Тема «Рамка»
Задачи урока:
— знакомство со значением терминов «рамка», «наложить»;
— знакомство с новым приемом работы «разметка деталей по клеткам»;
— формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала; наблюдение и сравнение; осуществление совместной деятельности (обсуждение задания); рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану;
сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование нравственных качеств (трудолюбие).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, объяснение, организация парной работы; наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Ход урока
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Открываем учебник на с. 24, сообщаем тему урока — «Рамка», зачитываем
задание для работы в паре: «Рассмотри рисунки рамок для фотографий и открыток. Расскажи соседу по парте, что такое рамка. А он сосчитает, сколько рамок нарисовано, и скажет тебе, какие картинки и фотографии оформлены с помощью рамок».
Пример обсуждения: «РаМка — специально изготовленное четырехугольное, овальное или другой формы оформление картины или фотографии.
В учебнике нарисовано три рамки.
В одной рамке оформлена картинка, другая вырезана на открытке».
Просим прочитать следующий абзац.
Спрашиваем: для чего вам понадобится рамка? (ожидаемый ответ: «
на уроках литературного чтения мы будем выделять с помощью рамки фрагменты и детали картин».)
Читаем задание: «Посмотри на рисунок раскрытой открытки “Мишка на шаре”. Это открытка с рамочкой (окошком)».
Зададим вопросы из учебника: «какой фрагмент картинки можно выделить
с помощью рамки? (Мордочку мишки.)
А вам приходилось видеть открытки с такими рамками?
Какие фрагменты картинок выделялись на них?»
Анализ технологической последовательности изготовл-ния изделия
Просим прочитать задание на с. 25: «Подготовь для рамки лист плотной альбомной бумаги.
СдеЛаЙ на ЛисТевкЛеТкУ ШабЛонрамки, показанной на рисунке в натуральную величину».
Сообщаем, что в тексте выделен новый прием разметки деталей при помощи клеток, объясняем его: на подготовленный лист в клетку надо пере-
рисовать образец шаблона.
Количество клеток на образце и на готовом шаблоне должно быть одинаковым.
Предлагаем прочитать последнее задание: «НаЛоЖи* ШабЛонна
альбомный лист и обведи его.
Аккуратно вырежи рамку ножницами».
Дети уточняют в словаре значение слова наЛоЖиТЬ: положить сверху на что-нибудь, покрыть чем-нибудь.
Предлагаем объяснить, как вырезать рамку. (ожидаемый ответ: «надо
согнУТЬ заготовку, вырезать в середине уголок и снова раскрыть заготовку.
Затем в отверстие просунуть ножницы и вырезать рамку по внутренней контурной линии».) Просим ответить, чем отличается прием «согни» от «сложи». (ожидаемый ответ: «При складывании намечается и проглаживается линия сгиба, а при сгибании лист остается в согнутом состоянии».)
Организация рабочего места
Дети организуют рабочие места с опорой на справочный материал (с. 5).
Называем правила безопасной работы с ножницами.
Практическая работа
Напоминаем, что во время работы надо сравнивать результаты своей работы с рисунками учебника, следовать указаниям знаков-помощников.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Просим детей завершить работу.
Оцениваем умение точно размечать по клеткам, ровно вырезать детали.
Дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют руки.
Обсуждаем материалы, инструменты и приспособления, которые необходимо приготовить к следующему уроку (с. 26): цветную бумагу, клей Пва, кисть для клея, ножницы, простой карандаш ТМ, линейку, две длинные кнопки, две деревянные палочки, салфетку,подкладной лист.