СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа. Окружающий мир 2 класс УМК "Перспектива"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Предмет «Окружающий мир» соединяет в равной степени знания о природе, обществе и истории и знакомит учащихся с материалом естественных и социально – гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
1 уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
2 понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;
3 модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4 психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо – и культуросообразного поведения.
В предмете «Окружающий мир» заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально – научного и эмоционально – ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство с основами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами , осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной речи.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности ( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного материала.
Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости и национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России. Родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификации и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
У выпускника будут сформированы:
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
2. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
4. Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
5. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
6. Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
7. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
9. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
10. Установка на здоровый образ жизни;
11. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
12. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
5. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
6. Адекватно воспринимать оценку учителя; действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
7. Различать способ и результат действия;
8. Оценивать правильность выполнения;
9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Раздел «Познавательные универсальные учебные умения»
Выпускник научится:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2. Использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
5. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
6. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7. Осуществлять синтез как составление целого из частей;
8. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
9. Устанавливать причинно – следственные связи;
10. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
12. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13. Устанавливать аналогии;
14. Владеть общим приемом решения задач.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3. Формулировать собственное мнение и позицию;
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6. Задавать вопросы;
7. Контролировать действия партнера;
8. Использовать речь для регуляции своего действия;
9. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа.
Природа живая и неживая. Признаки предметов. Примеры явлений природы. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Вещество. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус – модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Образы звезд и планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца ка причина смены времен года. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.
Погода, ее составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за природой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация измерений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края. Образ растений в традиционной народной культуре. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей.
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Темы занятий | Кол-во часов |
Вселенная, время, календарь | 14 |
Осень | 16 |
Зима | 13 |
Весна и лето | 15 |
Резерв учебного времени | 7 |
Итого за год: | 65 |
В соответствии с календарным планом-графиком ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 65 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Тип/ форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата провед. (план) | Дата провед. (факт) | ||
Освоение предметных знаний | УУД метапредмет. результаты | |||||||
Вселенная, время, календарь – 14 часов | ||||||||
1 | Мы – союз народов России.
| Урок-путешествие | Иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, городах федерального значения; называть его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса | Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями; высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в Российской Федерации | Письменный опрос Р.Т. № 2, 3 с. 6—7 Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 02.09.16 |
| |
2 | Мы – жители Вселенной.
| Урок-игра | Знать в общем виде строение Вселенной; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; | Определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; | Проверочная работа Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 06.09.16 |
| |
3 | Наш космический корабль – Земля.
| Урок-игра | Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; | По своим представления рисовать Землю – наш космический корабль; | Практическая работа по определению сторон света во дворе школы. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 9.09.16 |
| |
4 | Наш космический корабль – Земля.
| Урок закрепления знаний | Иметь представление о форме Земли, глобусе;
| По представлениям рисовать Землю – наш космический корабль; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 13.09.16 |
| |
5 | Время.
| Урок открытия новых знаний | Приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; | Рассказывать о старинных и современных часах; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы «Проверь себя» с.19 | 16.09.16 |
| |
6 | Сутки и неделя.
| Урок открытия новых знаний | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – сутки, неделя – с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки и неделю;
| Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 20.09.16 |
| |
7 | Месяц и год.
| Урок открытия новых знаний | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; выстраивать правильную последовательность месяцев года;
| Устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Защита проекта Р.Т. № 4, 5 с. 21 | 23.09.16 |
| |
8 | Времена года
| Урок открытия новых знаний | Объяснять причину смены времен года с помощью схемы; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; | Предлагать для каждого времени года рисунки-символы;
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Проверочная работа | 27.09.16 |
| |
9 | Погода
| Урок-исследование | Наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде; | Сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Проверочная работа | 30.09.16 |
| |
10 | Календарь - хранитель времени, страж памяти
| Урок открытия новых знаний | Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; | Сравнивать календари разных типов; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос | 04.10.16 |
| |
11 | Красные дни календаря
| Урок открытия новых знаний | Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике | Описывать празднование одного из этих праздников в своем городе; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 7.10.16 |
| |
12 | Народный календарь
| Урок открытия новых знаний | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края; | Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы рубрик «Подумаем!», «Проверим себя» с. 43 | 11.10.16 |
| |
13 | Экологический календарь
| Урок открытия новых знаний | Участвовать по мере сил в охране природы; | Высказывать предположения о том, что такое экология; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 14.10.16 |
| |
14 | Обобщающий урок Осенняя прогулка
| Урок-экскурсия |
|
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 18.10.16 |
| |
Осень (18 часов) | ||||||||
15 | Осень в неживой природе
| Урок открытия новых знаний | Показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; иметь представление о дне осеннего равноденствия | Рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью; составлять в рабочей тетради список осенних явлений; сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени; играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике; фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Тест | 21.10.16 |
| |
16 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия
| Урок открытия новых знаний | Различать особенности, характерные для быта и в хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия; | Различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | .25.10.16 |
| |
17 | Звездное небо осенью
| Урок открытия новых знаний | Знать, что звезды, как и Солнце – сгустки раскаленных газов; задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях от созерцания звездного неба; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Раб. в паре с. 57, 61 | 28.10.16 |
| |
18 | Трава у нашего дома
| Урок-исследование | Распознавать травянистые растения с помощью атласа-определителя; знать причины пожелтения травы осенью; Узнавать изученные растения на рисунках и в природе; | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 8.11.16 |
| |
19 | Старинная женская работа
| Урок открытия новых знаний | Назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; | Распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 11.11.16 |
| |
20 | Деревья и кустарники осенью
| Урок-экскурсия | Узнавать вечнозеленые хвойные растения; | Определять деревья и кустарники по плодам, работая с атласом-определителем; сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 15.11.16 |
| |
21 | Чудесные цветники осенью
| Урок открытия новых знаний | Перечислять названия цветов, которые видели в цветниках города или в собственном саду осенью; | Выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос | 18.11.16 |
| |
22 | Грибы
| Урок открытия новых знаний | Знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы; Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя | Сравнивать грибы по внешнему виду; формулировать соответствующие правила экологической этики; регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 22.11.16 |
| |
23 | Шестиногие и восьминогие
| Урок открытия новых знаний | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; | Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям; Использовать атлас-определитель для написания собственных рассказов о насекомых | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 25.11.16 |
| |
24 | Птичьи секреты
| Урок открытия новых знаний | Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; наблюдать за птицами своей местности | Отвечать на вопросы о птицах; Классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Р.Т. № 2 с. 49 | 29.11.16 |
| |
25 | Как разные животные готовятся к зиме
| Урок открытия новых знаний | Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет; | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных; формулировать соответствующие правила экологической этики | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Презентация фоторассказ | 2.12.16 |
| |
26 | Невидимые нити в осеннем лесу.
| Урок открытия новых знаний | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; | Извлекать из учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схемы в учебнике; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 6.12.16 |
| |
27 | Осенний труд
| Урок открытия новых знаний | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным | Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Рисование схемы строения гриба | 9.12.16 |
| |
28 | Будь здоров!
| Урок-игра | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; | Формулировать правила здорового образа жизни осенью; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Тест | 13.12.16 |
| |
29
| Охрана природы осенью
| Урок открытия новых знаний | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов; | Рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков;
|
| 16.12.16 |
| |
30 31 32 | За страницами учебника
Повторение |
| Знать особенности жизни осенью 2-3 диких животных; |
|
| 20.12.16 23.12.16 27.12.16 |
| |
Зима (13 часов) | ||||||||
33 | Зимние месяцы
| Урок открытия новых знаний | Находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; | Соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Самостоятельная работа | 13.10.17 |
| |
34 | Зима – время науки и сказок
| Урок-игра | Знать несколько зимних народных примет на погоду; | Объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; сравнивать сказки разных народов; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 1701.17 |
| |
35 | Зима в неживой природе
| Урок-экскурсия | Перечислять зимние природные явления, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололед; наблюдать за формой снежинок, за погодой зимой; | Рассказывать о зимних изменениях в природе; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Составление памятки | 20.01.17 |
| |
36 | Звездное небо зимой
| Урок открытия новых знаний | Иметь представление о созвездиях Малой Медведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус; | Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия; сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 24.01.17 |
| |
37 | Зима в мире растений
| Урок открытия новых знаний | Перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам; | Отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Контрольные задания | 31.01.17 |
| |
38 | Зимние праздники
| Урок-игра | Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года; иметь представление о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника; | Разбирать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками; планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям; регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 3.02.17 |
| |
39 | Растения в домашней аптечке
| Урок-практикум | Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; Знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь | Рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке; Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений; регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Творческая работа. Р.Т. № 4 с.4 | 06.02.17 |
| |
40 | Зимняя жизнь птиц и зверей
| Урок-практикум | Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям; | Извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы; Готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника; написать рассказ по результатам наблюдений; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 10.02.17 |
| |
41 | Невидимые нити в зимнем лесу
| Урок открытия новых знаний | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему в учебнике; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 14.02.17 |
| |
42 | В феврале зима с весной встречается впервой | Урок-игра | Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; | Готовить подарок старшим родственникам на Масленицу и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Диагностические задания Р.Т. № 1, 3 с. 8 | 17.02.17 |
| |
43 | Зимний труд
| Урок открытия новых знаний | Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; | Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 21.02.17 |
| |
44 | Будь здоров!
| Урок-практикум | Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период; | Регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос | 24.02.17 |
| |
45 46 | Охрана природы зимой.
За страницами учебника
| Урок открытия новых знаний | Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных; | Анализировать рисунки учебника;
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Тест | 28.02.17 03.03.17 |
| |
Весна и лето (15 часов) | ||||||||
47 | Весенние месяцы
| Урок открытия новых знаний | Находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; | Называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся; Использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Диагностические задания Р.Т. № 1 с. 12, № 3 с. 15 | 7.03.17 |
| |
48 | Весна в неживой природе | Урок открытия новых знаний | Перечислять причины потеплений весной; наблюдать за погодой; перечислять сезонные изменения в неживой природе; наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах | Рассказывать о весенних изменениях в природе; Рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и за городом | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 10.03.17 |
| |
49 | Весна – утро года
| Урок-игра | Знать по материалам учебника некоторые народные традиции встречи весны; | Объяснять, почему многие народы России и мира символически представлять весну в образе птицы; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 14.03.17 |
| |
50 | Звездное небо весной
| Урок открытия новых знаний | Определять положение созвездий Малой Медведицы и Большой Медведицы весной; Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звезды; | Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия; освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 17.03.17 |
| |
51 | Весеннее пробуждение растений
| Урок открытия новых знаний | Называть причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; | Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Самостоятельная работа Р.Т. № 3 с. 27 | 21.03.17 |
| |
52 | Весенняя прогулка |
|
|
|
| 24.04.17 |
| |
53 | Чудесные цветники весной
| Урок открытия новых знаний | Знать названия культурных растений весенних цветников; | Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Защита проектного задания | 4 .0417 |
| |
54 | Весна в мире насекомых
| Урок открытия новых знаний | Описывать весеннее пробуждение насекомых, их красоту; узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе; | Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 7.04.17 |
| |
55 | Весна в мире птиц и зверей
| Урок открытия новых знаний | Знать по учебнику о весенних изменениях в жизни птиц и зверей; | Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей; разыгрывать сценки | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 11.04.17 |
| |
56 | Невидимые нити в весеннем лесу
| Урок открытия новых знаний
| Приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу; | Рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу;
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Контрольные задания | 14.04.17 |
| |
57 | Весенний труд
| Урок-экскурсия | Иметь представление о видах старинной женской и мужской работы весной; | Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 18.04.17 |
| |
58 | Старинные весенние праздники
| Урок-игра | Оформлять рамочки для фотографий своей и друга; Выразительно произносить народные благопожелания в Вербное воскресенье и на Пасхальной неделе; | Сопоставлять между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 21.04.17 |
| |
58 | Будь здоров!
| Урок-практикум | Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в весенний период; | Регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы рубрики «Проверь себя» с.65 | 25.04.17 |
| |
60 | Охрана природы весной
| Урок-практикум | Знать и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор; | Анализировать рисунки учебника; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 28.04.17 |
| |
61 | Лето красное
| Урок открытия новых знаний | Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; | Соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также жизнь людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка; делать выводы об изменении погоды в течение лета; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 2.05.17 |
| |
62 | Летние праздники и труд
| Урок-игра | Иметь представление о летних видах земледельческого труда в его старинных и современных формах; | Перечислять летние дары природы своего края; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Тест | 5..05.17 |
| |
Резерв учебного времени (10 часов) | ||||||||
63 | Игра – занятие «В мире птиц и зверей» |
| Обобщение знаний учащихся о жизни зверей и птиц нашего края в разные времена года | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Р.Т. с. 44 | 12.05.17 |
| |
64 | Экскурсия |
| Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | сочинение | 16.05.17 |
| |
65 | За страницами учебника |
| Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Диагностические задания Р.Т. № 3 с.47, № 1 с. 48 | 19.05.17 |
| |
66 | Повторение |
| Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 23.05.17 |
| |
67 | КВН «Умники и умницы» |
| Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Диагностические задания Р.Т. № 1, 2 с. 52 | 26.05.17 |
| |
67 | За страницами учебника |
| Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Фронтальный опрос | 30.05.17 |
|
62