Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
1 слайд:
Здравствуйте, ребята. Я вас приветствую на уроке русского языка. Хочу начать наш урок со стихотворения:
2 слайд:
«Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.»
3 слайд:
- Вспомним правило о буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ и выполним задание.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака.
Выполняем задание. Составьте из слов каждой группы предложение. Буквосочетания чк, чн, подчеркните.
- Итак, открываем тетради, выполняем задание.
«Я тетрадочку открою,
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я правильно держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.»
Остановите видео и выполните задание.
4 слайд:
- Проверяем задание. У вас должны были получиться такие предложения, как «1. У Ирочки жила ручная белочка. 2. Девочка кормила белочку орешками.»
- Кто выполнил всё правильно, на полях нарисуйте восклицательный знак.
5 слайд:
- Ребята, обратите внимание на слова.
«жизнь, чудо, чаща, щавель, шило, щука.»
- Подумайте, на какие 3 группы можно разделить эти слова?
- Проверяем. Данные слова можно разделить на 3 группы:
1. жизнь, шило.
2. чаща, щавель.
3. чудо, щука
6 слайд:
- почему же мы разделили именно на такие группы, потому что тема нашего урока «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ». Цели урока:
- познакомиться с правописанием буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
- учиться применять правила;
- учиться находить и подчеркивать буквосочетания в словах.
7 слайд:
- Обратимся к новому правилу.
ЖИ и ШИ пиши с буквой И. ЧА и ЩА пиши с буквой А. ЧУ и ЩУ пиши с буквой У. Это правило вам нужно будет запомнить.
Прочитаем слова на жи и ши.
«кувшин, лужи, широта, стрижи, камыши, лыжи, шипы»
Запоминаем, что жи и ши пишу через И.
Теперь на ча и ща.
«чаща, тёща, встреча, пища, час, счастье, роща»
Запоминаем, что ча и ща пишу через А.
Теперь на чу и щу.
«чужак, чуткий, хочу, поищу, выращу, щурится, чулки»
Запоминаем, что чу и щу пишу через У.
8 слайд:
- Выполним 3 упражнение из учебника. Произнесем слова-названия предметов. На 1 изображении у нас ужи. Ужи пишем через и, потому что жи и ши пишется через И. На 2 изображении у нас шишка. Вспоминаем правило, что жи и ши пишется через и, значит слово шишка мы пишем через букву И. На 3 изображении у нас шина.. На 4 изображении у нас ежи. Тоже пишем через букву и. Почему? Потому что жи и ши пишу через И.
- Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Конечно, же звук И. Напишите слова-названия предметов в тетради и подчеркните новые буквосочетания. Подчеркиваем простой линией, карандашом.
Остановите видео и выполните задание.
- Проверяем. Сравните свою работу с эталоном. Я уверена, что вы выполнили всё правильно.
9 слайд:
- Поработаем устно. Перед вами слова с различными буквосочетаниями.
«чугун, дача, чищу, гуща, камыши, живот»
Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ и ШИ.
Это у нас слова – камыши и живот. Подчеркиваем словосочетания ШИ и ЖИ.
Теперь найдите слова с буквосочетаниями ЧА и ЩА.
Это у нас слова – дача и гуща. Подчеркиваем словосочетания ЧА и ЩА
Теперь найдите слова с буквосочетаниями ЧУ и ЩУ.
Это у нас слова чугун и чищу. Подчеркиваем словосочетания ЧУ и ЩУ
10 слайд:
- Теперь у нас физкультминутка. Её проводит крош из смешариков. Повторяйте движения за ним.
11 слайд:
Выполним задание.
Найди лишнее слово в строчке.
В строчке у нас 3 слова. Какое- то одно слово в строчке лишнее.
вершина - лужа - тишина
- душистый - ландыши - весна
- шиповник - мячик - зашипит
- пушистый - котик - шина
Вершина, лужа, тишина. Подумайте, какое из этих трёх слов лишнее.
Лишним у нас будет слово «лужа». Почему? Потому что в словах вершина и тишина есть буквосочетания «ши».
Душистый, ландыши, весна. Какое слово лишнее?
Лишним у нас будет слово «весна». Почему? Потому что в словах душистый и ландыши есть буквосочетания «ши».
Шиповник, мячик, зашипит. Какое слово лишнее? Думаем, рассуждаем.
Лишнее слово – мячик.
Пушистый, котик, шина. Подумайте, какое из этих трёх слов лишнее.
Лишним будет слово котик.
12 слайд:
Идем дальше.
- Перед нами вот такой интересный текст. Называется «Кто живет в часах?»
«Я знаю, что чайки живут в море.
Чабаны – в горах, чайники на –кухне, щуки – в реке, щавель – в огороде.
Черепахи живут в песке. А в чёрном чулане чёрное чудовище шипит.
Но вот кто живет в часах?
Кто же там тикает? Чудеса!»
В некоторых словах пропущены гласные. И нам нужно будет их вставить.
Мы вместе с вами разберем первую половину стихотворения, другую вы сделаете самостоятельно у себя в тетради.
Читаем.
«Я знаю, что ч__йки ж__вут в море. Ч__баны – в горах,ч__йники на –кухне, щ__ки – в реке, щ__вель – в огороде.»
Слово чайки. Какая гласная пропущена? Рассуждаем. Чайки. Ча-ща пишу с буквой А. Значит здесь пропущена гласная А. Следующее слово с пропущенной буквой – живут. Рассуждаю. Жи-ши пишу с буквой И. Значит надо писать И. Закончили первое предложение.
Начинаем разбирать второе предложение. Чабаны. Какая гласная пропущена? Рассуждаем. Ча-ща пишу с буквой А. Значит пишем А. Постоянно проговариваем правила, чтобы запомнить и не сделать ошибку. Слово «чайники». Ча –ща пиши с буквой А. Значит и мы пишем слово с буквой А. Щуки. Думаем, какую букву поставим у или ю. Вспоминаем, что чу – щу пишу с буквой У . Значит и я пишу букву У. Идем дальше. Слово щавель. Вспоминаем правило ча-ща пиши с буквой А. Значит и я пишу букву А.
Вот таким образом рассуждаем и выполняем вторую часть самостоятельно. Выписываем только те слова, в которых пропущены буквы. Остановите видео и выполните задание.
13 слайд:
На этом наш урок заканчивается. Подводим итог урока.
- На уроке мы с вами изучили буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Учились применять правила;
Учились находить и подчеркивать буквосочетания в словах.
Ответьте сами себе на такие вопросы. Я. Что сделал я? Я узнал на уроке. Что я узнал? Что , например, жи и ши пишется с буквой и. Я запомнил. Что вы запомнили? Я научился. Чему я научился? Я повторил. Я затрудняюсь. Ответьте на эти вопросы.
На этом наш урок закончен. Я с вами прощаюсь. Всем до свидания.