Мотивация:
- Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок математики проведу у вас я, Екатерина Андреевна.
- Откройте тетради и запишите число, классную работу. На забывайте, что слово «Классная» пишем с заглавной буквы, также не забывайте о удвоенной согласной. Слово «работа» словарное, и безударная гласная «а» ударением не проверяется, его написание нужно запомнить.
Читает стихотворение-загадку:
-
Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос, о скольких ватрушках говорится в стихотворение.
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо – совсем позабыла.
Две штучки – для внучки,
Две штучки – для деда,
Две штучки – для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
– А вы бы смогли помочь старушке?
– Сколько ей надо испечь ватрушек?
– Что вам помогло справиться с заданием?
– Где могут пригодиться вычислительные умения?
- Молодцы, все верно.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок-путешествие, по волшебной стране «Математика». И отправимся мы в путешествие на паровозике. Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда вперед
Актуализация.
- Итак первое сказочное место, которое мы посетим, это пещера, которую прозвали «Повторение – мать учения».
- Как думаете, что мы будем здесь делать? Верно повторять.
- Скажите, что вы узнали и чему научились на прошлом уроке?
- Сейчас я проверю, на сколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.
- Что такое деление?
- Каким знаком обозначают действие деление?
Молодцы!
- Женя, скажи, что значит поделить предмет пополам?
- Я предлагаю вам выполнить задание на карточках в парах. Вы помните правила работы в парах? Они представлены на слайде.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Ваша задача найти значение числовых выражении. Ответ запишите прямо на карточке. Вижу, что все закончили, проверим. Сверьте работу с эталоном на слайде.
4:2=
6:2=
8:2=
10:2=
- У кого получилось также поднимите руку. Молодцы! Я могу сделать вывод, что на прошлом уроке вы хорошенько потрудились. Отправляемся дальше.
Постановка проблемы
- Куда же это мы попали, это же роща под названием «Тяжело в учении-легко в бою»
- Когда, я шла к вам на урок, мне передали письмо от Лесовичка, который живет в этой роще. И вот что он нам пишет.
«Здравствуйте, ребята, недавно в моей роще случился спор между зайцем, белкой и дятлом. Они не могли поделить 6 шишек между собой. Заяц говорил, что ему должно достаться 4 шишки, так как он самый быстрый, белка говорила, что ей должно достаться все 6 шишек, так как она самая красивая, дятел говорил, что нужно поделить всё поровну, все согласились с ним. Но дело в том, ребята, что никто из них не умеет считать и они не знают, как разделать 6 шишек поровну между зайцем. Белкой и дятлом.. Помогите пожалуйста. С нетерпением жду вашего ответа.»
- Ребята, поможем Лесовичку?
- А вы знаете, что значит делить поровну?
Целеполагание
- Сегодня, мы продолжим изучать деление на равные части, через решение задач. И познакомимся с делением поровну
- Скажи, Вова, что мы будем делать на уроке? Чтобы ответить на этот вопрос, используй слова-помощники на слайде.
Вспомним
Узнаем
Научимся
- Итак, ребята, сегодня мы вспомним как выполнять деление на равные части. Узнаем, как делить поровну. Научимся выполнять деление поровну опираясь на сюжет задачи.
ОНЗ
- Чтобы помочь Лесовику мы должны научиться делить поровну. Для этого мы с вами отправимся в логово Кощея Бессмертного. Потому что раз он Бессмертный значит много знает.
- (слайд 6)
Ребята, прослушайте песню и попробует ответить на вопрос, что значит делить поровну. Молодцы!
- Сравните задачи, представленные на слайде.
- Ольга, прочитай 1 задачу. Гоша, прочитай 2 задачу.
6 яблок разложили по 3 яблока на каждую тарелку. Сколько получилось тарелок с яблоками?
6 яблок разложили в 3 тарелки поровну. Сколько яблок положили на каждую тарелку?
- Что общего в задачах, Марина? В чем разница, Паша? Как решается 1 задача, что нужно сделать, чтобы найти ответ задачи?
- Верно. В первой задачи мы количество яблок делим пополам, то есть на две равные части. Вы уже умеете решать такие задачи.
- Во второй же задачи нам необходимо количество яблок поделить поровну на 3 тарелки. То есть для решения задачи надо узнать, сколько раз по 3 содержится в шести. Поэтому эта задача решается делением.
- Подумайте, как нужно разложить яблоки поровну в три тарелки? Кто готов ответить? Сколько потребуется взять яблок сначала? Почему?
- Положим по одному яблоку на каждую тарелку.
- Каким будет наш следующий шаг, Иван?
- Чтобы положить ещё по одному яблоку на все тарелки, надо снова взять 3 яблока. (СЛАЙД 7)
- Итак, мы выяснили, что эта задача решается делением.
- Записываем решение задачи. Ирина идет записывать решение на классной доске
6:3=2 (ябл.)
Ответ: 2 яблока положили на каждую тарелку
- Ребята, у вас есть вопросы по решению. Вам всё понятно?
- А что, если изменить количество яблок на 8, а количество тарелок на 4. Алгоритм решения будет тот же, Максим? Какой ответ у нас получиться, Лена? Почему ответ получился таким же, как предыдущий? Верно, потому что мы делили поровну. То есть определяли сколько раз по 4 содержится в 8. Выяснили что в 8 содержится 2 раза по 4.
- Молодцы, теперь вы знаете, как делить поровну.
- Значит пришло время помочь Лесовичку.
- Напомните, о чем нас просил Лесовик? Верно он просил нас разделить 6 шишек между белкой, зайцем и дятлом, то есть определить по сколько шишек получит каждый из них. Решите эту задачу в тетрадях. Кирилл, выйди к доске и запиши решение.
- Во время работы на забывайте следить за посадкой
- Готовность покажите посадкой.
- Вижу, что все закончили.
- Кирилл (ребёнок, работающий у доски), скажи, как ты решал эту задачу? Молодец!
- У всех получилось, как у Кирилла? Прекрасно, всех хвалю.
- Какой вывод можно сделать? Мы можем сказать, что если в задаче надо что-то разделить поровну и на равные части, мы выполняем действие деление?
Отправляемся дальше
Первичное закрепление
- Ребята, посмотрите-ка куда нас привела дорожка, прямиком к Бабе-Яге.
- Интересно, что же нам приготовила эта сказочная женщина. У меня есть от нее свиток.
«Хо-хо-хо, как же хорошо, что вы попали ко мне. Я так давно не ела маленьких детей. Но перед обедом лучше нагулять аппетит, поэтому я приготовила вам задание, если не справитесь с ним, то я вас точно съем, если выполните, что отпущу вас восвояси.»
(приложение 2)
- Ребята, она приготовила задание, которое вам нужно будет выполнить в парах.
- Задание заключается в следующем. Обратите внимание на партах у вас лежат домики, в которых живут сказочные существа. В каждом окне написано числовое выражение, найдите их значение. Одну пару я порошу выйти и выполнить это упражнение на классной доске.
*примеры
6:2=
6:3=
8:2=
8:4=
10:2=
10:5=
- Готовность покажите посадкой. Вижу, что все справились. Сверьтесь с классной доской. Поднимите солнышко, если вы выполнили задание так же, тучку, если допустили ошибку.
- Молодцы! Вижу, что тучку никто не поднял.
- Мы справились с заданием, поэтому избежали участи быть съеденными
Физминутка
Самостоятельная работа
- Отправляемся дальше. Итак, мы очутились на озере знаний.
- Здесь нам предстоит выполнить самостоятельную работу и проверить на сколько хорошо усвоен материал.
- На партах у вас лежат карточки с самостоятельной работой. В 1 заданий вам нужно дополнить рисунок к задаче и записать решение. Во 2 заданий нужно прочитать задачу и записать решение. (карточка №3)
- Выполните как можно больше заданий. Здание выполняйте прямо на карточке. Готовность покажите посадкой.
- Если у вас возникнут вопросы, то поднимите руку и я к вам подойду. Приступайте к выполнению.
Самостоятельная работа
Дополни рисунок к задаче и реши ее.
10 апельсинов разложили на 2 тарелки поровну. Сколько апельсинов на каждой тарелке?
Реши задачу
6 морковок надо разделить между тремя кроликами поровну. Сколько морковок получит каждый кролик?
- Вижу, что все выполнили. Проверьте 1-2 задание по эталону на слайде. Поставьте напротив заданий «+» если задание выполнено правильно. «-», если допущены ошибки.
- Молодцы.
- Нарисуйте на карточках солнышко, если задания вам понравились, вам было интересно, и вы справились со всеми заданиями. Нарисуйте тучку, если вам было сложно и неинтересно. Вложите карточку в тетрадь. Вечером я проверь ваши работы и поставлю отметки.
Включение в систему знаний
- Ребята, представьте, что вы все работаете в ателье. И вам поступил заказ: сшить халаты для докторов. Работа подходит к концу, осталось пришить пуговицы. Ваша задача, выяснить, на сколько халатов хватит пуговиц, которые у вас есть. А в тетради записать решение. Работать будем по рядам. Я буду читать задачу, задача ряда решить задачу, поднять руку и дать ответ. Выкрикивать с места запрещается. Отвечать можно только по поднятой руке. Всё ясно? Тогда приступим.
У вас есть 4 пуговицы – на каждый халат вы должны пришить по 2. На сколько халатов хватит пуговиц. (детям выдано 2 халата). 4:2=2
У вас 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3. На сколько халатов хватит пуговиц? (детям выдано 3 халата). 6:3=2
У 3 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2. На сколько халатов хватит пуговиц? (детям выдано 4 халата). 6:2=3
У вас есть 8 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2. На сколько халатов хватит пуговиц? (детям выдано 5 халатов). 8:2=4
У вас есть 9 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3. На сколько халатов хватит пуговиц? (детям выдано 4 халата). 9:3=3
У вас есть 10 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2. На сколько халатов хватит пуговиц? (детям выдано 6 халатов). 10:2=5
- Молодцы! Вы давали только верные ответы
Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу. И мы с вами подходим к последнему месту, которое мы посетим. Это замок короля страны «Математика».
- Король передал мне для вас медали. Я их вам вручу чуть позже. Сначала я хочу у вас спросить, что нового вы узнали на уроке?
- Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Достигли ли поставленной цели?
- Ребята. На партах у вас лежат смайлики. Подойдите к паровозику и положите вот в этот кармашек красный смайлик, если урок вам понравился, вам было легко, и вы бы себе поставили отметку «5».
- Положите зеленый если урок вам понравился, но у вас возникали небольшие трудности, и вы бы себе поставили отметку «4»
- Вижу, что урок вам понравился. Вы все большие молодцы.
Домашнее задание
- Запишите домашнее задание. Страница 60 упражнение в конце странице под знаком вопроса. Второе задание упражнение №4.
Посмотрите задание, задайте вопросы.