СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Литература В.А. Осеева «Хорошее»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. План - конспект урока по литературе В.А. Осеева «Хорошее»

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Литература В.А. Осеева «Хорошее»»

Тема: В.А. Осеева «Хорошее»

Цели:

- познакомить учащихся с рассказом В.Осеева «Хорошее».

- формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

- развивать умение прогнозировать текст; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план;

-воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям, на основе содержания текста.


Планируемые результаты:

Предметные:

-понимать и объяснять поступки героев;

-составлять план пересказа и пересказывать текст по нему;

-научатся использовать силу голоса при чтении.

Личностные:  

-формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся;  

-оценивать поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм;

- формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.


Формируемые УУД:


Познавательные:

- умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; 

- ориентироваться в своей системе знаний;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; делать самостоятельные выводы.


Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


Коммуникативные:

 - формирование умения слушать и  понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки героев;

-сотрудничать в группе, оформлять свои мысли в речевых ситуациях.

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, дорогие ребята!



В добрый день и в добрый час,

Очень рада видеть вас!

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!



  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.



Речевая разминка:

- На уроке будем читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это? 

Дружба дружбой об дружбу
Служба не в службу, а в дружбу

- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

- Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.



-Прочитайте на доске пословицу.

(Красив тот, кто красиво поступает.)

- Что имеют в виду, когда так говорят?

( Человека украшает не одежда и не богатства, а его поступки)



- Прочитайте вторую пословицу.

(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

- Чему учит эта пословица?

(Лучше ничего не говорить , а делать хорошие поступки, чем хорошо говорить и при этом ничего не делать)

-Что объединяет эти высказывания? ( Они про поступки)



-Что такое поступок? ( Поступок - совершённое кем-нибудь действие)

- Какие бывают поступки?

(Поступки: хорошие, плохие, героические)

-Какие хорошие поступки вы совершаете? (ответы детей)



Вывод. Когда поступаешь хорошо, не требуй благодарности, делай от души.



- Как вы понимаете слова « Героический поступок»? (поступки, связанные с риском жизни)

-Человек , совершающий героический поступок ,герой.



-Сейчас мы познакомимся с новым рассказом, откройте учебники на стр. 93 и прочитайте название рассказа и автора (В.Осеева «Хорошее»)

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

-Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)



  1. Работа по теме урока

– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого. 



«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».



– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться? 

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева. 

- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?



-В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. В 1951 году  получила  Государственную  премию  за  произведение  «Васёк  Трубачёв  и его  товарищи».



Чтение рассказа

(чтение рассказа учителем)


-Какой это рассказ – веселый или грустный?

-Как зовут главного героя?

-Можно ли воображаемые поступки назвать героическими?

- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю. (Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)



-О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться)


-В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях)



Физкультминутка

-Давайте встанем со своих мест и немножко отдохнем (включается видеоролик)


  1. Продолжение работы по теме урока:

Обсуждение рассказа


- В какое время суток происходит действие рассказа?

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)



- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)



- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?



- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

-Какой же был Юра? Выберите на доске качества, которые присущи Юре.

( Смелый, Мужественный, трусливый, непослушный, Послушный, Жадный, Вежливый, Веселый, Грубый, думающий о себе, внимательный, заботливый, добрый)

- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему.



- Составим план к этому рассказу.

1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)

2ч. Просьба сестрёнки.

3ч. Нянина просьба.

4ч. Трезорка хочет воды.

5ч. Совет мамы.



- Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  • Не мил свет, когда друга нет.

  • Вежливости открываются все двери.



  1. Подведение итогов

 Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?

- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать?

-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!



- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".



Домашнее задание

Подготовить пересказ рассказа «Хорошее» по плану.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!