У р о к 6. ОПЫТ И НАБЛЮДЕНИЕ
Цели: учить проводить опыт и наблюдения; раскрыть понятия «опыт», «наблюдение»; уяснить различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире; учить проводить опыты и наблюдения по плану.
Ход урока
I. Организационный момент.
– На все ли вопросы можно найти ответ в книгах?
– На некоторые вопросы вы можете ответить самостоятельно. Для этого проведём опыты и наблюдения.
II. Формирование новых знаний.
– Посмотрите и скажите, веточки каких деревьев лежат у вас на столе слева. (Сосна и ель.)
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем: как расположены иголочки у сосны? (Они сидят парами.)
– Какие они по длине? (Длинные, узкие.)
– А что скажете про иголочки у ели? (Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие.)
– Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. (Душистые, смолистые.)
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? (Да.)
– Сбрасывают ли ель и сосна хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? (Они не сбрасывают хвою. Но всё же листопад у них идет понемногу и постепенно. На месте опавших хвоинок вырастают новые.)
– Проведем опыт.
В гладкую деревянную дощечку вобьём два гвоздика так, чтоб монетка могла пройти между ними. Возьмём монету щипцами и нагреем её на огне. Теперь монета не проходит между гвоздями. От нагрева она расширилась, Посмотрим, что произойдет с монетой дальше. Через несколько минут монета остынет, сожмется и снова будет легко проходить между гвоздями.
– Какой можно сделать вывод? Не только монета, но и все другие твёрдые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.
– А что произойдет с водой? Возьмём колбу, наполним её подкрашенной водой. Закроем ее пробкой с трубочкой. Часть воды войдет в трубочку. На
трубочку приклеим бумажку в том месте, до которого дошла вода. Опустим колбу в горячую воду. Что произошло? (Вода в трубочке поднимается.)
– Это происходит потому, что от нагревания вода расширяется.
– Поставим теперь колбу в тарелку со снегом. Что происходит с водой? (Вода в трубке начнет опускаться.)
– Это происходит потому, что от охлаждения вода сжимается.
– Какой сделаем вывод?
Жидкости при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.
– Мы провели опыт и наблюдение. Что же такое опыт и наблюдение? Откройте свой Словарик. На прошлом уроке мы дописывали некоторые понятия. Найдите их.
III. Закрепление изученного.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька.)
– Сейчас проведем наблюдение и опыт, глядя на представленные картинки.
– Какое наблюдение провел Миша? (Он наблюдал, что вечером с крыши свисают сосульки. А днём, когда светит солнце, они начинают таять.)
– Какой опыт решил провести Миша? (Он сорвал сосульку и поместил её в стакан. Стакан поставил около батареи.)
– Что произошло с сосулькой? (Она быстро растаяла.)
– Приведите примеры своих наблюдений и опытов, которые вы наблюдали или проводили с родителями.
IV. Итог урока.
– Чем опыт отличается от наблюдения? (Наблюдение происходит с расстояния, без личного контакта. А опыт мы проводим сами.)