Урок 5
Авторская сказка. А. С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цели: продолжить знакомство с произведениями А. С. Пушкина; совершенствовать умение осознанно читать текст художественного произведения.
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте скороговорку медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп:
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
II. Изучение нового материала.
Учащиеся читают сказку по цепочке в хрестоматии.
– Новая жена царя – красавица? Какие строки говорят об этом? А какой у нее характер? Прочитайте строки, обведенные рамкой. Как вы-глядит молодая царевна: ее можно назвать красавицей? А какой характер у царевны?
– Обратите внимание на строки, выделенные желтым цветом. В этой части сказки есть какие-нибудь чудеса? А волшебные предметы? Как и почему изменилось отношение царицы к волшебному зеркальцу? Что она решила предпринять? Как решила исправить ситуацию?
– Есть такая русская народная сказка, в которой злая мачеха тоже отправила свою падчерицу в лес на погибель. Вы читали эту сказку? Помните, как она называется? (Сказки «Морозко», «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица».)
– Подтверждает ли поведение царевны в лесу то, что она «всех милей», «нрава кроткого»? (Учащиеся читают: «Ей навстречу пес, залая… Затопила жарко печку». Царевна трудолюбивая, скромная и добрая; пес, охранявший дом, почувствовал в ней хорошего человека, пустил в дом, стал с ней играть.)
– Как вы думаете, откуда появилась эта старушонка? Какая у нее была цель? Это только ее цель? (Старуху прислала царица, которая хочет царевну извести.) Доверяет ли царевна людям? Почему царевна не почувствовала, что ей грозит беда?
– Что помогают обнаружить выделенные строчки? (Насколько вероломно ведет себя старуха. Она ласково обращается к царевне: «...дитятко девица!»; желает ей добра: «Бог тебя благослови» и преподносит смертельное угощение: «Вот за то тебе, лови!», «Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед...»)
– Подлость поступка старушонки заключается в том, что отравленное яблочко очень красиво («наливное, молодое, золотое; свежо и душисто, румяно-золотисто»), царевна любуется им и не подозревает об опасности. Какой вывод вы можете сделать? (Царевна доверяет людям, старается им помочь.)
– Кто почувствовал приближение беды? (Пес Соколко, возможно, потому, что животные обладают особым чутьем на хороших и плохих людей.) Как вы думаете, пес Соколко – это ВОЛШЕБНЫЙ помощник героини или просто ее друг? (Назвать Соколко волшебным помощником героини нельзя, потому что он не обладает никакими волшебными качествами (например, не умеет говорить) и поэтому не смог уберечь царевну от беды.)
– Трудно ли было королевичу Елисею разыскать невесту? Можно было это сделать человеческими силами или надо было привлекать силы Природы? (Герой не может сам выполнить сложное задание – найти невесту, он вынужден обратиться за помощью к силам Природы или к волшебному помощнику – предмету.) Прочитайте те строки, из которых видно, что королевич разговаривает с силами Природы вежливо, с уважением.
– Королевич Елисей упорный? Сколько раз он просил о помощи? Почему именно столько? (Число «три» – волшебное.)
– Отчего разбился хрустальный гроб? Какое чудо помогло его разбить? (Сила любви и есть то чудо, благодаря которому гроб разбился и царевна ожила. Царевич был настойчив в поисках невесты; он зарыдал, когда увидел ее мертвой и от отчаяния ударился о хрустальный гроб всей силой.)
– О какой сказке говорит Миша, «в которой прекрасная принцесса тоже надолго заснула, а разбудил ее принц-жених»? («Спящая красавица».)
III. Итог урока.
– С каким произведением познакомились? Назовите другие произведения А. С. Пушкина.