СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс "Синонимы, антонимы": технологическая карта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 класс "Синонимы, антонимы": технологическая карта»

Технологическая карта фрагмента урока

Тема урока: Синонимы и антонимы.

Тип урока: открытие нового знания.

УМК: Школа России.

Класс: 2. Часть: 1.

Цель: формирование у обучающихся представления о синонимах и антонимах и умение подбирать их к словам.

Задачи:

Дидактические:

- актуализировать имеющиеся знания по теме «Лексическое значение слова»;

- познакомить с понятиями «синонимы» и «антонимы»;

- учить подбирать синонимы и антонимы к словам.

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний;

- развивать устную и письменную речь;

- развивать умение организовывать продуктивное сотрудничество.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение между одноклассниками через проговаривание правил в парах;

- стимулировать интерес к изучению русского языка через внедрения приёма «Пословица»;

- воспитание навыков самостоятельной деятельности.



Ход урока

Этапы урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

Дидактические, интерактивные средства обучения

Формы контроля, взаимоконтроля

Результат обучения

предметный

Метапредметный




Личностный

Мотивационный

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создать благоприятную эмоциональную обстановку

Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Посмотрите в окно, какая сегодня прекрасная погода! Я надеюсь, что наш урок пройдет сегодня также прекрасно.

- Обратите внимание на слайд. Перед вами пословица. Маша, прочитай, пожалуйста.

«Знания собираются по капельке».

- Как вы понимаете её?

- Совершенно верно. Каждый день мы с вами узнаем что-нибудь новое и наши знания по капельке собираются в огромное море знаний.

Приветствуют учителя, читают пословицу, объясняют её смысл.

Ф

Презентация

Контроль со стороны учителя за правильным объяснением пословицы.

-

К: умение сотрудничать в процессе взаимодействия с учителем.

Принятие статуса ученика.

Актуализация опорных знаний

Организовать актуализацию изученных понятий и способов действий достаточных для новых знаний, вывести на проблему. Выявить проблемы.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: упражнение.

Наглядный метод: демонстрация.

- Перед тем, как начать новую тему урока мы с вами побеседуем.

- Что такое лексическое значение?(то, что обозначает слово)

- Приведите примеры лексических значений слов. (береза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)

- Молодцы! А теперь поработаем в парах. Нужно послушать небольшое стихотворение А. Барто и подумать, какие употреблены слова близкие по значению.

- Но сначала вспомним правила парной работы. Обратите внимание слайд.

Правила:

1. говори шёпотом;

2. не перебивай товарища;

3. если не услышал, переспроси;

4. своё несогласие высказывай вежливо.

- Эти правила, ребята, вы можете применять не только на уроках, но ив жизни. Если вы будете их придерживаться, то будете вежливыми и воспитанными.

- Слушаем стихотворение.

«Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий.»

- Итак, какие слова близки по значению?

- Хорошо. Теперь послушайте загадку В. Тимофеева. Найдите в нём противоположные слова.

« Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.»

- Какие вы нашли противоположные слова?

Вижу у вас возникли трудности, но не расстраиваемся, сегодня мы с вами это исправим!


Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают в парах, вспоминают правила парной работы, ищут близкие слова по значению и противоположные слова.

Ф,П

Презентация

Контроль со стороны учителя за соблюдением правил парной работы

Знает понятие «Лексическое значение слова». Умеет приводить примеры лексических значений слов.

К: умеет сотрудничать со сверстниками.

П: умеет пользоваться полученными знаниями; умеет ориентироваться в системе знаний.

Возникает доброжелательность между одноклассниками в процессе совместной деятельности; умеет принимать другую точку зрения.

Целеполагание

Организовать деятельность по определению темы, цели и построение плана достижения цели.

Словесный метод: беседа.

Приём «Помощники».

- Как вы думаете о чём мы с вами будем сегодня говорить?

- Правильно.

- Какую поставим цель нашему уроку?

- Отлично! Чем же мы еще будем заниматься? Для этого с помощью слов помощников, которые вы видите на слайде, найдите к началу строчки её продолжение.

1. Я вспомню …

2. Я познакомлюсь…

3. Я научусь…

А) … подбирать синонимы и антонимы;

Б) … с антонимами и синонимами;

В) … что такое лексическое значение слов;

- Молодцы!

Формулируют самостоятельно тему, цель урока. Отвечают на вопросы.




Ф

Презентация.

Контроль со стороны учителя за правильностью формулирования цели и темы урока.

-

Р: умеет определять тему на основе потребности выхода из затруднений.

Осознает ценность знаний.

Открытие нового знания

Организовать деятельность по открытию нового понятия и получение опыта применения нового понятия

Словесный метод: беседа, объяснение. Практический метод: упражнения.

- Откройте учебник на странице 52. Саша, прочитай правило.

- Спасибо. Ребята, слова синонимы это друзья, например, друг - товарищ, лгать – обманывать, врач-доктор. Приведите свои примеры слов синонимов.

- Молодцы! Откройте 141 страницу, на этой странице вы можете увидеть целый словарь близких по значению слов – слов синонимов. Какие слова синонимы вам запомнились больше всего?

- Теперь прочитаем 66 задание из учебника.

- Сегодня мы с вами уже его видели. Найдите в этом стихотворении слова синонимы. Спишите данные слова.

- Хорошо. Поберите синонимы к словам труд, мокрый, папа.

- Откройте 54 страницу. Петя, прочитай правило про антонимы.

- Спасибо. Слова антонимы – это слова враги, противники, они всегда противоположные по значению. Приведу пример, вчера – сегодня, быстрый – тихий, горький – сладкий. Приведите свои примеры слов антонимов.

- Хорошо. Откройте 141 страницу, на этой страницу находится словарь слов-антонимов. Рассмотрите их.

- Найдите в словаре антонимы к словам: здравствуйте, чистый, храбрый, весна, хвалить, радость. Запишите эти слова парами по образцу.

Образец:

Вчера – сегодня,…

- Отлично. Вернёмся к загадке В. Тимофеева. Обратите внимание на слайд.

- Выпишите из данной загадки противоположные слова по значению.

- Петя, продемонстрируй, пожалуйста, свой результат.

- У кого также? Поднимите руку.

- Молодцы! Мы добавили каплю в нашу море знаний. Но осталось закрепить наши знания, чтобы капля осталась в море навек.

Читают правила, слушают учителя, приводят примеры слов синонимов и антонимов, работают со словарём, находят в стихотворении слова синонимы и антонимы, демонстрируют результат работы по документ-камере, сравнивают работу.

Ф

Учебник, презентация, документ-камера, тетрадь.

Контроль со стороны учителя за ходом фронтальной работы, за правильностью выполнения упражнений.

Самоконтроль по эталону.

Знает понятия «Антонимы», «Синонимы». Умеет подбирать слова синонимы.

К: умеет сотрудничать с учителем; умеет формулировать высказывания, умеет участвовать в беседе. П: умеет сравнивать объекты.

Осознает целостность знания.

Первичное закрепление

Организовать применение новых знаний при решении типовых задач, организовать самостоятельную работу.

Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация. Практический метод: задание.

- Поработаем сначала с синонимами, затем с антонимами. Даша будет выполнять задание на интерактивной доске. Остальные в тетради.

- Даша, расскажи нам правила безопасности при работе с интерактивной доской.

- Правильно, молодец.

Задание: подберите к словам слова синонимы.

Красивый –

Жаркий –

Дети –

Думать –

- Молодец, садись. Ребята, проверьте свою работу. Всё ли у вас также.

- Поднимите руку, у кого также.

- Хорошо. Теперь с доской работает Максим.

- Выходи к доске аккуратно, не забывай про правила безопасности.

Задание: подберите к словам слова антонимы.

Широкий –

Свет –

Слабый –

Новый –

- Молодец, садись. Ребята, проверьте свою работу. Всё ли у вас также.

- Поднимите руку, у кого также.

- Молодцы! Теперь осталось самое важное, проверить как вы усвоили материал, до конца ли у нас осталась наша капля знания в море знаний.

- Работаем самостоятельно. Следим за посадкой. Спины держим ровно, ноги под прямым углом.

Задание:

Задание 1. Ответьте на вопрос: что такое синонимы и антонимы.

Задание 2. Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.

1. рисунок, узор;

2. бежать, мчаться;

3. красный, алый;

Задание 3. Подберите из слова для справок антонимы к словам мелкий, лёгкая, сладкое.

1. Мелкий пруд - … пруд. Мелкий дождь - … дождь. 2. Лёгкая сумка - … сумка. Лёгкая задача - … задача. 3 Сладкое яблоко - … яблоко. Сладкое лекарство - … лекарство.

Слова для справок: трудная, тяжелая, крупный, горькое, кислое, глубокий.

- Заканчиваем. Поменяйтесь тетрадями, сравните свою работу с эталоном на слайде.

- Нарисуйте улыбку, если работа выполнена безошибочно.

- Нарисуйте нейтральный смайлик, если допустили 2-3 ошибки.

Нарисуйте грустный смайлик, если допустили больше 3 ошибок.

- Поменяйтесь тетрадями. Покажите посадкой, кто выполнил работу безошибочно.

- Какие молодцы! Поднимите руку, кто допустил 2-3 ошибки.

-Хорошо, надо еще дома потренироваться. Остальные ребята не расстраивайтесь, вам тоже дома нужно потренироваться.

Выполняют задания на интерактивной доске, в тетради, вспоминают правила безопасности с интерактивной доской, сравнивают работу с доской, выполняют самостоятельную работу сравнивают работу с эталоном на слайде.

Ф, И

Раздаточный материал: карточки. Интерактивная доска, документ-камера, презентация.

Контроль за соблюдением правил безопасности с интерактивной доской, за посадкой, за правильностью выполнения задания, за ходом самостоятельной работы.

Знает понятия «Антонимы», «Синонимы». Умеет подбирать слова синонимы, слова антонимы.

П: умеет работать с различными источниками информации.

Р: умеет сохранять учебную задачу; умеет самостоятельно организовывать деятельность; умеет определять уровень овладения учебными знаниями. К: умеет управлять своим поведением.

Осознает значимость знания. Повышает познавательную активности;


Рефлексия

Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности.

Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности.

- Вод и подходит к концу наш урок. С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое синонимы и антонимы? Какую мы ставили цель? Добились ли мы её? Оценим нашу деятельность на уроке, как поняли тему урока. Для этого вам нужно будет поднять квадрат определенного цвета.

Желтый цвет означает, что вы все поняли на уроке.

Зеленый цвет означает, что у вас возникли трудности.

Красный цвет означает, что вы ничего не поняли.

- поднимите вверх ваши квадраты.

-Хорошо.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности на уроке.

Фронтальная.

Раздаточный материал: квадраты разного цвета.

Контроль со стороны учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки.

-

Р: умеет сохранять учебную задачу; умеет сопоставлять результат учебной деятельности с учебными задачами; умеет осуществлять оценочную деятельность.

Развивает познавательную активность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя