Сценарий занятия
Как пишут законы?
жизнь
3–4 классы
достоинство
16 декабря 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«КАК ПИШУТ ЗАКОНЫ»
Цель занятия: формирование основ правовой культуры младших школьников, расширение их представлений о правах и обязанностях гражданина в современном обществе, о том, что мнение и инициатива граждан реализуются в законодательных актах государства, создание условий для проявления активной гражданской позиции.
Формирующиеся ценности: жизнь и достоинство.
Основные смыслы: 12 декабря – государственный праздник День Конституции. Конституция – Основной закон России, обеспечивающий достойное будущее общества и благополучие каждого его гражданина. Законы – это общие и обязательные для всех правила, которые объясняют, что можно делать, а что нельзя. Они помогают поддерживать порядок в стране, чтобы мы жили в безопасности и понимали свои права и обязанности. Законодательная власть в России: от инициативы людей до закона.
Планируемые результаты. Личностные:
- проявлять заинтересованность в получении новых знаний о правах и обязанностях гражданина, о том, как создаются законы;
- осознавать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его гражданина;
- положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан.
Метапредметные:
- проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
- работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, проявлять умение сотрудничать в совместной деятельности.
Партнёр занятия: Министерство юстиции Российской Федерации.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивное задание;
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация к предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала,
отражающего тему занятия.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию
основных смыслов занятия. С этой целью младшим школьникам предлагаются интерактивное и игровое задания.
Часть 3. Заключительная
Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Саши Новикова.
Учитель. Какую памятную дату мы отмечаем 12 декабря?
Ответы обучающихся.
Учитель. Чем важна Конституция?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конституция является главным законом России, а все остальные законы не должны ей противоречить, должны ей соответствовать. В Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна. Давайте вспомним некоторые из них.
Интерактивная презентация «Обязанности гражданина РФ».
Содержание задания. Учитель демонстрирует фото и просит детей назвать обязанность, которую иллюстрирует каждая фотография.
Учитель. Почему важно знать свои права и обязанности?
Ответы обучающихся.
Учитель. Знание своих прав и обязанностей, законов помогают нам, чтобы мы все вместе жили в безопасности и чувствовали себя комфортно.
Часть 2. Основная часть
Учитель. А как и кем создаются законы? Как вы думаете?
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте послушаем Сангаджи Андреевича Тарбаева, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
Председателя Комитета по туризму и развитию инфраструктуры.
Демонстрация выступления федерального спикера.
туристической
Учитель. Что нового вы узнали из выступления Сангаджи Андреевича?
Ответы обучающихся.
Учитель. Какова же процедура принятия закона? Давайте выполним задание.
Выполнение интерактивного задания №1.
Содержание задания. Обучающимся необходимо восстановить последовательность предложенных фотографий.
правильно
Верный ответ (снизу вверх) – инициатива депутатов, Государственная Дума, Совет Федерации, Президент.
Демонстрация видео «Как пишутся законы?»
Учитель. Вот такой сложный путь проходит документ от инициативы до закона. Предлагаю вам попробовать себя в роли депутатов. Давайте подумаем, а какие события или традиции, правила вы бы предложили для нашего класса?
Игровое задание «Наш класс».
Содержание задания. Обучающиеся объединяются в группы по 4–6
человек и стараются предложить какие- то инициативы для класса. После выделенного времени на предложения каждая группа их озвучивает, а остальные за них голосуют.
Итогом становится некий список из 1–2 предложений для улучшения организации класса.
Подводя итог игры, учитель напоминает обучающимся о том, что
выработанный список нельзя считать окончательным. Через месяц
необходимо собраться снова и обсудить предложения, действенность этих правил на организацию класса.
Часть 3. Заключительная часть
Учитель. Учёба – это обязанность школьника, а школьные правила помогают нам в школьной жизни.
Вот и подходит к завершению наше занятие . Что нового вы узнали для себя? Для чего нужно соблюдать правила в жизни людей?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Нет без колокола звона, Нет порядка без закона.
Это правила для всех,
Чтоб в делах был лишь успех…
Инесса Агеева
Учитель. Ребята, вот и завершили мы сегодня наше занятие. Уверен(а), что это поможет вам правильно себя вести как со взрослыми, так со своими сверстниками. Многие страницы законов откроются для вас позже, когда вы станете старше, но это знакомство обязательно будет продолжено.
ПОСТРАЗГОВОР
Выставка рисунков «Учусь быть гражданином». Составление буклета «Мои права и обязанности».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарём, определение лексического значения слов: право, обязанность.
Литературное чтение: чтение стихотворений и рассказов о Родине, родном крае.
Окружающий мир: знакомство со статьями Конституции о правах и обязанностях гражданина РФ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»: http://kids.kremlin.ru/help/new/#0 .
Моя Конституция: 1–4 классы: учебное пособие / О. Н. Журавлева, С. В. Александрова. – Москва: Просвещение, 2023.
Азбука молодого гражданина / Под общ. ред. И. С. Фатова – Калуга: Изд- во
«Полисервис», 2021.
Андрианова Наталья Аркадьевна. Я гражданин России:
[иллюстрированное издание для детей 8–12 лет] / Н. А. Андрианова; [иллюстрации Ирины Черновой]. – 3-е изд. – Москва: Эксмо, 2022.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность государству за проявление заботы о мирной жизни страны и обеспечение благосостояния её граждан.