Тема «Вертушка»
(2 урока)
Задачи уроков:
— знакомство с новыми терминами: чертеж, развертка, разметка, надрез, лопасти;
— знакомство с новыми приемами работы: разметка деталей по чертежу при помощи линейки, соединение деталей длинной скрепкой;
— расширение знаний о мире вещей, созданных руками человека: флюгер, вертушка;
— формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; работа с простейшей технической документацией: распознавание простейшего чертежа; выполнение разметки с опорой на чертеж; сравнение
результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком,
фотографией); формирование нравственных качеств (ответственное отношение к делу).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, объяснение, фронтальный показ, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Ход уроков
1-й урок
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Предлагаем открыть учебник на с. 26, зачитываем задание на урок: «Рассмотри рисунки крыш домов, на которых установлены приборы для определения направления ветра. Такой прибор называется флюгером.
А ты можешь сделать другой прибор для уроков по окружающему миру.
Он называется вертушкой.
С ее помощью можно определить, дует ли ветер». Поясняем, что вертушки Дети будут делать в течение двух уроков.
Просим рассмотреть нижний рисунок, зачитываем задание: «Это рисунок вертушки и чертеж* развертки*».
Объясняем, что чеРТеЖ содержит данные о форме, конструкции и размерах вертушки. Так как вертушка объемная, в учебнике приводится чертеж ее развертки. Предлагаем детям узнать в словаре, что такое Разве-
РТка: развернутая на плоскости поверхность объемной фигуры.
В чертеже используются общепринятые условные обозначения — Рабочие
Линии чеРТеЖа. Жирная линия на чертеже показывает конТУР развертки вертушки, по ней развертку надо вырезать и надрезать. Тонкие линии, продлевающие контур, называются вЫноснЫМи
В них упираются концы РазМеРнЫХ ЛиниЙ, ограниченных стрелками.
Числа над размерными линиями показывают величину развертки вертушки в миллиметрах.
Задаем вопросы: какой формы развертка вертушки? (квадратная.)
Чему равны стороны вертушки? (140 мм)
Чему равна длина надреза? (60 мм)
Анализ технологической последовательности изготовл-ния изделия
Предлагаем прочитать задание на с. 27: «используя рисунки, сделай разметку* квадратной заготовки из бумаги, затем надрезы* и оформи деталь».
Сначала узнаем в словаре значения новых слов: РазМеТка — перенесение на заготовку точек и линий с чертежа для обозначения размера и мест обработки; надРез — надрезанное место до определенной точки.
Показываем на доске и объясняем, как разметить квадратную заготовку по чертежу. Разметка квадратной заготовки начинается от готового верхнего левого угла. Первый шаг: линейку прикладывают к верхней горизонтальной стороне листа так, чтобы нулевая отметка на линейке совпала с углом.
Напротив отметки 140 мм (14 см) ставят первую точку.
Второй шаг: линейку прикладывают к нижней горизонтальной стороне листа так, чтобы нулевая отметка на линейке совпала с нижним углом.
Напротив отметки 140 мм (14 см) ставят вторую точку. Третий шаг: линейку прикладывают к левой вертикальной стороне так, чтобы нулевая отметка на линейке совпала с углом.
Напротив отметки 140 мм (14 см) ставят третью точку.
Четвертый шаг: линейку прикладывают к правой вертикальной стороне так, чтобы нулевая отметка на линейке совпала с углом.
Напротив отметки 140 мм (14 см) ставят четвертую точку.
Пятый шаг: линейку прикладывают к двум противоположным точкам: первой и второй, третьей и четвертой и соединяют их между собой.
Просим детей рассмотреть последовательность разметки надрезов на заготовке и объяснить. Пример объяснения: «сначала надо линейкой соединить противоположные углы.
От углов к середине на всех линиях отложить длину надреза по 60 мм (6 см)».
Читаем задание на с. 27: «После того как деталь будет оформлена, отогни лепестки к центру и закрепи их клеем».
На с. 28 просим прочитать последнее задание на этот урок: «Прикрепи
лопасти* вертушки специальной длинной кнопкой к деревянной палочке — оси вращения лопастей. Проверь, врааются ли лопасти вертушки». Узнаем в словаре значение слова ЛоПасТЬ: плоская часть воздушных винтов.
Организация рабочего места
Просим рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления с опорой на справочный материал (с. 5).
Вспоминаем правила безопасной работы с ножницами.
Практическая работа
Наблюдаем за соблюдением детьми правил безопасной работы с ножницами.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
По завершении работы оцениваем умение точно размечать детали по линейке, оригинально и чисто оформлять изделие, прочно соединять детали клеем и длинной скрепкой.
Дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и
инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.
2-й урок
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Просим открыть учебник на с. 28, читаем задание на урок: «организуйте выставку своих поделок для учащихся первого класса. для этого рассмотрите другие вертушки и чертежи разверток их деталей.
Чем они отличаются?
Сделайте для выставки любой вариант вертушки по соответствующим чертежу и рисунку».
Дети отвечают на вопрос учебника. (ожидаемые ответы: «У вертушек разное количество деталей. Первая вертушка состоит из двух деталей, вторая из трех»; «детали вертушек сделаны из бумаги разного цвета».) Предлагаем детям выполнить задание учебника.
Организация рабочего места
Просим рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления с опорой на справочный материал (с. 5).
Вспоминаем правила безопасной работы с ножницами.
Практическая работа
Внимательно следим за ходом работы, за выполнением детьми правил безопасной работы с ножницами. Приглашаем к учительскому столу тех, кто затрудняется в работе.
Организованное прерывание практической работы и уборка рабочих мест
Дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.
Обсуждаем материалы, инструменты и приспособления, которые необходимо приготовить к следующему уроку (с. 30): альбомную и цветную бумагу, лист в клетку, клей Пва, кисточку для клея, простой карандаш, линейку, ножницы, салфетку, подкладной лист.