Просмотр содержимого документа
«2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по литературному чтению. СКАЗКА «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»»
Урок 8
Зарубежные сказки о животных.
Джоэль Харрис. «Братец Лис и братец Кролик»
Цели: учить различать сказки народные и авторские; совершенствовать умение давать характеристику главным героям по названию произведения.
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп чтения:
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
II. Изучение нового материала.
Рассказ о творчестве Д. Харриса.
Джоэль Чандлер Харрис родился в Джорджии. С четырнадцати лет пошел работать, чтобы прокормить семью. В скором времени стал писать юмористические рассказы, которые охотно принимали местные газеты. С 1876 г. жил в Атланте, работал в газете и выпускал рассказы, стихи сказки по мотивам негритянского фольклора, позднее собранные в книги о дядюшке Римусе. Первой книгой о дядюшке Римусе был сборник «Дядюшка Римус: его стихи и поговорки» (1881); за ней последовали «Вечера с дядюшкой Римусом» (1883), «Дядюшка Римус и его друзья» (1892) и «Дядюшка Римус и маленький мальчик» (1905).
Учитель читает интригу на страницах 29–30.
– Вспомните сказки о животных, которые вы читали или слышали в детстве. («Заюшкина избушка» и «Лисичка-сестричка и волк».) Кто из героев слабый и нуждается в защите? Кто защитник и победитель? Кто в этих сказках главный? (В первой сказке это Петушок, а во второй – Лиса.) Кто жертва в этих сказках? (В первой сказке это Заяц, а во второй – Волк.)
– Опираясь на краткий пересказ сказки «Кот и лиса», который делают Маша и Миша, назовите главных героев. (Кот и Лиса.)
– Что можете сказать о главных героях? (Самая коварная и хитрая – Лиса; в защите больше других нуждаются Петушок и Заяц, иногда Волк и Медведь; победителями могут быть разные животные – Кот (с Дроздом или без него), Лиса (с Котом или без него), Петушок.) Кого не хватает на картинке? (Зайца.)
– Назовите героев русских сказок, американских сказок.
Учащиеся читают сказку по цепочке.
– В этих сказках действуют и те же (что в русских сказках), и другие животные (например, в русских сказках не действуют опоссум и черепаха). Только животные могут меняться ролями. Так, для русских сказок типично, что заяц – жертва, а лиса – обидчица, а для американских – наоборот: Заяц из жертвы превращается в хитреца и обманщика, а лис часто оказывается обманутым, оставшимся ни с чем.
– Как можно назвать Братца Кролика? (Осторожным и хитрым.) Кто же умнее и хитрее: Братец Лис или Братец Кролик?
– Выясните по названиям сказок, кто самый умный и хитрый. (Из названий хорошо видно, что самыми умными и хитрыми являются Братец Кролик (почти всегда) и Братец Черепаха.)
– Кто часто остается одураченным? (Самыми неудачливыми изображены Братец Лис, Братец Медведь, Братец Волк.)
III. Итог урока.
– С каким произведением познакомились? Кто автор? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось?