Просмотр содержимого документа
«2 класс. Урок 9. Тактический приём «двойной удар»»
Урок № 9.
Тактический приём
«двойной удар»
Двойной удар — одновременное нападение на две и более фигуры.
Двойной удар, который шахматист осуществляет конём,
называется коневой вилкой,
пешкой — пешечной вилкой.
Посмотрим,
как осуществляется
пешечная вилка.
На диаграмме 1 белая пешка е4 напала одновременно на две фигуры чёрных.
Одна из чёрных фигур сможет уйти из-под удара следующим ходом, но вторая будет «съедена» пешкой.
ЗАДАНИЕ 1
Рассмотрите диаграмму 3 и выиграйте фигуру, используя пешечную вилку.
1. ...f5!
Чёрная пешка одновременно нападает на две белые фигуры - короля g4 и ладью е4.
ЗАДАНИЕ 1
Рассмотрите диаграмму 4 и выиграйте фигуру, используя пешечную вилку.
1. ...d5.
Чёрная пешка одновременно нападает на две белые фигуры - коня е4 и короля с4.
Посмотрим,
как осуществляется
коневая вилка.
На диаграмме 5 ходом
1. ...Кg4 чёрные нападают сразу на две фигуры белых: короля и ферзя.
Белые вынуждены отойти королём из-под шаха 2. …Крg 1.
И чёрные «съедают»
белого ферзя ходом 2. ...K:f2.
ЗАДАНИЕ 2
Рассмотрите диаграмму 6 и выиграйте фигуру, используя
коневую вилку.
1 . Ке6!
Белый конь одновременно нападает на короля f8, ладью d8 и слона с7 чёрных.
ЗАДАНИЕ 2
Рассмотрите диаграмму 7 и выиграйте фигуру, используя коневую вилку.
1 . ...Ке4!
Чёрный конь одновременно нападает на ладью f2
и слона с5 белых.
ЗАДАНИЕ 3
Рассмотрите диаграмму 8
и скажите, какие фигуры нанесли двойной удар.
Белая ладья на с5 одновременно нападает на две лёгкие фигуры чёрных - коня на с2 и слона на с7; одна из лёгких фигур теряется.
ЗАДАНИЕ 3
Рассмотрите диаграмму 9 и скажите, какие фигуры нанесли двойной удар.
Чёрный ферзь на а5 поставил шах белому королю е1 и одновременно напал на слона g5.
Белые защищаются от шаха,
но их слон теряется.
ЗАДАНИЕ 3
Рассмотрите диаграмму 10 и скажите, какие фигуры нанесли двойной удар.
Белый слон на d4 одновременно нападает на ладью b2 и ладью е5 чёрных; чёрные проигрывают качество.
Диаграмма 1
Рабочая тетрадь,
стр.21, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 1. Используя приём «двойной удар», выиграйте фигуру.
1. ...Се5.
Диаграмма 2
Рабочая тетрадь,
стр.21, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 2. Используя приём «двойной удар», выиграйте фигуру.
1 . ...Кс5.
Диаграмма 3
Рабочая тетрадь,
стр.21, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 3. Используя приём «двойной удар», выиграйте фигуру.
1 . ...е3.
Диаграмма 4
Рабочая тетрадь,
стр.21, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 4. Используя приём «двойной удар», выиграйте фигуру.
1 . Лd6, Фd4 или Кe5.
МОЛОДЦЫ!
Дома доделать то,
что могли не успеть в классе.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Диаграмма 10