Слайд № 6. Используется шторка, которая открывает строки таблицы. 1. Организует работу, направленную на понимание сюжета сказки. - Поскольку мы с вами не только читаем, но и занимаемся исследованием, постараемся ответить на вопросы: - Если её написал автор, то какая это сказка? - К какому виду сказок она принадлежит? - Без чего не может существовать волшебная сказка? - Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке “Кот в сапогах”. - Без чего еще не может существовать волшебная сказка? (Волшебные превращения). Сколько раз Людоед превращался в животных и в каких? - Есть ещё другие мнения по поводу того, без чего не может существовать сказка? (Без злых и добрых героев) - Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя? - Что главным является в произведении? (Сюжет) - Назовите трёх сестёр сюжета. (Завязка. Кульминация. Развязка). Работа в парах. Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке. Есть ли автор? | Авторская | Народная | Вид сказки | Волшебная | Бытовая | О животных | Признаки волшебной сказки | Волшебные предметы | Волшебные превращения | Добрые и злые герои | Волшебный помощник | Сюжет сказки | Завязка. | Кульминация. | Развязка | - Какой вывод вы можете сделать по результатам исследования? - Чему учились? О чем узнали? Для чего еще можно использовать получившуюся таблицу? Слайд № 7. 2. Организует работу, направленную на понимание характеров героев, их роли в сказке. Характеристика героев сказки. - Назовите главных героев сказки. - Определите, какой персонаж обладает данными качествами. Распределите качества на группы. Как эти качества проявляются в поступках героев? Подтвердите это чтением отрывков из сказки. Кот в сапогах | Хозяин кота | | | | | Хитрый Добрый Ловкий Послушный Предприимчивый Деятельный Сообразительный Нерешительный Заботливый Дальновидный Унылый Решительный Недальновидный Красивый Мал телом, да велик делом. Пришла беда, отворяй ворота. Наш пострел везде успел. Много спать - дела не знать. - Как вы думаете, сложилась бы так удачно судьба младшего брата, если бы не кот? Почему так считаете? Что могло помешать ему осуществить мечту о богатстве? - Какие черты характера можно взять у кота и предложить развивать Маркизу де Карабасу, например? А всем людям нужны эти черты характера? - Достоин ли герой иметь такого помощника? Почему так считаете? - За что же сын мельника получат всё на блюдечке с голубой каемочкой? - Как вы думаете, что главнее деньги, богатство или ум, смекалка? - Составите словесный портрет Кота в сапогах. (Внешний вид и черты характера) Докажите словами из текста. - Изобразите героев так, чтобы другие ученики могли отгадать ваш персонаж. Необходимо выделить характерные особенности данного героя. Герои: 1. Людоед; 2. Кот в сапогах; 3. Бедняга - младший брат. 3. Организует работу по определению главной мысли произведения. (мозговой штурм) Слайд № 8. - Чему же учит сказка? Подумаем над этим вопросом вместе. - Подумайте, 1) по какой причине дружат хозяин и кот?; 2) в каких поступках проявляется?; 3) определите, чему учит сказка. Соберите из имеющихся деталей цепочки «причина-факт-вывод» - Чему учит сказка? Слайд № 9. - Определите, какие поступки отличают настоящего друга. Предложите несколько вариантов для заполнения кластера «Настоящий друг» (работа в группе) | 1. Отвечают на вопросы учителя, заполняют совместно таблицу, с опорой на таблицу называют главные признаки сюжета сказки. 2. Работая в паре, находят завязку, кульминацию и завязку сказки. 3. Проводят рефлексию по первому этапу урока. 4. Работают с таблицей, на основе составленной таблицы, дают характеристику героям, сравнивают и сопоставляют героев, делают выводы по результатам сравнения. 5. Проводят рефлексию по второму этапу познавательной деятельности. 6. Определяют основную мысль сказки через систематизацию и обобщение информации по содержанию сказки. 7. Заполняют ячейки кластера, на основе выполненной работы отвечают на вопрос: кого мы называем настоящим другом? 8. Проводят рефлексию по третьему этапу урока. |