С це н а рий за нят и я
милосердие
взаимопомощь
МИССИ Я - МИЛО С ЕРДИЕ
ко Дню волонтера
5-7 классы
взаимоуважение
2 декабря 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«МИССИЯ-МИЛОСЕРДИЕ (КО ДНЮ ВОЛОНТЕРА)»
Цели занятия. Формирование у обучающихся понимания милосердия как важной духовно-нравственной ценности и добровольчества как общественно значимой деятельности, воспитание уважительного отношения к людям, оказывающим помощь на безвозмездной основе, развитие стремления совершать добрые дела и осознания личного вклада в развитие нашей страны.
Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Основные смыслы. Милосердие – это способность проявлять заботу и поддержку тем, кто в этом нуждается.
Развитие каждым человеком в себе готовности оказать помощь, проявить сострадание, позволяет нашему обществу жить по законам взаимопомощи и уважения.
Волонтерство – это осознанный выбор человека помогать безвозмездно,
руководствуясь стремлением сделать мир лучше. Каждое доброе дело, даже небольшое, имеет значение. Вместе волонтеры создают позитивные перемены, которые не только помогают конкретным людям, но и вдохновляют окружающих на помощь и добрые поступки.
Российское общество имеет глубокие традиции милосердия, восходящие к многовековой культуре взаимопомощи.
Продолжительность занятия: 30 минут
Партнер занятия: Ассоциация волонтерских центров (Добро.рф)
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- презентация.
СЦЕНАРИЙ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Саши Новикова.
Учит е ль. Ре б ята, сег о д ня ш нее з а н ятие я х оте л а б ы начать с о стихотворения Людмилы Константиновны Татьяничевой «Не для себя».
Демонстрация видеоролика на стихи Л.К. Татьяничевой «Не для себя»
Не для себя
Деревья плодоносят.
И реки чистых вод своих Не пьют.
Не просят хлеба для себя
Колосья.
Дома не для себя Хранят уют…
Себя мы с ними
Сравнивать не будем, Но каждый знает, Эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаёшь
Ты людям,
Тем радостней живёшь И для себя!
Учитель. Как вы думаете, о чём это стихотворение? Как оно связано с темой предыдущего занятия?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, это стихотворение о заботе, бескорыстии и любви к людям, о том, что забота об окружающих делает нашу собственную жизнь полнее и насыщеннее.
Сегодня мы поговорим о ценности, неразрывно связанной с желанием помогать людям, – милосердии. Вслушайтесь в само слово – мило … сердие,
«милость» и «сердце». Что означает сочетание этих слов? Что для вас значит проявлять милосердие к кому-то?
Ответы обучающихся.
Учитель. В продолжение обсуждения предлагаю послушать размышления о милосердии известного российского литературоведа Мариэтты Чудаковой.
Демонстрация видеоролика «Милосердие» (М. Чудакова)
А что такое – милосердие?
Знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный ещё в позапрошлом веке Владимиром Ивановичем Далем, поясняет: «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость».
Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания: «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года называли не медсестра, а – сестра милосердия. А раненые солдаты чаще обращались – сестричка!
Потому что без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за
больными.
Милосердие – умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство – дар, то есть – не всякому дано.
На самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может
всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко, ни холодно!»
Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или
холодом до самых костей – и тогда он вдруг поймёт, что к чему...
Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать – и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь.
Ну и слова милость, миловать – того же корня и смысла.
Учитель . Ребята, с какими чувствами неразрывно связано само милосердие и его проявление? По каким поступкам человека мы можем понять, что этому человеку свойственно милосердие? Приведите примеры проявления милосердия.
Ответы обучающихся.
Учитель . В годы Крымской войны известный русский хирург Н.И. Пирогов впервые в помощь врачам и санитарам для ухода за ранеными солдатами привлек женщин-добровольцев, которых стали называть сестрами милосердия. Эти женщины выполняли почти ту же работу, что и санитары, то есть помогали врачам и обеспечивали уход за ранеными.
Как вы думаете, что отличало сестер милосердия? Почему именно так стали называть их солдаты?
Ответы обучающихся.
Учитель. Мариэтта Чудакова считает, что милосердие – это особый дар, и уточняет, что в отличие от других даров, которые не всем даны, милосердие присуще каждому человеку, просто у кого-то оно может никогда не проявиться.
А как вы считаете? Каждый ли человек может быть милосердным?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий . Важно, чтобы в ходе обсуждения у обучающихся сложилось понимание, что проявление милосердия – это всегда помощь, идущая от сердца, от внутреннего порыва, особого душевного расположения, и внутренней любви к людям. При подлинном милосердии человек никогда ничего не ждет взамен.
Милосердие – это когда ты делаешь больше, чем должен, при этом вкладываешь «частичку себя», своего душевного тепла. Обязанность пожалеть / улыбнуться / сказать добрые приветливые слова не прописана в законах, но если человек делает по отношению к другому человеку чуть больше, делится сердечным теплом, то тут и начинается дорога милосердия.
Часть 2. Основная.
Учитель. Наша страна имеет многовековые традиции милосердия. Во все времена любовь к ближнему и традиции взаимопомощи оставались важнейшими ценностями российского народа, объединяя нас перед лицом любых трудностей и испытаний.
Дополнительно учитель может показать обучающимся ролик Института Воспитания «Традиции взаимопомощи и милосердия в России».
Учитель. И сегодня традиции милосердия продолжают жить в России. Различные благотворительные фонды и волонтерские организации оказывают помощь и поддержку тем, кто в ней очень нуждается.
Один из таких фондов – фонд помощи пожилым людям и инвалидам
«Старость в радость». Руководитель фонда Елизавета Олескина поделится с нами своими мыслями о том, как важно поддерживать тех, кто нуждается в заботе и внимании, а также расскажет о проектах фонда.
Демонстрация интервью с федеральным спикером.
Учитель. Люди, готовые ежедневно помогать другим, беззаветно и искренне, такие как Елизавета Олескина и её команда, вызывают безграничное чувство уважения и благодарности.
Настоящим ангелом милосердия, была и Елизавета Петровна Глинка.
Ребята, что вы слышали об этом человеке?
Ответы обучающихся.
Учитель, демонстрация презентации . Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, – врач-реаниматолог, посвятившая всю свою жизнь тяжелобольным детям. Она вывозила из Донбасса детей с пороком сердца, онкологией и другими тяжелыми заболеваниями, помогала больным детям в Сирии, организовывала доставку лекарств и гуманитарной помощи в госпитали. Помогала Елизавета Глинка и взрослым людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Доктор Лиза погибла в 2016 году при крушении самолета, доставлявшего очередной гуманитарный груз. Но ее имя живет в сердцах тех, кому она отдала часть своей сердечной теплоты, заботы и помощи.
Учитель. Ребята, мы не случайно говорим о миссии милосердия накануне важного дня – Дня волонтера, который отмечается в нашей стране 5 декабря.
Ежегодно в рамках Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ Президент России Владимир Владимирович Путин в этот день
вручае т на г р а ду л учше м у в о л о нт е р у с т р а ны - п о б е дите л ю П ре м ии #МЫВМЕСТЕ.
Как связаны между собой волонтерство и милосердие? Почему важно помогать людям от чистого сердца, не ожидая награды?
Ответы обучающихся
Учитель. Вы правы, в основе волонтерской деятельности лежит желание сделать мир вокруг лучше, добровольно и бескорыстно помочь тем, кто особенно нуждается в помощи, и значит, проявить милосердие. Люди становятся волонтерами потому, что хотят искренне помочь другим, проявляя заботу о тех, кому нужна поддержка.
Мы с вами знаем, что не всегда дела волонтеров связаны с заботой о людях, это может быть и забота о природе. Думаю, не все сразу готовы
проявлять милосердие, делиться теплом своего сердца, поэтому начинают с участия в тех проектах, где это пока не обязательно, но при этом уже появляется привычка делать что-то бескорыстно, без награды и поощрения. Это как ступеньки на пути к раскрытию своего дара милосердия.
Учитель. Волонтерская деятельность не является обязательной, но людей, готовых по велению своего сердца дарить добро другим, с каждым годом в нашей стране становится все больше.
Давайте посмотрим, как развивалось волонтерское движения в России за последние 10 лет.
Просмотр видеоролика «10 лет АВЦ»
Учитель . На уровне государства волонтерству придается особое значение и оказывается всесторонняя поддержка. Почему, на ваш взгляд, такое значение для нашего общества в целом имеет волонтерское движение?
Ответы обучающихся
Учитель . Как меняется мир вокруг нас, когда каждый человек делает хоть небольшое, но доброе дело? Как меняемся мы сами, совершая добрые дела?
Ответы обучающихся.
Учитель . Ребята, каждое, даже самое маленькое доброе дело может
оказать реальную поддержку тем, кто в этом нуждается, и подарить радость
окружающим. Помогая другим, мы помогаем и самим себе – учимся быть более чуткими, внимательными и открытыми, делаем мир вокруг нас лучше и счастливее!
Игра «Марафон добрых дел»
Учитель . Предлагаю подумать, какие добрые дела вы можете делать уже сейчас. Разделитесь, пожалуйста, на команды по 4-5 человек.
Я буду показывать вам карточку с направлением волонтерской деятельности, ваша задача – подумать, какие добрые дела очень ждут вашего участия. Готовы?
Команды по очереди называют по одному доброму делу, которое им под
силу в том или ином направлении деятельности.
Перечень карточек
- Помощь и поддержка пожилых людей
- Помощь бездомным животным
- Помощь и поддержка детей в больницах
- Поддержка участников СВО
- Помощь в защите природы
- Помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья
Учитель . Ребята, вы большие молодцы! Мне кажется, что от того количества добрых дел, которые вы предложили, у нас даже стало как-то светлее в классе. А давайте подумаем, что из этого мы могли бы с вами реально сделать все вместе в ближайшее время?
Обсуждение, обмен мнениями.
Часть 3. Заключительная.
Учитель . На прошлых занятиях мы с вами знакомились с платформой, которая объединяет людей, желающих сделать наш мир лучше, на ней каждый может найти волонтерский проект по душе.
Как называется российская платформа добрых дел?
Ответы обучающихся.
Учитель . Как вы думаете, сколько волонтеров объединяет платформа Добро.рф?
Ответы обучающихся.
Учитель . Более 7 млн человек, а в целом в нашей стране число волонтеров превышает 15 млн, и я уверен(а), что их число будет только расти.
Учитель . Возможно, кто-то из вас не просто зарегистрирован на платформе Добро.рф, но и с помощью нее смог найти единомышленников и принять участие в реализации какого-то доброго дела. Поделитесь своим опытом.
Ответы обучающихся.
Учитель . Ребята, для тех, кто хотел бы присоединиться к волонтёрскому движению, но не знает, с чего начать, Движение Первых и Добро.РФ разработали специальный онлайн-курс, пройти который можно в любое время на сайте добро.будьвдвижении.рф и добро.университет – демонстрация презентации .
Сегодня начинается неделя просвещения #МЫВМЕСТЕ, организованная
Ассоциацией Добро.рф и Российским обществом «Знание». Присоединяйтесь к лекциям о социальной активности, благотворительности и экосистеме социального развития Добро.рф.
Учитель . Ребята, совершать серьезные добрые поступки не всегда просто – важно понимать, что именно является настоящим добрым делом, как его правильно осуществить, чтобы достичь нужного результата, и как сделать так, чтобы ваша помощь была принята теми, кому она предназначена. Но всему этому можно научиться!
Главное – иметь желание идти по пути добрых дел, начинать с того, что вам под силу, что не требует специальных знаний и сложных навыков, и со
временем усложнять для себя задачу. Одно мы знаем точно: каждый из нас способен наполнить наш мир добром и милосердием.
Давайте вместе делать этот мир лучше!
ПОСТРАЗГОВОР
Участие в мероприятиях Всероссийской акции «День добровольца.
Первые» ( см. презентацию в доп. материалах ).
Прохождение онлайн-курса по добровольчеству от Движения Первых и
Добро.РФ https://добро.будьвдвижении.рф/courses
Прохождение онлайн-кураса «Навыки волонтерской детальности для участников Движения Первых» https://edu.dobro.ru/courses/145/
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость.
История. Принятие христианства.
Литература. В.Г. Короленко «Дети подземелья», А.И. Куприн. Рассказ
«Чудесный доктор», А. Гайдар «Тимур и его команда», В.П. Катаев «Сын полка», В. Распутин «Уроки французского», Ю.Я. Яковлев «Девочки с
Васильевского острова», Б.П. Екимов «Ночь исцеления» и др.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- 10 лет Ассоциации Добро.рф https://avc10.dobro.ru/
- Добро.Медиа https://dobro.press/
- Презентация проекта «Благо твори» https://добро.будьвдвижении.рф/
- Презентация проекта «Волонтерские отряды Первых»
https://добро.будьвдвижении.рф/volunteersquads
- Материалы для первичных отделений волнтерских отрядов Первых
- https://nextcloud.rddm.team/index.php/s/TKyHftHnkEtrXZw
- Как стать волонтером? https://welcome.dobro.press/
- Как работать с волонтёрским движением в школе https://teachers.dobro.press
- Фильм «Николай Пирогов. Доктор Милосердия» https://rutube.ru/video/57ef3b57d74986fb4a391eaed7d00570/?r=wd
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность участникам добровольческих движений за возможность помочь другим и ощутить ценность каждого доброго дела. Развитие в себе милосердия и ответственности за окружающий мир через безвозмездную помощь и заботу о нуждающихся.