Тема: «Водные богатства»
Цель: формировать представления о водоёмах; познакомить с частями реки (исток, русло, берега, приток, устье).
Задачи:
- учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
-расширить представления о способах использования человеком водоемов.
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей рек; получат возможность научиться: рассказывать о водных богатствах своего края, обсуждать эстетическое воздействие моря на человека.
Личностные: развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и видеть выходы из спорных ситуаций; определять личностный смысл учения; воспитание чувства любви к родной природе, родному краю;
Формируемые УУД:
Познавательные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
- наблюдение и формулировка самостоятельных простых выводов.
Регулятивные:
-умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
- овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;
- формирование умения работать в информационно-образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов.
Ход урока
Организационный момент:
-Добрый день, ребята! -Сейчас, возьмемся за руки и настроимся на урок.
Наш девиз: (Учитель говорит по одной строчке, а ребята повторяют хором).
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- Проверим готовность к уроку.
Учебник, дневник, пенал и тетрадки
На парте всё в образцовом порядке.
Подарим улыбки,
Мне и друзьям,
свободно вздохнём
И, не волнуясь, урок наш начнём.
-Вы готовы?
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
-Повторяя предыдущую тему , поиграем с вами в игру.
Игра «Угадай-ка»
Равнины, которые имеют ровную поверхность. (Плоские равнины)
У горы, у холма он бывает крутой и пологий. (Склон)
Возвышенности на равнинах называются (Холмами)
Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (Равнины)
Горы, расположенные рядами. (Горные хребты)
Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или … Подножие
Самая высокая часть холма или горы. Вершина
-Сегодня мы с вами продолжим изучать раздел «Путешествия».Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы.
-Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
“Планета должна называться …“Вода”?”
-Почему поэт предложил переименовать планету? (Потому что на карте мы видим много воды).
- Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на глобус. Оттенков какого цвета больше всего? (синего)
- Почему? (синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%)
-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:
1.Не море, не земля
Корабли не плавают.
А ходить нельзя.(болото)
2. Если плачу – не беда,
Вместо слёз течёт вода.
Я такой плакучий
Из-за серой тучи.(дождь)
3. Кругом вода,
А с питьем беда.(море)
4.Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.(ручей)
5.Молодые берёзки свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? Озеро
6.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. Река
- Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом? (Водоёмы)
-Значит о чем, мы будем говорить на уроке? (О водоемах)
-Мы сегодня окунемся в бескрайние водные богатства. Значит, будем говорить не просто о водоемах, а о водных богатствах.
-Тема сегодняшнего урока - «Водные богатства»
-Ребята, как вы думаете, что вы сегодня на уроке сможете узнать нового?
-Что составляет водные богатства?
- какие водоёмы бывают?
- На какие группы можно разделить водоёмы?
- из каких частей состоит река?
-Давайте, проверим , , правильно ли предположили? Муравей Вопросик поможет нам.
Откройте учебники на Стр.82 . Прочитаем тему урока и задачи, которые перед нами ставит наш друг муравей. Проверим
Работа по теме урока:
-Первый вопрос. Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили?
(1 предложение стр.82)
-Ребята. Вот у Муравьишки ещё два слова – естественные и искусственные. Как вы думаете, что они обозначают и какое отношение имеют к водоёмам.
- Подумайте и скажите, что значит искусственный водоём и естественный?
- Совершенно верно, ребята. Искусственные водоёмы создаются людьми специально для хозяйственных нужд, а в создании естественных водоёмов человек не принимает никакого участия. Они созданы природой.
- Как вы думаете, что такое водоемы? Хранилища воды, местообитание живых организмов
Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.
-Вы знаете, как они появились? Их создала природа
-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными.
-Ребята, посмотрите в учебник стр.82
«О каких водоемах идет речь?» (читают ученики)
1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился? …Пруд Теперь в нем разводят рыбу.
- Кто из животных строит плотины на реках и озерах. Бобры
2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось ? Водохранилище Сейчас из него берут воду для города.
3. -Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ? . Канал Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.
- Как появились пруд, канал, водохранилище? Их создал человек
- Какие это водоемы по способу образования? Искусственные водоемы
- Повторим, какие водоемы относятся к естественным? - К искусственным?
-Е: океаны, моря, озёра, реки;
-И: каналы, пруды, водохранилища
-А теперь давайте, будем применять наши знания. Откройте рабочие тетради на стр. 51 №1. В правый столбик вы должны записать водные богатства естественного происхождения, а в левый – искусственного. Заполните самостоятельно, если у вас возникнут трудности, то учебник вам в помощь. А потом проверим, правильно ли вы сделали.
Физкультминутка
-- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.
Продолжение работы по теме урока:
-Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек. Какие могут быть вопросы?
«Куда впадает река?
Что впадает в реку?
Как называется начало реки?»
-Что нам поможет ответить на эти вопросы?
Открываем учебник, стр. 83. Давайте прочитаем текст. Только слушайте все внимательно.
- И так, ребята, какие части реки существуют? (Исток, устье, берега, русло)
- Что такое исток? ( Это начало реки)
-Что такое устье? (Это место, где река впадает в другую реку, озеро или море)
- Что такое русло? (Углубление, по которому течет река)
- Какие берега есть у реки? (Левый и правый)
- Что такое притоки? (Другие реки и ручьи, которые впадают в реку)
-Сейчас откройте, рабочие тетради на стр. 51 №2 и №3. Выполните задание самостоятельно.
- Ребята, о каких водоёмах мы с вами ещё не говорили? (Об озёрах)
- А теперь попробуйте объяснить, что такое река и озеро и чем они отличаются.
-Итак, река –это постоянный водоток. А озеро –водоём со стоячей водой.
Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.
Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.
-На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность неровная.
В некоторых местах на поверхности земли образуются углубления, которые потом заполняются водой. Поэтому можно сказать, что озеро – это большое природное углубление на поверхности земли, заполненное водой.
-Чем же отличается река от озера?
-Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.
- Хорошо, но ещё у озера нет истока, устья. Вода в нем не течет, нет течения.
- А в чем сходство озера и реки?
- Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.
- Озёр в России великое множество, более 2х миллионов.
- Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды. Озеро находится на юго-востоке нашей страны. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 м.Интересный обитатель озера - морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа.
-О каком ещё водоёме вы не узнали? Кто может сказать? ( О морях)
- Совершенно верно, я предлагаю вам посмотреть фотографии о море, скажите, какое оно – (Красивое, бескрайнее, глубокое и прочее)
Море – это очень большой природный водоем с соленой водой.
Какое оно, море?
Прочитайте в учебнике на стр. 84.
- Скажите, ребята, а кто из вас был на море?
-Расскажите нам, какое впечатление у вас осталось? Понравилось ли вам?
-Давайте, теперь сделаем вывод. Нужно ли охранять водоемы?
Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
Объясните пословицу.
Где вода, там и жизнь.
Подведение итогов урока:
- Молодцы, давайте вспомним, с какими водными богатствами мы познакомились сегодня? (Река, озеро, море)
- Какие водные богатства нашей страны имеют естественное происхождение? –(Океаны, моря, озёра, реки)
- А какие искусственное? (Водохранилища, пруды, каналы)
-Совершенно верно. Из каких частей состоит река? (Исток, устье, русло, берега)
Рефлексия
Продолжите фразу:
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о …
Сегодня мне удалось…
Домашнее задание:
С. 83. Выучить получше части реки, чит. 84
Раб. тет. с. 52 №4,5,6.