СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

14 октября 2024 г. Разговоры о важном. Что значит быть взрослым. Методические рекомендации. СПО

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/109/

Просмотр содержимого документа
«14 октября 2024 г. Разговоры о важном. Что значит быть взрослым. Методические рекомендации. СПО»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к сценарию занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся среднего профессионального образования 2024–2025 учебный год

Занятие 7

«Что значит быть взрослым? »

Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о взрослости, ее основных характеристиках, навыках взрослого человека, необходимых для дальнейшего развития, личного и профес - сионального совершенствования.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролики;
  • дополнительные материалы.

Партнер: К. В. Ивлев, российский шеф-повар, бизнесмен, ресторатор, телеведущий, видеоблогер, автор книг о кулинарии.

Планируемые результаты занятия 1 :

  • актуализация у обучающихся готовности к активному гражданско - му участию в жизни коллектива и общества, развитие потребности участия в социально значимой деятельности, представлений об ответственности за себя и других;
  • развитие стремления к созданию устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, рождение и вос - питание детей и принятие родительской ответственности;
  • развитие осознанного ответственного отношения к труду в вы - бранной сфере профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, государства и об - щества.

1 В соответствии с инвариантными целевыми ориентирами воспитания рабочей программы воспита - ния для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального об - разования.

Основные тезисы:

  • Взросление — это осознание ответственности за свои действия и поступки, жизнь, семью, страну.
  • Активная жизненная позиция, созидание, самостоятельность, самоконтроль, умение отстаивать свои убеждения, признавать ошибки, противостоять жизненным трудностям — ключевые характеристики взрослости.
  • П о к а за т е л ь в з р о с л ос т и — с ос т о я т е л ь н ос т ь ч е л о в е к а в р а з н ы х сферах жизнедеятельности.
  • Страх, неготовность развиваться и принимать ответственность, о т с у т с т в и е с а м о с т о я т е л ь но с т и — о с н о в н ы е пр и чин ы н е ж е л а н и я взрослеть.

Методический комментарий

Занятие состоит из трех этапов:

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоанонса, беседа.

Основной этап: дискуссия, просмотр 2D-ролика, просмотр видео- интервью.

Заключительный этап: беседа, составление чек-листа, анкетиро - вание.

Мотивационно-целевой этап

Задача мотивационно-целевого этапа в данном занятии — актуализировать у студентов представления о взрослении человека как психофизиологическом процессе, результаты которого проявляются как внешне, так и внутренне, в личностном развитии.

В соответствии с нормативными правовыми документами взрослыми считаются люди, достигшие 18 лет. Именно с этого возраста у человека возникает полная правовая ответственность. Но психологи не разделяют такую позицию, и в действительности поступки и образ жизни совре - менных юношей и девушек, которые часто не осознают последствия и откладывают принятие «взрослых» решений, не всегда соответствуют представлениям о взрослости. Поэтому вопрос о наступлении взрос - лости остается открытым.

Именно с определения возраста различных людей и размышления о границе взросления предлагается начать разговор на эту тему.

Основной этап

Первый блок основного этапа предполагает просмотр 2D-ролика, содержащего рассказ о том, чем и как определялась граница детства

и взрослости раньше, в традициях разных сословий. Можно предложить студентам поразмышлять над вопросом, почему в наше время период детства стал длиннее, и от ответа на этот вопрос перейти к норматив - ным правовым документам, которые определяют права, обязанности и ответственность совершеннолетних в Российской Федерации.

В процессе беседы важно акцентировать внимание студентов на том, что понятие «взрослость» не зависит от количества прожитых человеком лет.

Очевидно, что кроме возраста существуют и другие критерии для определения взрослости. Качества человека, которые являются свидетельством его взрослости, — основная тема данного разговора.

Вероятно, что среди качеств взрослого человека большинство студентов в первую очередь назовет ответственность за свои действия и поступки, жизнь, семью, страну. Важно подвести студентов к осознанию, что целеустремленность, уверенность в себе, умение признавать ошибки, способность оказывать поддержку людям, защищать систему собственных принципов и жизненных ценностей, противостоять жизненным трудностям и делиться опытом — также важнейшие качества взрослого человека, которые определяют уровень его социализации, профессиональную успешность, личное благополучие. Однако этими качествами в полной мере далеко не всегда обладает 18-летний человек. Здесь акцент следует сделать на понимании студентами важности формирования у себя качеств и умений, необходимых в период взрослости.

Третий блок основного этапа предполагает обсуждение специфики поведения и деятельности взрослого человека (осознанность и соответствие духовно-нравственным ценностям, активная жизненная позиция).

На примерах «взрослых» поступков подростков (примеры из литературы и кино, примеры детей и подростков — героев Великой Отечественной войны и мирного времени) можно показать, что

«взрослые» поступки не всегда связаны с возрастом. Дети и подростки совершали и совершают «взрослые» поступки, часто жертвуя своими интересами и даже собственной жизнью. Педагог может воспользоваться материалом «Герои с нашего двора: Как современные мальчишки и девчонки совершают взрослые подвиги» ( https:// www.kp.ru/daily/2757 6/4845713/?ysclid=m1z403gyij851565176 ) или материалами, отражающими региональный компонент.

Студентам предлагается определить, какие поступки и события в жизни человека могут служить показателем взрослости, а какие не являются таковыми, например: выбор профессии, окончание школы,

решение о вступлении в брак, решение о рождении ребенка, решение жить самостоятельно, получение водительских прав, покупка квартиры/ машины и пр. Важно, чтобы студенты пришли к выводу, что «взрослыми» могут считаться те поступки, которые являются результатом осознанных и самостоятельных действий человека, правильно принятых решений, умения отстаивать свою позицию, принимать мнение и ценности другого, идти на компромиссы, справляться с трудностями и искать новые возможности и ресурсы как в себе, так и во внешнем мире.

В завершении основного этапа студентам предлагается определить и обсудить причины нежелания взрослеть, среди которых основными являются страх, отсутствие самостоятельности, неготовность принимать ответственность и нежелание развиваться.

В завершении разговора студентам предлагается посмотреть видеоролик-интервью федерального спикера (Константина Витальевича Ивлева) и сопоставить свои ответы на основные вопросы занятия с ответами спикера.

Заключительный этап

Педагог организует рефлексию по итогам занятия с целью обобщения основных тезисов, получения эмоционального отклика, самооценки обучающимися вклада в общий результат занятия или работу в группе.

Подводя итог занятия, следует затронуть еще одну важную тему, сделать акцент на том, что взросление не сводится к утрате своего

«внутреннего ребенка», наоборот, взросление — это умение сохранить многие детские качества наряду с осознанностью, ответственностью и самостоятельностью.

В завершение итоговой беседы студентам предлагается заполнить чек-лист и ответить на вопросы, которые помогут прийти к выводу, что взрослость — важнейший и самый длительный этап жизненного пути человека, время расцвета творческих сил личности, социальных и профессиональных достижений, максимального вклада не только в собственное развитие, но и в развитие общества. Взрослеть или нет — выбор каждого человека. У каждого человека уникальный набор качеств, они проявляются в поступках, общении, отношении к людям, работе, жизни. Главное — уместность их проявления.

Также в конце занятия рекомендуется организовать участие сту - дентов в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания. Принять участие в опросе можно, перейдя по QR-коду, размещенному в сценарии и презентации к занятию. (QR-код можно предварительно вывести на экран или распечатать).

Дополнительные  материалы,  которые  можно  использовать  на  занятии  или  рекомендовать  студентам  для  самостоятельного  чтения: Ильин  Е.  П.  Психология  взрослости.  —  СПб.:  Питер,  2012.  —  544  с. Филдинг  Л.  Э.  Взросление.  Как  не  просто  вырасти,  но  и  стать  эмо -  ционально  зрелым  человеком.  —  СПб: ИГ «Весь»,  2020.  —  272 с. Аринина  Е.  А.  Быть  взрослым.  Создай  порядок  и  баланс  в  душе.  М.:  АСТ,  2023.  —  352  с.

Дополнительные материалы, которые можно использовать на занятии или рекомендовать студентам для самостоятельного чтения:

  • Ильин Е. П. Психология взрослости. — СПб.: Питер, 2012. — 544 с.
  • Филдинг Л. Э. Взросление. Как не просто вырасти, но и стать эмо - ционально зрелым человеком. — СПб: ИГ «Весь», 2020. — 272 с.
  • Аринина Е. А. Быть взрослым. Создай порядок и баланс в душе. М.: АСТ, 2023. — 352 с.

Приложение  1

Приложение 1

Приложение 2

П р а в а и о б я за н н о с т и г р а ж д а н , д о с т и г ш и х 1 8 л е т С 1 8 л е т у ч е л о в е к а п о яв л я ю т с я п р а ва :

  • возможность заключать брак (без исключений) и создавать семью;
  • избирательное право (можно голосовать на выборах, быть кандидатом в депутаты муниципального образования, участвовать в референдумах. А вот кандидату на выборы президента должно быть не менее 35 лет, кандидату в депутаты Государственной д у м ы — н е м е н е е 2 1 г о д а ) ;
  • вступать в политические партии, участвовать в общественных объединениях, даже учреждать такие объединения;
  • самостоятельно трудоустроиться, стать самозанятым;
  • заключать любые договоры (трудовые, с банками и т. д.);
  • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринима - теля и вести бизнес;
  • самостоятельно платить налоги, подавать декларацию 3-НДФЛ и заявлять налоговые вычеты;
  • самостоятельно представлять свои интересы во всех госорганах;
  • свободно выезжать за границу без разрешения от хотя бы одного родителя, самостоятельно получать визу;
  • получить водительские права категорий A, B, C и подкатегорий B1, C1 (права на управление мопедами и некоторыми мотоциклами выдаются с 16 лет, на категорию B и C (права на управление легко - вым и грузовым автомобилем) можно сдать уже в 17 лет, а получить только в 18 лет), право управления маломерными судами;
  • стать донором крови.

Обязанности и ответственность совершеннолетних:

  • воинская обязанность;
  • гражданско-правовая ответственность;
  • административная ответственность (за некоторые правона - рушения можно привлечь с 16 лет, но по некоторым статьям Административного кодекса лица, не достигшие 18 лет, могут освобождаться от ответственности, а с 18 лет они несут полную ответственность);
  • уголовная ответственность (по всем статьям уголовного кодекса предусмотрена уже с 16 лет, а по некоторым даже с 14).
  • полная материальная ответственность (за нанесенный ущерб необходимо платить совершеннолетнему).