СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс "Однокоренные слова": технологическая карта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 класс "Однокоренные слова": технологическая карта»

Технологическая карта фрагмента урока по русскому языку

Ф.И.О. Ванькова Екатерина Андреевна

Тема урока: однокоренные слова

Класс: 2

УМК: Школа России 2 кл 1 ч

Тип: Открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления об однокоренных словах, посредством выявления их характерных особенностей

Задачи урока:

Задачи:

Дидактические:

-актуализировать имеющиеся знания родственных словах;

- познакомить обучающихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»;
- учить находить и выделять корень в однокоренных словах.


Развивающая:

-развивать фонематический слух;

-развивать психические процессы: внимание, мышление, память.

- развивать грамотную устную и письменную речь.

Воспитывающие:

-воспитать интерес к русскому языку;

-воспитать уважительное отношение к одноклассникам.





Этапы урока

Дидактические задачи этапа урока

Методы и приемы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формы

Дидактические средства, интерактивные средства обучения

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Результат обучения

предметный

метапредметный

личностный

Мотивационный


Создать условия для возникновения потребности у обучающихся включения в учебную деятельность


Словесный (беседа)

Фронтально создает благоприятную атмосферу. Настраивает детей на активную познавательную деятельность. Стимулирует активную деятельность. Вступает в диалог с детьми. Проверяет готовность к уроку.


- Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас на уроке русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Проверили – садитесь и с усердием трудитесь.


- Ребята, к нам на урок сегодня пришел гость. Вы все его, конечно, знаете. Это самый великий сыщик Англий. Кто это? Верно это Шерлок Холмс. И сегодня мы с вами побудем в роли детективов, и будем разгадывать загадки русского языка. Вы готовы? Тогда начнём.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Ф.

Презентация

Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку.

-

Р: организует рабочее место. Принимает условие учебной деятельности

К: умеет вступать в диалог, строить речевые высказывания




Принимает статус ученика

Актуализация знаний 

Организовать актуализацию изученных понятий, способов действий достаточных для построения новых знаний.

Словесные )объяснение)

Практические (упражнение)

Наглядные (иллюстрация)

Организует повторение ранее изученного материала (родственные слова). Объясняет задние. Организует проверку. Следит за соблюдением правил посадки.


- Но прежде чем Шерлок Холмс возьмет нас в детективы, он хочет проверить, что мы знаем, то есть уровень наших знаний.

- Поэтому он приготовил для вас задание на карточках №1. (Приложение 1)


- В это задании вам нужно будет в каждой группе слов зачеркнуть лишнее слово, оставив только родственные слова.

- Ребята, а что такое родственные слова. Молодцы, вижу определение вы помните.

- Приступайте к выполнению. Если возникнут трудности поднимите руку и я к вам подойду. Не забывайте следить за посадкой, сидим прямо.

Задание. В каждой группе зачеркни лишние слова, оставь только родственные слова, выдели их общую часть дугой.

1.Жарко, жарится, печется.

2.Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3.Чайка, чайник, чайный.

4.Лес, лестница, лесничий.

- Готовность покажите посадкой.

- Вижу, что все закончили, проверим. Сверьте свою работу с эталоном на слайде.

- Поднимите красный смайлик, если вы выполнили работу точно также. Синий, если допустили ошибку.

- Синий никто не поднял, могу сделать вывод, что материал прошлого урока вы поняли. Значит мы смело можем становиться детективами.

Слушают учителя. Выполняют задание на карточках. Отччают на вопросы. Проверяют работу по эталону на слайде.

Ф

Презентация, раздаточный материал (карточки), сигнализаторы

Контроль со стороны учителя за соблюдением правил посадки, контроль за выполнением задания. Самоконтроль во время самопроверки.

Знает определение родственных слов. Умеет отличать родственные слова. Умеет находить и выделять общую часть родственных слов.

К: умеет слушать и вступать в диалог с учителем,

П: умеет работать с информацией, представленной в разных формах


Проявляет интерес

в приобретении и обогащение знаний;

Умеет оценивать деятельность

Создать проблемную ситуацию и на этой основе выявить причины затруднения, определить пути решения.

Словесный (объяснение)


Постановка проблемы

Создает проблемную ситуацию.


- Ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте слова.

Назовите их общую часть.

Вода, водяной, подводник.

Общая часть ВОД.

- А как вы думает, как называется общая часть родственных слов? Есть у кого-нибудь предположения?


- Вот эту загадку нам и предстоит сегодня разгадать.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Делают предположения.

Ф

Презентация

Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся.

Умеет находить общую часть родственных слов.

К: умеет слушать и вступать в диалог с учителем,

П: умеет работать с информацией, представленной в разных формах

П: умение ориентироваться в системе знаний.

Проявляет интерес

в приобретении и обогащение знаний;

Умеет оценивать деятельность

Целеполагание и планирование.

Организовать деятельность у обучающихся формулирования темы, цели, задач урока. Построение плана деятельности на уроке.

Словесный (объяснение, беседа, загадка)

Подводит к формулированию темы и цели.


Чтобы узнать как называется общая часть однокоренных слов отгадайте загадку.

- Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Корень слова)

- Верно тема нашего урока. «Корень слова. Однокоренные слова».

- Какие задачи мы поставим перед собой? Используя слова помощники, поставьте задачи.

• Мы познакомимся с …

• Мы узнаем …

• Мы научимся …

Формулируют тему и цель урока.

Ф

Презентация

Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся. Контроль за определением темы и задач урока.

-

Р. Умение определять тему на основе выхода из затруднений. Развитие мыслительных операции :синтез, анализ.

Активизация познавательного интереса, смысла образования, направления деятельности..

Открытие нового знания

Организовать деятельность по открытию нового знания и получения опыта применения нового знания.

Словесный ( беседа, рассказ, объяснение)

Раскрывает тему урока. Объясняет теоретический материал по теме.


- Как вам это уже известно, детективы очень умные и знаю практически всё. Вот и нам сейчас предстоит узнать, что такое корень слова, и что такое однокоренные слова.

Откройте страницу учебника 61. С ней мы сегодня будем работать.

- Прочитайте группу слов у упражнений 84. Лена, прочитай вслух. Никита, как ты думаешь почему они так написаны, назови общую часть. Молодец.

- Часть «ДОМ» «СЛОН», это общая часть слов. Так как в ней хранится лексическое значение. Общая часть родственных слов называется корень, в таком случае «ДОМ» И «СЛОН» будет корнем. Корень эта самая главная и важная часть слова, поэтому родственные слова называются однокоренными. Корень слова выделяется определенным знаком – дугой, как представлено на слайде.

- Вот мы и узнали, что такое корень слова. Маша, повтори, пожалуйста, что такое корень слова. Вова, повтори. Молодцы! Скажите, какие особенности имеют однокоренные слова, как их отличить от других слов? Молодцы, всё верно.

- Мы открыли для себя ещё одну тайну русского языка, мы настоящие детективы.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе. Работают с учебником. Формулируют выводы.

Ф.

Учебник. Презентация

Контроль со стороны учителя за усвоением материала.

Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся.

Умеет находить общую часть родственных слов.

Знает определение «Корень слова»

П. умеет анализировать и обобщать полученные знания Умение устанавливать причинно-следственные связи.

К. Умение организовать сотрудничество, умение формулировать высказывания. Умения участвовать в беседе.


Умеет принимать чужую точку зрения.

Осознает значимость результатов своей работы

Умеет выстраивать доброжелательные отношения с одноклассниками во время парной работы

Первичное закрепление








Организовать применение нового знания при заданий

Словесный (объяснение)

Практический ( задания)

Формулирует задания, контролирует выполнение, организует проверку результатов, оценивает результаты (организует оценку).


- Ребята, в любом деле, даже в расследованиях и работе детектива важна взаимовыручка и умение работать в паре. Я предлагаю вам выполнить работу в парах на карточке №2. (Приложение 2)

- Перед началом работы вспомним правила работы в парах, они представлены на слайде ( работать должны оба, один говорит, другой слушает, если не понял переспроси.)

- В задании вам нужно будет вставить пропущенные буквы. Подобрать и написать проверочные слова. Работайте прямо на карточках.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите корень.

С _ деть (________) на лавочке,

трудолюбивый с _ довник (_________),

мудрый ст_ рик (___________), пушистый к _ тёнок (____________).


- Вову и Петю я попрошу выйти и выполнить это задание на интерактивной доске. Вспомним правила работы с интерактивной доской (не подходить близко, сильно не давить на экран, руки должны быть сухими).


- Готовность покажите посадкой.

-Проверим. Вова и Петя какие однокоренные слова вы подобрали. Они вам помогли проверить, правильную ли вы букву вставили?

- Ребята, у вас получилось также, кто-то подобрал другие однокоренные слова? Маша и Галина ответьте.

- Молодцы, с задание вы справились.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работают в парах. Повторяют правила работы в парах и с интерактивной доской. Выполняют проверку. Делают выводы.

П

Раздаточный материал (карточки)

Интерактивная доска.

Контроль за соблюдением санитарно-генетических норм. Контроль за выполнением задания.

Умеет подбирать однокоренные слова. Умеет и знает, как выделять корень слова.

П. Умеет воспроизводить полученные знания. Умеет анализировать полученную информацию.

Р. Умеет переносить учебную задачу в новые условия. Определение уровня владения учебным знанием.

Проявляет интерес к полученным знаниям.

Осознает значимость полученного знания.

Организовать определение уровня усвоения новых знаний (самостоятельно) через проблемное учебное действие

Словесный (объяснение), Практический (упражнение)

Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу на новые знания. Объясняет задания. Делает вывод по результатам самостоятельной работы.


- Теперь нам предстоит выполнить последнее задние, которое нам предлагает Шерлок Холмс. Он хочет проверить насколько внимательными детективами вы сегодня были.

- Для этого выполним самостоятельную работу. Я выдам вам карточки с заданием. Прочитайте, скажите, что вам непонятно. Если всё понятно, то приступайте к выполнению задания. Если возникнут вопросы, то поднимайте руку.

(Приложение 3)

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

Море,  моряк,  морской,  морить.

Барашек,  баран,  баранка,  баранина.

Лес,  лесок,  перелесок,  лесть.


- Не забывайте следить за посадкой.

- Готовность покажите посадкой.

- Вижу, что все закончили.

- Теперь я предлагаю вам проверить ваши работы через документ – камеру. Маша, дай мне, пожалуйста, свою работу. Сверьте свою работу с работой Маши. Поставьте напротив задания «+», если вы выполнили задание точно также, «-» - если допустили ошибки. Поднимите красный сигнализатор, если вы не допустили ни одной ошибки. Синий – если ошибки допущены.

- Все подняли красный сигнализатор, какой вывод можно сделать?

- Верно, я могу вас похвалить вы у меня, настоящие детективы и не боитесь трудностей и даже с таким нелегким задание как «Самостоятельная работа справились на ура. Вложите карточки в тетради, я их соберу и поставлю отметки за самостоятельную работу.

Слушают учителя, выполняют работу, выполняют самопроверку через документ – камеру.

С

Документ камера, презентация. Раздаточный материал – карточки с самостоятельной работой. Сигнализаторы.

Контроль со стороны учителя за выполнением самостоятельной работы. Контроль за посадкой. Самоконтроль во время самопроверки.

Умеет находит и отличать однокоренные слова. Умеет и знает как выделять корень слова.

П. умеет анализировать полученную информацию

Р. Умеет самостоятельно организовывать действия (планирование, организация плана, контроль результатов). Умеет формулировать вопросы на основе собственных затруднений.

Проявляет интерес к полученным знаниям.

Осознает значимость полученного знания.

Осознает значимость результатов своей работы

Рефлексия.


















Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности

Словесные (беседа), практические (паровозик)

Организует самооценку результатов деятельности обучающихся на уроке, делает выводы.


(Приложение 4)

- Итак, наш урок подходит к концу. И мы как любой детектив должны сделать выводы по проделанной нами работе. Какую цель мы ставили перед собой на уроке? Мы достигли нашей цели?

- Давайте оценим свою деятельность. На доске вы видите паровозик. Каждый вагончик соответствует началу, середине и концу урока. Прикрепите смайлики, соответствующие вашему настроению на данном этапе урока. На этом паровозике мы отправимся в путешествие на следующем уроке русского языка.

- Все сегодня большие молодцы. Спасибо за урок, урок окончен.

Оценивают результаты своей деятельности.

Ф

Раздаточный материл в виде смайликов, доска, вагончики.

Контроль учителя за процессом самооценки.

Самоконтроль в ходе самооценки

-

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу; умение сопоставлять результаты учебной деятельности с задачами;

умение осуществлять оценочную деятельность;

формирование навыков самоконтроля;

умение выстраивать монологичное высказывание;

умение обосновывать выводы;

умение прогнозировать дальнейшую деятельность.

Осознание уровня усвоения знаний;

развитие познавательной активности и мотивации

Приложение 1

В каждой группе зачеркни лишние слова, оставь только родственные слова, выдели их общую часть дугой.

1.Жарко, жарится, печется.

2.Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3.Чайка, чайник, чайный.

4.Лес, лестница, лесничий.

Приложение 2

Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите корень.

С _ деть (________) на лавочке,

трудолюбивый с _ довник (_________),

мудрый ст_ рик (___________),

пушистый к _ тёнок (____________).

Приложение 3

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

Море,  моряк,  морской,  морить.

Барашек,  баран,  баранка,  баранина.

Лес,  лесок,  перелесок,  лесть.





Приложение 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!