –

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

 

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

 

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

 

 

 

 

                                      2

Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор - и враг бежит.

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

                                       

 

 

                                         3

 

Просмотр содержимого документа
«14-15 уроки. Поэма А.С. Пушкина "Полтава". 7 класс»

Какой исторический деятель зашифрован?

Какой исторический деятель зашифрован?

Пётр I

Пётр I

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в России. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С. Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращался к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма «Полтава».

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в России. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С. Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращался к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма «Полтава».

Об4раз Пе8тра Ве1лик3ого в по2эме А.С. Пуш7кина «Полт9ава»

Об4раз Пе8тра Ве1лик3ого

в по2эме

А.С. Пуш7кина «Полт9ава»

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Образ Петра Великого

в поэме

А.С. Пушкина «Полтава»

Задачи урока: 1.Узнать, каким император изображён в поэме .... 2.Выяснить, какова роль … в Полтавском сражении. 3.Понять, как А.С. Пушкин относился к деятельности ...

Задачи урока:

1.Узнать, каким император изображён в поэме ....

2.Выяснить, какова роль … в Полтавском сражении.

3.Понять, как А.С. Пушкин относился к деятельности ...

А.С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Именно ему посвятил Пушкин поэму «Полтава».

А.С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Именно ему посвятил Пушкин поэму «Полтава».

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С. Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращается к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма «Полтава».

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С. Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращается к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего

нашего урока одно из них - поэма «Полтава».

 Что вы помните о правлении Петра I?

Что вы помните о правлении Петра I?

 Став царём (1696) Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода).

Став царём (1696) Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода).

 Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне (1700 -1721) Россия добилась победы.  Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.  В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.  Это событие и описано в поэме Пушкина «Полтава».

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне (1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

Это событие и описано в поэме Пушкина «Полтава».

Словарная работа: 1.Ретив (ретивый) - усердный, старательный, прилежный. 2.Гацевать - красуясь, искусно и молодцевато ехать верхом на скакуне. 3.Баловень - человек, которого балуют. 4.Взор – взгляд. 5.Сулить - обещать дать или сделать что-либо.

Словарная работа:

1.Ретив (ретивый) - усердный, старательный, прилежный.

2.Гацевать - красуясь, искусно и молодцевато ехать верхом на скакуне.

3.Баловень - человек, которого балуют.

4.Взор – взгляд.

5.Сулить - обещать дать или сделать что-либо.

Прочитайте описание начала боя до слов «Тогда-то свыше…» и ответьте на вопросы: 1.В какое время суток происходит бой? 2.В каком месте происходило сражение? 3.Докажите текстом, что бой был трудный и опасный. 4.Как автор подчёркивает непобедимость шведов? 5.Кто из шведских генералов ушёл и сдался? 6.Назовите глаголы из текста. 7.Для чего автор использует такое количество глаголов? Что это даёт? 8.Как поэт описывает поле боя?

Прочитайте описание начала боя до слов «Тогда-то свыше…» и ответьте на вопросы:

1.В какое время суток происходит бой?

2.В каком месте происходило сражение?

3.Докажите текстом, что бой был трудный и опасный.

4.Как автор подчёркивает непобедимость шведов?

5.Кто из шведских генералов ушёл и сдался?

6.Назовите глаголы из текста.

7.Для чего автор использует такое количество глаголов? Что это даёт?

8.Как поэт описывает поле боя?

Кем является рассказчик?

Кем является рассказчик?

Кем является рассказчик?  Рассказчик ведет повествование от первого лица. Он представляется непосредственным участником событий, патриотом, который осознает себя в единстве с родным государством.

Кем является рассказчик?

Рассказчик ведет повествование от первого лица. Он представляется непосредственным участником событий, патриотом, который осознает себя в единстве с родным государством.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Тогда-то свыше…» до «Уж близок полдень…» и ответьте на вопросы: 1.Кто появляется на поле боя? 2.Какой голос у императора? 3.Докажите, что Петра I любят и почитают. 4.С чем сравнивает автор Петра I? 5.Как ведёт себя конь императора? 6.При описании Петра I Пушкин использует  антитезу. Найдите её. 7.Для чего использует эту антитезу Пушкин?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Тогда-то свыше…» до «Уж близок полдень…» и ответьте на вопросы:

1.Кто появляется на поле боя?

2.Какой голос у императора?

3.Докажите, что Петра I любят и почитают.

4.С чем сравнивает автор Петра I?

5.Как ведёт себя конь императора?

6.При описании Петра I Пушкин использует

антитезу. Найдите её.

7.Для чего использует эту антитезу Пушкин?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Уж близок полдень…» до «И перед синими рядами…» и ответьте на вопросы: 1.Какой этап битвы описан? 2.С кем сравнивает автор битву? 3.Пушки «прервали свой голодный рев». С кем сравнивает автор пушки? 4.Как полки реагируют на появление Петра I? 5.С чем сравнивает поэт императора? 6.Какое чувство у читателей вызывает образ Петра I?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов

«Уж близок полдень…» до «И перед синими рядами…» и

ответьте на вопросы:

1.Какой этап битвы описан?

2.С кем сравнивает автор битву?

3.Пушки «прервали свой голодный рев».

С кем сравнивает автор пушки?

4.Как полки реагируют на появление Петра I?

5.С чем сравнивает поэт императора?

6.Какое чувство у читателей вызывает

образ Петра I?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «И перед синими рядами…» до «И с ними царские дружины…» и ответьте на вопросы: 1.Почему Карла XII несут слуги? 2.Какими эпитета Карла XII наделяет автор? 3.Почему Карла XII бой приводил «в недоуменье»?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «И перед синими рядами…» до «И с ними царские дружины…» и ответьте на вопросы:

1.Почему Карла XII несут слуги?

2.Какими эпитета Карла XII

наделяет автор?

3.Почему Карла XII бой приводил

«в недоуменье»?

Составьте цитатный портрет Петра I

Составьте цитатный портрет Петра I

Портрет Петра I «Раздался звучный глас Петра …» «Глаза  сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен Он весь, как Божия гроза …» «И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой …»

Портрет Петра I

«Раздался звучный глас Петра …»

«Глаза сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен

Он весь, как Божия гроза …»

«И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой …»

Как показывает портретная характеристика Петра его внутреннее состояние?

Как показывает портретная характеристика Петра его внутреннее состояние?

Как показывает портретная характеристика Петра его внутреннее состояние? Чувствуется решительность и стремление к победе. Пётр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Как показывает портретная характеристика Петра его внутреннее состояние?

Чувствуется решительность и стремление к победе. Пётр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою?

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою?

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою?  Он промчался на своём коне, крикнул: «За дело, с Богом!».

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою?

Он промчался на своём коне, крикнул: «За дело, с Богом!».

Составьте цитатный портрет Карла XII

Составьте цитатный портрет Карла XII

Портрет Карла XII «Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился» «Смущённый взор». «Необычайное волненье». «Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье...» «Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки».

Портрет Карла XII

«Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился»

«Смущённый взор».

«Необычайное волненье».

«Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...»

«Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки».

Как показывает портретная характеристика Карла его внутреннее состояние?

Как показывает портретная характеристика Карла его внутреннее состояние?

Как показывает портретная характеристика Карла его внутреннее состояние? Он слабый, болезненный, не уверен в исходе битвы, задумчивый.

Как показывает портретная характеристика Карла его внутреннее состояние?

Он слабый, болезненный, не уверен в исходе битвы, задумчивый.

Что удаётся передать Пушкину через портрет героя?

Что удаётся передать Пушкину через портрет героя?

Что удаётся передать Пушкину через портрет героя?  Читатель чувствует безнадёжность Карла.

Что удаётся передать Пушкину через портрет героя?

Читатель чувствует безнадёжность Карла.

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою?

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою?

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою? Слабым манием руки на русских двинул он полки.

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою? Слабым манием руки на русских двинул он полки.

Для чего поэт сравнивает две исторические личности?

Для чего поэт сравнивает две исторические личности?

Для чего поэт сравнивает две исторические личности?  Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра.

Для чего поэт сравнивает две исторические личности?

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра.

Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII?

Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII?

Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя. Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII?

Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя.

Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII?

Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя. Призыв к бою Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII?

Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя.

Призыв к бою

Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII?

Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя. Призыв к бою Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII? Сравнение

Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя.

Призыв к бою

Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII?

Сравнение

Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя. Призыв к бою Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII? Антитеза Сравнение

Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя.

Призыв к бою

Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII?

Антитеза

Сравнение

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «И с ними царские дружины…» до «Но близок…» и ответьте на вопросы: 1.Где был бой? 2.С чем сравнивает поэт отряды конницы? 3.Какие звуки описывает автор? 4.Как поэт показывает большое количество жертв? 5.Выпишите глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. 6.Какие цвета использует автор при описании боя?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «И с ними царские дружины…» до «Но близок…» и ответьте на вопросы:

1.Где был бой?

2.С чем сравнивает поэт отряды конницы?

3.Какие звуки описывает автор?

4.Как поэт показывает большое количество жертв?

5.Выпишите глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

6.Какие цвета использует автор при описании боя?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Но близок…» до «Пирует Пётр…» и ответьте на вопросы: 1.Какие чувства победы и как передает нам автор? 2.Докажите, что бой был жестоким и кровавым. 3.С кем сравнивает автор шведов?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Но близок…» до «Пирует Пётр…» и ответьте на вопросы:

1.Какие чувства победы и как передает нам автор?

2.Докажите, что бой был жестоким и кровавым.

3.С кем сравнивает автор шведов?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Пирует Пётр…» до конца и ответьте на вопросы: 1.Как поэт описывает Петра I на пире? 2.Кого угощает Пётр в своём шатре? 3.Почему Пётр «славных пленников ласкает» и угощает чужих вождей? 4.За каких учителей поднимает кубок Петр I? Почему?

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Пирует Пётр…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Как поэт описывает Петра I на пире?

2.Кого угощает Пётр в своём шатре?

3.Почему Пётр «славных пленников ласкает» и угощает чужих вождей?

4.За каких учителей поднимает кубок Петр I? Почему?

Каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А.С. Пушкина?

Каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А.С. Пушкина?

Каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А.С. Пушкина?  Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой. А.С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм, с уважением говорит о его участии в битве.

Каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А.С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой. А.С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм, с уважением говорит о его участии в битве.

Уроки военной истории - это всегда очень горькие уроки, потому что за ними стоит смерть. И, тем не менее, Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая «в боренья силы напрягая, мужала с гением Петра». Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя.

Уроки военной истории - это всегда очень горькие уроки, потому что за ними стоит смерть. И, тем не менее, Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая «в боренья силы напрягая, мужала с гением Петра». Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя.

Русский критик В.Г. Белинский сказал: «Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».

Русский критик В.Г. Белинский сказал: «Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, «России определено было высокое предназначение».

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению,

«России определено было

высокое предназначение».

Задачи урока: 1.Узнать, каким император изображён в поэме «Полтава». 2.Выяснить, какова роль Петра I в Полтавском сражении. 3.Понять, как А.С. Пушкин относился к деятельности Петра I.

Задачи урока:

1.Узнать, каким император изображён в поэме «Полтава».

2.Выяснить, какова роль Петра I в Полтавском сражении.

3.Понять, как А.С. Пушкин относился к деятельности Петра I.

Ответьте на вопросы: 1.Что нового вы узнали о Петре I? 2.Какие чувства вызывает у вас поэма «Полтава»? 3.Какое задание было для вас трудным?

Ответьте на вопросы:

1.Что нового вы узнали о Петре I?

2.Какие чувства вызывает у вас поэма «Полтава»?

3.Какое задание было для вас трудным?

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава»

Домашнее задание:

выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!