Тема: «Ориентирование на местности»
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «ориентирование», формирование знаний о том, что такое компас, его устройстве и правилах работы с ним;
-формирование умения определять стороны горизонта по солнцу, природным признакам и компасу;
- развитие наблюдательности, умения формулировать выводы, умения работать с различными источниками информации.
-воспитывать внимательное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам;
-получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.
Личностные:
-принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; -принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Формируемые УУД:
Познавательные: -понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической;
-переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную;
-умение наблюдать и сопоставлять.
Регулятивные: -способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;
-осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;
-осуществлять контроль и оценку результатов.
Коммуникативные:
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;
-умение выражать в речи свои мысли и действия.
Ход урока:
Организационный момент:
-Здравствуйте, садитесь.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Какой раздел вы начали изучать на прошлом уроке? (Путешествия)
Какую тему? (Посмотри вокруг)
-Что узнали, чему учились? (узнали, что такое горизонт, линия горизонта, учились определять стороны горизонта.)
- Ребята, внимание на доску. Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту.
«Бывало в сказках старый столб –
Вещал богатырям:
Пойдёшь направо – конь падёт,
Налево – сгинешь сам,
А прямо – ждёт тебя удача
На всём твоём пути…
Так помоги решить задачу,
Куда ему идти?»
- Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти)
-Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых).
-Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет. В море или пустыне? И сейчас в наше время путешественники часто подвергаются опасности заблудиться, поэтому они должны хорошо уметь ориентироваться в знакомом и незнакомом месте.
-Рассмотрите рисунок. По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей? (Детям надо ориентироваться по детской площадке, озеру, карусели, большому дереву с дуплом и фонтану).
-Ребят, как вы понимаете слово ориентиры? (знакомые предметы).
-Скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?
(Улица Московская, первая аптека, Галерея)
-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома?
В жизни не всегда можно определить стороны горизонта или в незнакомом месте знания: левый и правый – недостаточны. Вправо и влево от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. Поэтому человеку кажется, что он идёт прямо, и на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в
пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга?
-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности).
Прочитаем текст в учебнике на с.74.
-Чему мы будем учиться на уроке?
Работа по теме урока:
-Как понимаете ориентирование?
Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.
Ориентирование на местности — это определение своего местоположения и направления пути. В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют — ориентиры.
-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?
Вызываю 3 учеников.
-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,
второму – на юг,
третьему – на восток.
(ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО).
-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?
– Существует такой прибор.
Загадка: Качается стрелка туда и сюда.
Укажет нам север и юг без труда.
(компас)
-Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас?
Компас – прибор, указывающий направление сторон света.
-Прочитаем текст в учебнике на с.75.
По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае.
-Посмотрите на доску, как выглядит компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом?
Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.
(Смотрят мультфильм, почему компас показывает на север)
-Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет).
-Почему? ( Нужно знать правила пользования компасом.)
- Прочитаем в учебнике с.75.
Физкультминутка
-- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.
Продолжение работы по теме урока:
-Давайте подумаем, кому нужен компас?
Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам.
Учёными доказано, что у птиц природный компас находится в клюве.
Животные тоже хорошо ориентируются в пространстве.
А как же человек? Предположим, что вы очутились в незнакомом безлюдном месте, например, в лесу, и не знаете дороги. Но вам известно, в какой стороне света расположено нужное место (дом или дорога). Да вот беда – компаса у вас нет. Как тут быть?
Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.
«Дневная путеводная звезда».
Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток.
-А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?
Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.
Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.
-Но не будете, же вы ждать ночи?
По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.
По местным признакам.
-Назовите известные признаки рисунку.
-Читать с.76.
Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;
Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)
Хвойные склоняются в солнечную сторону;
Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;
После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.
По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.
Задания по карточкам:
Игра «Верно-неверно».
Верно / Неверно
Верно ли, что у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной?
Верно ли, что у берёзы с северной стороны кора белее и чище?
Верно ли, что мхов и лишайников больше на западной стороне деревьев?
Верно ли, что снег весной быстрее тает на южных склонах?
Верно ли, что утром в 7 часов Солнце бывает на востоке?
Верно ли, что местные признаки всегда надёжные?
Верно ли, что Солнце вечером бывает на юге?
Верно ли, что можно ориентиры – это хорошо заметные, запоминающиеся предметы?
Верно ли, что земная поверхность, которую мы видим вокруг себя называется линией горизонта?
Верно ли, что для определения сторон горизонта служит прибор компас?
— Давайте проверим работы. Сравните ваши ответы по слайдам.
— Посмотрите, у кого ни одной ошибки?
— Вы настоящие молодцы! Вы можете отправляться в настоящие путешествие, и вы никогда не заблудитесь!
-Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток.
-Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?
-Я предлагаю каждой группе пойти в этом направлении и найти спрятанный конверт.
Открыв конверт, прочитайте слово.
ВСЕ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ !
Подведение итогов урока:
- Что такое компас?
- Как пользоваться компасом?
-Какие способы ориентирования на местности ты знаешь?
Рефлексия
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
На этом уроке меня порадовало…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о …
Сегодня мне удалось…
Домашнее задание:
уч.с.74-77, раб. тетр. С. 45-48