Тема «Панно из засушенных растений» (1 урок)
Задачи урока:
— дать общее представление о профессии художника-флориста;
— расширение знаний о мире вещей, созданных руками человека из природных материалов;
— знакомство с новыми терминами: панно, флористика;
— формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала;
Выявление особенностей изделия в процессе его анализа; размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией);
формирование нравственных качеств (бережное отношение кприроде).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся:
беседа, работа с учебником, коллективное обсуждение конструкции, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся,
самостоятельная практическая работа.
Ход урока
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического
учебного материала
читаем на с. 10 тему урока «Панно из засушенных растений» и задание на урок: «выполните панно* “осенний букет” из засушенных цветов, листьев, травинок на картонной основе для украшения классной комнаты».
обращаем внимание на новый термин «панно», просим детей узнать в словаре значение этого слова: «Панно — плоское или объемное изображение для украшения стен». Предлагаем рассмотреть образцы панно и материалы, из которых можно его сделать. Просим назвать цветы, которые они засушили для работы.
Рассказываем, что необычный материал — засушенные растения (цветы, листья, травинки, солому, тополиный пух и др.) в своей работе используют ХУдоЖники-ФЛоРисТЫ, а искусство создания оригинальных поделок из такого материала называется ФЛоРисТикоЙ. в настоящее время этот вид творчества становится популярным и стремительно развивается.
Произведения флористов украшают жилые дома, школы, музеи, учреждения.
Анализ конструкции образца
дети читают задание для парной работы: «Рассмотрите образцы и придумайте свою композицию. Распределите работу по созданию деталей композиции между собой и выполните ее». Просим выделить основные детали, из которых сделано панно, и назвать материалы, из которых выполнены детали. (ожидаемый ответ: «основа — из цветного картона, букет — из засушенных цветов, листьев, травинок».)
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
объясняем: прежде чем приступить к созданию панно, надо решить, как будут располагаться цветы в букете — вертикально, как на первом и втором рисунках, или горизонтально, как на третьем рисунке.
если букет составляется из трех и более цветов, надо учитывать, что один из цветков должен быть основным (он более крупный), а другие — вспомогательными (они более мелкие). Цвет фона, на котором будет располагаться композиция, не должен сливаться с букетом.
сначала композицию выкладывают на плоскую поверхность рядом с картонной основой. на этом этапе можно поменять местами цветы, листья и травинки, если что-то не понравится.
далее букет переносят на основу. каждая деталь приклеивается к фону
густым клеем Пва.
Работа с высушенными растениями требует осторожности, главное —
не повредить цветок и не испачкать клеем готовую композицию. Поэтому клей необходимо наносить только на чашечки цветков и смазывать им толстые плотные стебли и черенки листьев.
делать панно можно как индивидуально, так и в паре.
Организация рабочего места
Просим детей разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления с опорой на справочный материал (с. 4).
вспоминаем правила безопасной работы с ножницами.
Практическая работа
внимательно следим за ходом работы и выполнением детьми правил безопасной работы ножницами.
Организованное прерывание практической работы, обобщение усвоенного материала, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Просим детей завершить работу.
задаем вопросы: что такое панно?
какой вид искусства связан с использованием засушенных растений? Люди какой профессии занимаются флористикой?
оцениваем в готовых работах умение подбирать засушенные листья по форме и размеру, сочетать засушенные материалы с цветом картона, составлять композицию, чисто и прочно приклеивать детали на основу.
дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты, выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.
обсуждаем материалы, инструменты и приспособления, которые нужно приготовить к следующему уроку (с.13): цветную бумагу, клей Пва
заменим на клей-карандаш, ножницы, карандаш, салфетку, подкладной лист.