МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к сценарию занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся среднего профессионального образования 2024–2025 учебный год
Занятие 7
«Что значит быть взрослым? »
Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о взрослости, ее основных характеристиках, навыках взрослого человека, необходимых для дальнейшего развития, личного и профес - сионального совершенствования.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролики;
- дополнительные материалы.
Партнер: К. В. Ивлев, российский шеф-повар, бизнесмен, ресторатор, телеведущий, видеоблогер, автор книг о кулинарии.
Планируемые результаты занятия 1 :
- актуализация у обучающихся готовности к активному гражданско - му участию в жизни коллектива и общества, развитие потребности участия в социально значимой деятельности, представлений об ответственности за себя и других;
- развитие стремления к созданию устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, рождение и вос - питание детей и принятие родительской ответственности;
- развитие осознанного ответственного отношения к труду в вы - бранной сфере профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, государства и об - щества.
1 В соответствии с инвариантными целевыми ориентирами воспитания рабочей программы воспита - ния для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального об - разования.
Основные тезисы:
- Взросление — это осознание ответственности за свои действия и поступки, жизнь, семью, страну.
- Активная жизненная позиция, созидание, самостоятельность, самоконтроль, умение отстаивать свои убеждения, признавать ошибки, противостоять жизненным трудностям — ключевые характеристики взрослости.
- П о к а за т е л ь в з р о с л ос т и — с ос т о я т е л ь н ос т ь ч е л о в е к а в р а з н ы х сферах жизнедеятельности.
- Страх, неготовность развиваться и принимать ответственность, о т с у т с т в и е с а м о с т о я т е л ь но с т и — о с н о в н ы е пр и чин ы н е ж е л а н и я взрослеть.
Методический комментарий
Занятие состоит из трех этапов:
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоанонса, беседа.
Основной этап: дискуссия, просмотр 2D-ролика, просмотр видео- интервью.
Заключительный этап: беседа, составление чек-листа, анкетиро - вание.
Мотивационно-целевой этап
Задача мотивационно-целевого этапа в данном занятии — актуализировать у студентов представления о взрослении человека как психофизиологическом процессе, результаты которого проявляются как внешне, так и внутренне, в личностном развитии.
В соответствии с нормативными правовыми документами взрослыми считаются люди, достигшие 18 лет. Именно с этого возраста у человека возникает полная правовая ответственность. Но психологи не разделяют такую позицию, и в действительности поступки и образ жизни совре - менных юношей и девушек, которые часто не осознают последствия и откладывают принятие «взрослых» решений, не всегда соответствуют представлениям о взрослости. Поэтому вопрос о наступлении взрос - лости остается открытым.
Именно с определения возраста различных людей и размышления о границе взросления предлагается начать разговор на эту тему.
Основной этап
Первый блок основного этапа предполагает просмотр 2D-ролика, содержащего рассказ о том, чем и как определялась граница детства
и взрослости раньше, в традициях разных сословий. Можно предложить студентам поразмышлять над вопросом, почему в наше время период детства стал длиннее, и от ответа на этот вопрос перейти к норматив - ным правовым документам, которые определяют права, обязанности и ответственность совершеннолетних в Российской Федерации.
В процессе беседы важно акцентировать внимание студентов на том, что понятие «взрослость» не зависит от количества прожитых человеком лет.
Очевидно, что кроме возраста существуют и другие критерии для определения взрослости. Качества человека, которые являются свидетельством его взрослости, — основная тема данного разговора.
Вероятно, что среди качеств взрослого человека большинство студентов в первую очередь назовет ответственность за свои действия и поступки, жизнь, семью, страну. Важно подвести студентов к осознанию, что целеустремленность, уверенность в себе, умение признавать ошибки, способность оказывать поддержку людям, защищать систему собственных принципов и жизненных ценностей, противостоять жизненным трудностям и делиться опытом — также важнейшие качества взрослого человека, которые определяют уровень его социализации, профессиональную успешность, личное благополучие. Однако этими качествами в полной мере далеко не всегда обладает 18-летний человек. Здесь акцент следует сделать на понимании студентами важности формирования у себя качеств и умений, необходимых в период взрослости.
Третий блок основного этапа предполагает обсуждение специфики поведения и деятельности взрослого человека (осознанность и соответствие духовно-нравственным ценностям, активная жизненная позиция).
На примерах «взрослых» поступков подростков (примеры из литературы и кино, примеры детей и подростков — героев Великой Отечественной войны и мирного времени) можно показать, что
«взрослые» поступки не всегда связаны с возрастом. Дети и подростки совершали и совершают «взрослые» поступки, часто жертвуя своими интересами и даже собственной жизнью. Педагог может воспользоваться материалом «Герои с нашего двора: Как современные мальчишки и девчонки совершают взрослые подвиги» ( https:// www.kp.ru/daily/2757 6/4845713/?ysclid=m1z403gyij851565176 ) или материалами, отражающими региональный компонент.
Студентам предлагается определить, какие поступки и события в жизни человека могут служить показателем взрослости, а какие не являются таковыми, например: выбор профессии, окончание школы,
решение о вступлении в брак, решение о рождении ребенка, решение жить самостоятельно, получение водительских прав, покупка квартиры/ машины и пр. Важно, чтобы студенты пришли к выводу, что «взрослыми» могут считаться те поступки, которые являются результатом осознанных и самостоятельных действий человека, правильно принятых решений, умения отстаивать свою позицию, принимать мнение и ценности другого, идти на компромиссы, справляться с трудностями и искать новые возможности и ресурсы как в себе, так и во внешнем мире.
В завершении основного этапа студентам предлагается определить и обсудить причины нежелания взрослеть, среди которых основными являются страх, отсутствие самостоятельности, неготовность принимать ответственность и нежелание развиваться.
В завершении разговора студентам предлагается посмотреть видеоролик-интервью федерального спикера (Константина Витальевича Ивлева) и сопоставить свои ответы на основные вопросы занятия с ответами спикера.
Заключительный этап
Педагог организует рефлексию по итогам занятия с целью обобщения основных тезисов, получения эмоционального отклика, самооценки обучающимися вклада в общий результат занятия или работу в группе.
Подводя итог занятия, следует затронуть еще одну важную тему, сделать акцент на том, что взросление не сводится к утрате своего
«внутреннего ребенка», наоборот, взросление — это умение сохранить многие детские качества наряду с осознанностью, ответственностью и самостоятельностью.
В завершение итоговой беседы студентам предлагается заполнить чек-лист и ответить на вопросы, которые помогут прийти к выводу, что взрослость — важнейший и самый длительный этап жизненного пути человека, время расцвета творческих сил личности, социальных и профессиональных достижений, максимального вклада не только в собственное развитие, но и в развитие общества. Взрослеть или нет — выбор каждого человека. У каждого человека уникальный набор качеств, они проявляются в поступках, общении, отношении к людям, работе, жизни. Главное — уместность их проявления.
Также в конце занятия рекомендуется организовать участие сту - дентов в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания. Принять участие в опросе можно, перейдя по QR-коду, размещенному в сценарии и презентации к занятию. (QR-код можно предварительно вывести на экран или распечатать).
Дополнительные материалы, которые можно использовать на занятии или рекомендовать студентам для самостоятельного чтения:
- Ильин Е. П. Психология взрослости. — СПб.: Питер, 2012. — 544 с.
- Филдинг Л. Э. Взросление. Как не просто вырасти, но и стать эмо - ционально зрелым человеком. — СПб: ИГ «Весь», 2020. — 272 с.
- Аринина Е. А. Быть взрослым. Создай порядок и баланс в душе. М.: АСТ, 2023. — 352 с.
Приложение 1
Приложение 2
П р а в а и о б я за н н о с т и г р а ж д а н , д о с т и г ш и х 1 8 л е т С 1 8 л е т у ч е л о в е к а п о яв л я ю т с я п р а ва :
- возможность заключать брак (без исключений) и создавать семью;
- избирательное право (можно голосовать на выборах, быть кандидатом в депутаты муниципального образования, участвовать в референдумах. А вот кандидату на выборы президента должно быть не менее 35 лет, кандидату в депутаты Государственной д у м ы — н е м е н е е 2 1 г о д а ) ;
- вступать в политические партии, участвовать в общественных объединениях, даже учреждать такие объединения;
- самостоятельно трудоустроиться, стать самозанятым;
- заключать любые договоры (трудовые, с банками и т. д.);
- зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринима - теля и вести бизнес;
- самостоятельно платить налоги, подавать декларацию 3-НДФЛ и заявлять налоговые вычеты;
- самостоятельно представлять свои интересы во всех госорганах;
- свободно выезжать за границу без разрешения от хотя бы одного родителя, самостоятельно получать визу;
- получить водительские права категорий A, B, C и подкатегорий B1, C1 (права на управление мопедами и некоторыми мотоциклами выдаются с 16 лет, на категорию B и C (права на управление легко - вым и грузовым автомобилем) можно сдать уже в 17 лет, а получить только в 18 лет), право управления маломерными судами;
- стать донором крови.
Обязанности и ответственность совершеннолетних:
- воинская обязанность;
- гражданско-правовая ответственность;
- административная ответственность (за некоторые правона - рушения можно привлечь с 16 лет, но по некоторым статьям Административного кодекса лица, не достигшие 18 лет, могут освобождаться от ответственности, а с 18 лет они несут полную ответственность);
- уголовная ответственность (по всем статьям уголовного кодекса предусмотрена уже с 16 лет, а по некоторым даже с 14).
- полная материальная ответственность (за нанесенный ущерб необходимо платить совершеннолетнему).