1.Организационный момент:
- Проверьте свою готовность к уроку.
Тема урока. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Задачи урока: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных.
2. Актуализация знаний.
Каллиграфическая минутка
3. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником (с. 81)
— Прочитайте тему урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки.)
Уточните познавательную задачу урока. (Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?)
— Сегодня на уроке вы будете учиться различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить, парные и непарные согласные звуки, а также соотносить звуковые обозначения со словами.
Упражнение 1 (с. 81)
— Прочитайте выразительно стихотворение 3. Александровой.
Постарайтесь объяснить написание выделенных в словах орфограмм.
О каком месяце идёт речь? (Об апреле.)
Сделайте анализ слова апрель. (Апрель — 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 2 глас., 3 согл. [апр'эл’])
https://www.youtube.com/watch?v=BzHoer364ho
Упражнение 2 (с. 81).
Наблюдение над произнесением твёрдого и мягкого согласного в слове, смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв в слове, обозначением твёрдого и мягкого согласного звука в звуковых и буквенных записях слов. Выполнение звуковой записи слов.
лук [лук]
люк [л'ук]
4. Первичная проверка понимания и закрепление.
Упражнение 3 (с. 82) (в тетрадь).
— Прочитайте каждую пару слов.
— Произнесите звуки, которыми обозначены выделенные буквы.
— Прочитайте слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука. (Рад, воз, лук, мыл.)
— Прочитайте слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (Ряд, вёз, люк, мил.)
— Прочитайте текст в рубрике «Сведения о языке» (с. 82).
— Расскажите, что вы узнали об обозначении на письме мягкости согласных звуков. (Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а так же мягким знаком.)
— Расскажите, что вы узнали об обозначении на письме твёрдости согласных звуков. (Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.)
Упражнение 3 (с. 82 продолжение)
— Спишите слова, запишите рядом с каждым словом его звуковое обозначение.
рад [рат] воз [вое] лук [лук] мыл [мыл]
ряд [р'ат] вёз [в'ос] люк [л'ук] мил [м'ил]
7. Самостоятельная работа
Выполнение задание в рабочей тетради (с. 42, упр. 37)
— Соотнесите схемы и слова — раскрасьте схемы нужным цветом.
5. Задание для любознательных.
Упражнение 4 с.82.
— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.
Запишите слова буквами.
Объясните значение каждого слова.