Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов»
Полысаевский городской округ
Разговоры о важном
Невозможное сегодня станет
возможным завтра
Смирнова И.Г.
классный руководитель 6 класса «А»
Запуск спутника состоялся 4 октября 1957-го года. О том, что СССР первым вывел на орбиту Земли искусственный объект, сообщил академик Леонид Седов, выступив перед общественностью.
Основной целью полета спутника можно считать поднятие престижа СССР на мировой арене. Запуск первого объекта в космос произвел настоящий фурор, особенно на фоне США, которые также планировали отправку собственного аппарата.
165 лет назад, 17 сентября 1857 года, в большой семье уездного лесничего, в селе Ижевском Рязанской губернии, родился Константин Циолковский.
Бунтарский дух был свойствен и Циолковскому — только проявлялся он не в военных делах, а в чертежах, книгах и мечтаниях.
«Калужский мечтатель», - так звали его в народе
17 сентября 1857 — 19 сентября 1935
С десяти лет, после скарлатины, Константин почти не слышал. Этот недуг помог мальчишке сосредоточиться на книгах. «Глухота — ужасное несчастье, и я никому её не желаю. Но сам теперь признаю её великое значение в моей деятельности», — писал Циолковский. Он боялся драчливых и шумных погодков, почти ни с кем не общался. Можно быть только удивляться, что столь болезненный и осторожный мальчик любил скорость. В 14 лет он конструировал самодвижущиеся коляски, которые приводились в движение пружинами. А особенно любил экипаж с мельничными крыльями, на котором можно было в прямом смысле прокатиться с ветерком.
Подростком он обнаружил способности к точным наукам. Но когда отец, снабдив Константина деньгами, послал его в Москву учиться, Циолковский быстро понял, что лекции и семинары — не для него. Полученные финансы он потратил на самообразование. Пропадал в библиотеках, читал научные книги по собственной системе. Формально он так и не получил высшего образования, но оказался, без преувеличений, великим самоучкой. На хлеб он зарабатывал репетиторством. Циолковский оказался талантливым педагогом: его уроки пользовались большой популярностью. Он умел просто рассказывать о сложном, а эрудиция глуховатого книгочея просто восхищала. К тому же его считали своего рода современным Кулибиным — человеком, который способен создавать диковинные машины.
Его стали с гордостью называть русским Эдисоном, во многих изобретениях опередившим Запад. Страна нуждалась в таком герое: в то время Советский Союз технологии главным образом импортировал. Да и инженеров отечественной школы критически не хватало, каждый дельный специалист был «взят на карандаш» в Совнаркоме. К тому же в стране начиналась индустриализация, о ней ежедневно рапортовали газеты. Всё популярнее становилась авиация и ее герои. А Циолковский показывал самую высокую цель прогресса — космическую. «Мой дирижабль признан особенно важным изобретением. Для исследования реактивного движения образовались ГИРД и институт. О моих трудах и достижениях появлялось много статей в газетах и журналах», вспоминал Циолковский.
Циолковский был убеждён, что можно существовать на любой планете, стоит только приноровиться. Этому помогут технический прогресс и эволюция. Когда-нибудь природа победит всё низменное — и наши далекие предки станут разумными и справедливыми существами, будь то люди, животные или растения. Утопия? Но без идейной основы, без понимания, что он служит некоему далекому счастливому будущему, Циолковский считал бы свою жизнь бессмысленной и вряд ли с такой страстью занимался бы подготовкой межпланетных путешествий. Он действовал осмысленно.
Недаром все наши покорители космоса часто цитировали такое высказывание Циолковского: «Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Идея космического лифта — прорыва в будущее, в незнаемое — вот это пробуждало азарт. Себя он считал двигателем прогресса — человеком, который сумел заглянуть в будущее, обогнать современников и показать им, что на земле возможна не только обывательская рутина, но и жизнь, посвященная завтрашнему дню, который непременно будет фантастически ярким!
Что он оставил после себя? Сотни идей, ворох фантастических романов и чертежи, бесконечные чертежи... Циолковский обосновал применение реактивного принципа для полетов в таинственное межпланетное пространство, первым рассчитал возможность достижения космических скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет, наконец, разработал идею многоступенчатых ракет, которая чрезвычайно помогла Сергею Королёву и его единомышленникам в 1950-е годы. Калужского гения называли отцом космонавтики называли уже вполне официально, в том числе в школьных учебниках.
Предвидения Циолковского оказались значительно смелее реальности. Ни в ХХ веке, ни сегодня мы не сумели воплотить и сотой доли его космических грез. Многие из них, наверное, так и останутся в разряде невыполнимого. Но десятки важнейших идей Циолковского превратились в реальность.
- Разработал теорию межпланетных полётов;
- основатель ракетостроения предложил
особое ракетное топливо;
- разработал модели ракет;
- предложил создавать орбитальные
космические станции.
Вечный мечтатель, он, как оказалось, многое предсказал с пугающей точностью. «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... Он русский... По профессии, вероятнее всего, летчик... У него отвага умная, лишённая дешевого безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола», — писал Циолковский в 1935 году, когда Юрию Гагарину ещё не исполнилось и одного года от роду.
Недаром и Гагарин, и Королёв повторяли, что в космос их позвал Циолковский. Стоило советским ракетчикам, которые считали себя учениками Циолковского, открыть космическую эру — как слава первопроходца стала по-настоящему всенародной. Памятники, музеи, массовые переиздания его книг... Нет сомнений, что изобретатель был бы и смущён, и счастлив, если бы сумел заглянуть в будущее и увидеть эти монументы славы. Но, возможно, он огорчился бы, узнав, что мы всё ещё не прорвались в дальний космос, что не изменили человеческую природу, что разучились мечтать так, как мечтал глуховатый калужский чудак.
18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал ещё никто.
«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать своё собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьётся моё сердце, я слышал моё дыхание», — Алексей Леонов
Алексей Леонов родом из небольшой деревушки Листвянка Кемеровской области. Он родился 30 мая 1934 года в обычной многодетной семье. В это село в своё время сослали его деда – тот был активным участником революции 1905 года. Спустя некоторое время к нему приедет семья, которая оставалась в Донбассе. Отец будущего космонавта – Архип Леонов ранее работал шахтёром, а после переезда устроился на работу в колхоз. Мама – Евдокия Леонова (Сотникова) устроилась в школу учительницей.
Так сложилось, что Алексей пошёл в школу только в девятилетнем возрасте. Ещё в начальных классах он пристрастился к рисованию. Аттестат об окончании средней школы парень получал в Калининграде в 1953-м. На тот момент он отлично разбирался в строении самолетов, их двигателей и теории осуществления полётов. Он освоил эти знания самостоятельно, благодаря конспектам старшего брата – студента авиатехникума.
Потерпев неудачу, Алексей решил попробовать себя в другом любимом деле – авиации. По комсомольскому набору он попал в кременчугскую авиационную школу. Молодой человек учился там два года, и в 1955-м поступил в высшее Чугуевское авиационное училище, из которого вышел дипломированным лётчиком-истребителем. В 1957 году его распределили в десятую гвардейскую авиационную дивизию в Кременчуге, потом в 1959-м перевели в Германию, в ограниченный контингент советских войск, где он прослужил до 1960 года. Осень 1959-го внесла свои коррективы в биографию будущего космонавта. Именно тогда он встретил полковника Карпова, который в то время руководил ЦПК – Центром подготовки космонавтов. Тот пригласил Леонова на отборочную комиссию в Сокольники, где Алексею посчастливилось познакомиться с Юрием Гагариным, будущим первым космонавтом и настоящим другом.
Последнее наставление Королева запомнилось Алексею Архиповичу на всю жизнь: «Ты там на рожон не лезь. Не мудри. Просто выйди из корабля, помаши нам рукой и — назад». Сергей Павлович считал, что нужно немного охладить Леонова, который вообще-то любил рискнуть.
Космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев в кабине КК перед стартом Байконур, 18 марта 1965 год.
Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полёта, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х ещё не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта), позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая верёвка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле всё, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.
Космонавт Алексей Леонов в открытом космосе во время полета КК,
18 марта 1965 год
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звёзды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи учёных, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.