СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

17.Кодирование сообщений

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для подготовки к ОГЭ И ЕГЭ  по информатике

Просмотр содержимого документа
«17.Кодирование сообщений»

Кодирование сообщений. Комбинаторика.

Что нужно знать:

  • мощность алфавита M – это количество символов в этом алфавите

  • если алфавит имеет мощность M, то количество всех возможных «слов» (символьных цепочек) длиной N (без учета смысла) равно

  • для двоичного кодирования (мощность алфавита M – 2 символа) получаем известную формулу:

  • таблица степеней двойки, она же показывает, сколько вариантов Q можно закодировать с помощью K бит:

K, бит

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Q, вариантов

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

Пример задания:

Азбука Морзе позволяет кодировать символы для сообщений по радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов (цифр, букв, знаков пунктуации и т. д.) можно закодировать, используя код азбуки Морзе длиной не менее четырёх и не более пяти сигналов (точек и тире)?

Решение:

  1. согласно условию, алфавит содержит только два знака – точку и тире1

  2. «не менее четырёх и не более пяти сигналов» означает, что нужно определить количество всех 4- и 5-буквенных слов в двоичном алфавите

  3. количество 4-буквенных слов равно 24 = 16, а количество 5-буквенных 25 = 32

  4. поэтому общее количество 4- и 5-буквенных слов равно 16 + 32 = 48

  5. ответ: 48.



1 Не для ЕГЭ: здесь не учтено, что код Морзе – неравномерный, и для того, чтобы отделить одно кодовое слово от другого при передаче между ними делается пауза.