СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Урок 3. Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация для второго года обучения, управляема учителем по своему усмотрению. С анимацией. Время для работы с ней хватает на целый урок. Детям нравятся презентации, они более им более понятны, т.к. с анимацией и видно, куда ходят фигуры. На основе методички, учебника и рабочей тетради, 2-ой год обучения.

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Урок 3. Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)»

Урок № 3. Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

Урок № 3.

Нападение в шахматной партии.

Шах и защита от него.

Рокировка (повторение).

 Что такое НАПАДЕНИЕ? Нападение в шахматной партии — ход фигуры, при котором она создаёт угрозу побить фигуру партнёра или совершить неравноценный размен. Какой последний ход сделали белые? Конём Что это за ход? Кс3 Да, это нападение на Фd5 Было ли нападение?

Что такое НАПАДЕНИЕ?

Нападение в шахматной партии — ход фигуры, при котором она создаёт угрозу побить фигуру партнёра или совершить неравноценный размен.

Какой последний ход сделали белые?

Конём

Что это за ход?

Кс3

Да, это нападение на Фd5

Было ли нападение?

Размен.   Дать определение РАЗМЕН В ШАХМАТАХ. Размен  в шахматах — это серия взятий, в результате которых с доски исчезают фигуры разного цвета. Какой бывает размен?

Размен. Дать определение РАЗМЕН В ШАХМАТАХ.

Размен в шахматах — это серия взятий,

в результате которых с доски исчезают фигуры разного цвета.

Какой бывает размен?

Равноценный размен. Равноценный размен — размен, происходящий на шахматной доске, при котором фигура игрока меняется на такую же фигуру партнёра или несколько фигур, в общей сложности такой же ценности. Примеры равноценного размена: партнёры разменяли ферзя на ферзя или ферзя на две ладьи; коня на слона, коня на три пешки.

Равноценный размен.

Равноценный размен — размен, происходящий на шахматной доске, при котором фигура игрока меняется на такую же фигуру партнёра или несколько фигур, в общей сложности такой же ценности.

Примеры равноценного размена: партнёры разменяли ферзя на ферзя или ферзя на две ладьи; коня на слона, коня на три пешки.

Неравноценный размен.  Неравноценный размен — когда игрок меняет свою фигуру на одну или несколько фигур партнёра, в общей сложности меньшей ценности.  Примеры неравноценного размена: партнёры разменяли ферзя на ладью; ладью на коня; слона на две пешки.

Неравноценный размен.

Неравноценный размен — когда игрок меняет свою фигуру на одну или несколько фигур партнёра,

в общей сложности меньшей ценности.

Примеры неравноценного размена:

партнёры разменяли ферзя на ладью;

ладью на коня; слона на две пешки.

Учебник, стр. 22, задание 1. Диаграмма 3. Рассмотрите диаграмму 3 и определите, в каких позициях партнёр напал на твою фигуру, а в каких нет. Объясните своё решение. напал на .

Учебник, стр. 22, задание 1.

Диаграмма 3.

Рассмотрите диаграмму 3 и определите, в каких позициях партнёр напал на твою фигуру, а в каких нет. Объясните своё решение.

напал на .

Учебник, стр. 22, задание 1. Диаграмма 4. Рассмотрите диаграмму 3 и определите, в каких позициях партнёр напал на твою фигуру, а в каких нет. Объясните своё решение. и напали на .

Учебник, стр. 22, задание 1.

Диаграмма 4.

Рассмотрите диаграмму 3 и определите, в каких позициях партнёр напал на твою фигуру, а в каких нет. Объясните своё решение.

и напали на .

Учебник, стр. 22, задание 2. Ответь на вопросы и поработай с диаграммой. 1. Что такое шах? 2. Какие существуют способы защиты от шаха? В позиции, показанной на диаграмме 5, найди все способы защиты от шаха.

Учебник, стр. 22, задание 2.

Ответь на вопросы

и поработай с диаграммой.

1. Что такое шах?

2. Какие существуют способы защиты от шаха?

В позиции, показанной на диаграмме 5, найди все способы защиты от шаха.

Учебник, стр. 24, задание 3. Рассмотри диаграмму 6.  Подумайте, как напасть на фигуру партнёра, выделенную цветом. Выберите лучший ход и объясните своё решение. Чёрные могут напасть на ладью четырьмя способами: 1 ) 1 . ...Ле6 2. Л:е6 К:е6 3. Кре6 - ничья; 2) 1. Лd4 2. Л:d4 Kpd4 - равноценный размен, ладью поменяли на ладью; 3) 1. ...Кb5 2. Ле6, что ведёт к размену ладей и ничьей. 4) Лучший ход - 1. ...Ке8+— конь чёрных напал на ладью и поставил шах чёрному королю.

Учебник, стр. 24, задание 3.

Рассмотри диаграмму 6.

Подумайте, как напасть на фигуру партнёра, выделенную цветом. Выберите лучший ход и объясните своё решение.

Чёрные могут напасть на ладью четырьмя способами:

1 ) 1 . ...Ле6 2. Л:е6 К:е6 3. Кре6 - ничья;

2) 1. Лd4 2. Л:d4 Kpd4 - равноценный размен, ладью поменяли на ладью;

3) 1. ...Кb5 2. Ле6, что ведёт к размену ладей и ничьей.

4) Лучший ход - 1. ...Ке8+— конь чёрных напал на ладью и поставил шах чёрному королю.

Учебник, стр. 24, задание 3. Рассмотри диаграмму 7.  Подумай, как напасть на фигуру партнёра, выделенную цветом. Выбери лучший ход и объясни своё решение. Чёрный ферзь уже нападает на белую пешку h2, но её защищает король; лучший ход - 1. ...Cd6.

Учебник, стр. 24, задание 3.

Рассмотри диаграмму 7.

Подумай, как напасть на фигуру партнёра, выделенную цветом. Выбери лучший ход и объясни своё решение.

Чёрный ферзь уже нападает на белую пешку h2, но её защищает король; лучший ход - 1. ...Cd6.

Оставлять короля под шахом нельзя! Есть три способа защиты от шаха: 1. Отойти из-под шаха королём. 2. Защититься от шаха своей фигурой. 3. «Съесть» фигуру, которая нападает на короля.

Оставлять короля

под шахом

нельзя!

Есть три способа защиты от шаха:

1. Отойти из-под шаха королём.

2. Защититься от шаха своей фигурой.

3. «Съесть» фигуру,

которая нападает на короля.

Учебник, стр. 25, задание 4. Вспомни, какой ход в шахматах называют рокировкой.  Рокировка — это одновременный ход короля и ладьи, при котором король движется через одно поле по направлению к ладье, а ладья перепрыгивает через короля и становится рядом.

Учебник, стр. 25, задание 4.

Вспомни, какой ход в шахматах называют рокировкой.

Рокировка — это одновременный ход короля и ладьи, при котором король движется через одно поле по направлению к ладье, а ладья перепрыгивает через короля и становится рядом.

Рассмотрите позицию на диаграмме 8. Возможны ли здесь рокировки. Если да, то у кого и какие. Белые могут сделать только короткую рокировку. Чёрные не могут сделать рокировку.

Рассмотрите позицию на диаграмме 8.

Возможны ли здесь рокировки. Если да, то у кого и какие.

Белые могут сделать только короткую рокировку.

Чёрные не могут сделать рокировку.

Рабочая тетрадь, стр. 9, задание 1. Диаграмма 1.  Рассмотрите диаграмму . Найдите фигуру, на которую напал партнёр, обведите её в кружок, а название запишите под диаграммой. Лh6 Чёрный король напал на

Рабочая тетрадь, стр. 9, задание 1.

Диаграмма 1.

Рассмотрите диаграмму . Найдите фигуру, на которую напал партнёр, обведите её в кружок, а название запишите под диаграммой.

Лh6

Чёрный король напал на

Рабочая тетрадь, стр. 9, задание 1. Диаграмма 2.  Рассмотрите диаграмму . Найдите фигуру, на которую напал партнёр, обведите её в кружок, а название запишите под диаграммой. Лс6 Белые напали на

Рабочая тетрадь, стр. 9, задание 1.

Диаграмма 2.

Рассмотрите диаграмму . Найдите фигуру, на которую напал партнёр, обведите её в кружок, а название запишите под диаграммой.

Лс6

Белые напали на

Рабочая тетрадь, стр. 9, задание 1. Диаграмма 3.  Рассмотрите диаграмму . Найдите фигуру, на которую напал партнёр, обведите её в кружок, а название запишите под диаграммой. Ла8 Ле8 Белые напали на

Рабочая тетрадь, стр. 9, задание 1.

Диаграмма 3.

Рассмотрите диаграмму . Найдите фигуру, на которую напал партнёр, обведите её в кружок, а название запишите под диаграммой.

Ла8

Ле8

Белые напали на

Рабочая тетрадь, стр. 9, задание 1. Диаграмма 4.  Рассмотрите диаграмму . Найдите фигуру, на которую напал партнёр, обведите её в кружок, а название запишите под диаграммой. Се5 Белые напали на

Рабочая тетрадь, стр. 9, задание 1.

Диаграмма 4.

Рассмотрите диаграмму . Найдите фигуру, на которую напал партнёр, обведите её в кружок, а название запишите под диаграммой.

Се5

Белые напали на

Рабочая тетрадь, стр. 11, задание 2. Диаграмма 5.  Рассмотрите диаграмму и решите, как напасть на фигуру партнёра. Выберите лучший ход и запиши его. Ке4 +

Рабочая тетрадь, стр. 11, задание 2.

Диаграмма 5.

Рассмотрите диаграмму и решите, как напасть

на фигуру партнёра.

Выберите лучший ход и запиши его.

Ке4 +

Рабочая тетрадь, стр. 11, задание 2. Диаграмма 6.  Рассмотрите диаграмму и решите, как напасть на фигуру партнёра. Выберите лучший ход и запиши его. Лаd2

Рабочая тетрадь, стр. 11, задание 2.

Диаграмма 6.

Рассмотрите диаграмму и решите, как напасть

на фигуру партнёра.

Выберите лучший ход и запиши его.

Лаd2

 Эмануэль Ласкер , второй чемпион мира по шахматам, родился 24 декабря 1868 г. в прусском городе Берлинхене (ныне Польша). Получив звание чемпиона мира в 1894 г., Ласкер сохранял его на протяжении 27 лет.  Эмануэль Ласкер написал несколько учебников по шахматам, самый известный из которых — «Учебник шахматной игры. Э. Ласкер опубликовал ряд научных статей по математике и защитил докторскую диссертацию.

Эмануэль Ласкер , второй чемпион мира по шахматам, родился 24 декабря 1868 г. в прусском городе Берлинхене (ныне Польша). Получив звание чемпиона мира в 1894 г., Ласкер сохранял его на протяжении 27 лет.

Эмануэль Ласкер написал несколько

учебников по шахматам, самый известный из которых — «Учебник шахматной игры. Э. Ласкер опубликовал ряд научных статей по математике и защитил докторскую диссертацию.

МОЛОДЦЫ! Дома доделать то, что могли не успеть в классе.

МОЛОДЦЫ!

Дома доделать то,

что могли не успеть в классе.