СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Окружающий мир "Ориентирование на местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс.План- конспект урока "Ориентирование на местности" Н.Ф. Виноградова ч.2

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Окружающий мир "Ориентирование на местности"»

Тема: «Ориентирование на местности»


Цели:

- познакомить учащихся с понятием «ориентирование», формирование знаний о том, что такое компас, его устройстве и правилах работы с ним;

-формирование умения определять стороны горизонта по солнцу, природным признакам и компасу;

- развитие наблюдательности, умения формулировать выводы, умения работать с различными источниками информации.

-воспитывать внимательное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.


Планируемые результаты:

Предметные:  

- научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам;

-получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.


Личностные:

-принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; -принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.


Формируемые УУД:

Познавательные: -понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической;

-переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную;

-умение наблюдать и сопоставлять.



Регулятивные: -способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;

-осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;

-осуществлять контроль и оценку результатов.


Коммуникативные:

- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;

-умение выражать в речи свои мысли и действия.

Ход урока:


  1. Организационный момент:


-Здравствуйте, садитесь.


Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.



  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Какой раздел вы начали изучать на прошлом уроке? (Путешествия)

Какую тему? (Посмотри вокруг)  

-Что узнали, чему учились? (узнали, что такое горизонт, линия горизонта, учились определять стороны горизонта.)

- Ребята, внимание на доску. Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту.

«Бывало в сказках старый столб –

Вещал богатырям:

Пойдёшь направо – конь падёт,

Налево – сгинешь сам,

А прямо – ждёт тебя удача

На всём твоём пути…

Так помоги решить задачу,

Куда ему идти?»



- Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти)

-Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых).

-Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет. В море или пустыне? И сейчас в наше время путешественники часто подвергаются опасности заблудиться, поэтому они должны хорошо уметь ориентироваться в знакомом и незнакомом месте.

-Рассмотрите рисунок. По каким предме­там вы посоветуете ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей? (Детям надо ориентироваться по детской площадке, озеру, карусели, большому дереву с дуплом и фонтану).

-Ребят, как вы понимаете слово ориентиры? (знакомые предметы).

-Скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?

(Улица Московская, первая аптека, Галерея)



-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома? 

В жизни не всегда можно определить стороны горизонта или в незнакомом месте знания: левый и правый – недостаточны. Вправо и влево от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. Поэтому человеку кажется, что он идёт прямо, и на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в

пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга?



-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности).

Прочитаем текст в учебнике на с.74.

-Чему мы будем учиться на уроке? 



  1. Работа по теме урока:

-Как понимаете ориентирование?

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.

Ориентирование на местности — это опре­деление своего местоположения и направле­ния пути. В повседневной жизни мы обыч­но ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и назы­вают — ориентиры.

-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?

Вызываю 3 учеников.

-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,

второму – на юг,

третьему – на восток.



(ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО).

-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

– Существует такой прибор.



Загадка: Качается стрелка туда и сюда.

Укажет нам север и юг без труда.

(компас)

-Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас?

Компас – прибор, указывающий направление сторон света.

-Прочитаем текст в учебнике на с.75.

По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае.



-Посмотрите на доску, как выглядит компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом?

Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.



(Смотрят мультфильм, почему компас показывает на север)



-Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет).

-Почему? ( Нужно знать правила пользования компасом.)

- Прочитаем в учебнике с.75.


Физкультминутка

-- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.


  1. Продолжение работы по теме урока:

-Давайте подумаем, кому нужен компас?

Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам.



Учёными доказано, что у птиц природный компас находится в клюве.

Животные тоже хорошо ориентируются в пространстве.

А как же человек? Предположим, что вы очутились в незнакомом безлюдном месте, например, в лесу, и не знаете дороги. Но вам известно, в какой стороне света расположено нужное место (дом или дорога). Да вот беда – компаса у вас нет. Как тут быть?

Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.

«Дневная путеводная звезда».



Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток.

-А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?


Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.

Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.



-Но не будете, же вы ждать ночи?


По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.


По местным признакам.

-Назовите известные признаки рисунку.

-Читать с.76.

  • Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;

  • Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)

  • Хвойные склоняются в солнечную сторону;

  • Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;

  • После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.



По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.


Задания по карточкам:

Игра «Верно-неверно».

Верно / Неверно

Верно ли, что у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной?

Верно ли, что у берёзы с северной стороны кора белее и чище?

Верно ли, что мхов и лишайников больше на западной стороне деревьев?

Верно ли, что снег весной быстрее тает на южных склонах?

Верно ли, что утром в 7 часов Солнце бывает на востоке?

Верно ли, что местные признаки всегда надёжные?

Верно ли, что Солнце вечером бывает на юге?

Верно ли, что можно ориентиры – это хорошо заметные, запоминающиеся предметы?

Верно ли, что земная поверхность, которую мы видим вокруг себя называется линией горизонта?

Верно ли, что для определения сторон горизонта служит прибор компас?


— Давайте проверим работы. Сравните ваши ответы по слайдам.

— Посмотрите, у кого ни одной ошибки?

— Вы настоящие молодцы! Вы можете отправляться в настоящие путешествие, и вы никогда не заблудитесь!



-Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток.

-Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?

-Я предлагаю каждой группе пойти в этом направлении и найти спрятанный конверт.

Открыв конверт, прочитайте слово.



ВСЕ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ !


  1. Подведение итогов урока:



- Что такое компас?

- Как пользоваться компасом?

-Какие способы ориентирования на местности ты знаешь?



Рефлексия

  • На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

  • На этом уроке меня порадовало…

  • Я похвалил бы себя…

  • Особенно мне понравилось…

  • После урока мне захотелось…

  • Я мечтаю о …

  • Сегодня мне удалось…



Домашнее задание:

уч.с.74-77, раб. тетр. С. 45-48



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!