СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс "Сценарий буквосочетания ча-ща жи-ши"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 класс "Сценарий буквосочетания ча-ща жи-ши"»

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

1 слайд:

  • Здравствуйте, ребята. Я вас приветствую на уроке русского языка. Хочу начать наш урок со стихотворения:

2 слайд:

«Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.»

3 слайд:

- Вспомним правило о буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ и выполним задание.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака.

Выполняем задание. Составьте из слов каждой группы предложение. Буквосочетания чк, чн, подчеркните.

- Итак, открываем тетради, выполняем задание.
«Я тетрадочку открою,
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я правильно держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.»

Остановите видео и выполните задание.

4 слайд:

- Проверяем задание. У вас должны были получиться такие предложения, как «1. У Ирочки жила ручная белочка. 2. Девочка кормила белочку орешками.»

- Кто выполнил всё правильно, на полях нарисуйте восклицательный знак.

5 слайд:

- Ребята, обратите внимание на слова.

«жизнь, чудо, чаща, щавель, шило, щука.»

- Подумайте, на какие 3 группы можно разделить эти слова?

- Проверяем. Данные слова можно разделить на 3 группы:

1. жизнь, шило.

2. чаща, щавель.

3. чудо, щука

6 слайд:

- почему же мы разделили именно на такие группы, потому что тема нашего урока «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ». Цели урока:

- познакомиться с правописанием буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

- учиться применять правила;

- учиться находить и подчеркивать буквосочетания в словах.

7 слайд:

- Обратимся к новому правилу.

ЖИ и ШИ пиши с буквой И. ЧА и ЩА пиши с буквой А. ЧУ и ЩУ пиши с буквой У. Это правило вам нужно будет запомнить.

Прочитаем слова на жи и ши.

«кувшин, лужи, широта, стрижи, камыши, лыжи, шипы»

Запоминаем, что жи и ши пишу через И.

Теперь на ча и ща.

«чаща, тёща, встреча, пища, час, счастье, роща»

Запоминаем, что ча и ща пишу через А.

Теперь на чу и щу.

«чужак, чуткий, хочу, поищу, выращу, щурится, чулки»

Запоминаем, что чу и щу пишу через У.

8 слайд:

- Выполним 3 упражнение из учебника. Произнесем слова-названия предметов. На 1 изображении у нас ужи. Ужи пишем через и, потому что жи и ши пишется через И. На 2 изображении у нас шишка. Вспоминаем правило, что жи и ши пишется через и, значит слово шишка мы пишем через букву И. На 3 изображении у нас шина.. На 4 изображении у нас ежи. Тоже пишем через букву и. Почему? Потому что жи и ши пишу через И.

- Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Конечно, же звук И. Напишите слова-названия предметов в тетради и подчеркните новые буквосочетания. Подчеркиваем простой линией, карандашом.

Остановите видео и выполните задание.

- Проверяем. Сравните свою работу с эталоном. Я уверена, что вы выполнили всё правильно.

9 слайд:

- Поработаем устно. Перед вами слова с различными буквосочетаниями.

«чугун, дача, чищу, гуща, камыши, живот»

Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ и ШИ.

Это у нас слова – камыши и живот. Подчеркиваем словосочетания ШИ и ЖИ.

Теперь найдите слова с буквосочетаниями ЧА и ЩА.

Это у нас слова – дача и гуща. Подчеркиваем словосочетания ЧА и ЩА

Теперь найдите слова с буквосочетаниями ЧУ и ЩУ.

Это у нас слова чугун и чищу. Подчеркиваем словосочетания ЧУ и ЩУ

10 слайд:

- Теперь у нас физкультминутка. Её проводит крош из смешариков. Повторяйте движения за ним.

11 слайд:

Выполним задание.

Найди лишнее слово в строчке.

В строчке у нас 3 слова. Какое- то одно слово в строчке лишнее.

вершина - лужа - тишина

- душистый - ландыши - весна

- шиповник - мячик - зашипит

- пушистый - котик - шина

Вершина, лужа, тишина. Подумайте, какое из этих трёх слов лишнее.

Лишним у нас будет слово «лужа». Почему? Потому что в словах вершина и тишина есть буквосочетания «ши».

Душистый, ландыши, весна. Какое слово лишнее?

Лишним у нас будет слово «весна». Почему? Потому что в словах душистый и ландыши есть буквосочетания «ши».

Шиповник, мячик, зашипит. Какое слово лишнее? Думаем, рассуждаем.

Лишнее слово – мячик.

Пушистый, котик, шина. Подумайте, какое из этих трёх слов лишнее.

Лишним будет слово котик.

12 слайд:

Идем дальше.

- Перед нами вот такой интересный текст. Называется «Кто живет в часах?»

«Я знаю, что чайки живут в море.

Чабаны – в горах, чайники на –кухне, щуки – в реке, щавель – в огороде.

Черепахи живут в песке. А в чёрном чулане чёрное чудовище шипит.

Но вот кто живет в часах?

Кто же там тикает? Чудеса!»

В некоторых словах пропущены гласные. И нам нужно будет их вставить.

Мы вместе с вами разберем первую половину стихотворения, другую вы сделаете самостоятельно у себя в тетради.

Читаем.

«Я знаю, что ч__йки ж__вут в море. Ч__баны – в горах,ч__йники на –кухне, щ__ки – в реке, щ__вель – в огороде.»

Слово чайки. Какая гласная пропущена? Рассуждаем. Чайки. Ча-ща пишу с буквой А. Значит здесь пропущена гласная А. Следующее слово с пропущенной буквой – живут. Рассуждаю. Жи-ши пишу с буквой И. Значит надо писать И. Закончили первое предложение.

Начинаем разбирать второе предложение. Чабаны. Какая гласная пропущена? Рассуждаем. Ча-ща пишу с буквой А. Значит пишем А. Постоянно проговариваем правила, чтобы запомнить и не сделать ошибку. Слово «чайники». Ча –ща пиши с буквой А. Значит и мы пишем слово с буквой А. Щуки. Думаем, какую букву поставим у или ю. Вспоминаем, что чу – щу пишу с буквой У . Значит и я пишу букву У. Идем дальше. Слово щавель. Вспоминаем правило ча-ща пиши с буквой А. Значит и я пишу букву А.

Вот таким образом рассуждаем и выполняем вторую часть самостоятельно. Выписываем только те слова, в которых пропущены буквы. Остановите видео и выполните задание.

13 слайд:

На этом наш урок заканчивается. Подводим итог урока.

- На уроке мы с вами изучили буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Учились применять правила;

Учились находить и подчеркивать буквосочетания в словах.

Ответьте сами себе на такие вопросы. Я. Что сделал я? Я узнал на уроке. Что я узнал? Что , например, жи и ши пишется с буквой и. Я запомнил. Что вы запомнили? Я научился. Чему я научился? Я повторил. Я затрудняюсь. Ответьте на эти вопросы.

На этом наш урок закончен. Я с вами прощаюсь. Всем до свидания.