Тема: В.А. Осеева «Хорошее»
Цели:
- познакомить учащихся с рассказом В.Осеева «Хорошее».
- формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
- развивать умение прогнозировать текст; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план;
-воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям, на основе содержания текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
-понимать и объяснять поступки героев;
-составлять план пересказа и пересказывать текст по нему;
-научатся использовать силу голоса при чтении.
Личностные:
-формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся;
-оценивать поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм;
- формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя;
- ориентироваться в своей системе знаний;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; делать самостоятельные выводы.
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки героев;
-сотрудничать в группе, оформлять свои мысли в речевых ситуациях.
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте, дорогие ребята!
В добрый день и в добрый час,
Очень рада видеть вас!
Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Речевая разминка:
- На уроке будем читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это?
Дружба дружбой об дружбу
Служба не в службу, а в дружбу
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)
- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)
- Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.
-Прочитайте на доске пословицу.
(Красив тот, кто красиво поступает.)
- Что имеют в виду, когда так говорят?
( Человека украшает не одежда и не богатства, а его поступки)
- Прочитайте вторую пословицу.
(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
- Чему учит эта пословица?
(Лучше ничего не говорить , а делать хорошие поступки, чем хорошо говорить и при этом ничего не делать)
-Что объединяет эти высказывания? ( Они про поступки)
-Что такое поступок? ( Поступок - совершённое кем-нибудь действие)
- Какие бывают поступки?
(Поступки: хорошие, плохие, героические)
-Какие хорошие поступки вы совершаете? (ответы детей)
Вывод. Когда поступаешь хорошо, не требуй благодарности, делай от души.
- Как вы понимаете слова « Героический поступок»? (поступки, связанные с риском жизни)
-Человек , совершающий героический поступок ,герой.
-Сейчас мы познакомимся с новым рассказом, откройте учебники на стр. 93 и прочитайте название рассказа и автора (В.Осеева «Хорошее»)
-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?
-Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)
Работа по теме урока
– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?
-В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. В 1951 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Чтение рассказа
(чтение рассказа учителем)
-Какой это рассказ – веселый или грустный?
-Как зовут главного героя?
-Можно ли воображаемые поступки назвать героическими?
- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю. (Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)
-О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться)
-В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях)
Физкультминутка
-Давайте встанем со своих мест и немножко отдохнем (включается видеоролик)
Продолжение работы по теме урока:
Обсуждение рассказа
- В какое время суток происходит действие рассказа?
- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.
- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)
-А теперь посмотрим на его поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)
- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?
- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.
- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)
-Какой же был Юра? Выберите на доске качества, которые присущи Юре.
( Смелый, Мужественный, трусливый, непослушный, Послушный, Жадный, Вежливый, Веселый, Грубый, думающий о себе, внимательный, заботливый, добрый)
- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?
- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?
- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему.
- Составим план к этому рассказу.
1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)
2ч. Просьба сестрёнки.
3ч. Нянина просьба.
4ч. Трезорка хочет воды.
5ч. Совет мамы.
- Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.
Жизнь дана на добрые дела.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Не мил свет, когда друга нет.
Вежливости открываются все двери.
Подведение итогов
Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.
- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)
- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?
- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать?
-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?
-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?
-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?
-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»
-Да! Да! Да!
- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".
Домашнее задание
Подготовить пересказ рассказа «Хорошее» по плану.