СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Рабочая программа. Окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Окружающий мир 2 класс УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Рабочая программа. Окружающий мир.»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет «Окружающий мир» соединяет в равной степени знания о природе, обществе и истории и знакомит учащихся с материалом естественных и социально – гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

1 уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;

2 понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;

3 модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4 психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо – и культуросообразного поведения.

В предмете «Окружающий мир» заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально – научного и эмоционально – ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Овладение начальными навыками адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами , осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной речи.

  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности ( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного материала.

Предметные результаты

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости и национальные свершения, открытия, победы.

  2. Уважительное отношение к России. Родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификации и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Развитие навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.


ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника будут сформированы:

1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

2. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

4. Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

5. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

6. Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

7. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

9. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

10. Установка на здоровый образ жизни;

11. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

12. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1. Принимать и сохранять учебную задачу;

2. Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

4. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

5. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

6. Адекватно воспринимать оценку учителя; действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

7. Различать способ и результат действия;

8. Оценивать правильность выполнения;

9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

10. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Раздел «Познавательные универсальные учебные умения»

Выпускник научится:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2. Использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

5. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

6. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

7. Осуществлять синтез как составление целого из частей;

8. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

9. Устанавливать причинно – следственные связи;

10. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

11. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

12. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

13. Устанавливать аналогии;

14. Владеть общим приемом решения задач.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3. Формулировать собственное мнение и позицию;

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

6. Задавать вопросы;

7. Контролировать действия партнера;

8. Использовать речь для регуляции своего действия;

9. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и природа.

Природа живая и неживая. Признаки предметов. Примеры явлений природы. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус – модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Образы звезд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца ка причина смены времен года. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, ее составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за природой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация измерений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края. Образ растений в традиционной народной культуре. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей.

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.


Темы занятий

Кол-во часов

Вселенная, время, календарь

14

Осень

16

Зима

13

Весна и лето

15

Резерв учебного времени

7

Итого за год:

65


В соответствии с календарным планом-графиком ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 65 часов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Тип/ форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата провед. (план)

Дата провед. (факт)

Освоение предметных знаний

УУД метапредмет. результаты

Вселенная, время, календарь – 14 часов

1

Мы – союз народов России.


Урок-путешествие

Иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, городах федерального значения;
углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город и школа, в которой дети учатся;
находить и показывать субъект на политической карте России;

называть его природные и историко-культурные достопримечательности;

определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса

Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями;
моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России;

высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в Российской Федерации

Письменный опрос

Р.Т. № 2, 3  

с. 6—7

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

02.09.16


2

Мы – жители

Вселенной.


Урок-игра

Знать в общем виде строение Вселенной; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы;
перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров;
узнавать небесные тела по описанию

Определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны;
анализировать схему в учебнике;
рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве;
сравнивать размеры планет;
осуществлять самопроверку

Проверочная работа

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

06.09.16


3

Наш космический корабль – Земля.


Урок-игра

Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;
определять стороны горизонта;
находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта;
определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;
изучить устройство компаса; определить стороны горизонта по инструкции;
зафиксировать результаты определения, расставляя таблички

По своим представления рисовать Землю – наш космический корабль;
анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;
применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;
осуществлять самопроверку;
работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта

Практическая

работа по определению сторон света во дворе школы.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

9.09.16


4

Наш космический корабль – Земля.


Урок закрепления знаний

Иметь представление о форме Земли, глобусе;
знать устройство глобуса и условные обозначения на нем;
находить на глобусе океаны и материки;
определять их названия и число;
находить на глобусе нашу страну;
определять материк, на котором она расположена;
изучить устройство компаса; определить стороны горизонта, зафиксировать результаты определения, расставляя таблички


По представлениям рисовать Землю – наш космический корабль;
анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;
применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;
осуществлять самопроверку;
работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

13.09.16


5

Время.


Урок открытия новых знаний

Приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;
иметь представление о понятии «единицы измерения времени»; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;
определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее;
изучать устройство часов, определять время по часам

Рассказывать о старинных и современных часах;
объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы;
предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее;
обосновывать свое решение;
определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображенных событий;
моделировать время на часах;
выделять приметы времени;
сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы «Проверь себя» с.19

16.09.16


6

Сутки и неделя.


Урок открытия новых знаний

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – сутки, неделя – с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;

давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки и неделю;
определять количество дней в неделе;
называть дни недели, выстраивать их последовательность


Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;
участвовать в дидактических играх «Сутки», «День – ночь»,
находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи;
составлять фоторассказ о своей жизни за неделю;
писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

20.09.16


7

Месяц и год.


Урок открытия новых знаний

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;
давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему;

выстраивать правильную последовательность месяцев года;
осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце


Устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;
представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;

прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления;
моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;
отгадывать народные загадки о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами;
наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Защита проекта

Р.Т. № 4, 5   с. 21

23.09.16


8

Времена года


Урок открытия новых знаний

Объяснять причину смены времен года с помощью схемы; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;
перечислять времена года в правильной последовательности;
называть месяцы каждого сезона;
понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге

Предлагать для каждого времени года рисунки-символы;
устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;
объяснять причины смены времен года;
моделировать их в виде схемы-аппликации;
наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;
выявлять среди них специфические сезонные явления;
подбирать в языках народов своего края названия времен года и соответствующих им явлений природы


Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Проверочная работа

27.09.16


9

Погода


Урок-исследование

Наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде;
получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике;
рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды;
сравнивать различные виды термометров;
Объяснять назначения метеорологических приборов;
осуществлять самопроверку;
рисовать условные знаки погодных явлений

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Проверочная работа

30.09.16


10

Календарь - хранитель времени, страж памяти


Урок открытия новых знаний

Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;
иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей

Сравнивать календари разных типов;
обсуждать правила пользования ими;
сравнивать даты начала учебного года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос

04.10.16


11

Красные дни календаря


Урок открытия новых знаний

Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике

Описывать празднование одного из этих праздников в своем городе;
иллюстрировать рассказ фотографиями;
определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

7.10.16


12

Народный календарь


Урок открытия новых знаний

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края;
определять, наблюдения за какими именно явлениями природы, служат основой для народных примет на погоду;
наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе

Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;
проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню-погодоуказателю
сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;
сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы рубрик «Подумаем!», «Проверим себя»

 с. 43

11.10.16


13

Экологический календарь


Урок открытия новых знаний

Участвовать по мере сил в охране природы;
иметь представление об экологии;
знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли

Высказывать предположения о том, что такое экология;
находить в тексте учебника определение экологии как науки;
рассказывать по рисунку учебника о природе – нашем зеленом доме;
выражать свое отношение к природе в собственном рисунке;
вписывать в таблицу даты экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате; в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвященные экологическим дням

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

14.10.16


14

Обобщающий урок

Осенняя прогулка


Урок-экскурсия



Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

18.10.16


Осень (18 часов)

15

Осень в неживой природе


Урок открытия новых знаний

Показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;
называть осенние погодные и природные явления в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и т.д.);
наблюдать за изменениями погоды;

иметь представление о дне осеннего равноденствия

Рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью;
устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе;

составлять в рабочей тетради список осенних явлений;

сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени;

играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике;

фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Тест

21.10.16


16

Народные праздники в пору осеннего равноденствия


Урок открытия новых знаний

Различать особенности, характерные для быта и в хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия;
называть общее свойство праздников осеннего равно

Различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;
выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников;

Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

 Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

.25.10.16


17

Звездное небо осенью


Урок открытия новых знаний

Знать, что звезды, как и Солнце – сгустки раскаленных газов;
знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;
наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели.

задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях от созерцания звездного неба;
сравнивать современные и древние представления о созвездиях;
анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя;
достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника;
наблюдать звездное небо и фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Раб.  в паре с. 57, 61

28.10.16


18

Трава у нашего дома


Урок-исследование

Распознавать травянистые растения с помощью атласа-определителя; знать причины пожелтения травы осенью;

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе;
фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью;
описывать устно внешний вид наиболее распространенных травянистых растений;
использовать сведения из дополнительных источников для написания собственного рассказа о растении; регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

8.11.16


19

Старинная женская работа


Урок открытия новых знаний

Назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;
называть ткани из шерсти, хлопка, льна;
определять особенности льняной ткани

Распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя;
исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопка, льна;
реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;
соотносить эти операции с образами загадки;
сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов;
планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

11.11.16


20

Деревья и кустарники осенью


Урок-экскурсия

Узнавать вечнозеленые хвойные растения;
узнавать изученные деревья и кустарники по листьям;
перечислять причины листопада;
наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев;
фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради

Определять деревья и кустарники по плодам, работая с атласом-определителем;

сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской;
сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; формулировать соответствующие правила экологической этики регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

15.11.16


21

Чудесные цветники осенью


Урок открытия новых знаний

Перечислять названия цветов, которые видели в цветниках города или в собственном саду осенью;
узнавать изученные растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам;
определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя;
определять растения цветников возле дома и в его окрестностях;
фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий

Выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений;
различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов;
сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника;
использовать дополнительную литературу и ресурсы для написания рассказа об одном из растений цветника;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос

18.11.16


22

Грибы


Урок открытия новых знаний

Знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
знать строение грибов;
отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя

Сравнивать грибы по внешнему виду;
узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы учебника;
самостоятельно рисовать схему гриба;

формулировать соответствующие правила экологической этики; регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

22.11.16


23

Шестиногие и восьминогие


Урок открытия новых знаний

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных;
называть этапы развития бабочки и стрекозы;
описывать паука-крестовика и его сеть;
узнавать изученных насекомых на рисунках;
приводить примеры насекомых различных групп

Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям;
рассказывать по рисункам учебника о разнообразии насекомых;
раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых;
моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций;
обосновывать необходимость бережного отношения к паукам;
формулировать соответствующие правила экологической этики;

Использовать атлас-определитель для написания собственных рассказов о насекомых

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

25.11.16


24

Птичьи секреты


Урок открытия новых знаний

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края;
различать перелетных и зимующих птиц;
приводить примеры перелетных и зимующих птиц;

наблюдать за птицами своей местности

Отвечать на вопросы о птицах;

Классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам;
отгадывать народные загадки о птицах;
выделять в тексте учебника проблемные вопросы регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Р.Т. № 2

с. 49

29.11.16


25

Как разные животные готовятся к зиме


Урок открытия новых знаний

Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет;
узнавать изучаемых животных по описанию

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных;

Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных;
раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков;

формулировать соответствующие правила экологической этики

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Презентация фоторассказ

2.12.16


26

Невидимые нити в осеннем лесу.


Урок открытия новых знаний

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;
приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу;
делать выводы о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей

Извлекать из учебника информацию о связях в природе;

анализировать рисунок и схемы в учебнике;
соотносить рисунок и схему между собой;
сравнивать разные виды схем;
рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях;
моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем;
формулировать правила экологической этики

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

6.12.16


27

Осенний труд


Урок открытия новых знаний

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным

Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас;
соотносить работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Рисование схемы строения гриба

9.12.16


28

Будь здоров!


Урок-игра

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период;
знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для осени

Формулировать правила здорового образа жизни осенью;
поддерживать в ходе игр благожелательное общения друг с другом;
корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;
контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Тест

13.12.16


29














Охрана природы осенью


Урок открытия новых знаний

Знать правила сбора грибов, ягод, орехов;
знать нормы поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору;
знать правила охраны природы осенью

Рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков;
обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе; предлагать меры охраны объектов на основе полученной информации;
составлять фоторассказ об осенней прогулке



16.12.16


30

31

32

За страницами учебника



Повторение


Знать особенности жизни осенью 2-3 диких животных;
знать и соблюдать правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор;
изготавливать простейшие кормушки для птиц;
изучать страницы Красной книги;
подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради











20.12.16

23.12.16

27.12.16


Зима (13 часов)

33

Зимние месяцы


Урок открытия новых знаний

Находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;
иметь общее представление о жизни художников и о главной теме их художественного творчества;
находить черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся

Соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края;
использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства;

Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка;
сочинять устный рассказ по картине;
подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды зимой

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Самостоятельная работа

13.10.17


34

Зима – время науки и сказок


Урок-игра

Знать несколько зимних народных примет на погоду;
иметь представление о том, как учились дети в старину

Объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость;
рассказывать о персонажах картин А.И.Морозова и братьев-художников А.П. и С.П.Ткачевых, опираясь на сюжеты этих произведений;

сравнивать сказки разных народов;
формулировать их нравственное значение для современной жизни

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

1701.17


35

Зима в неживой природе


Урок-экскурсия

Перечислять зимние природные явления, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололед;
иметь понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;
знать даты зимнего солнцестояния (22.12) и зимнего солнцеворота (25.12);

наблюдать за формой снежинок, за погодой зимой;
фиксировать результаты наблюдений в таблицах

Рассказывать о зимних изменениях в природе;
устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе;
рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей;
устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе;
извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений;
отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку;
делать выводы об изменениях погоды в течение зимы

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Составление памятки

20.01.17


36

Звездное небо зимой


Урок открытия новых знаний

Иметь представление о созвездиях Малой Медведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус;
находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус;
наблюдать звездное небо по заданиям рабочей тетради;
применять освоенные на уроке способы поиска звезд и созвездий;
фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради

Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия;

сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы;
придумывать сказку о созвездии Малой Медведицы и Полярной звезде;
анализировать схему созвездия Ориона;
достраивать схему созвездия Ориона в рабочей тетради

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

24.01.17


37

Зима в мире растений


Урок открытия новых знаний

Перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;
называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;
распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим специфическим признакам, используя атлас-определитель;
определять растения, зимующие под снегом

Отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений;
извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;
устанавливать связи изученных растений с животными;
выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Контрольные задания

31.01.17


38

Зимние праздники


Урок-игра

Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года;

иметь представление о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника;
знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю

Разбирать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками;
отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота;
различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;
описывать картину Б.М.Кустодиева «Елочный торг»;

планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям; регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

 Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

3.02.17


39

Растения в домашней аптечке


Урок-практикум

Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях;
знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;
узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространенных лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения;

Знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь

Рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке;
отвечать на вопросы о лекарственных растениях на основе собственного жизненного опыта;
рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырье, заполнять таблицу;
распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью;
извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей;

Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений;

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Творческая работа.

Р.Т.   № 4  с.4

06.02.17


40

Зимняя жизнь птиц и зверей


Урок-практикум

Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям;
узнавать зверей по описаниям;
знать об образе жизни и питании зимующих птиц;
находить изучаемых птиц на рисунках учебника;
наблюдать за птицами города;
определять их с помощью атласа-определителя; продолжать подкармливать птиц

Извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы;
узнавать, работая в группах, зимующих птиц по клювам;
устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы;
обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека;

Готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника;

написать рассказ по результатам наблюдений;
проиллюстрировать его рисунком

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

10.02.17


41

Невидимые нити в зимнем лесу


Урок открытия новых знаний

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу;
приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

анализировать рисунок и схему в учебнике;
соотносить их между собой;
прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными;
моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе;
рассказывать по схемам об изученных невидимых нитях;
придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

14.02.17


42

В феврале зима с весной встречается впервой

Урок-игра

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;
знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;
характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края

Готовить подарок старшим родственникам на Масленицу и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края;
инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края;
планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Диагностические задания Р.Т.

№ 1, 3 с. 8

17.02.17


43

Зимний труд


Урок открытия новых знаний

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными;
иметь представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сел;
сеять и выращивать в домашних условиях 1-2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время

Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину;
соотносить старинные виды зимних работ с зимними работами в настоящее время в городе;
рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

21.02.17


44

Будь здоров!


Урок-практикум

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период;
знать и уметь объяснить правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы

Регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам;
корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;
формулировать правила здорового образа жизни зимой;
объяснять правила народных игр;
контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос

24.02.17


45

































46

Охрана природы зимой.





























За страницами учебника


Урок открытия новых знаний

Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных;
знать и соблюдать правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор;
изготавливать простейшие кормушки для птиц;
изучать страницы Красной книги;
подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради

Анализировать рисунки учебника;
описывать по своим наблюдениям красоту зимней природы;
формулировать соответствующие правила экологической этики;
извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности;
предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;
составить фоторассказ о зимней прогулке






Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Тест

28.02.17

































03.03.17


Весна и лето (15 часов)

47

Весенние месяцы


Урок открытия новых знаний

Находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;
проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая;
иметь общее представление о жизни художников А.К.Саврасова и Б.М.Кустодиева и о главных темах их творчества

Называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся;
соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края;

Использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме;
сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев;
характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка;
сочинять устный рассказ по картине;
находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России;
обозначать на схеме круглого года пору весеннего равноденствия

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Диагностические задания Р.Т.

№ 1 с. 12,

№ 3 с. 15

7.03.17


48

Весна в неживой природе

Урок открытия новых знаний

Перечислять причины потеплений весной;
называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

наблюдать за погодой;

перечислять сезонные изменения в неживой природе;

наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах

Рассказывать о весенних изменениях в природе;
устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе;
извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений;
делать выводы об изменениях погоды в течение зимы;

Рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и за городом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

10.03.17


49

Весна – утро года


Урок-игра

Знать по материалам учебника некоторые народные традиции встречи весны;
иметь представление о старинном русском обычае трехкратной встречи весны и празднике Нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, о других праздниках по старинным календарям народов своего края;
изготовлять игрушечную птицу в любой технике

Объяснять, почему многие народы России и мира символически представлять весну в образе птицы;
инсценировать весенние праздничные обычаи в виде мини-спектаклей;
участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

14.03.17


50

Звездное небо весной


Урок

открытия новых знаний

Определять положение созвездий Малой Медведицы и Большой Медведицы весной;
находить созвездия Кассиопеи и Льва на звездном небе;

Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звезды;
наблюдать звездное небо по заданиям рабочей тетради;
применять освоенные на уроке способы поиска звезд и созвездий;
фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради;
применять на практике освоенные на уроках способы поиска звезд и созвездий

Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия;

освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи;
соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком;
соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком;
достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради;
использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из созвездий;
придумывать сказку о созвездиях весеннего неба

 Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

17.03.17


51

Весеннее пробуждение растений


Урок открытия новых знаний

Называть причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;
знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений;
выявлять условия, необходимые для их цветения;
узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе;
наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради;
фиксировать сроки цветения

Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений;
характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников;
обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям;
формулировать соответствующие нормы экологической этики;
оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений;
использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из раннецветущих растений

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Самостоятельная работа

Р.Т. № 3 с. 27

21.03.17


52

Весенняя прогулка





24.04.17


53

Чудесные цветники весной


Урок открытия новых знаний

Знать названия культурных растений весенних цветников;
знать легенды, связанные с этими цветами;
находить растения в атласе-определителе; знать растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам;
определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя;
узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе;
фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника;
выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений;
различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов;
сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника;
использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из растений цветника

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Защита проектного

задания

4 .0417


54

Весна в мире насекомых


Урок открытия новых знаний

Описывать весеннее пробуждение насекомых, их красоту;
знать по материалам учебника о весенних изменениях в жизни насекомых;

узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе;
наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых с помощью атласа-определителя

Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых;
по схемам в учебнике рассказывать о них;
достраивать схемы в рабочей тетради;
обсуждать отношение людей к насекомым;
обосновывать необходимость бережного отношения к насекомым;
предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми;
формулировать соответствующие правила экологической этики

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

7.04.17


55

Весна в мире птиц и зверей


Урок открытия новых знаний

Знать по учебнику о весенних изменениях в жизни птиц и зверей;
иметь представление о гнездовых и выводковых птенцах;
определять с помощью текста учебника последовательность возвращения перелетных птиц из теплых краев;
фиксировать эту последовательность в рабочей тетради;
узнавать птиц на рисунке;
наблюдать за птицами города;
слушать весенние песни птиц;
написать рассказ по результатам наблюдений;
проиллюстрировать его рисунком или фотографией

Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей;
осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя;
обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики;
играть в старинную игру, связанную с птицами по правилам, описанным в учебнике;

разыгрывать сценки

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

11.04.17


56

Невидимые нити в весеннем лесу


Урок открытия новых знаний


Приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу;
выявлять связи в весеннем лесу;
выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах

Рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу;
извлекать из текста и иллюстраций учебника информации о связях в природе;
анализировать рисунки и схемы в учебнике;
соотносить их между собой;
сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре;
моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем;
рассказывать по схемам о невидимых нитях в весеннем лесу;
использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке






Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Контрольные задания

14.04.17


57

Весенний труд


Урок-экскурсия

Иметь представление о видах старинной женской и мужской работы весной;
наблюдать за состоянием природы 6 мая и сопоставить эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней

Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;
объяснять значение пословиц о весне;
инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу;
соотносить эту работу с видами весенней работы в городе и селе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

18.04.17


58

Старинные весенние

праздники


Урок-игра

Оформлять рамочки для фотографий своей и друга;

Выразительно произносить народные благопожелания в Вербное воскресенье и на Пасхальной неделе;
характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края

Сопоставлять между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

21.04.17


58

Будь здоров!


Урок-практикум

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в весенний период;
знать и уметь объяснить правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы

Регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам;
корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;
формулировать правила здорового образа жизни зимой;
объяснять правила народных игр;
контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы рубрики «Проверь себя» с.65

25.04.17


60

Охрана природы весной


Урок-практикум

Знать и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор;
изучать страницы Красной книги;
знать правила охраны природы весной;
изготавливать по инструкции домик для птиц и размещать его в подходящем месте

Анализировать рисунки учебника;
рассказывать с помощью условных знаков о правилах охраны природы;
формулировать соответствующие правила экологической этики;
извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России; регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

28.04.17


61

Лето красное


Урок открытия новых знаний

Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев;
иметь общее представление о жизни А.И.Куинджи и о главной особенности его художественного творчества;
вспоминать о главной теме в творчестве И.И.Шишкина; наблюдать за погодой летом; фиксировать результаты наблюдений в таблицах

Соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также жизнь людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края;
описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
называть те черты в судьбе и произведениях искусства, посвященных этой теме;

характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка;

делать выводы об изменении погоды в течение лета;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

2.05.17


62

Летние праздники и труд


Урок-игра

Иметь представление о летних видах земледельческого труда в его старинных и современных формах;
иметь представление о народных обычаях празднования старинных летних праздников

Перечислять летние дары природы своего края;
разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Тест

5..05.17


Резерв учебного времени (10 часов)

63

Игра – занятие «В мире птиц и зверей»


Обобщение знаний учащихся о жизни зверей и птиц нашего края в разные времена года

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Р.Т.   с. 44

12.05.17


64

Экскурсия


Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

сочинение

16.05.17


65

За страницами учебника


Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Диагностические задания Р.Т.

№ 3 с.47,

 № 1 с. 48

19.05.17


66

Повторение


Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

23.05.17


67

КВН «Умники и умницы»


Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Диагностические задания Р.Т.

№ 1, 2 с. 52

26.05.17


67

За страницами учебника


Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Фронтальный опрос

30.05.17




62