- Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшнее внеурочное занятие проведу у вас я. Меня зовут Дана Арсеновна. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и побываем в нескольких древних русских городах. -А как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие? Попробуйте отгадать загадку.
- Посмотрите, кто нас ждёт? Что за чудо – жёлтый дом Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) - Правильно это автобус. (Слайд 2) -Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце» -В каком значении употреблено словосочетание »золотое кольцо»? -Золотое Кольцо России –это один из самых популярных маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Москва, Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. (Слайд 5) -Хотите поближе познакомиться с этими городами?
-В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. (Слайд 8) – А кто-нибудь из вас был в Москве? - Какие впечатления? Что запомнилось? (Красная площадь, собор Василия Блаженного) -Давайте рассмотрим главные достопримечательности Москвы (Слайды 9-10) -Как вы понимаете значение «красная» площадь? -Собор Василия Блаженного также является «визитной карточкой» Москвы. Построен собор в 1555-1561гг. зодчими Бармой и Посником в честь победы над Казанским ханством. Перед строителями стояла задача – выстроить собор, состоящий из восьми церквей. Каждая церковь должна была символизировать день решающего боя за Казань. Храм Христа Спасителя, памятник Юрию Долгорукому. (Слайд 11) - Почему в Москве воздвигнут памятник Юрию Долгорукому? (Слайд 12) - Из Москвы мы отправляемся в город Сергиев Посад. - Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. Этот монастырь называется Троице- Сергиева лавра. Слово лавра означает главный, самый важный монастырь. (Слайд 13) Следующий город Переславль – Залесский. Этот город как и Москва, был основан Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры. (Слайд 14) Главный памятник города, его символ – собор Спаса Преображения. Это древнейшее здание. (Слайд 15) -Следующий город нашего путешествия Ростов. - Этот город один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города- Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей , колокола которых славятся своим мелодичным звоном. (Слайд 16-17) -Также в Ростове уже несколько столетий делают Финифть - красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. (Слайд 18) - За ним идет следующий город Углич. Город стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В городе много памятников старины. Знаменит Углич первой в стране электростанцией и часовым заводом, где собирают часы « Чайка».(Слайд 19) -Ребята, прежде чем отправиться в другой город немножко отдохнем. Давайте все дружно встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку. (На доске появляется видеоролик) - А сейчас все вместе сядем в наш автобус и поедем дальше. -Следующий город нашего путешествия Ярославль. Это самый крупный город Золотого кольца. Ярославль также расположен на берегу реки Волги. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Ярославль называют родиной русского театра. Именно здесь благодаря Федору Григорьевичу Волкову появился первый в России общедоступный театр. (Слайд 21) - Сейчас мы посетим Кострому. Кострома была основана в 1152 году Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар. Если посмотреть на план города, можно заметить, что его улицы расположены в виде веера. Согласно легенде, когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. (Слайд 23) - Следующий город нашего путешествия Плес. Свое название город получил от речного плеса, т.е. широкой части реки между двумя изгибами. Плес- город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. В городе есть музей И.И.Левитана.(Слайд 24) - А теперь, мы побываем в Суздале. Суздаль- всемирно известный город музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева- церкви, избы, мельница и др. (Слайд 25) - Из Суздаля мы отправляемся во Владимир. Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Город основал князь Владимир Мономах. Владимир состоит на берегу реки Клязьмы. Сохранился в городе замечательный памятник старины- Золотые ворота. (Слайд 26) -Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Москве. (Слайд 27)
- А вот и Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. (Слайд 28) - Из Владимира мы вернулись в Москву, закончилось наше путешествие по Золотому кольцу России. (Слайд 29)
-Давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на занятии. Разгадайте кроссворд:  Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс) Музей деревянного зодчества. (Суздаль) В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир) Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич) Главный, важный монастырь. (Лавра) Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть) Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов) Игра «Соедини линиями» С именами каких великих людей связаны названия городов? 
«Анаграммы» Задача игроков: переставить буквы в словах так, чтобы получилось название города «Золотого кольца». За правильный ответ ученик получает смайлик. ПЕС+Л=(ПЛЕС); ИЛ+ЧУГ=(УГЛИЧ); СТО+РОВ=(РОСТОВ); ИЛ+ВАР+МИД=(ВЛАДИМИР); СОЛЬ+ВАЛ+ЯР=(ЯРОСЛАВЛЬ); МАК+ТОРОС=(КОСТРОМА).
- Итак, на протяжении всего урока мы работали – путешествовали. -Понравилось ли вам путешествовать? - Что нового вы узнали? - Что больше всего вам понравилось у нас на занятии? -Сегодня мы с вами отлично попутешествовали и, наверное, кому-то из вас понравилось, и захотелось побывать в одном городе, кому-то в другом. Для этого существует одна традиция: когда человек хочет вернуться в какое-то место, он бросает монету в воду, в реку или море и верит, что обязательно вернётся. Так и мы с вами бросим монетки. На столе стоят 9 стаканов, по числу городов Золотого кольца. На них написано название города. Если вам захотелось вернуться в этот город, непременно бросьте в этот стакан монетку. -Молодцы ребята, всем спасибо, я благодарю вас всех, за то, что вы сегодня были внимательными и активными.. |