Министерство образования Новосибирской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский машиностроительный колледж»
| Утверждаю: Директор ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж» _______________А.А. Ефремов «____»________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОУД.02. Литература
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
по профессии
15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением
на базе основного общего образования
Новосибирск
2023
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02. Литература разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1583 от 09.12.2016);
Примерной рабочей программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 7/22 от 29.09.2022г.)
Организация-разработчик: ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»
Разработчик: Блохина Ирина Антоновна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению предметно – цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ от « _____» _____ 2023г
Председатель ПЦК ________________ А.М.Сарсембин
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы……………………………………………..4
Структура и содержание учебной дисциплины……………………….18
Условия реализации программы………………………………………...33
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……..36
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй дисциплины
«Литература»
1.1 Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины « Литература».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением.
1.3 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины «Литература»
1.3.1. Цели освоения дисциплины «Литература»:
Цели изучения предмета «Литература» состоят в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, сформулированных в ФГОС СОО.
1.3.2. Планируемые результаты освоения дисциплины «Литература»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы.
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения.
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе.
5. Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев.
6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по литературе должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
Предметные результаты
Предметные результаты по литературе должны обеспечивать:
ПР1 осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры;
ПР2 понимание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
ПР3 устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
ПР4 знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов России.
ПР5 умение определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;
ПР6 способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
ПР7 осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
ПР8 умение выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть;
ПР9 владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
ПР10 умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
ПР11 сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике;
ПР12 владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умение самостоятельно истолковывать прочитанное в устной и письменной форме, информационная переработка текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написание отзывов и сочинений различных жанров; ;владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;
ПР13 умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
1.4 Общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
1.5 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 108 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 108 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 108 |
в том числе: | |
практические занятия | 46 |
Профессионально – ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 6 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература» (базовый уровень)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практическая работа обучающихся | Объем часов | Планируемые образовательные результаты | |
Раздел 1 Русская литература XIX века. | | | | |
Тема 1 Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. | Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Введение. Культурно – историческое развитие России во второй половине XIX в. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Журналистика. | | | |
| Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. Драма «Гроза». Жанровое своеобразие. Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ Катерины в контексте культурно – исторической ситуации в России в середине XIX – «женский вопрос». Практическое занятие: Написание сочинения. | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова: детство, юность, зрелость. Понятие «обломовщины» в романе А.И. Гончарова. Практическое занятие: Просмотр фрагментов из к/ф «Несколько дней из жизни И.А. Обломова» и беседа. | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
Профессионально – ориентированное содержание: «Моя будущая профессия: ожидания/реальность». | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
И. С. Тургенев. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия. Проблематика романа. Евгений Базаров – новый герой, «отрицающий все». Практическое занятие: Сравнительная характеристика Е. Базарова и П.П. Кирсанова. | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
Профессионально – ориентированное содержание: «Что значит быть мастером своего дела?» | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
Н. С. Лесков. Тема трагической судьбы женщины в повести «Леди Макбет Мценского уезда». Практическое занятие: Аналитическое чтение повести «Леди Макбет Мценского уезда». | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Тематика и проблематика сказок. Практическое занятие: Комментированное чтение «Истории одного города» (отдельные главы). | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Ф. М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Петербург Достоевского. Образ Родиона Раскольникова. Практическое занятие: Причины преступления: внешние и внутренние. Теория Раскольникова и её крушение. Практическое занятие: Письменная работа «Трагедия семьи Мармеладовых». | 2 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
| Содержание учебного материала | 6 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Л. Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя. Роман – эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. «Мысль народная» в романе. Знакомство с героями романа. Нравственные искания Андрея Болконского. Путь нравственных исканий Пьера Безухова. Образ Наташи Ростовой. Практическое занятие: Просмотр фрагментов из к/ф С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (с комментариями учителя). Практическое занятие: Написание сочинения. | 2 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А. П. Чехов. Личность и судьба писателя. Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Практическое занятие: Игра «Детективное расследование» (по рассказу «Ионыч»). Практическое занятие: Характеристика героев пьесы «Вишневый сад». | 1 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
Профессионально – ориентированное содержание: «Каждый должен быть величествен в своем деле». | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Тема 2 Поэзия второй половины XIX века. | Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Основные темы в лирике Ф.И.Тютчева: родина, природа, любовь. «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К.Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «Я помню время золотое…». | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А.А.Фет. Жизненный и творческий путь А.А.Фета. «Вечные» темы в лирике поэта: природа, любовь, родина. «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…». | | | |
Содержание учебного материала | | | |
Урок-концерт по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Практическое занятие: Чтение наизусть стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Основные темы творчества. Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанровое своеобразие. Фольклорная основа. Практическое занятие: Игра «Поэтическая лаборатория». Анализ и интерпретация стихотворений: «Памяти Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Памяти приятеля», «Сеятелям». Практическое занятие: Подбор цитат по теме: «Тяжелая жизнь народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»». | 1 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Тема 3 Зарубежная литература XIX века. | Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Тенденции развития зарубежной литературы в XIX веке. | | | |
Раздел 2 Литература XX века Тема 4 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века | Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Серебряный век: общая характеристика и основные представители. Поэзия Н. Гумилева. | | | |
Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Незнакомка», «В ресторане». Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Практическое занятие: Письменный анализ стихотворения «Незнакомка». Практическое занятие: «Образ Родины в лирике А. Блока». | 1 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | 1 2 |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
И. А. Бунин. Сведения из биографии. Пейзажная лирика И.А.Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Трагизм любви в рассказе «Темные аллеи». | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 |
А. И. Куприн. Тема любви в повести «Гранатовый браслет». Практическое занятие: Диспут «Что это: любовь или сумасшествие?» | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 |
Содержание учебного материала | 3 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А. М. Горький. Жизнь и творчество. Романтические произведения писателя. Два образа жизни в рассказе «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне» - социально – философская драма. Изображение правды жизни в пьесе. Спор о назначении человека. | | | |
Практическое занятие: Чтение по ролям пьесы «На дне». Сбор материала о прошлом и настоящем героев (выписывание цитат). Практическое занятие: Устное сочинение по теме: «Есть ли будущее у героев пьесы «На дне»? | 2 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
Профессионально – ориентированное содержание: «Умение вести диалог – это талант». Диалог как средство характеристики человека. | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Тема 5 Особенности развития литературы 1920-ых годов | В. Маяковский. Жизнь и творчество. Основные темы творчества: революция, назначение поэта и поэзии, любовь. Сатира Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Образ лирического героя – бунтаря и его возлюбленной. | | | |
Практическое занятие: Выразительное чтение и анализ стихотворений «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Практическое занятие: Письменный анализ сатирического стихотворения «Прозаседавшиеся». | 1 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
Профессионально – ориентированное содержание: «Вроде просто найти и расставить слова»: стихотворения о труде и мастерстве. | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Основные темы творчества: природа, Родина, любовь. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» Практическое занятие: Образ Родины в поэзии С. А. Есенина. Практическое занятие: Творческая работа «Тема природы в лирике С. А. Есенина». | 1 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Тема 6 Особенности развития литературы 1930-х – начала 1940-х годов | Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
М. И. Цветаева. Сведения из биографии. Основные темы творчества: назначение поэта и поэзии, любовь, родина. Анализ и интерпретация стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Тоска по родине», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи растут как звезды и как розы…» | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А. П. Платонов. Сведения из биографии. Характерные черты времени в повести «Котлован». | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Чтение и анализ стихотворений «Мы живем, под собою не чуя страны…», «Ленинград», «Notre Dame», «Selentium». | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
М. А. Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества. Судьбы людей в годы Гражданской войны в романе «Белая гвардия». Практическое занятие: Просмотр из к/ф «Дни Турбиных» (с комментариями учителя). Практическое занятие: Пересказ по теме: «Характеристика семьи Турбиных». | 1 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Практическое занятие: Написание сочинения-миниатюры по теме: «Нравственный выбор героев романа «Белая гвардия». | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 3 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
М. А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. Трагический пафос «Донских рассказов». Роман – эпопея «Тихий Дон». Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Трагедия Григория Мелехова (чтение и анализ отдельных сцен). Практическое занятие: Просмотр фрагментов к/ф «Тихий Дон» (с комментариями учителя). | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Тема 7 Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Тема 8 Особенности развития литературы 1950-1980-х годов | Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Лирический герой в стихах поэтов – фронтовиков. Песни времен Великой Отечественной войны. | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Основные темы творчества: любовь к родной земле, Родине, поэтическое мастерство, любовь. Выразительное чтение и анализ стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Не с теми я, кто бросил земли…». Практическое занятие: Комментированное чтение поэмы «Реквием». | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Б. Л. Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики: любовь и поэзия, жизнь и смерть. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «»Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А. Т. Твардовский. Сведения из биографии. Основные темы поэзии (обзор). | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Н. М. Рубцов. Жизнь и творчество. Мир русской деревни и картины родной природы. Практическое занятие: Анализ стихотворений «Звезда полей», «Вечерний звон», «Березы», «Не пришла», «Поэзия». | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Р. Гамзатов. Жизнь и творчество. Тема родины в лирике Р.Гамзатова. Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…». | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Н. Заболоцкий. Основные темы лирики (произведения по выбору). | | | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
В.С. Высоцкий. Знакомство с творчеством поэта, актера, исполнителя. | | | |
Содержание учебного материала | | | |
Б. Васильев. Практическое занятие: Подвиг девушек – зенитчиц и старшины Васкова в повести «А зори здесь тихие…» | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах». Практическое занятие: Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах». | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
А. И. Солженицын. Обзор жизни и творчества. «Лагерная» тема в повести «Один день Ивана Денисовича». Практическое занятие: Беседа по повести «Один день Ивана Денисовича». | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
В. М. Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение народного характера и картин народной жизни. Практическое занятие: Чтение и анализ рассказов «Срезал», «Микроскоп». | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Содержание учебного материала | | | |
Профессионально – ориентированное содержание: « Прогресс – это форма человеческого существования»: профессии в мире НТП. | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
| Содержание учебного материала | | | |
А. В. Вампилов. Обзор жизни и творчества. Нравственная проблематика пьесы «Старший сын». Практическое занятие: Просмотр фрагментов к/ф «Старший сын». Беседа по фильму. | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Тема 9 Русское литературное зарубежье 1920-1990- годов (три волны эмиграции). | Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Вторая волна эмиграции. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. | | | |
Тема 10 Зарубежная литература XX века | Содержание учебного материала | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Б. Шоу «Пигмалион. Проблема перевоспитания личности. Э.Хемингуэй «Старик и море». Проблема внутренней силы человека и стремление к мечте. | | | |
Тема 11 Литература на современном этапе | Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
Общественно – культурная ситуация в России конца XX – начала XXI века. | | | |
| Содержание учебного материала | | | |
Дифференцированный зачет. | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | |
| Максимальная нагрузка: Обязательная нагрузка, в том числе практические занятия | 108 108 54 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ учебной дисциплины «Литература »
3.1 Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете для дисциплин общеобразовательного цикла в соответствии с ФГОС СОО.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1.Ноутбук
2.Проектор стационарный
3.Мультимедийная активная акустическая стереосистема
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Литература. Учебник в 2-х частях. Часть 1. Под ред. Г. А. Обернихиной.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-432с.: ил. - Режим доступа:
http://pl136ufa.narod.ru/dokum2/litra1.pdf
2.Литература. Учебник в 2-х частях. Часть 2. Под ред. Г. А. Обернихиной.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-448с.: ил. – Режим доступа:
https://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment/106115167/106115167f.pdf
Дополнительная литература:
Большая энциклопедия школьника. Литература/Красовский В.В. и др.-М.: Слово, Эксмо, 2006.-640с: ил.
Русские писатели: Биографический словарь - справочник для школьников/О.А.Лукьянченко.- Изд.4-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-506с.
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч 1./В.И.Сахаров, С.А.Зинин.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.-336с.
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч 2./В.И.Сахаров, С.А.Зинин.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.-336с.
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература, 11 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений; В 2-х ч. Ч 1.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-РС», 2009.-464с.
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература, 11 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений; В 2-х ч. Ч 2.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-РС», 2009.-464с.
Интернет-ресурсы
infourok.ru
https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2rcq6Qwx0ySOzJzNQ
http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
http://numi.ru/ -методический центр NUMI.RU.
http://konf-zal.com/- Российский общеобразовательный журнал «Конференц-зал»
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Литература» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий и творческих работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры; понимание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов России. умение определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы; осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; умение выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть; владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике; владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умение самостоятельно истолковывать прочитанное в устной и письменной форме, информационная переработка текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написание отзывов и сочинений различных жанров; владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка; умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. | Общие компетенции: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Текущий контроль: устный опрос, блиц-опрос, письменный опрос; пересказ; устный ответ; составление конспектов; аргументированный ответ; комментированное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям; письменный ответ на вопрос; творческое задание; сочинения разных жанров; самостоятельная работа с учебником, текстом; составление планов, опорных схем; разноуровневые задания; анализ и интерпретация лирических произведений; оформление поэтического альбома; презентация; интеллектуальная игра; тестирование; реферат; конкурс. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет. |