СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

16 декабря 2024 г. Разговоры о важном. Как пишут законы. Сценарий занятия? 5-7 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/117/

Просмотр содержимого документа
«16 декабря 2024 г. Разговоры о важном. Как пишут законы. Сценарий занятия? 5-7 классы.»

С це н а рий  з а ня т и я Как  пишут  законы? жизнь 5 – 7  к ла с с ы достоинство 1 6  де к а б р я  2 0 2 4  г .

С це н а рий з а ня т и я

Как пишут законы?

жизнь

5 – 7 к ла с с ы

достоинство

1 6 де к а б р я 2 0 2 4 г .

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«КАК ПИШУТ ЗАКОНЫ?»

Цели занятия: развитие у обучающихся представлений о процессе правотворческой деятельности, роли законов в регулировании общественных отношений, их значении для обеспечения порядка и справедливости. Формирование у обучающихся понимания механизмов принятия законов и возможностей граждан влиять на законотворческую деятельность. Воспитание уважения к закону, правопорядку и гражданской ответственности.

Формирующиеся ценности: жизнь и достоинство.

Основные смыслы: законы — это основа порядка и справедливости в обществе, инструмент, обеспечивающий безопасность, защиту прав и свобод каждого человека. Они создаются для решения актуальных задач, отражая потребности и запросы общества, а их соблюдение укрепляет уважение к правопорядку и взаимную ответственность граждан. Знание законов помогает не только ориентироваться в правах и обязанностях, но и активно участвовать в жизни общества, вносить свой вклад в его развитие, делая будущее более справедливым и устойчивым.

Партнёр занятия: Министерство юстиции Российской Федерации.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • презентация.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Саши Новикова.

Учитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Как пишут законы?». А как вы понимаете, что такое закон?

Ответы обучающихся.

Учитель. С какими законами или правилами вы сталкиваетесь каждый день?

Ответы обучающихся.

Учитель. А теперь давайте представим, что произошло бы, если бы законов совсем не существовало? Какие трудности могли бы возникнуть в нашей жизни?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Если обучающиеся затрудняются с вопросом о правилах и законах, которые мы встречаем ежедневно, следует напомнить им про правила дорожного движения, школьные правила, правила поведения в общественных местах или дома. Учитель может привести конкретные примеры: переход на зелёный сигнал светофора, соблюдение тишины на уроке, запрет на выброс мусора в неустановленных местах.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему важно, чтобы законы были понятными и справедливыми для всех?

Ответы обучающихся.

Учитель. О том, как сделать так, чтобы законы были по-настоящему справедливыми для всех, нам сегодня расскажет Сангаджи Андреевич Тарбаев, Председатель Комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры, телеведущий, лауреат премии «ТЭФИ-2011».

Демонстрация видеоинтервью федерального спикера.

Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, как вы поняли из рассказа Сангаджи Андреевича, кто пишет законы?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, законы создают депутаты Государственной Думы, одобряет Совет Федерации, а подписывает Президент. Давайте посмотрим об этом небольшой видеосюжет.

Демонстрация видеоролика «Как пишут законы».

Учитель. Думаю, что теперь алгоритм написания законов стал намного понятнее.

А сейчас предлагаю вам самим на некоторое время превратиться в создателей законов. Поиграем в игру «Напиши закон».

Игра «Напиши закон».

Учитель. Ребята, мы с вами будем представлять Государственную Думу, в которой есть различные партии – фракции, а также Совет Федерации и общественность. В первую фракцию Государственной Думы, самую многочисленную, войдёт 5 человек; во вторую фракцию – от 2 до 4 человек; в третью фракцию войдёт 3 человека. Ещё 3 человека будут представлять Совет Федерации, к вам законопроект поступит на проверку. Остальные будут представлять общественность. После обсуждения законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации, а также общественного обсуждения законопроект будет передан на утверждение Президенту. Президент решает, подписать закон или отправить его на доработку. Если закон подписан, он вступает в силу.

Сейчас каждый из вас вытянет карточку из этой коробки и получит свою роль: депутата Государственной Думы, сенатора Совета Федерации или представителя общественности.

Я буду выступать в роли Президента.

Роли распределяются при помощи жребия. Вперёд выдвигаются

4 парты члены каждой фракции и Совета Федерации садятся вокруг них.

Для удобства проведения игры рекомендуется использовать интегративный шаблон «Напиши закон», включающий все этапы игры и оснащённый встроенным таймером.

Учитель. Ребята, в нашей игре, как и в любой другой, присутствует условность, так как в данном случае речь идет не о законах, а о правилах. Итак, на голосование выносятся 2 законопроекта:

  • Законопроект о школьной форме.
  • Законопроект о правилах поведения на перемене.

Поднимите руки, кто за обсуждение первого закона?

Кто за то, что мы будем обсуждать и принимать второй закон?

Ученики голосуют за одну тему, которая станет основой для законопроекта.

Учитель. Итак, мы выбрали тему «…». Теперь у каждой фракции есть 3 минуты на обсуждение. Вы можете на листе бумаги кратко описать предложения в законопроект, а затем один человек от фракции представит это предложение.

Фракции последовательно вносят свои предложения в законопроект, спикеры могут задавать вопросы и приводить аргументы за и против.

Учитель проводит голосование фракций за предложенные пункты, те, что одобрены большинством, выносятся на общественные слушания.

Учитель. Запускаем процедуру общественных слушаний, вопросы и свои предложения могут высказывать представители общественности.

Учитель после каждого высказанного предложения представителей общественности предлагает депутатам его рассмотреть.

Учитель. Ребята, наш законопроект поступает на обсуждение в Совет Федерации после первого чтения ( всего их три, но поскольку у нас игра, то мы ограничиваемся только одним ). Уважаемые сенаторы Совета Федерации, у вас есть поправки или замечания к законопроекту?

Сенаторы Совета Федерации одобряют законопроект или отправляют

его на доработку.

Учитель. Итак, наш законопроект передаётся на утверждение Президенту.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, мы с вами попробовали себя в роли настоящих законодателей, которые обсуждают и принимают законы.

Какая часть принятия закона вам показалась самой важной? Какая самой сложной? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы думаете, если бы такой закон был действительно принят в нашей школе, был бы он полезен для всех учеников и учителей?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, может быть, вы заметили, что в нашей игре было очень важно, насколько чётко и точно соблюдается процедура. Именно от этого зависит, будет ли закон справедливым для всех!

Учитель. Законы были важны для общества во все времена, поэтому о них народ сложил много пословиц и поговорок.

Давайте вспомним некоторые из них и обсудим их смысл.

Интерактивное задание «Собери пословицу».

Не тот прав, кто сильный, | а тот, кто честный. Где твёрд закон, | там всяк умён.

Перед законом | все равны.

Закон задним числом | не пишется. Бранью прав | не будешь.

Учитель организует обсуждение основных смыслов пословиц.

Учитель . Ребята, сегодня вы увидели, как важно тщательно подходить к написанию законов и учитывать интересы всех. Помните, что даже простые правила, которые вы соблюдаете каждый день, важны для сохранения порядка в классе, школе и в стране в целом. И даже в обычной жизни вы можете стать примером для окружающих, показывая, как важно следовать этим правилам.

ПОСТРАЗГОВОР

Встречи с профессиональными юристами, депутатами, профессионалами в области законотворчества.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

История. Русь в IX–начале XII в. «Слово о Законе и Благодати». Иван

III. Принятие общерусского Судебника. Появление Земских соборов:

дискуссии о характере народного представительства. Судебник 1550 г. Соборное уложение 1649 г.

Обществознание. Основы российского права. Конституция Российской

Федерации ‒ Основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права. Человек как участник правовых отношений. Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений.

Русский язык. Правописание слов: конституция, Российская Федерация, закон, президент, президиум, депутат, Государственная Дума, Совет Федерации.

Литература. Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». А. С. Пушкин. Роман

«Дубровский». В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Древнерусские повести. «Поучение» Владимира Мономаха. М. Ю. Лермонтов. «Песня про

царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»: http://kids.kremlin.ru/help/new/#0 .

Андрианова Н. А. Я гражданин России: [иллюстрированное издание для детей 8–12 лет] / Н. А. Андрианова; [иллюстрации Ирины Черновой]. 3-е изд. Москва: Эксмо, 2022.

П он ом а рёва Ж. В. Путев од ите л ь д л я шк о ль н и к о в и по др ост к о в. Правильный выбор – школа юриспруденции. М.: Издательство «Перо». 2024.

Русакович А. А. Как устроено право: простым языком о законах и

государстве. М.: Издательство: Эксмо-Пресс. 2024.

Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Первый этап – начальная школа / Под общ. ред. Н. И. Элиасберг. Спб: СпецЛит, 2001.

Фатов И. С. Азбука молодого гражданина: [пособие]: 12+ / Фатов И. С., Половникова А. В.; Российский союз молодёжи. 3-е изд., перераб. и доп. Калуга: Полисервис, 2021.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность государству и людям, причастным к созданию законов, за

их вклад в обеспечение безопасности, справедливости и благополучия страны.