Данная презентация для второго года обучения, управляема учителем по своему усмотрению. С анимацией. Время для работы с ней на целый урок. Детям презентации более понятны, т.к. с анимацией и видно, куда ходят фигуры. На основе методички, учебника и рабочей тетради, 2-ой год обучения.
Просмотр содержимого документа
«Шахматы. 2 класс. Урок 11. Тактический приём ловля фигуры»
Урок № 11.
Тактический приём
«ловля фигуры»
Ловля фигуры — тактический приём, при котором максимально ограничивается подвижность одной из фигур.
Тактический приём «ловля фигуры»
может привести к тому, что пойманная фигура будет:
• «съедена» ;
• ограничена в подвижности.
Задание 1
Диаграмма 1.
Рассмотрите дебютную ловушку, иллюстрирующую тактический приём «ловля фигуры».
1. е4 е5
2. Kf3 Кс6
3. Сb5 а6
4. Са4 d6
5. d4 b5
6. СbЗ K:d4
7. K:d4 ed
8. Ф:d4? c5
9. Фd5 Ce6
10. Фc6+ Cd7
Диаграмма 1.
Сделав ходы 11. Фd5 c4!, чёрные пешки не оставили ни одного хода белому слону.
12. C:c4—bС
13. Ф:с4.
Лучшее, что могли сделать белые в этой ситуации, - разменять
слона на две пешки чёрных.
Основные способы ловли фигуры:
• ограничение при помощи своих фигур подвижности фигуры партнёра с последующим нападением на неё и выигрышем;
• выключение фигуры из игры — фигура партнёра вынуждена отойти на край доски;
• завлечение фигуры партнёра в свой лагерь с дальнейшим ограничением её подвижности.
Диаграмма 2.
На диаграмме 2 показана ловля фигуры способом выключения её из игры.
Белопольный слон белых был вынужден отойти на край доски, и теперь белым понадобится много ходов, чтобы их слон заиграл снова.
Диаграмма 3.
На диаграмме показано завлечение фигуры партнёра в свой лагерь.
Белые ходом 1. К:а7 «съели» пешку чёрных.
Однако они не учли, что чёрные специально отдали крайнюю пешку, чтобы ходом 1. ...с6 поймать белого коня.
Таким образом, чёрные, пожертвовав пешку, ограничили коня белых.
После этого план чёрных прост: подойти к белому коню королём и «съесть» его.
Труднее всего поймать ферзя, так как ферзь — фигура, у которой больше всего ходов на шахматной доске.
Рабочая тетрадь,
Диаграмма 1.
стр. 27.
Рассмотрите диаграмму. Придумайте, как поймать фигуру партнёра.
Диаграмма 1.
Решение диаграммы
1. ...g6
Конь белых теряется.
Рабочая тетрадь,
стр. 27.
Диаграмма 2.
Рассмотрите диаграмму. Придумайте, как поймать фигуру партнёра.
Диаграмма 2.
Решение диаграммы
1. bЗ
Слон чёрных теряется.
Рабочая тетрадь,
стр. 27.
Диаграмма 3.
Рассмотрите диаграмму. Придумайте, как поймать фигуру партнёра.
Диаграмма 3.
Решение диаграммы
1. КсЗ
Чёрные
остаются без ферзя.
Рабочая тетрадь,
стр. 27.
Диаграмма 4.
Рассмотрите диаграмму. Придумайте, как поймать фигуру партнёра.
Диаграмма 4.
Решение диаграммы
1. ...Ке5 или Кg5
Белые
остаются
без качества.
МОЛОДЦЫ!
Дома доделать то,
что могли не успеть в классе.
Ряд 1.
Ряд 3.
Ряд 2.
Ряд 1.
Ряд 3.
Ряд 2.