Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: Вита-пресс, 2014
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 5 – 6 классов в сфере экономики семьи.
Цель: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовыхотношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вразных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансоваяграмотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поисковогохарактера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поискинформации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимостиот поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различныхточек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватнооценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства вэкономике семьи;
• формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
• соотнесение собственного поведения и поступков других людей в экономической сфере с нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации;
• понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
• приобретение знаний и опыта применения полученных знанийи умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождениепутей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни обществаи формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Учебно-тематический план
Наименование темы | Общее количество часов |
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Практикум-игра "Где ты встречаешься с экономикой" | 1 |
Раздел 1: Доходы и расходы семьи | 14 |
Беседа «Деньги» | |
Творческое задание Постер «Бартер» | |
Беседа «Доходы семьи» | |
Творческая работа: диаграмма связей «Доходы семьи» | |
Дискуссия «Профессии XXI в.» | |
Беседа «Расходы семьи» | |
Дискуссия «Как сократить расходы семьи» | |
Экономическая игра "Доходы и расходы" | |
Беседа «Семейный бюджет» | |
Игра «Рациональная покупка» | |
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги» | |
Игра ЖЭКА | |
Дискуссия «Почему нужно планировать семейный бюджет?» | |
Раздел 2: Риски потери денеги имущества и как человекможет от этого защититься | 5 |
Беседа «Особые жизненные ситуациии как с ними справиться» | |
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов» | |
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». | |
Исследование:«Таинственные аббревиатуры» | |
Ролевая игра«Семейный бюджет» | |
Раздел 3: Семьяи государство: как они взаимодействуют | 5 |
Беседа «Налоги» | |
Деловая игра «Что такое налоги и зачем их платить» | |
Беседа «Социальные пособия» | |
Проект «Государство — это мы!» | |
Раздел 4: Финансовый бизнес:чем он можетпомочь семье | 7 |
Беседа: «Банковские услуги» | |
Игра: «Парк банковских услуг» | |
Творческое задание «Банковские услуги». | |
Беседа «Собственный бизнес» | |
Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». | |
Деловая игра "Безработные и предприниматели" | |
Беседа «Валюта в современном мире» | |
Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» | 1 |
Конференция по итогам кружка «Финансовая грамотность». | 1 |
| |
Итого часов: | 34 |
Содержание программы
Вводное занятие 1 час.
Теория 0,5 часа. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Практика 0,5 часа. Практикум-игра "Где ты встречаешься с экономикой".
Раздел 1: Доходы и расходы семьи 14 часов.
Теория 5 часов. Обсуждение выгоды обмена и причины появления денег. Знакомство с различными формами денег и областями их использования. Знакомство с различными источниками доходов семьи, рассмотрение причины различий размеров доходов у разных семей. Обсуждение направлений расходов семьи и обсуждение того, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов. Сравнение соотношения доходов и расходов и понимание последствий их неравенства или равенства;
Практика 9 часов. Творческое задание: Постер «Бартер»; творческая работа: диаграмма связей «Доходы семьи»; дискуссия «Профессии XXI в.»; беседа «Как сократить расходы семьи»; экономическая игра "Доходы и расходы"; игра «Рациональная покупка»; решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги»; игра ЖЭКА; дискуссия «Почему нужно планировать семейный бюджет?»
Раздел 2: Риски потери денеги имущества и как человек может от этого защититься5 часов.
Теория 2 часа. Рассмотрение непредвиденных ситуации, требующие дополнительных расходов, и понимание, как можно смягчить их последствия. Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».
Практика 3 часа. Исследование:«Таинственные аббревиатуры»; ролевая игра«Семейный бюджет».
Раздел 3: Семья и государство: как онивзаимодействуют5 часов
Теория 3 часа. Рассмотрение того, что государство собирает налоги длявыполнения своих функций и социальной поддержки.
Практика 2 часа. Деловая игра «Что такое налоги и зачем их платить»; Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4: Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 5 часов
Теория 3 часа. Рассмотрение видов банковских услуг для физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи. Знакомство с понятием предпринимательской деятельности и основных проблемах малого бизнеса. Обсуждение основных валют и знакомство с тем, как определяется валютный курс.
Практика 2 часа. Игра: Парк банковских услуг; творческое задание «Банковские услуги»; сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки»; деловая игра "Безработные и предприниматели".
Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» 1 час
Заключительное занятие 1 час: Конференция по итогам кружка «Финансовая грамотность».
Формы оценивания.
Текущая аттестация:
Устный опрос;
письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
Тестовое задание;
Решение задач;
Решение кроссворда и анаграммы;
мини-исследование;
Графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей;
Аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов;
Доклад;
Творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
Кейс;
Ролевая игра;
Викторина;
Тест.
Внеурочная деятельность:
Исследовательская работа;
Творческая работа;
Проект: групповой и индивидуальный.
Учебно – методическое и материально –техническое обеспечение курса.
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
Сайт «РАНХиГС» Банк методических разработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/
Сайт «Игра ЖЭКА» http://igra-jeka.ru/
Сайт МинФин России https://www.minfin.ru/ru/
вашифинансы.рф;
fmc.hse.ru;
хочумогузнаю.рф
Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —http://zanimatika.narod.ru/
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
http://www.banki.ru/products/deposits/
http://www.sravni.ru/vklady/
http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
http://www.ndscalc.ru/
12